Логистика без мистики
Разговор с директором по развитию RB logistics Андреем ДуранинымLR: Говорят, ваша фирма только что отметила день рождения?
– Да, нам 11 лет. Дата красивая и в определенном смысле круглая.
Как это – в определенном смысле?
– Десять лет постепенного развития, и теперь этот цикл завершен. Плюс еще один год, за который удалось очень многое изменить, потому что мы пересмотрели стратегию развития компании. Теперь уже видны результаты новой стратегии, нацеленной на расширение.
Даже так? Вы намерены расширяться?
– Почему намерены? Мы это и делаем, последовательно, из года в год. Объективно динамика RB logistics такая. На конец 2014-го у нас было 23 400 кв. м складских площадей, в 2015-м прибавилось 9 000 кв. м, следом ввели в строй еще 7 600 кв. м. Суммарная емкость уже около 60 000 палетомест, но это далеко не предел. Так что – да, растем.
А рынок-то сейчас ну очень непростой…
– Он простым никогда и не бывает. Он живет и меняется по своим законам, порой внезапно и круто, и мы обязаны анализировать изменения, оценивать – какие новые возможности для нас открываются. Точно так же на погоду и тем более климат жаловаться смешно, это данность.
И как, по-вашему, изменился климат на рынке логистических услуг?
– Рынок стал намного более требовательным к сервису, который ты готов предложить. Раньше логистический оператор мог выбирать себе клиентов. Мог сказать – знаете, вы нам не подходите, нам неинтересно – у вас маленькие объемы, не выстроена внутренняя корпоративная культура в плане обмена информацией и так далее. Сейчас клиент заявляет свои требования, иногда вполне обычные, иногда – уникальные, а оператор должен быть готов их принимать. И выстраивать свои действия под каждого клиента, чтобы оптимизировать его затраты. Оборудование, IT-инфраструктура, складские технологии, персонал – все просчитывается индивидуально. А поскольку RB logistics всегда с клиентами работала по таким правилам, нам сейчас проще: перестраиваться не надо.
Андрей, что важнее всего для ваших клиентов?
– Разрабатывая комплексную стратегию развития, мы проводили специальное исследование. И выяснили, например: при выборе склада одним из знаковых требований является местоположение. Если оператор расширяет географию складов, то он расширяет себе и пул возможных клиентов. Поэтому мы сейчас в разных направлениях от МКАД развиваемся. Были склады только на востоке, теперь появился юг, рассматриваем и другие направления.
Вы считаете, что главное – география?
– Нет, это второй или третий по значимости фактор. Главное - качество услуг и как следствие имидж компании. Но никакого «качества вообще» в природе не бывает. Клиент считает услуги качественными тогда, когда они полностью отвечают запросам его отдела продаж. Поэтому первым этапом в RB logistics всегда идет внимательное, я бы сказал, дотошное изучение потребностей клиента, только потом предлагаем один из наших складов или подбираем «на стороне».
Все индивидуально просчитывается под каждого клиента – учитывая оптимальный уровень обработки для него. При стабильно высокой точности, конечно.
Пример можете привести?
– Запуск совместного проекта с крупным интернет-магазином автозапчастей. Задача – обслуживание ассортимента до 60 000 наименований. Решением стал многоярусный мезонин, он занял 300 кв. м склада, но его 4 яруса дали клиенту 1 200 кв. м полезной площади. Срок доставки по Москве с прежних складов клиента доходил до 5 дней, а с нашего склада сейчас – 2 дня максимум. В 90% случаев доставляем уже на следующий день.
Вот как это выглядит в реальности, с показателями. Слева – как было у клиента раньше, справа – как реализовано у нас. Новые складские технологии заметно увеличили эффективность.
4 000 | М2 | 2 000 |
3 типа | ячейки | 8 типов |
4 | зоны склада | 8 |
до 92% | точность обработки | 99,97% |
Да, впечатляет… Итак, качество услуг определяется оборудованием?
– Ключевое слово в нашей стратегии развития – комплексная. И компания в целом, и отдельные проекты должны развиваться планомерно, в правильной последовательности. Каждое звено важно само по себе, однако без соседних звеньев работать не будет. Определили потребности – хорошо. Прописали операционные процедуры, рассчитали необходимое оборудование под них – отлично. Но дальше начинается самое интересное. Разработка и внедрение конкретных технологических решений, настройка WMS - системы управления складом.
Какие здесь подводные камни?
– WMS как таковая у нас работает, все отлажено. Вопрос в том, как и на каком уровне она интегрируется с клиентской системой ERP (планирования ресурсов предприятия). Самое простое – обмен файлами по электронной почте: от клиента информация по обработке заказов, от нас – отчеты заданного образца. Но эта простота на самом деле неэффективна для клиента, оперативность низкая, в общем, каменный век.
При более глубоком уровне интеграции обмен идет не через почту, а на уровне двух систем, нашей и клиентской. Сотрудник компании-клиента заходит в свою систему ERP и сразу видит остатки на нашем складе – без всяких дополнительных действий, в реальном времени. Проблема в том, что систем таких много (1C, SAP, Navision Axapta, Oracle, Microsoft Dynamics, Логос…) и они принципиально разные.
А что, работать вы можете не со всеми?
– Cо всеми. Это раньше рынок был рынком оператора, теперь ситуация диаметрально противоположная. Клиент просто говорит: у меня 1С, хочу под нее получать вот такие отчеты, вот в такой форме. И RB logistics это реализует в сжатые сроки. Наша WMS от фирмы InStock Technologies - реально очень гибкая, специально ее подбирали так, чтобы гарантировать индивидуальные настройки под любого клиента.
Исключений нет?
– Пока не встречали. Бывают клиентские системы, в которых трудно и дорого вносить изменения, там любой чих – это очень сложно. Но мы всегда идем навстречу, делаем необходимые доработки со своей стороны, и они получают полноценную информацию без дополнительных вложений у себя. Например, у «АкзоНобеля» стоит SAP – кто имел с ней дело, тот понимает все сложности. А наши айтишники четко организовали взаимодействие (интеграцию), отзывы клиента – самые благоприятные.
Хорошо, систему наладил – и спи-отдыхай?
– Если бы… Дальше – заезд клиента и старт операций. Как правило, клиент не хочет ждать, он хочет так: товар его лег на полки, на стеллажи, в ячейки хранения – и тут же все завертелось. Причем в полном объеме и лучше по качеству, чем там, где он просидел до этого три года, где все шишки давно набиты, люди знали каждую мелочь…
Кстати, вот в этот момент очень важны люди, конкретные исполнители. Если они неопытны, плохо обучены, дисциплина хромает, новые технологии не спасут. Так что стабильно высокий уровень персонала мы считаем одним из своих ключевых достоинств.
Значит, с запуском проблем не бывает?
– Переезд сам по себе - только первый шаг. Главное дальше: выйти на показатели качества обработки, нужные клиенту. Если все просто (паллета на входе – паллета на выходе), то 1-2 недель достаточно. А бывает, что у клиента сложные и товар, и обработка: мелкоячеистое хранение, штучный подбор заказов при большом ассортименте. Тогда согласованный срок может составить 2-3 месяца. Но эти сроки мы соблюдаем жестко, даже при максимальных сложностях.
Максимальные сложности – это что?
– Когда к тому, о чем я сейчас говорил, добавляется еще несколько факторов риска сразу. Например, клиент решил переехать в высокий сезон. К тому же не поэтапно, а полностью. И к тому же - в условиях форс-мажора, когда времени у него объективно нет… Понятно, что ситуации бывают разные, бывает и не до плавных переходов. Но в любом случае, если действовать рационально, комплексно и последовательно, степень риска для продаж клиента минимальна.
Ваш рецепт идеального решения?
– Если клиент все просчитал и понял, что не хочет вкладываться в свою логистическую структуру, вариантов у него два. Первый: прийти к оператору на готовые площади. Второй: арендовать склад самому и пригласить оператора. Сейчас, по сути, формируется рынок нового вида услуг – управление складом клиента.
Проблема здесь в том, что клиенту самому выбрать оптимальный склад – не так просто, как кажется. Мало знать характеристики своего товара, надо еще четко представлять варианты складского оборудования, технологии обработки заказов, тут десятки нюансов.
То есть надо, как минимум, выбирать склад совместно с оператором.
– Да, конечно. Мы детально проясним потребности клиента: объемы, ассортимент, требования к обработке и еще много параметров. Затем определим под конкретные потребности тип оборудования, примерную схему операций, требования к персоналу. И только потом подберем склад, отвечающий всем этим «кто-что-сколько-когда-как», при более выгодных условиях аренды.
Иначе неизбежно закладываются проблемы, которые потом решать очень трудно.
Если вообще возможно…
– Вот именно. Бывает же – человек построил дом, в общем, большой и хороший. А жена говорит, лужайка не там, где надо, в итоге к мангалу очень удобно ходить через цветник (что все и делают после третьей). Ну и так далее. То есть он не продумал, кто и что конкретно будет в этом доме делать. Места много, а жить неудобно. Со складом, снятым «из общих соображений», может выйти та же история.
У нас есть отработанная схема сбора информации о клиенте и его задачах. Эта работа может занять не один день, однако в итоге и у нас, и у клиента будет ясное понимание – что, как и почему мы будем делать для нормальной логистики. Он будет точно знать, почему выбран тот или иной склад, как формируется цена, какие у него возможности для роста и развития.
Ясность и еще раз ясность?
– В современной логистике – никакой мистики, никаких чудес, все очень рационально. Только детальный анализ, трезвый расчет и внимание к потребностям клиента. Ключевые понятия для нас - прозрачность и открытость, готовность к сотрудничеству на любой стадии. Все желающие могут убедиться.
Материал предоставлен компанией RB logistics
Тэги: Андрей Дуранин, RB logistics, ответственное хранение
31.05.2016
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров