Деловая порядочность уйдет в прошлое

Сергей Шкарупа – о том, что ждет таможенных брокеров в скором будущем

Владислав Павлов Владислав Павлов
специальный корреспондент 

Деловая порядочность уйдет в прошлое

Генеральный директор ГК «САННА» Сергей ШкарупаБизнес таможенных представителей скоро и сильно изменится – тому «виной» экономическая ситуация в России и мире. Во всяком случае, так считает генеральный директор ГК «САННА» Сергей Шкарупа. Почему это должно произойти и какими именно будут изменения, он рассказал корреспонденту «Логируса».

– Итак, Сергей Петрович, что происходит на брокерском рынке сейчас и что будет происходить в ближайшем будущем?
– Российский рынок околотаможенных услуг медленно, но верно меняется в сторону обеления и в ближайшие два-три года претерпит еще большие изменения в этом направлении. Однако официальные таможенные представители из-за активного применения «серых» схем в России и особенно в остальных странах ТС пока что продолжат испытывать проблемы в конкуренции с «серыми» брокерами. Сегодня по «серым» схемам оформляется около 90% грузов, поступающих в Россию. Половина этих схем перешла в Казахстан и Белоруссию. Там борьба с ними начнется не ранее 2015 года: мешают противоречия экономических интересов стран ТС и различия в законах.

– Какими методами с ними можно эффективно бороться, на ваш взгляд?
– Дефицит бюджета вынуждает государство активизировать силовые, фискальные и таможенные службы России, поэтому к контролю импортных потоков и проверкам внешнеэкономической деятельности уже активно подключаются налоговые органы, валютный контроль и Следственный комитет России. В приоритетах последнего стоит борьба с фирмами-однодневками и оффшорными схемами, используемыми при ввозе импорта и при экспорте для уклонения от уплаты пошлин и налогов и вывода финансовых средств.

Казне уже не помогают даже агрессивные корректировки таможенной стоимости зарубежных товаров
Причины активизации этих структур понятны. Во-первых, поступления в бюджет государства от таможни, хотя и составляют более 55% его размера, но уже не обеспечивают государству необходимого притока денег. Во-вторых, не растет поток импорта, казне уже не помогают даже агрессивные корректировки таможенной стоимости зарубежных товаров. В-третьих, обязательства России при вступлении в ВТО заставляют снижать таможенную пошлину, соответственно, чтобы сохранить поток, повышается курс валют, но это ведет к росту цен и снижению объема импорта. В-четвертых, торговые сети, испытывая сильнейшую конкуренцию с интернет-торговлей, активно лоббируют ужесточение законов, введение пошлин и усиление проверок поставок импортных товаров, продаваемых через интернет-магазины. Большинство из них при ввозе импорта используют «серые» схемы и «дыры» в таможенном законодательстве при получении импорта частными лицами. Поэтому таможенные представители в своей борьбе с «серыми» брокерами неожиданно получили партнера не только со стороны государства, но и со стороны весомых участников рынка. Весомых, потому что ритейл является одним из крупных источников налоговых поступлений в федеральный бюджет и в бюджеты регионов. В такой ситуации, даже несмотря на неофициальную поддержку заинтересованными чиновниками «серых» схем, государство не оставит их в покое.

– Это означает, что у «белых» брокеров увеличится клиентская база?
– Не обязательно. Наибольший интерес к услугам лицензированных таможенных брокеров будет со стороны зарубежных компаний, как уже работающих с Россией, так и выходящих на наш рынок. Они предпочтут традиционно работать «в белую». Российские импортеры в зависимости от жесткости контроля и размеров рисков будут колебаться от «серой» растаможки к «белой» и обратно. Неважно, знакомы они с «серыми» таможенными схемами и их рисками или нет – бизнес привык пренебрегать последствиями ради быстрой выгоды.

– Значит, «серая» растаможка все-таки умрет не скоро?
– Я и не говорил, что это случится завтра, но «серым» брокерам будет все сложней. Контроль за внешнеторговыми поставками и импортными товарами, выпущенными в свободное обращение, теперь проводится не только при прохождении таможни, но и на посттаможенном пространстве в течение трех лет с момента ввоза продукции. То есть проверки устраиваются уже внутри российского рынка и пойдут по всем компаниям, прямо или косвенно связанным с оборотом и прохождением через них импортных товаров. Поэтому «серые» импортеры и фактические покупатели импорта, стоящие за их спиной, вместе со своими клиентами и потребителями, участвующими в их цепочках купли-продажи, будут испытывать проблемы.

«Серые» импортеры и фактические покупатели импорта, стоящие за их спиной, будут испытывать проблемы
Проблемы возникнут не только на границах и местах прохождения таможни, но и позже, в процессе обычной коммерческой деятельности внутри России, даже если товар таможню прошел гладко. Восстановить движение импортной продукции между юридическими лицами по банковским платежам для таможни, налоговой и силовиков, как и получить необходимую информацию о товаре от зарубежного производителя достаточно просто, вопрос заключается только во времени.

Кроме ужесточения и роста проверок «серый» брокерский бизнес будет испытывать и ценовую конкуренцию со своими коллегами. Чтобы сохранить привлекательность в стоимости своих услуг они вынуждены будут все больше и больше уходить в «черное» оформление, то есть в откровенную контрабанду, и тем самым, снижая таможенные платежи, увеличивать свои риски и риски клиентов.

– Хорошо, схемы схемами, но брокерский бизнес в целом ждет развитие или рецессия?
– Совершенно точно брокерский бизнес ждет ужесточение конкуренции и увеличение грузов с более сложным процессом оформления. Будут снижаться объемы закупаемых партий. Увеличится количество сборных грузов. Но число внешнеторговых поставок и участников ВЭД будет увеличиваться не только за счет снижения объемов закупаемых партий и появления новых зарубежных и российских игроков, но и за счет выхода более мелких российских компаний на зарубежные рынки.

Будет меняться и тактика бизнеса и компаний в сфере ВЭД. Сейчас надбавки к цене импортной продукции на пути к потребителю, пройдя через цепочки посредников, составляют до 200%. Поэтому все больше компаний пытаются самостоятельно начать заниматься внешнеторговой деятельностью и торговать непосредственно с зарубежными производителями и покупателями. Следовательно, услуги таможенных брокеров будут пользоваться нарастающим спросом. Особенно эти услуги будут востребованы в регионах, где местный бизнес еще пока закупает товары у традиционных импортеров-поставщиков из Москвы. 

С другой стороны, желание увеличить объемы продаж за счет освоения новых рынков толкает в Россию зарубежные компании из Европы, Китая и других стран Азии. Они тоже хотят избавиться от посредников. Полномасштабный выход их на наш рынок сдерживает только непонимание правил ведения бизнеса, запутанность и несоблюдение законов, отсутствие правовой защищенности, коррупция, общеизвестные проблемы с российской таможней и плохой бизнес-климат. Но прибыли в России достаточно высоки, чтобы толкать их к этому шагу. 

Неважно, знакомы импортеры с «серыми» таможенными схемами и их рисками или нет – бизнес привык пренебрегать последствиями ради быстрой выгоды
Нарастание импорта или экспорта (за счет роста курса доллара и евро) создает хорошие предпосылки для развития услуг таможенных брокеров. Поэтому очень важным становится их способность эффективно провести информационное продвижение не только на территории России, но и за рубежом, то есть донести информацию о себе напрямую своим потенциальным клиентам.

– Получается, чтобы стать успешным на рынке, брокеру достаточно будет просто приобрести известность?
– Конечно, нет. Рынок таможенных услуг в России среди брокеров достаточно быстро разделится по видам товаров и по сложности их оформления. Брокеры, которые освоят работу со сложными и многокодовыми сборными грузами, будут иметь значительное преимущество перед конкурентами, предлагающими стандартные услуги или оформляющими типовые одно-двухкодовые поставки.

Оформление стандартных грузов проще и легче, не требует особых знаний и квалификации декларантов. Поэтому этот сегмент будет максимально насыщен конкурирующими участниками и будет характеризоваться низкой маржинальностью и узкой специализацией брокеров на отдельных видах товаров. Основным преимуществом в этом секторе будут цена и скорость выпуска. 

Однако цена услуги имеет свой нижний предел, поэтому многие клиенты, стремясь максимально минимизировать свои расходы, будут постепенно переходить на самостоятельное оформление за своей печатью и нанимать в штат декларантов, в том числе и из рядов своего же брокера-подрядчика. Развитие этой тенденции будет зависеть от степени и желания самого импортера быть участником ВЭД, брать на себя ответственность перед таможенными органами, а также от соответствия рисков с экономией расходов. Брокерам, которые не захотят уходить из ниши оформления стандартных видов поставок, придется сосредоточиться на значительном повышении производительности своих сотрудников.

Сегмент стандартных грузов максимально насыщен конкурирующими участниками и будет характеризоваться низкой маржинальностью
Преимуществом для брокеров станет способность оформлять сложные грузы, требующие опыта и знаний не только таможни, но и специфики самих товаров, например, запчасти для машин, котлов и прочее. Выигрышными позициями для них окажутся способность оказывать дополнительные услуги и сервисы в таможенных вопросах и в оформлении, а также способность обеспечить комплекс услуг, например, в сочетании с доставкой, хранением, сертификацией, получением каких-либо решений и т. п. Это интересно для потребителей, и позволяет брокерам удерживать их около себя.

К примеру, в связи с уже упомянутыми проверками на посттаможенном пространстве и усилением контроля ввоза и таможенного оформления, хорошим потенциалом в доходах брокеров может стать услуга таможенного аудита поставок, правильности ввоза и оформления приобретаемой или уже приобретенной российскими компаниями импортной продукции. Она быстрее начнет использоваться иностранными игроками и крупными российскими компаниями и постепенно перейдет к компаниям малого и среднего бизнеса. Таможенный аудит позволит участникам рынка заранее закрыть «дыры» и подготовиться к внезапным или встречным проверкам, чтобы избежать проблем и обеспечить себе безопасность на 3 года, в течение которых могут произойти проверки.

– То есть привлекать клиентов нужно будет не столько ценой, сколько качеством и номенклатурой услуг?
– И тем, и другим. У таможенных брокеров, как и у экспедиторов, продолжится жесткая ценовая борьба за объемы и за клиентов. Роста потоков товаров и формирование новых не ожидается. Основные клиенты и их потоки, как и в логистических услугах, уже поделены. Единственное, что это может нарушить, – это цена, качество и изменения в таможне.

– Вы говорите о привлекательной цене услуги, ее высоком качестве и паблисити компании. Это конкурентные преимущества, известные со времен царя Гороха…
– Верно, но этого будет мало. Брокерам придется применять методы жесткой и нецивилизованной конкурентной борьбы, уже давно принятые на вооружение среди торговых компаний и других видов бизнеса. Активно начнут использоваться административные ресурсы и связи с таможенными, контролирующими, фискальными и силовыми структурами. Уйдут в прошлое понятие деловой порядочности и цивилизованной конкуренции. Станет общепринятым «черный» PR. Все это будет использоваться и «белыми», и «серыми» брокерами максимально, так как вопрос будет стоять о выживании в условиях сужающегося рынка.

Кроме этого, они начнут перекупать друг у друга сотрудников и прежде всего декларантов, преследуя две цели: получение квалифицированных специалистов, которых не так много, и переманивание вместе с ними клиентов, которых они же и оформляли. Это приведет к росту текучести и кадров, и клиентов, которые еще и сами по себе будут метаться между брокерами в поиске более низких цен.

Брокерам придется применять методы жесткой и нецивилизованной конкурентной борьбы
Декларанты, со своей стороны, будут пользоваться ситуацией, чтобы выбить себе увеличение заработной платы. Однако падающие вниз ставки на таможенные услуги, в том числе и у «серых» брокеров, и общее снижение объемов товарных потоков не позволят многим сдержать свои зарплатные обещания. Целью перекупки сотрудников станут не сотрудники лично, а приведенные ими клиенты. Новых сотрудников через два-три месяца можно сократить или уволить. Для перебежчиков ситуация с их ожиданиями будет аналогична ситуации на экспедиторском рынке региональных и международных перевозок. Но в отличие от экспедиторов кадровая война на рынке таможенных услуг станет одним из основных и действенных методов конкурентной борьбы, так как многое зависит от декларантов, работающих напрямую и с клиентом, и с таможней. 

Война будет наносить удар не только по наработанным брокером связям и отношениям с таможенным постом и с заказчиком, но и по внутренним технологиям в его работе, и по качеству обслуживания клиентов. Поэтому здесь многое будет зависеть от умения руководства и способности компаний выходить из сложившихся ситуаций. У «серых» брокеров ситуация с переманиванием сотрудников несколько иная. Тут один, в основном «главный» человек, держит в своих руках все связи с таможней и выплатами откатов. Поэтому его подчиненные и помощники обычно лишены возможности самостоятельной работы.

Лицензированным брокерам в кадровой войне будет и сложнее, и легче, чем «серым». При очередном разгроме силовыми органами «серых» брокеров отток сотрудников в «белый» сектор будет расти. Они знают таможенные правила, поэтому смогут быстрее адаптироваться к «белой» работе, чем новички, которых надо учить. Обратный поток маловероятен.

– Я слышал о сделках, в которых зарубежный поставщик берет доставку и растаможку на себя…
– Думаю, что поставки на условиях DDP, сейчас это около 2–3% от всего объема импорта, постепенно начнут расти. Они предполагают выполнение доставки и таможенного оформления силами и за счет зарубежного поставщика. Это обеспечит им более легкое продвижение и продажу своих товаров на территории России напрямую к потребителю, так как освободит российских покупателей от ведения ВЭД и всех её проблем, включая таможню. Поэтому немаловажным преимуществом будет способность таможенных брокеров выступить для российских и зарубежных участников рынка ВЭД-агентом, взяв на себя комплекс поставки и операции, связанные с проведением таможенных платежей и валютных расчетов по контрактам клиентов. Вполне вероятно, что некоторые таможенные представители возьмут на себя и роль «белых» импортеров. То есть станут ВЭД-операторами.

– Итак, вывод?
– Работы у брокеров будет много, но она сильно усложнится, и далеко не все с этими сложностями справятся. Выживут предприимчивые, умеющие идти вперед, профессиональные и беспринципные.

Тэги: Группа компаний «САННА», Сергей Шкарупа
21.02.2014

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх