«Отбившиеся от рук» склады

Генеральный директор компании AXELOT Алексей Тимашов о том, какие объекты стоит роботизировать и чем автоматизация по-русски отличается от европейской



Российский рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 году вырастет в 7 раз – до 626,6 млрд рублей, следует из доклада Высшей школы экономики «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия». Это позволит увеличить производительность труда в среднем на 20%.

При этом уже по итогам 2021 года спрос на автоматизацию складской и транспортной логистики в России увеличится более чем на 30%, добавил генеральный директор компании-экосистемы автоматизации логистики AXELOT Алексей Тимашов. И в перспективе ближайших трех лет показатель продолжит расти в среднем на 15-20% год к году.

Драйверами автоматизации станут увеличение издержек на фонд оплаты труда (ФОТ), на аренду складских площадей, на владение грузовым транспортом, а также сокращение срока окупаемости проектов по автоматизации, отмечает собеседник «Логируса».

С Алексеем Тимашовым «Логирус» обсудил не только «цифровые тренды» уходящего 2021 года, но и выяснил:

    • • Как сократить сроки окупаемости решений по автоматизации?

    • • Чем логистов не устраивают «коробочные решения»?

    • • Как понять, когда без TMS-системы возить себе дороже?

    • • И чем отличаются запросы российских компаний от европейских?

Закат эры «ручной логистики»

– В 2021 году заметно выросла стоимость складской логистики. На это повлияли такие факторы, как удорожание складской аренды на 20-30%, подорожание упаковочных материалов и паллет в два раза, по данным «Национальной конфедерации упаковщиков». Как вышеобозначенные тренды уходящего года повлияли на рынок автоматизации в России?
– Мы отмечаем повышенный спрос на автоматизацию складской логистики. По итогам 2020 года доля новых клиентов выросла на 40%. В 2021 году темпы немного сократились. Но с учетом того, что рынок складской логистики достаточно устоявшийся, даже консервативный, подобная динамика – очень высокая.

Причины взрывного роста спроса я бы не стал связывать напрямую с пандемией. Скорее, с ее последствиями. Во-первых, рынок столкнулся с дефицитом линейного персонала. По нашим данным, сейчас этот показатель составляет порядка 30% для Московского региона. В отдаленных регионах, например, на Дальнем Востоке, кадровая ситуация еще тяжелее.

Следствием дефицита стало повышение оплаты труда работников. По оценкам наших клиентов, ФОТ за последние полтора года вырос в среднем на 50-80%. В связи с этим себестоимость складской логистики увеличилась и вопрос оптимизации издержек для бизнеса «встал в полный рост». Кроме того, дефицит квалифицированных кадров подталкивает заказчиков передать часть функций от людей к системам, которые не устают и не ошибаются, если задача четко запрограммирована.

«Рост издержек на ФОТ и дефицит квалифицированных кадров подталкивает заказчиков передать часть функций от людей к системам, которые не устают и не ошибаются, если задача четко запрограммирована»

Во-вторых, после первого локдауна, когда были закрыты торговые центры, рестораны, в сегмент e-commerce стали приходить новые игроки из офлайна, усиливается тренд на омниканальность ретейла. Эти игроки также активно формируют спрос на автоматизированные решения, которые позволяют обрабатывать большие объемы входящих заказов.

Третий фактор – это усиление регулирующего воздействия на рынок со стороны государственных органов: инициативы по распространению обязательной маркировки на новые товарные категории. В 2021 году список пополнился кожаной одеждой, блузками, женской и мужской верхней одеждой (куртки, пальто, ветровки, анораки, плащи), постельным, столовым и кухонным бельем, мороженым и сырами, ювелирными изделиями и отдельными видами молочной продукции. Это существенный драйвер. Так как для учета и обработки маркированной продукции бизнесу необходимы автоматизированные решения.

Все эти тренды актуальны и для автоматизации транспортной логистики.

– Поясните, пожалуйста, как перечисленные Вами факторы скорректировали запросы на автоматизацию склада?
– Отвечая на Ваш вопрос, я бы выделил два основных тренда.

Первый – это желание клиента получить комплексное решение «под ключ» от одного исполнителя. От проектирования будущего склада до управления отдельными бизнес-процессами. Клиентам нужен набор готовых решений с возможностью «ручной донастройки» под их персональные запросы, чтобы максимизировать отдачу от автоматизации. Именно поэтому AXELOT превратился из поставщика IT-решений в экосистему, предлагающую специализированные решения, которые дают клиентам возможность эффективно развивать логистику и бизнес в целом: логистический консалтинг, техника и оборудование для склада, передовые ИТ-решения. Главная цель комплексной системы – «эффективная логистика».

Второй тренд – все больше игроков стремятся создать максимально «безлюдный склад». Такой запрос, например, мы получили от одного из наших клиентов, достаточно крупного холдинга по производству упаковочной тары. Производство они максимально роботизировали еще до пандемии, а в 2021 году решили взяться за склады.

Первое, что мы им предложили – точно просчитать, какой именно склад они хотят получить в итоге с точки зрения технологий и себестоимости грузообработки. Таких просчетов наши специалисты сделали несколько. Это позволило наглядно, продемонстрировать заказчику, как выбор технологических решений отразится на себестоимости обработке единицы груза. Затем мы займемся проектированием и созданием склада, включая поставку необходимого оборудования и его установку.

– О том, какие запросы к системам управления складами формирует бизнес, мы уже обсудили. Насколько они совпадают с видением разработчиков софта и AXELOT, в частности?
– На мой взгляд, ключевая задача WMS-систем – это снижение себестоимости обработки одной единицы груза. Плюс выполнение установленных KPI и требований контрольно-надзорных органов. Это то, на что мы ориентируемся, формируя свою долгосрочную стратегию развития.

– В каких направлениях больше всего растет спрос на системы автоматизации логистики?
– Если говорить про наиболее динамично растущие клиентские сегменты, то это сельхозпроизводители и пищевая промышленность, а также оптовая и розничная торговля. Последние сейчас активно трансформируются, многие идут в том числе и в е-commerce.

«Наиболее динамично растущие клиентские сегменты, с точки зрения спроса на системы автоматизации – это сельхозпроизводители и пищевая промышленность, а также оптовая и розничная торговля»

Курс складской экономии

– AXELOT известен как создатель автоматизированных систем управления складом и решений для транспортной логистики. Однако в 2020 году Вы запустили два новых направления бизнеса: консалтинг и поставки оборудования, техники для складов. Чем было продиктовано подобное решение?
– Мы развиваемся и растем вслед за рынком. Продолжаем строить экосистему, позволяющую в максимально сжатые сроки реализовать самые современные концепции и идеи, которая сможет закрыть все потребности клиентов в части выстраивания эффективной логистики.

На данный момент экосистема AXELOT состоит из трех направлений.

Первое – это цифровые решения для складской и транспортной логистики. Решения AXELOT WOS X5, AXELOT WMS X5 и AXELOT WMS E5 закрывают потребности в автоматизации складов любого уровня, в том числе и комплексов с высокой степенью роботизации логистики и интенсивности операций. AXELOT TMS X4 – это система для комплексной автоматизации процессов управления транспортом и перевозками. В то время как AXELOT TOS позволяет управлять контейнерными и портовыми терминалами.

Второе направление – это комплектация склада под ключ, включая роботизированное оборудование.

Третье направление – консалтинг. AXELOT: CONSULT решает такие задачи как технологическое проектирование склада, аудит логистики, разработка KPI и системы стимулирования персонала, авторский надзор за проектами технологического проектирования, выбор места строительства и постпроектное сопровождение.

При этом развитие нашей экосистемы еще не завершено. В планах запускать новые направления бизнеса, чтобы в итоге закрыть все потребности клиентов по формированию эффективных цепочек поставок. В том числе задачи по аутсорсингу персонала и управлению складскими комплексами.

– По Вашему опыту, на каком этапе развития склада клиенты понимают, что без WMS уже не обойтись?
– Единого критерия, на мой взгляд, не существует. Все очень индивидуально. Например, к нам однажды обратилась компания, которой двигало не столько желание оптимизировать издержки, сколько совершить качественный технологический прорыв в своем развитии. Другим важно повысить уровень исполнения клиентских KPI, точность и скорость операций. Третьи вынуждены автоматизировать свои объекты ради исполнения требований регуляторов об обязательной маркировке и «помарочном» учете. Четвертые говорят о том, что им не хватает достоверной информации для принятия управленческих решений, так как различные подразделения в своих отчетах предоставляют противоречивую информацию.

Поэтому на старте работы с заказчиком мы с ним вместе заполняем анкету, состоящую из 130 вопросов. Ответы на них позволяют проанализировать бизнес-процессы заказчика и порекомендовать ему то или иное технологическое решение. Так как многокомпонентные WMS-системы нужны не всем, специально для таких случаев мы разработали систему AXELOT WOS X5, которая помимо сбалансированного набора функциональности имеет еще и адаптированную методологию автоматизации именно такого класса складов, что позволяет добиваться максимальной бизнес-ценности в части управления складскими операциями при минимальных затратах времени и ресурсов.

– На какие этапы целесообразно разделить внедрение WMS-системы и почему? На что нужно обратить особое внимание?
– Наиболее проверенная и отлаженная для заказчика технология внедрения WMS-системы – каскадная. Она включает в себя разработку технического задания, настройку системы, испытания, обучение, аттестацию персонала и, наконец, запуск.

Это классическая методология, но не единственная. Например, для быстрорастущих компаний каскадная технология внедрения не подойдет. Так как у них часто и иногда кардинально меняются бизнес-процессы. Поэтому мы разработали технологию стандартного внедрения. Она также подразумевает разбивку на последовательные этапы, однако в ней применяется упрощенное документирование.

При этом при запуске WMS-систем мы обращаем отдельное внимание на сроки закупки оборудования. Чтобы оно пришло вовремя, заказ нужно делать заблаговременно с учетом возможных проблем, заторов в портах, на автомобильной или железнодорожной границе. В противном случае сроки внедрения WMS-системы будут нарушены. В нашей практике такое, к сожалению, случалось.

Сроки поставки складского оборудования в среднем выросли минимум до 4 месяцев из-за заторов в портах, на автомобильной или железнодорожной границе

– Каковы сейчас средние сроки поставки складского оборудования, необходимого для автоматизации?
– В лучшем случае речь идет о четырех месяцах. Мы стараемся решить эту проблему путем формирования запасов на своих складах. Но по всем позициям сделать этого, естественно, не можем.

Как мы видим ситуацию, это связано с ростом спроса на складское оборудование: терминалы сбора данных, принтеры, сканеры и так далее. На глобальном рынке, речь идет об увеличении сроков поставки примерно на 10%, по разным экспертным оценкам. Производители не были готовы к такому росту заказов. Плюс контейнерный кризис и разрыв глобальных цепей поставок. Отсюда и задержки.

Кроме того, к сожалению, российский рынок для основных мировых производителей не является премиальным. И поставки в РФ планируются по остаточному принципу.

Риски «кастомизации»

– В 2021 году уже введена маркировка многих категорий молочной продукции, а также закончились отсрочки по товарным группам «обувь» и «духи и туалетная вода». С какими проблемами в автоматизации склада может столкнуться клиент при интеграции туда процесса маркировки и как их предупредить?
– Основная проблема даже не техническая. Многие компании до последнего не верили, что маркировка их коснется. В итоге такой подход может довести даже до потери бизнеса. Поэтому важно, чтобы компании заблаговременно начали подготовку к обязательной маркировке. Это предполагает пошаговое решение ряда задач.

Во-первых, поработайте с поставщиками. Добейтесь возможности работать с групповыми кодами упаковок в доверительном режиме. Это предполагает получение полномочий на доступ к ресурсам, расположенным на другом домене.

Во-вторых, пересчитайте размеры технологических зон на складе. Выделите в удобных местах зоны для переборки упаковок, палет. В-третьих, принимайте активное участие в мероприятиях отраслей-первопроходцев и интеграторов, рассказывающих о проблематике данных переходов. И, наконец, не пытайтесь перекроить имеющуюся ERP-систему. Потребуется детализация до учета конкретной штуки с полным набором аналитики, что может стать фатальным для архитектуры большинства подобных систем.

– Кому подойдет «коробочное» решение, а в каком случае нужна WMS-система под запросы конкретного бизнеса?
– Сейчас основное желание заказчика – получить WMS-систему, которую не надо дорабатывать. Бизнес понял, какие риски несут решения, которые требуют существенной «кастомизации». Поэтому компании стремятся закрыть потребности продуктом, который можно легко настроить под себя.

В 2021 году мы реализовали достаточно много проектов, где не делали «кастомизации» вообще. Это позволило заказчикам на 20% ускорить внедрение WMS-систем, сэкономить бюджеты и пройти этап внедрения с минимальными сложностями.

Если говорить про наши продукты на логистической платформе AXELOT X, имеющей значительные возможности параметризации, то «коробочный» функционал покрывает до 80-90% требований любого клиента. И так как оставшееся практически никогда не бывает в области ключевых процессов, «коробки» должно быть достаточно для того, чтобы запуститься и уже на работающей системе принимать решение о том, стоит ли сохранить эти 10-20% требований в плане работ по развитию.

«Сейчас основное желание заказчика – получить WMS-систему, которую не надо дорабатывать. Это позволяет заказчикам на 20% ускорить внедрение и сэкономить бюджеты»

– По данным PitchBook, в 2020 году объем венчурных инвестиций в автоматизацию складов вырос на 50%, а объемы мирового рынка складской робототехники достигнут $6,8 млрд к 2025 году. А насколько, по вашим оценкам, вырос спрос на роботизированные склады на российском рынке за последние 3 года? Чтобы сдерживает их развитие, а что способствует ему?
– Проекты по роботизации российских складов, скорее, штучные и далеко не всегда экономически эффективные, так как немногие готовы инвестировать в программы со сроком окупаемости более 10 лет. Что и являлось сдерживающим фактором для развития подобных решений на рынке РФ.

Однако дефицит и рост стоимости линейного персонала подтолкнул бизнес к более детальному просчету проектов по роботизации. И, по нашим прогнозам, в 2022-2023 годах можно ожидать их массового запуска. Это произошло в том числе и за счет сокращения сроков окупаемости до 5-7 лет. Этому способствовал ряд причин. Первая – увеличение расходов на оплату труда линейного персонала. Вторая – освоение «роботизированных технологий» все большим количеством поставщиков, в том числе китайскими. В следствие этого размер первоначальных инвестиций уменьшился. Третья – появление компетенций по монтажу и сопровождению сложного оборудования внутри России. Это существенно дешевле, чем привлекать зарубежных специалистов.

Наибольший интерес к проектам по роботизации складов проявляют производственные компании. Так как они обладают собственными пощадами, а не арендованными. Кроме того, на одной площадке обычно производится ограниченный ассортимент продукции, можно прогнозировать механизм обработки и хранения этих SKU, что делает проекты понятными и окупаемыми.

Что касается экономической эффективности, выгоднее роботизировать склады, работающие в круглосуточном режиме и имеющие маловариативные бизнес-процессы. Влияет на окупаемость проекта также стоимость электроэнергии, расположение склада и стоимость заемных средств для компании.

Реализацию проектов по роботизации «с нуля» курирует бизнес-направления AXELOT TECH. Проект включает в себя проработку технического задания, проектирование склада, поставку роботизированного оборудования, разработку KPI, выбор места строительства, запуск проекта и, при необходимости, постпроектное сопровождение.

Сейчас, например, у нас в работе крупный проект для российского мясоперерабатывающего комбината. Предстоит роботизация склада площадью почти 20 000 кв.м., инфраструктурные особенности – высота потолков 40 м. А именно необходимо оборудовать склад сортерами, конвейерами, роботами-укладчиками и другой техникой.

Со спросом наперегонки

– В начале нашего интервью Вы упоминали, что темпы роста спроса на решения по автоматизации складской логистики достигают 40% в год. Отмечается ли аналогичный рост и в транспортной логистике?
– Да, вы правы темпы роста спроса на TMS-системы «взрывные»: по итогам 2021 года количество проектов увеличилось почти в 2 раза. По нашему мнению, это связано с выходом бизнеса на рынок e-commerce, как следствие выросла частота внутригородской доставки, а также увеличились издержки.

Задачи, которые должна решать TMS-система – это снижение пробега транспортных средств, контроль за передвижением грузов, уменьшение затрат на персонал и сокращение себестоимости перевозки.

Кроме того, перевозчикам с автопарком более 50 транспортных средств важно решать задачи по управлению флотом: планировать ремонтные работы, контролировать амортизацию транспортных средств, утилизацию и так далее.

Весь вышеперечисленный функционал реализован в продукте AXELOT TMS X4. Система позволяет организовать обмен документами, в том числе и электронными транспортными накладными. Продукт дополняет тендерный портал для выбора перевозчиков и взаимодействия с ними. Также в ней можно организовать онлайн-мониторинг местоположения транспортных средств, их амортизацию и утилизацию.

Плюс мы постоянно добавляем в систему новые сервисы. Из последних, появился специальный модуль AXELOT SCAP. Это более продвинутый инструмент для решения задач оптимизации процессов в цепях поставок. В частности, в нем решена проблема «эффекта резкого роста временной сложности алгоритмов». Она характерна для систем автоматического планирования и проявляется следующим образом. Для решения той или иной задачи, программа последовательно перебирает все возможные варианты и комбинации. Таким образом, время, требуемое на поиск оптимального решения, увеличивается. Модуль AXELOT SCAP способен справиться с любой задачей планирования за считанные минуты. Это возможно за счет того, что мы в том числе использовали эвристические1 и различные алгоритмы распараллеливания вычислений2.

Их складские «нравы»

– В 2021 году компания вышла на европейский рынок: начал работу первый официальный партнер компании в Болгарии – STAXELOT. На каких продуктах планируете сделать акцент?
– По сути, европейский рынок для нас не новый. Мы уже реализовывали проекты автоматизации складов в Италии, Польше и Финляндии. А в 2021 году организовали отдельное предприятие для работы в Восточной Европе. На текущий момент оно сосредоточено на внедрении нашего флагманского продукта – системы управления складом AXELOT WMS X5. В дальнейшем мы планируем расширять как географию стран, так и линейку продуктов, которую будем там продвигать.

«Требования к скорости реализации проекта у российских заказчиков выше, чем у европейских. В РФ – это 3-6 месяцев, в Европе – 5-7 месяцев»

– Чем потребности российского бизнеса по автоматизации логистики отличаются от европейского?
– Российские технологии в целом немного обгоняют европейские. Например, в Европе нет ничего похожего на справочно-информационный интернет-портал «Госуслуги».

Второй момент – требования к скорости реализации проекта у российских заказчиков выше, чем у европейских. Нашим соотечественникам нужно сдать «еще вчера», поэтому чаще всего проекты по автоматизации реализуются за 3-6 месяцев. В европейских же странах срок в 5-7 месяцев считается совершенно нормальным.

Еще одна особенность: в России больше сопроводительной документации, которая требуется в проекте.

«Коробочка» для бизнеса

– Как изменится спрос на решения по автоматизации и роботизации в ближайшие три года в России?
– По нашим оценкам, речь может идти о росте спроса на 15-20% в год. Так как рынок в нашей стране еще не насыщен, и существует большой пул клиентов, которые только подходят к необходимости автоматизации.

При этом драйверы роста, скорее всего, останутся прежними. В их числе удорожание кадров, рост производительности, усиление регулирования рынка.

– Помимо выхода на новые рынки, какие задачи по развитию новых продуктов и сервисов ставит перед собой AXELOT?
– Наша компания инвестирует не менее 10% своей выручки в развитие как уже существующих, так и новых продуктов.

В 2022 году планируем выпуск еще как минимум двух новых продуктов. Первый – это система для небольших складов. Дело в том, что для них полноценная WMS избыточна с точки зрения функционала и слишком затратна. А, не для кого не секрет, что бизнес сейчас стремиться максимально сократить издержки. В ответ на эти запросы рынка мы и создали промежуточное решение, функционала которого с лихвой хватит для управления простым складом: либо небольшим до 200-300 квадратных метров, либо складом с малым количеством невариативных процессов, либо складом с количеством учитываемых активных SKU, измеряемых десятками. В данном решении нет сложных алгоритмов планирования, но оно позволяет вести учет, обработку и т.д. Еще одни плюс в том, что решение для небольших складов унифицировано с нашим флагманским продуктом AXELOT WMS Х5. Поэтому заказчик при необходимости может без лишних усилий и затрат перейти с одного продукта на другой.

Также мы работаем над новым поколением AXELOT TMS X5. В новой TMS-системе мы предусмотрим мощный блок мультимодальных перевозок. Он включает в себя инструментарий визуального представления и описания цепи поставок, на котором будут базироваться все алгоритмы планирования. Также в новой TMS-системе предусмотрена расширенная вариативность по маршрутизации. Это означает, что оптимизация будет представлять из себя решение комбинаторных задач с выбором наилучших режимов перевозки и видов транспорта, удовлетворяющих заданным уровням сервиса. В первую очередь, речь о возможности решать задачу именно автоматического планирования подобных маршрутов и расчета затрат с учетом привлечения для осуществления перевозки множества партнеров с использованием правил INCOTERMS. До применения AXELOT SCAP это было недоступно. Эти два момента станут принципиальным отличиями нового продукта.

В долгосрочной перспективе планируем занять свою долю рынка в нише автоматизации управления цепочками поставок. Из крупных игроков в этой нише в России уже представлены крупные западные вендоры. Третий тренд – все больше компаний уже остается на постпроектном сопровождении. Это те компании, которые оказали ключевое влияние на формирование рынка «внедрения ERP-систем3». Однако, закрывая потребности в Supply Chain Management (SCM), решения этих вендоров избыточны с точки зрения функционала. И со временем они становятся все более неповоротливыми и зарегулированными.

Наш выбор ниши SCM в первую очередь продиктован тем, что именно здесь максимально проявится синергетический эффект от использования тех продуктов, которые уже есть в нашем портфеле. Наша цель – дать клиенту продукт, который можно максимально легко и быстро настроить под себя. Продукт, являющийся отечественной разработкой и учитывающий именно российские реалии.

Кроме того, мы планируем продолжить экспансию в новые страны Европы и Ближнего Востока.

– И в завершении нашей беседы, обозначьте пожалуйста, какие тренды будут задавать тон на российском рынке автоматизации логистики в 2022 году?
– Первый тренд – это запрос бизнеса на «коробочные решения» в области IT. Рынку нужны продукты, которые требуют минимальной «кастомизации» и могут быть легко настроены под бизнес-процессы компании. В этой связи от вендора требуется постоянный контроль качества архитектурных решений, которые должны поддерживать параметризацию. Это необходимо для того чтобы была удовлетворена самая насущная потребность в период быстрых изменений – максимально быстрое получение результата. Итоговое целеполагание для нас в том, чтобы наши системы перед запуском было возможно проверять только на корректность настройки, а не на работоспособность функционала в принципе.

Кроме того, вендорам необходимо организовать работающее взаимодействие между проектной и плановой разработкой, так как типовые релизы должны выпускаться с учетом текущих потребностей конечных клиентов. Не менее важны и инвестиции в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.

Второй тренд – это потребность заказчиков, чтобы вопросы интеграции с их системами брал на себя IT-партнер.

Третий тренд – все больше компаний останется на постпроектном сопровождении у поставщика программного продукта. Это связано с тем, что держать в штате собственных IT-специалистов под каждый проект более затратно, чем перед этот процесс на аутсорсинг. Например, проведем расчеты для трех транспортно-логистических комплексов, которые функционируют в круглосуточном режиме. Для их обслуживания компании потребуются два универсальных аналитика-разработчика на пятидневке с возможностью подключиться удаленно во внеурочное время, первая линия из пяти джуниор-программистов, работающих по сменному графику, а также один администратор серверного оборудования.

Стоимость специалистов по России варьируется очень сильно и в отдельных случаях предложение вендора может быть ниже стоимости «команды in-house» в 2-3 раза.

1Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

2Распараллеливание вычислений – это процесс адаптации алгоритмов, записанных в виде программ, для их эффективного исполнения на вычислительной системе параллельной архитектуры.

3Enterprise Resource Planning – это планирование ресурсов предприятия. Это системы и пакеты программного обеспечения, которые используются компаниями для управления повседневной деятельностью, такой как бухгалтерский учет, закупки и производство.

Тэги: автоматизация логистики, WMS-системы, TMS-системы, роботизация складов, инвестиции, прогнозы, аналитика, AXELOT
24.02.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх