Анна Фомичева: «А мы уже вымираем. Вы не слышали?»

Генеральный директор «Бизнес Логистики» о том, куда податься таможенным брокерам в эпоху тотальной цифровизации, чтобы выжить

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



Несмотря на то, что слово «логистика» женского рода, в нашем бизнесе задают тон в грузоперевозках преимущественно мужчины. Но время, энергия и упорство прекрасного пола разбивают любые гендерные стереотипы.

Яркий пример – создатель и генеральный директор «Бизнес Логистики» Анна Фомичева. Очаровательная уроженка Владивостока Анна Фомичева, по ее словам, буквально «родилась в контейнере». Проработав на первом курсе института 3 месяца в порту тальманом (LR: «учетчиком»), она раз и навсегда завязала с «работой на дядю» и решила стать предпринимателем. Тогда же завязался ее роман с грузоперевозками, таможней и логистикой в целом. Сейчас Анна возглавляет компанию, которая оказывает участникам внешнеэкономической деятельности услуги логистики, таможенного оформления и обучает ВЭД.

При этом Анна сама признает, что в наше время, благодаря цифровизации, рынок «обеляется» и уже скоро многим учВЭДам могут просто не пригодиться посредники, особенно в области таможенного оформления. Об этом и поговорим.

Итак:

• В каком направлении трансформируется рынок?

• Кому выгодно «обеление» области ВЭД?

• Почему Центрам электронного декларирования до сих пор не хватает рук?
  
Об этом говорим в интервью с генеральным директором «Бизнес Логистики» Анной Фомичевой.

– Думаю, вы согласитесь, что всем нам сейчас приходится работать в очень интересное, хотя и сложное переходное время. Недавно был принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС, следом за ним поправки в ФЗ «О таможенном регулировании», в стране открываются Центры электронного декларирования… Успели ли таможенные представители освоиться в новых реалиях?

– Вы правы, таможня не дает нам скучать. Вступление в силу нового кодекса открыло очень много интересных вещей, которые мы только-только начали применять на практике. При этом в стадии переходного периода находимся не только мы, но и ФТС. Откровенно говоря, я считаю, что с появлением Центров электронного декларирования (ЦЭД) таможенников поместили в невозможные условия работы. Их меньше, чем должно быть.

ЦЭДов или таможенников?


– Таможенников в ЦЭДах. Им сложно, тяжело, но об этом мало кто задумывается. Вы думаете среднестатистический брокер думает об этом? Нет. Он думает: «Вот, задержки, очереди, не выпускаются декларации, кошмар!». Но это все издержки переходного периода, потом все будет хорошо.

С чем, на ваш взгляд, связана нехватка таможенных инспекторов в ЦЭДах?


– Чего лукавить, с уровнем зарплат. В поисках лучших условий многие инспекторы с опытом и выпускники профильных вузов уходят в бизнес. Потому что многим в ФТС до хорошей зарплаты приходится дослуживаться годами. Может быть это резковато прозвучало, но уж такая я бунтарка. Например, в Дальневосточном филиале у меня юридический отдел возглавлял бывший начальник правового отдела таможни. Так получилось, что мы подружились, и я его, что говорится, «переманила» из таможенных органов. Сейчас у него собственная, вполне успешная компания. И примеров, когда из таможни утекают высококвалифицированные кадры, много.


«В поисках лучших условий многие инспекторы с опытом и выпускники профильных вузов уходят в бизнес. Потому что многим в ФТС до хорошей зарплаты приходится дослуживаться годами»

– С какими сложностями переходного периода цифровизации таможни сталкивались именно вы в своей практике?

– Поначалу, например, в ЦЭДах долго выпускались декларации. Сейчас уже этого нет. Определенные шероховатости были и с переходом на единые лицевые счета. Еще один неоднозначный момент в работе ЦЭДов – это отсутствие информации. Поясню. Раньше можно было прийти на таможенный пост и узнать, что с моей декларацией. А сейчас доступ в ЦЭДы закрыт и остался только телефон, по которому нужно будет дозваниваться, либо взаимодействие через программу. Это создает определенные сложности. Информационный обмен между участниками ВЭД и ЦЭДами пока не отлажен.

Но не в этом суть. Я наслаждаюсь электронным декларированием, наслаждаюсь транзитными декларациями в электронном виде. Все это замечательно. Жалобу в уполномоченные органы с 2022 года мы будем в электронном формате подавать. Ура!

– Помимо ЦЭДов, сейчас в России активно внедряется система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. При этом российский опыт планируется масштабировать на всю территорию ЕАЭС. Как вы оцениваете данную инициативу?


– Да я бы сама сидела и бесплатно занималась внедрением прослеживаемости товаров на территории ЕАЭС. Понимаю, что система маркировки будет фиксировать переход товара по всей логистической цепочке − от производства до потребителя. И присвоение уникального кода Data Matrix или ему подобного в зависимости от группы товаров − это идеалистическая схема, которая позволит бизнесу отследить каждую товарную единицу и повысит прозрачность, но как это будет выглядеть в реальности. В этом вопрос. Но главное, то, что непременно должно быть сделано и запущено, так это система прослеживаемости товаров на всей территории ЕАЭС.

– Анна, по вашему мнению, «обеление» рынка – это запрос со стороны государства или все-таки со стороны бизнеса?


– Государства, именно государства. Нам это было не нужно. Признаюсь честно, в 25 лет я возила больше, чем сейчас. Сейчас каждый клиент достается ох как нелегко. Недавно сижу консультирую клиента, у которого объем перевозки – наверное, килограмм пятьдесят от силы. Раньше не взялась бы за такое, потому что была занята более масштабными перевозками. Сейчас масштабов нет ни у кого. Я общаюсь с десятками брокеров по всей России и могу говорить об этом с уверенностью.

– Падение объемов привело к обострению конкуренции на рынке?


– Конкуренции среди «белых брокеров» нет. У каждого из нас есть свои сегменты. Я стараюсь не перетягивать «чужих клиентов». Это корпоративная солидарность.


«А мы уже вымираем, разве вы не слышали?! Еще пару лет и многие таможенные представители, останутся не у дел».


– Цифровизация, внедрение системы прослеживаемости, падение объемов… С вашей точки зрения, несет ли все это определенные риски для существования таможенных представителей?

– А мы уже вымираем, разве вы не слышали?! Еще пару лет и многие таможенные представители, останутся не у дел, а статус уполномоченного экономического оператора, к сожалению, не используется в полном объеме, предусмотренном Таможенным Кодексом ЕАЭС.

С появлением возможности электронной передачи данных, электронного декларирования, с запуском сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», единых лицевых счетов − участники ВЭД стали задаваться вопросом: «Зачем платить посреднику?». Для простых грузов – действительно ни к чему. А для сложных вопросов: КТС, классификационное решение, подбор кодов ТН ВЭД, правильное заполнение ДТ, сбор пакета документов для подтверждения таможенной стоимости – лучше воспользоваться квалифицированной помощью. Сейчас есть спрос на комплексное сопровождение участников ВЭД, включающее не только таможенные вопросы. Например, возмещение китайского НДС при работе через иностранный торговый дом или торговля с Ираном в обход международных санкций.

– И какое будущее ждет таможенных представителей? Они окончательно вымрут или смогут трансформироваться?


– Единственный путь, который я вижу – это комплексное сопровождение ВЭД, решение сложных финансовых вопросов, помощь в легальной оптимизации логистических процессов. Только такой подход будет реальным способом, который поможет выжить. Потому что резко сменить сейчас сферу деятельности и пойти продавать, к примеру, чехлы для телефонов лично я не могу. Добро пожаловать в «белый мир»!

Клиенты стали «прошаренные». Извините за нелитературное выражение, но это так. Они начали понимать, что и как в логистике. Зачем платить посредникам, если можно напрямую обратиться ко многим подрядчикам, например, в MAERSK, FESCO и заключить с ними договор на оказание транспортных услуг.



«Добро пожаловать в "белый" мир!»


Чему участники ВЭД хотят учиться? Они хотят разбираться в тонкостях, понимать за что и куда они платят, что происходит с этими денежными средствами. Если еще несколько лет назад участнику ВЭД было все равно, он отправлял «серому» брокеру денежные средства на расчетные счета, и брокер выполнял за него все функции по договору купли – продажи, то сейчас все не так. В настоящее время участнику ВЭД важно понимать, что происходит с его деньгами, разбираться во всех вопросах, потому что за нами идет контроль таможенных и налоговых органов, банков, со стороны финмониторинга, и нужно быть готовым в любой момент дать пояснения и предоставить подтверждающие документы. Для этого нужно четко понимать и разбираться в ведении внешнеэкономической деятельности.

– Анна – вы потрясающе энергичный и харизматичный человек. Вам бы больше подошла какая-то творческая профессия. Почему вы решили заниматься именно логистикой?

– Ну да, энергии очень много. Очень. Я же ракета! Кстати, клиенты за спиной меня именно так и называют (смеется). Вообще хотела быть юристом, но мой дедушка, царство ему небесное, проректор Морского государственного университета имени Г.И. Невельского принял решение, что я пойду и буду инженером организации и управления на морском транспорте.

Пришла на первый курс университета и поняла, что все здесь прекрасно, замечательно, но это теория. И решила пойти поработать летом в порт – тальманом, который занимается учетом груза в порту. Ходила, списывала номер контейнера и номер пломбы. Именно тогда я и влюбилась во все, что связано с морским транспортом, с портом, с перевозками, с таможней. И это, кстати, были единственные три месяца в моей жизни, когда я работала на кого-либо. Закончив пятый курс, я открыла учебный центр, посвященный практическим знаниям в области ВЭД. Из него-то, по сути, впоследствии и выросло ООО «Бизнес Логистика».


Тэги: Бизнес Логистика, Анна Фомичева, ВЭД, ФТС, ЦЭД, таможенное оформление, уполномоченный экономический оператор
01.07.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх