«Специализация необходима, иначе большая транспортная компания «убьет» тебя тарифами»

Хаким Ибрагимов, генеральный директор RTA о том, какие первые уроки преподал коронакризис логистической отрасли



По данным Росстата, в марте грузооборот по всем видам транспорта в России упал на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом самое серьезное падение в отчетном периоде было зафиксировано именно в сегменте автомобильных грузоперевозок – на 11,3% до 20,7 млрд т·км.

Не стала исключением и Retail Transport Agency (RTA). Несмотря на то, что транспортно-логистическая компания занимается перевозкой грузов с температурным режимом (алкоголь, фарма и продукты питания), спад коснулся и ее. В апреле он составил 30%, в мае ожидается еще большее падение.

Но не только компания уже успела «познакомиться» с коронавирусом, но и генеральный директор компании Хаким Ибрагимов ощутил «все возможности» COVID-2019 лично. Три недели он провел в больнице в состоянии средней тяжести с диагнозом COVID-2019.

Почему RTA пришлось распрощаться с мерами господдержки? Какие сложности могут возникнуть при переходе на «удаленку»? Насколько туго придется «затянуть пояса», чтобы сократить убытки в период пандемии? Какие уроки коронакризиса логистическое сообщество должно запомнить наизусть? И, наконец, каким станет отечественный рынок перевозки грузов с температурным режимом после выхода из карантина? Об этом и поговорим.

А видеоверсию интервью «Короной об голову» вы можете посмотреть на нашем канале в YouTube.

Коронавирус: спасибо, что живой

Можно сказать, что диагноз «коронавирус» отодвинул управление RTA на целый месяц. Пока болели, как были организованы бизнес-процессы управления компанией?
Я 13 лет уже являюсь руководителем Retail Transport Agency. В компании работает около 100 человек. И бизнес-процессы построены так, что генеральному директору не обязательно контролировать все, всегда и каждого сотрудника. Есть для этого руководители определенных направлений, есть отчеты. Вот представьте, что я уехал в отпуск не на 2 недели, а на 3. Но, процессы никак от этого не пострадали.

Тем не менее, у многих компаний сейчас значительно упал объем, перестроились бизнес-процессы. Не значит ли это, что отсутствие генерального директора при управлении компанией может быть чревато еще большими проблемами?
При температуре 39ºС сил почти не было, поэтому недели полторы я был выключен из процесса полностью. Но перед госпитализацией дал указания главному бухгалтеру, и тому, кто должен был меня заменять из числа топ-менеджеров, что нужно делать в случае моей недееспособности. А если бы меня подключили на ИВЛ, то я бы выключился вообще из жизни недели на 2-3, если бы я выжил. Поэтому, компания должна была функционировать без генерального директора.

«При температуре 39ºС сил почти не было, поэтому недели полторы я был выключен из процесса полностью»

«Удалёнка»: сохранить или удалить?

Как вы контролируете бизнес-процессы на «удалёнке», как отслеживаете, что все специалисты компании продуктивно работают в данный момент?
Я не сторонник досконального контроля своих сотрудников. Считаю, что, если ты вынужден контролировать и «стоять над душой» работника, значит, ошибся ты при его наборе. И здесь уже не важно, «на удаленке» происходит работа или в офисе.

Задача транспортно-логистической компании – это непрерывное оказание услуг к своим клиентам. Могу сказать, что за этот период, с начала режима повышенной готовности, я провел всего пять онлайн-планерок. Потому что есть выстроенные процессы, есть определённые показатели, которые каждый должен исполнять.

Какой вы видите дальнейшую судьбу «удаленки» в RTA? Оставите ли кого-нибудь на работе в этом формате?
В любой транспортной компании есть менеджер, который сопровождает клиента. Он не только «закрывает» машину, а также обрабатывает документы и следит за выставлением счетов. Как это делать удаленно? Честно говоря, абсолютно неудобно. Считаю, что в транспортно-логистической компании максимум, кого можно перевести на «удаленку»: юристы или HR-специалисты и те, кто занимается документооборотом. Все остальные должны работать в едином процессе и лично взаимодействовать. В общем, когда все закончится, никакой «удаленки» в нашей компании не будет.

Статистика провала

– По данным Росстата, в марте грузооборот по всем видам транспорта в России упал на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На сколько у RTA сократились объемы перевозок?
По итогам апреля спад составил примерно 30%, в мае мы прогнозируем еще больший спад – до 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июне рассчитываем, что спад составит тоже порядка 30%, несмотря на то, что режим ограничений во многих регионах постепенно снимается.

Наша компания организовывает перевозки примерно 5-6 видов продукции. Если на фармацевтике, на алкогольной продукции, на продуктах питания можно отметить даже рост поставок, то почти все процессы доставки одежды, обуви остановились. Fashion-ретейл, который приостановил свою деятельность, сейчас работает только с маркетплейсами, такими как Wildberries. Также сильно просел сегмент бытовой техники: примерно на 30-40%.

– Какие антикризисные меры вы планируете реализовать, чтобы компенсировать понесенные компанией убытки?
Мы не рассматриваем введение каких-то дополнительных сервисов, потому что, во-первых, рынок и так перенасыщен, на нем достаточно хороших игроков.

Поэтому, единственное, что мы ищем сейчас – это новые отрасли, с которыми можно работать. Одна из таких отраслей – рынок медицинских изделий. Мы возим фармацевтику, но именно в сегменте медизделий представлены не так хорошо.

И вообще могу сказать, что таким компаниям как мы, небольшим, малому бизнесу, обязательно иметь какую-то специализацию, в этом и заключается конкурентное преимущество. То есть невозможно возить все, тогда ты будешь не конкурентен. В любой момент придет крупная транспортная компания, она «убьет» тебя своими тарифами, даст лучшее предложение, и ты никому не будешь интересен.

«В любой момент придет крупная транспортная компания, она «убьет» тебя своими тарифами»


На самоизоляции люди много пили и лечились

Какие товары, помимо фармацевтики и продуктов питания показали рост в объеме доставок RTA?
Помимо «фармы», рост показала также алкогольная продукция – мы работаем с крупнейшими производителями алкоголя. То есть люди: мы с вами, находясь на самоизоляции, пили и лечились.

ОКВЭДом не вышли

Судя по открытым источникам, у вас основной ОКВЭД 2.29 «Вспомогательная и прочая деятельность, связанная с перевозками». Получается, вы не попадаете под меры государственной поддержки бизнеса?
Когда мы создавали компанию в 2007 году, никто и не задумывался, что ставить в основной ОКВЭД. И, на самом деле, ранее основным был ОКВЭД транспортного предприятия, так как у нас есть собственный автопарк.

Но в 2010-х годах налоговая переделывала документы, и присвоила нам этот ОКВЭД. И у нас, как у всех есть дополнительные ОКВЭДы, которые в том числе связаны с перевозками.

То есть мы классическая транспортная компания, у нас есть свой транспорт, есть свои водители. И мы не попадаем ни под одну меру поддержки. Более того, менять ОКВЭД – смысла сейчас никакого нет. Потому что меры поддержки транспортных компаний будут считаться только по ОКВЭДу на 1 апреля.

На днях в одном из чатов, где находятся руководители логистических компаний, я задал вопрос: «Коллеги, кто из вас попадает под меры поддержки, не считая 15% льготы на страховые взносы?». Так вот, из 10 человек – 9 не попадают.

«То есть мы классическая транспортная компания, у нас есть свой транспорт, есть свои водители»


Вынужденные меры

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля №439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества», арендодатели муниципальных площадок обязаны предоставить каникулы по денежным выплатам. В отношении коммерческой недвижимости, там есть лишь рекомендация по этому поводу. Как Retail Transport Agency решила вопрос с выплатами за офисную недвижимость?
Нам пошли на встречу арендодатели и предоставили скидку на оплату офисной площадки в размере 20%. Также удалось договориться о льготах по уплате стоянки.

– По данным Росстата за апрель, численность безработных в России составила около 4,3 млн человек. Расскажите на примере вашей компании, как изменился штат: кого вы отправили в отпуск за свой счет, сколько осталось сотрудников?
– В феврале в RTA работало 94 человека, а в апреле стало 95. Когда все это началось и объявили о режиме самоизоляции, мы поняли, что объемы доставки пошли вниз. Первое, что сделали, это перераспределили оплачиваемые отпуска в 2020 году. Мы договорились с сотрудниками, что они пойдут в оплачиваемые отпуска в период с апреля по июль. Это сделано для того, чтобы, когда все закончится, ближе к сентябрю, у нас не было сотрудников в отпусках, и компания эффективно работала. Второе – мы прекратили набор новых сотрудников, закрыли штат, но при этом никого не увольняли. Стоял вопрос: увольнять людей или сокращать расходы? Мы выбрали путь сокращения расходов. Также сократили заработную плату всему топ-менеджменту и убрали часть премиального фонда.

– То есть вы не сокращали зарплату рядовым сотрудникам?
– Мы отложили этот вопрос на май-июнь.

– Уже не хватает тех мер оптимизации, которые сделаны?
– Нет, не хватает. И я думаю, что многие компании с этим столкнулись. Но мы убеждены: лучше сократить часть расходов, нежели увольнять людей. Команду нужно максимально сохранить несмотря на то, что некоторые из них ничем не занимаются. Я рекомендую всем компаниям задуматься: что же будет в день после окончания пандемии. Нам всем придется с вами восстанавливать компании и для этого понадобятся люди.


«Нам всем придется восстанавливать компании и для этого понадобятся люди»

Затягиваем пояса

– Изменилась ли как-то система взаиморасчетов с клиентами? Пришлось ли уже столкнуться с проблемой неплатежей?
– Мы работаем в основном с международными компаниями. Клиентов из росссийского бизнеса у RTA крайне мало, сроки оплаты и так от 30 до 90 дней. Поэтому увеличивать сроки они уже не стали. И, в принципе, платят все достаточно дисциплинированно.

Я могу больше сказать. Сейчас наступает время, когда к нашим с вами заказчикам начинают стучаться компании, откровенно демпингующие, желающие во чтобы то ни стало получать загрузки. Ни к чему хорошему это не приведет.

– В какие сроки вы планируете выйти на докризисные объемы перевозок?
– В докризисный период, если брать январь, февраль и до середины марта, наша компания в день отгружала 120-130 машин ежедневно. Сейчас это 70-80 машин. Мы ожидаем, что к подобному объему мы вернемся весной следующего года. И это связано со многими факторами, в первую очередь с покупательской способностью. Люди будут меньше покупать и это очевидно. И даже заканчивающийся карантин не приведет к всплеску покупательской способности, будь то алкоголь или продукты питания, это первое. А второе, скорее всего, по оценкам, люди будут покупать дешевое, а дешевое возят с соответствующим качеством, зачастую.

«Поэтому до конца года нет абсолютно никаких оснований ожидать, что наш рынок восстановится»


Поэтому до конца года нет абсолютно никаких оснований ожидать, что наш рынок восстановится.

Вывод такой: долги, которые сейчас накопятся и все убытки, которые несут транспортные компании, не пройдут стороной.

Температура рынка логистики

– Как изменится рынок температурной логистики после выхода из пандемии?
– По сути, температурная логистика, как и все остальные наши сегменты российской логистики, будь там FTL или LTL изменится кардинально. Во-первых, грузов станет меньше.

Не исключаю, что в тендерах, которые будут проводить заказчики, стоит ожидать не совсем добросовестных поставщиков, которые будут демпинговать до последнего и рушить рынок. Также не исключаю, что возрастет стоимость обслуживания транспорта. Так, многие сервисные компании сейчас переходят на предоплату, чего не было раньше. То есть техосмотр машины и текущий ремонт уже невозможно сделать с отсрочкой в 2-3 недели.

Во-вторых, с рынка уйдет часть небольших игроков, а также сменятся владельцы крупных компаний.

«Выученные» уроки пандемии

– Какие уроки ваша компания извлекла из кризиса?
– Первое – нужно обязательно проанализировать бизнес-процессы, которые мы организовали во время пандемии: например, переход на «удаленку», обеспечение электронного документооборота. Важно быть готовым к подобным ситуациям. Второе – нужно больше переходить на электронный документооборот с клиентами с точки зрения счетов и УПД («универсальных передаточных документов). Это сокращает время. Третье – нужно расширять линейку своих клиентов, отраслей. Особенно это касается малого бизнеса. Например, те, кто возил только fashion сейчас не возят ничего. У компании должно быть какое-то конкурентное преимущество.

Также важно понимать, что в компании должна быть финансовая подушка безопасности и гибкие бизнес-процессы. Не нужно допускать большой лизинговой или долговой нагрузки. Важно, чтобы каждый неоплаченный счет не становился для вашей компании трагедией.

«И еще один урок – теперь можно ожидать чего угодно»

Ну, и, главное, необходимо работать с платежеспособными клиентами. И еще один урок – теперь можно ожидать чего угодно. И в нашей стране в том числе.

Люди – главный капитал

– Что бы вы пожелали коллегам в наше непростое время?
– Уважаемые друзья и коллеги. Первое – желаю вам не болеть.

Коллегам по бизнесу – первое: у кого ОКВЭД подходит – вы молодцы, у кого не подходит – получайте свои 15% страховых взносов и радуйтесь, что у вас есть хотя бы такая мера господдержки. Все это пройдет, нам с вами предстоит еще выходить из этого кризиса. Я вас очень прошу – не демпингуйте, не «убивайте» тарифы, потому что вы ничего этим не добьетесь. Давайте сделаем так, чтобы у нас была здоровая конкуренция.

Обращаюсь к небольшим транспортным компаниям, таким как мы. Я вам хочу порекомендовать использовать этот кризис как возможность и находить свое конкурентное преимущество.

И последнее. У вас есть штат сотрудников. Пусть это будет один человек, два, или сто, как у нас. Вот в такие моменты вы видите, насколько это ваша команда или не ваша. Цените людей, берегите их по возможности, и знайте, что генеральный директор или директор по транспорту, без своей команды, без коллектива – никто. Это всегда командная работа. Используйте такие моменты, чтобы со своим коллективом устанавливать нормальные отношения, потому что именно с ним вам придется восстанавливать ваш бизнес.

Тэги: Хаким Ибрагимов, Retail Transport Agency, транспортная логистика, мультитемпературные перевозки, коронавирус
27.05.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх