«Специализация необходима, иначе большая транспортная компания «убьет» тебя тарифами»
Хаким Ибрагимов, генеральный директор RTA о том, какие первые уроки преподал коронакризис логистической отрасли![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/gl_1.jpg)
По данным Росстата, в марте грузооборот по всем видам транспорта в России упал на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом самое серьезное падение в отчетном периоде было зафиксировано именно в сегменте автомобильных грузоперевозок – на 11,3% до 20,7 млрд т·км.
Не стала исключением и Retail Transport Agency (RTA). Несмотря на то, что транспортно-логистическая компания занимается перевозкой грузов с температурным режимом (алкоголь, фарма и продукты питания), спад коснулся и ее. В апреле он составил 30%, в мае ожидается еще большее падение.
Но не только компания уже успела «познакомиться» с коронавирусом, но и генеральный директор компании Хаким Ибрагимов ощутил «все возможности» COVID-2019 лично. Три недели он провел в больнице в состоянии средней тяжести с диагнозом COVID-2019.
Почему RTA пришлось распрощаться с мерами господдержки? Какие сложности могут возникнуть при переходе на «удаленку»? Насколько туго придется «затянуть пояса», чтобы сократить убытки в период пандемии? Какие уроки коронакризиса логистическое сообщество должно запомнить наизусть? И, наконец, каким станет отечественный рынок перевозки грузов с температурным режимом после выхода из карантина? Об этом и поговорим.
А видеоверсию интервью «Короной об голову» вы можете посмотреть на нашем канале в YouTube.
Коронавирус: спасибо, что живой
Можно сказать, что диагноз «коронавирус» отодвинул управление RTA на целый месяц. Пока болели, как были организованы бизнес-процессы управления компанией?Я 13 лет уже являюсь руководителем Retail Transport Agency. В компании работает около 100 человек. И бизнес-процессы построены так, что генеральному директору не обязательно контролировать все, всегда и каждого сотрудника. Есть для этого руководители определенных направлений, есть отчеты. Вот представьте, что я уехал в отпуск не на 2 недели, а на 3. Но, процессы никак от этого не пострадали.
Тем не менее, у многих компаний сейчас значительно упал объем, перестроились бизнес-процессы. Не значит ли это, что отсутствие генерального директора при управлении компанией может быть чревато еще большими проблемами?
При температуре 39ºС сил почти не было, поэтому недели полторы я был выключен из процесса полностью. Но перед госпитализацией дал указания главному бухгалтеру, и тому, кто должен был меня заменять из числа топ-менеджеров, что нужно делать в случае моей недееспособности. А если бы меня подключили на ИВЛ, то я бы выключился вообще из жизни недели на 2-3, если бы я выжил. Поэтому, компания должна была функционировать без генерального директора.
![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/bolnica.jpg)
«Удалёнка»: сохранить или удалить?
Как вы контролируете бизнес-процессы на «удалёнке», как отслеживаете, что все специалисты компании продуктивно работают в данный момент?Я не сторонник досконального контроля своих сотрудников. Считаю, что, если ты вынужден контролировать и «стоять над душой» работника, значит, ошибся ты при его наборе. И здесь уже не важно, «на удаленке» происходит работа или в офисе.
Задача транспортно-логистической компании – это непрерывное оказание услуг к своим клиентам. Могу сказать, что за этот период, с начала режима повышенной готовности, я провел всего пять онлайн-планерок. Потому что есть выстроенные процессы, есть определённые показатели, которые каждый должен исполнять.
Какой вы видите дальнейшую судьбу «удаленки» в RTA? Оставите ли кого-нибудь на работе в этом формате?
В любой транспортной компании есть менеджер, который сопровождает клиента. Он не только «закрывает» машину, а также обрабатывает документы и следит за выставлением счетов. Как это делать удаленно? Честно говоря, абсолютно неудобно. Считаю, что в транспортно-логистической компании максимум, кого можно перевести на «удаленку»: юристы или HR-специалисты и те, кто занимается документооборотом. Все остальные должны работать в едином процессе и лично взаимодействовать. В общем, когда все закончится, никакой «удаленки» в нашей компании не будет.
Статистика провала
– По данным Росстата, в марте грузооборот по всем видам транспорта в России упал на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На сколько у RTA сократились объемы перевозок?По итогам апреля спад составил примерно 30%, в мае мы прогнозируем еще больший спад – до 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июне рассчитываем, что спад составит тоже порядка 30%, несмотря на то, что режим ограничений во многих регионах постепенно снимается.
Наша компания организовывает перевозки примерно 5-6 видов продукции. Если на фармацевтике, на алкогольной продукции, на продуктах питания можно отметить даже рост поставок, то почти все процессы доставки одежды, обуви остановились. Fashion-ретейл, который приостановил свою деятельность, сейчас работает только с маркетплейсами, такими как Wildberries. Также сильно просел сегмент бытовой техники: примерно на 30-40%.
– Какие антикризисные меры вы планируете реализовать, чтобы компенсировать понесенные компанией убытки?
Мы не рассматриваем введение каких-то дополнительных сервисов, потому что, во-первых, рынок и так перенасыщен, на нем достаточно хороших игроков.
Поэтому, единственное, что мы ищем сейчас – это новые отрасли, с которыми можно работать. Одна из таких отраслей – рынок медицинских изделий. Мы возим фармацевтику, но именно в сегменте медизделий представлены не так хорошо.
И вообще могу сказать, что таким компаниям как мы, небольшим, малому бизнесу, обязательно иметь какую-то специализацию, в этом и заключается конкурентное преимущество. То есть невозможно возить все, тогда ты будешь не конкурентен. В любой момент придет крупная транспортная компания, она «убьет» тебя своими тарифами, даст лучшее предложение, и ты никому не будешь интересен.
![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/gas.jpg)
«В любой момент придет крупная транспортная компания, она «убьет» тебя своими тарифами»
На самоизоляции люди много пили и лечились
Какие товары, помимо фармацевтики и продуктов питания показали рост в объеме доставок RTA?Помимо «фармы», рост показала также алкогольная продукция – мы работаем с крупнейшими производителями алкоголя. То есть люди: мы с вами, находясь на самоизоляции, пили и лечились.
ОКВЭДом не вышли
Судя по открытым источникам, у вас основной ОКВЭД 2.29 «Вспомогательная и прочая деятельность, связанная с перевозками». Получается, вы не попадаете под меры государственной поддержки бизнеса?Когда мы создавали компанию в 2007 году, никто и не задумывался, что ставить в основной ОКВЭД. И, на самом деле, ранее основным был ОКВЭД транспортного предприятия, так как у нас есть собственный автопарк.
Но в 2010-х годах налоговая переделывала документы, и присвоила нам этот ОКВЭД. И у нас, как у всех есть дополнительные ОКВЭДы, которые в том числе связаны с перевозками.
То есть мы классическая транспортная компания, у нас есть свой транспорт, есть свои водители. И мы не попадаем ни под одну меру поддержки. Более того, менять ОКВЭД – смысла сейчас никакого нет. Потому что меры поддержки транспортных компаний будут считаться только по ОКВЭДу на 1 апреля.
На днях в одном из чатов, где находятся руководители логистических компаний, я задал вопрос: «Коллеги, кто из вас попадает под меры поддержки, не считая 15% льготы на страховые взносы?». Так вот, из 10 человек – 9 не попадают.
![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/golova.jpg)
«То есть мы классическая транспортная компания, у нас есть свой транспорт, есть свои водители»
Вынужденные меры
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля №439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества», арендодатели муниципальных площадок обязаны предоставить каникулы по денежным выплатам. В отношении коммерческой недвижимости, там есть лишь рекомендация по этому поводу. Как Retail Transport Agency решила вопрос с выплатами за офисную недвижимость?Нам пошли на встречу арендодатели и предоставили скидку на оплату офисной площадки в размере 20%. Также удалось договориться о льготах по уплате стоянки.
– По данным Росстата за апрель, численность безработных в России составила около 4,3 млн человек. Расскажите на примере вашей компании, как изменился штат: кого вы отправили в отпуск за свой счет, сколько осталось сотрудников?
– В феврале в RTA работало 94 человека, а в апреле стало 95. Когда все это началось и объявили о режиме самоизоляции, мы поняли, что объемы доставки пошли вниз. Первое, что сделали, это перераспределили оплачиваемые отпуска в 2020 году. Мы договорились с сотрудниками, что они пойдут в оплачиваемые отпуска в период с апреля по июль. Это сделано для того, чтобы, когда все закончится, ближе к сентябрю, у нас не было сотрудников в отпусках, и компания эффективно работала. Второе – мы прекратили набор новых сотрудников, закрыли штат, но при этом никого не увольняли. Стоял вопрос: увольнять людей или сокращать расходы? Мы выбрали путь сокращения расходов. Также сократили заработную плату всему топ-менеджменту и убрали часть премиального фонда.
– То есть вы не сокращали зарплату рядовым сотрудникам?
– Мы отложили этот вопрос на май-июнь.
– Уже не хватает тех мер оптимизации, которые сделаны?
– Нет, не хватает. И я думаю, что многие компании с этим столкнулись. Но мы убеждены: лучше сократить часть расходов, нежели увольнять людей. Команду нужно максимально сохранить несмотря на то, что некоторые из них ничем не занимаются. Я рекомендую всем компаниям задуматься: что же будет в день после окончания пандемии. Нам всем придется с вами восстанавливать компании и для этого понадобятся люди.
![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/dom.jpg)
Затягиваем пояса
– Изменилась ли как-то система взаиморасчетов с клиентами? Пришлось ли уже столкнуться с проблемой неплатежей?– Мы работаем в основном с международными компаниями. Клиентов из росссийского бизнеса у RTA крайне мало, сроки оплаты и так от 30 до 90 дней. Поэтому увеличивать сроки они уже не стали. И, в принципе, платят все достаточно дисциплинированно.
Я могу больше сказать. Сейчас наступает время, когда к нашим с вами заказчикам начинают стучаться компании, откровенно демпингующие, желающие во чтобы то ни стало получать загрузки. Ни к чему хорошему это не приведет.
– В какие сроки вы планируете выйти на докризисные объемы перевозок?
– В докризисный период, если брать январь, февраль и до середины марта, наша компания в день отгружала 120-130 машин ежедневно. Сейчас это 70-80 машин. Мы ожидаем, что к подобному объему мы вернемся весной следующего года. И это связано со многими факторами, в первую очередь с покупательской способностью. Люди будут меньше покупать и это очевидно. И даже заканчивающийся карантин не приведет к всплеску покупательской способности, будь то алкоголь или продукты питания, это первое. А второе, скорее всего, по оценкам, люди будут покупать дешевое, а дешевое возят с соответствующим качеством, зачастую.
![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/spros.png)
«Поэтому до конца года нет абсолютно никаких оснований ожидать, что наш рынок восстановится»
Поэтому до конца года нет абсолютно никаких оснований ожидать, что наш рынок восстановится.
Вывод такой: долги, которые сейчас накопятся и все убытки, которые несут транспортные компании, не пройдут стороной.
Температура рынка логистики
– Как изменится рынок температурной логистики после выхода из пандемии?– По сути, температурная логистика, как и все остальные наши сегменты российской логистики, будь там FTL или LTL изменится кардинально. Во-первых, грузов станет меньше.
Не исключаю, что в тендерах, которые будут проводить заказчики, стоит ожидать не совсем добросовестных поставщиков, которые будут демпинговать до последнего и рушить рынок. Также не исключаю, что возрастет стоимость обслуживания транспорта. Так, многие сервисные компании сейчас переходят на предоплату, чего не было раньше. То есть техосмотр машины и текущий ремонт уже невозможно сделать с отсрочкой в 2-3 недели.
Во-вторых, с рынка уйдет часть небольших игроков, а также сменятся владельцы крупных компаний.
«Выученные» уроки пандемии
– Какие уроки ваша компания извлекла из кризиса?– Первое – нужно обязательно проанализировать бизнес-процессы, которые мы организовали во время пандемии: например, переход на «удаленку», обеспечение электронного документооборота. Важно быть готовым к подобным ситуациям. Второе – нужно больше переходить на электронный документооборот с клиентами с точки зрения счетов и УПД («универсальных передаточных документов). Это сокращает время. Третье – нужно расширять линейку своих клиентов, отраслей. Особенно это касается малого бизнеса. Например, те, кто возил только fashion сейчас не возят ничего. У компании должно быть какое-то конкурентное преимущество.
Также важно понимать, что в компании должна быть финансовая подушка безопасности и гибкие бизнес-процессы. Не нужно допускать большой лизинговой или долговой нагрузки. Важно, чтобы каждый неоплаченный счет не становился для вашей компании трагедией.
![](/articles/articles_img/khorosho-_chto_vyzhili-_chto_zhe_budet_posle_okonchaniya_pandemii/granica.jpg)
Ну, и, главное, необходимо работать с платежеспособными клиентами. И еще один урок – теперь можно ожидать чего угодно. И в нашей стране в том числе.
Люди – главный капитал
– Что бы вы пожелали коллегам в наше непростое время?– Уважаемые друзья и коллеги. Первое – желаю вам не болеть.
Коллегам по бизнесу – первое: у кого ОКВЭД подходит – вы молодцы, у кого не подходит – получайте свои 15% страховых взносов и радуйтесь, что у вас есть хотя бы такая мера господдержки. Все это пройдет, нам с вами предстоит еще выходить из этого кризиса. Я вас очень прошу – не демпингуйте, не «убивайте» тарифы, потому что вы ничего этим не добьетесь. Давайте сделаем так, чтобы у нас была здоровая конкуренция.
Обращаюсь к небольшим транспортным компаниям, таким как мы. Я вам хочу порекомендовать использовать этот кризис как возможность и находить свое конкурентное преимущество.
И последнее. У вас есть штат сотрудников. Пусть это будет один человек, два, или сто, как у нас. Вот в такие моменты вы видите, насколько это ваша команда или не ваша. Цените людей, берегите их по возможности, и знайте, что генеральный директор или директор по транспорту, без своей команды, без коллектива – никто. Это всегда командная работа. Используйте такие моменты, чтобы со своим коллективом устанавливать нормальные отношения, потому что именно с ним вам придется восстанавливать ваш бизнес.
Тэги: Хаким Ибрагимов, Retail Transport Agency, транспортная логистика, мультитемпературные перевозки, коронавирус
27.05.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)