Антикризисная логистика: кадры, шеринг и реэкспорт
Генеральный директор «КМ Глобал Групп» о новых перевалочных хабах для импорта, корректировке тарифов на курьерскую доставку и нервных срывах у логистовБуквально за два месяца из-за введения западных санкций были нарушены наработанные годами маршруты и логистические цепочки. Первым значимым ограничением стала блокировка воздушного авиасообщения с 38 странами мира, включая все государства ЕС. Вторым – приостановка работы ряда крупнейших морских линий. Третьим – запрет российским фурам въезжать на территорию ЕС, даже в целях транзита. Вместе с тем, импортно-экспортные операции в России продолжаются.
Поэтому главная задача сейчас – перестроить глобальные цепочки поставок: найти альтернативные маршруты, новых поставщиков и логистических партнеров за рубежом. Этим в том числе и занимается курьерская служба «КМ Глобал Групп», которая доставляет посылки и документы по России и за рубеж. Компания – один из крупнейших франчайзи холдинга «Курьер сервис экспресс.
За 15 лет работы на рынке генеральный директор и создатель «КМ Глобал Групп» Виктор Кутузов прошел вместе с логистическим бизнесом четыре кризисных этапа и главный вывод, который он сделал, - нужно держать сервис на уровне и не поддаваться панике.
В экспертном интервью «Логирусу» Виктор Кутузов рассказал:
- • Какие страны стали для России основными реэкспортными хабами?
- • Что загрузит российских логистов работой?
- • Каких ценовых сюрпризов ждать от курьерских компаний?
- • И что доводит логистов до нервных срывов?
«Широкие плечи» международной логистики
– Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций, обогнав Иран. С 22 февраля против Москвы ввели 2 778 новых санкций – почти столько же, сколько действовало до этого. Из-за действующих ограничений фактически Россия оказалась по определенным направлениям в транспортной блокаде. Как вам пришлось перестроить работу, чтобы международные грузоперевозки не остановились?– В моей практике это самый масштабный кризис. География нашего логистического бизнеса охватывает не только Россию и страны СНГ, но и дальнее зарубежье. Поэтому международные санкции коснулись нас напрямую.
Первым ударом стала блокировка воздушного авиасообщения. Вторым – уход крупнейших морских линий. Третьим – запрет фурам из России въезжать на территорию ЕС, даже с целью транзита. Вместе с тем, мы видим, что спрос российских компаний на международную логистику остался на прежнем высоком уровне. Поэтому приходится искать альтернативные маршруты и способы доставки в обход уже введенных санкций.
На сегодняшний день мы видим два наиболее эффективных варианта для доставки импортных грузов. Первый – транзитный. Он подразумевает перевалку грузов с европейских машин на российские в дружественных для нас странах. Это, в первую очередь, Армения и Казахстан. А уже оттуда грузы можно ввозить на территорию РФ. Минус этой модели – дополнительные финансовые издержки за счет плеча, возникшего из-за перегрузки в дружественных странах, а также увеличение транзитных сроков.
Но мы прилагаем все усилия, чтобы держать конкурентные тарифы, сроки и качество сервиса. Поясню. До 24 февраля мы самостоятельно осуществляли отправки по всему миру. Это позволяло контролировать процесс грузоперевозки на всем протяжении цепочки поставок за счет отлаженных внутренних систем коммуникации. В частности, мы осуществляли видеофиксацию всех операций с грузом в пути.
С появлением компаний-посредников в Армении и Казахстане наши внутренние системы обмена информацией потребовали доработки, чтобы мы могли оперативно взаимодействовать с новыми логистическими партнерами и контролировать сроки доставки а, главное, сохранность грузов.
Второй вариант ввоза – реэкспорт. В этой схеме мы выступаем в роли посредника, который связывает европейского поставщика с компанией, представленной на дружественной территории. Самые крупные на данный момент реэкспортные хабы – это ОАЭ, Казахстан и Турция.
– По оценкам Национального рейтингового агентства, объем денежных потерь российской транспортной отрасли из-за западных санкций может составить 25-40%, большая часть из которых придется на сегменты морских и воздушных перевозок. На ваш взгляд, насколько фатальными будут последствия санкций против РФ для российских транспортно-логистических компаний?
– Российский бизнес был глубоко интегрирован в международные логистические цепочки. Простой пример. Около 75% контейнеров, задействованных Россией в экспортно-импортных перевозках, принадлежали иностранным операторам. Речь идет о таких гигантах, как Maersk, MSC, CMA CGM, ONE LINE и так далее. Международные игроки ушли и сейчас вывозят свои контейнеры.
В результате, есть риск того, что в мае, когда глобальные морские линии завершат эвакуацию из России своих контейнеров, российским транспортно-логистическим компаниям не в чем будет перевозить грузы. Ситуация усугубляется еще и тем, что перенаправить часть объемов на авиа нет никакой возможности.
Еще одна проблема – стоимость международной перевозки выросла в несколько раз. В то время как малый и средний бизнес сильно финансово истощили «пандемийные» 2020-2021 годы. Как следствие, российские компании остро переживают рост тарифов на транспортные услуги. Поэтому сейчас главный вызов для нас – сдерживание цен.
Это возможно при внедрении CRM-систем для автоматизации отчетности и контроля. Однако времени на тестирование новых цифровых инструментов у бизнеса сейчас нет. Технологические новинки внедряются сходу, что неизбежно ведет к сбоям и, как следствие, снижению качества оказываемых логистических услуг. И это общерыночная проблема: процент утраты грузов и срывов сроков поставок вырос.
– Из-за удлинения цепочек поставок и появления фирм-посредников на сколько в среднем выросла стоимость услуг международной перевозки?
– Только себестоимость увеличилась в 2-3 раза. Большое влияние на ценовую политику имеют спекулятивные факторы. Плюс ко всему, российские компании пытаются закладывать в тариф все свои финансовые риски по максимуму. Например те, которые связаны с необходимостью расплачиваться за транспорт, взятый в лизинг у иностранных компаний, в валюте. На мой взгляд, это неправильно. Попытки переложить все свои издержки на клиентов неминуемо приведут к двум проблемам: росту тарифов при сильном падении качества оказываемых услуг.
Поэтому в любой ситуации экономической нестабильности главное сохранять «холодную голову», делать правильные расчеты и не впадать в панику. Иначе можно дойти до крайностей. Например, я знаю, что сейчас некоторые курьерские компании выясняют у клиентов, сколько те намерены сделать отправок за месяц. И только после этого выдают строго определенное количество конвертов для упаковки отправлений.
Логистика с европейским акцентом
– Чем отличается подход к выстраиванию цепей поставок в Европе и России?– Главное отличие логистики европейских или американских партнеров в том, что она точная, выверенная и максимально автоматизированная.
Прочувствовать разницу в подходах я смог благодаря тому, что более 2 лет курирую вопросы организации цепей поставок крупнейшего кабельного завода Чехии «Кабекс», который производит силовые кабели для торговых центров, метрополитена и оборонных предприятий.
Если кратко, то круг моих задач входят три основных момента. Первый – закупка по всему миру необходимых для производства комплектующих. Основные поставки организуем из Индии, Китая, стран ЕС и России.
Второй вопрос – подбор необходимой тары, которая гарантирует доставку кабельной продукции в целости и сохранности. Сложность заключается в том, что это грузы с одной стороны, крупногабаритные, а с другой – хрупкие.
И третье – выстраивание цепей поставок отходов производства для утилизации и получения от этого прибыли.
– Какой опыт, полученный в процессе сотрудничества с заводом «Кабекс», помогает в выстраивании бизнес-процессов в «КМ Глобал Групп»?
– Опыт, полученный от развития европейского проекта, помог отстроить систему международной логистики для «КМ Глобал Групп» с пониманием «внутренней кухни» ЕС. До этого компания занималась доставкой только по России. Я имею ввиду особенности осуществления расчетов, нюансы национальных законодательств, подбор оптимальных маршрутов, понимание специфики ведения переговоров с иностранными контрагентами. Все это позволило добиться высоких темпов роста направления международной логистики.
– Каков клиентский портфель «КМ Глобал Групп» на данный момент?
– «КМ Глобал Групп» работает в сегменте B2B. Он предполагает высокие стандарты обслуживания бизнеса в формате 24/7, требует гибких подходов в работе с заказчиком и включает выполнение нестандартных, а также мультимодальных перевозок, при которых на всех этапах доставки груза ответственность несет одна логистическая компания.
Наш фокус – доставка документов, посылок, а также крупногабаритных грузов для клиентов-юридических лиц. В отдельное направление входит доставка оборудования и компонентов для медицинских учреждений по всей России с соблюдением необходимого температурного режима.
У «КМ Глобал Групп» на данный момент более 300 постоянных партнеров в России и за ее пределами.
Голосование рублем
– Как кризис уже изменил или изменит клиентские запросы?– Склады российских ретейлеров стремительно пустеют. Все заняты экстренным поиском новых зарубежных поставщиков. Их, естественно, найдут. Например, текстильную продукцию, скорее всего, заместит Турция; сотовые телефоны и прочую электронику – Китай.
Но из-за снижения платежеспособности населения будет все больше импортироваться товаров сегмента «low cost». Чтобы доставка дешевых товаров была экономически целесообразной, необходим низкий тариф. И логистические компании, в борьбе за грузы, будут вынуждены демпинговать в том числе за счет существенного снижения качества услуг.
На этом фоне в выигрыше окажется та компания, которая сумеет удержать и тарифы, и уровень сервиса. На мой взгляд, для этого есть только один путь – внедрение новых цифровых решений. Та работа, которую логисты до недавнего времени делали вручную, в нынешних экономических реалиях не окупится точно.
– Какую цифровую трансформацию сейчас переживает «КМ Глобал Групп»?
– Для сдерживания роста тарифов нам потребовалось так наладить процесс доставки, чтобы при поступлении груза на склад, он тут же отправлялся дальше – к конечному заказчику. Для этого мы начали экстренно дорабатывать внутренние системы, попутно интегрируя в них наших новых логистических партнеров из Казахстана, Армении, Турции и других стран. В результате, это позволило за 1,5 месяца создать единое защищенное информационное пространство для оперативного мониторинга за местоположением груза и статусом его доставки. Система работает, но, естественно, требует доработки. Так как за столь короткий срок придумать и реализовать идеальный IT-продукт невозможно.
– Автоматизацию процессов вы запустили только сейчас или и до этого были успешные кейсы?
– Были, и не один. В «КМ Глобал Групп» мы максимально оптимизировали деятельность менеджеров, логистов и курьеров. Были интегрированы СRМ-системы учета, хранения и транспортировки отправлений, в том числе логистическая информационная система «КАРГО» от «1С-Архитектор бизнеса», разработанная на платформе «1С:Предприятие 8». Все это позволяет автоматизировать процесс доставки от первой до последней мили, максимально продуктивно выстраивать маршруты курьеров-экспедиторов.
Кроме того, несколько лет назад мы внедрили автозаполнение накладных, что позволило в разы сократить время на оформление массовой рассылки, например.
Кадровая стабилизация
– Какие тренды, на Ваш взгляд, в ближайший год будут развиваться на рынке внутрироссийской логистики?– Главный – это падение спроса в сегменте B2B. Уже в апреле компании стали делать меньше отправок. Потому что спрос на покупки снизился и сфокусировался только на продуктах питания и товарах народного потребления.
Кроме того, мы ждем, что стоимость курьерских услуг в ближайшее время скорректируется. И это станет переломным моментом для рынка. Так как в настоящий момент, на мой взгляд, тарифы перегреты. Для понимания: пеший курьер за доставку одного заказа из сети быстрого питания на расстояние 800 метров получает 380-400 рублей. Отсюда и зарплаты, которые достигали в моменты пикового спроса 100-120 тыс. рублей в Москве. Безусловно, это негативно отразилось на логистике в целом, вымывая кадры из других сегментов рынка.
Падение платежеспособности населения также приведет к тому, что на базе логистических компаний будут расти новые направления бизнеса. Например, шеринг товаров: прокат ноутбуков, телефонов и так далее. Думаю, что логистические компании найдут нишу в обслуживании подобного рода операций. На мой взгляд, это одно из самых интересных и перспективных направлений.
– С какими внутренними трудностями – финансовыми, организационными, кадровыми – столкнулись российские транспортно-логистические компании?
– Напомню, мы входим в холдинг «Курьер сервис экспресс», а он в свою очередь насчитывает более 180 собственных юридических лиц и еще столько же франчайзи. Все эти компании работают в единой CRM-системе и при необходимости задействуют друг друга в решении тех или иных логистических задач. В совокупности общий штат холдинга насчитывает более 4 500 сотрудников.
И одна из актуальных проблем – это забота о коллективе. Например, на одном из последних совещаний мы пришли к выводу, что необходимо перестраивать работу менеджерского отдела, которым стало психологически сложнее работать с клиентами.
Наши заказчики, как и мы сами, не были готовы к тому, что придется отточенную годами логистику переворачивать «с ног на голову» буквально за 2 недели. Экстренная перестройка бизнес-процессов привела к сбоям в сроках доставки. Особенно тяжело было в марте. Сейчас ситуация потихоньку стабилизируется, но негатива от клиентов было много.
Поэтому, помимо экстренной перестройки маршрутов, пришлось искать способы эмоционально стабилизировать коллектив. Успокаивать сотрудников, проводить для них психологические тренинги.
Сотрудникам в любой логистической компании сейчас работать непросто: правила, условия транспортировки меняются практически каждый день. И то, что раньше изучали годами, сейчас приходится усваивать за считанные часы, чтобы оказать качественный сервис корпоративным клиентам. А это также дополнительная нагрузка, к которой, конечно, не каждый сотрудник был готов.
– Что поможет привести рынок логистики в равновесие?
– Единственная реальная поддержка сейчас – это снятие с России транспортной блокады, чтобы отечественные компании снова получили доступ к глобальным логистическим маршрутам. Развитие в замкнутом цикле обречено на провал. Возможно, краткосрочный эффект роста даст более активное транспортное сообщение с Китаем. Но повторюсь, без полноценной работы с международным логистическим пространством, российский рынок «увянет».
Также важно инвестировать в развитие, иначе нас ждет путь в никуда.
Работа над ошибками
– Расскажите, пожалуйста, о том, почему выбрали логистику и как пришли к концепции «КМ Глобал Групп»?– Мой путь в логистике начался в 2012 году. До открытия франшизы «Курьер Сервис Экспресс», занимался развитием доставки в рамках подразделений агентства «Вэртас». Это одна из ведущих агентских сетей в России в сфере организации продажи авиационных, железнодорожных, автобусных перевозок и туристских услуг. За время работы в агентстве с моим участием были открыты точки сбора и доставки в Архангельске, Мурманске, Москве, а также в Сыктывкаре и других городах Республики Коми. Сервис оказался востребованным как у физических, так и у юридических лиц. Вот тогда-то я и понял, что пришла пора начинать собственное дело.
Следующей профессиональной вехой стала покупка франшизы UPS. Под мои руководством подразделение продемонстрировало годовой прирост в 150%.
И наконец, в 2016 году я одним из первых приобрел франшизу «Курьер сервис экспресс» и собрал команду единомышленников. За 6 лет работы в рамках холдинга «КМ Глобал Групп» вошел в тройку крупнейших франчайзи.
Кроме того, по итогам 2021 года «КМ Глобал Групп» вошла в рейтинг надежных партнеров, заняв 15 место в 20-ке лучших отраслевых предприятий Московской области среди 1 580 организаций.
– Расскажите, пожалуйста, о себе и своих увлечениях? Пересекаются ли они как-то с вашей работой?
– Должен признаться, что я – страстный меломан. Слушаю в основном прогрессивный рок 1970-х годов. Но для настроения могу включить и джаз.
Хобби, как вы понимаете, у меня под стать интересам. Я коллекционирую виниловые пластинки. Собираю редкие экземпляры по всему миру. И рабочие поездки, должен признать, позволяют мне выискивать поистине удивительные вещи. Помогают пополнять коллекцию, кстати, и коллеги по работе, и даже деловые партнеры. Как оказалось, среди логистов немало настоящих ценителей музыки и качественного звука.
– В самом начале нашего интервью вы отметили, что нынешний экономический и логистический кризис – самый масштабный. Какие задачи и планы ставите перед собой и компанией в текущих реалиях?
– Есть намерение запустить в работу несколько новых пунктов выдачи заказов, начать обслуживание физических лиц. Если же говорить о более масштабных задачах, то «КМ Глобал Групп» нацелена на стабильный рост, развитие новых направлений, заинтересована в надежных партнерах, с которыми можно построить долгосрочные и взаимовыгодные отношения.
Если говорить о векторе нашего развития, то это повсеместное применение цифровых технологий при обработке логистических и таможенных процессов, полный переход на online обслуживание клиентов – от размещения заказа до взаиморасчетов и обмена документами.
Задача одна – работать так, чтобы заказчикам было комфортно и спокойно, так, чтобы нам доверяли.
Любой кризис – это ситуация, в которой собственник бизнеса и топ-менеджмент обязаны проанализировать качество оказываемого сервиса и максимально быстро проделать «работу над ошибками». И это безусловно хорошо, потому что благодаря этому компания встряхивается, оживает и совершает качественный рывок вперед.
Желаю всем коллегам по отрасли остаться на плаву, провести качественную оптимизацию бизнес-процессов, продолжать развиваться и расти несмотря ни на что.
Тэги: цепочки поставок, международные перевозки, антикризисное управление, кадры, меры поддержки, КМ Глобал Групп, Виктор Кутузов
29.04.2022
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность -
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки