Андрей Кириенков: «С таможней судиться надо!»

Глава «Кастомс Рус» – о причинах недопонимания и тяжб

Зинаида Сацкая Зинаида Сацкая
специальный корреспондент

Андрей КириенковЛюбой бизнес, который выходит на поле внешнеэкономической деятельности, должен понимать, с какими проблемами он столкнется и как их решать. Есть решения, наработанные профессионалами, и их опыт, их знания – это своего рода лоция с обозначением мелей, рифов, а иногда и минных полей. Сегодня свою лоцию для участников ВЭД «Логирусу» приоткрыл генеральный директор ООО «Кастомс Рус» Андрей Кириенков.

Этично – не этично

– Первое, на что компании надо обратить внимание – это профильный документооборот на рынках России и зарубежья. Имеются в виду разрешительные, таможенные, торговые документы, ограничительные и запретительные меры. Должна быть первичная консультация либо консалтинговой, либо профильной тематической компании по поводу ведения бизнеса в стране. Следующий вопрос: корпоративная этика компании позволяет или не позволяет адаптироваться к этим условиям? Ну, например, когда налоговые, таможенные или сертификационные органы запрашивают какую-то информацию, которую вам не хотелось бы разглашать, надо понимать, что это внутренние законы страны.

Как эти требования таможенных, сертификационных и налоговых органов выглядят в нашей стране?
 – Не секрет, что у нас в этих требованиях есть где-то излишние меры, но «процесс пошел»: налоговые органы сейчас ограничили в количестве проверок, органы по сертификации в стране сегодня также реорганизуются, по крайней мере, по причине объединения трех стран – России, Белоруссии и Казахстана. Правда, бизнес не готов к представлению определенных документов, потому что считает это вторжением в сферу конфиденциальности. Но контролирующие органы по закону имеют право эти документы запрашивать.

В каких случаях компании не готовы раскрывать информацию?
– Не хотят раскрывать химические составы, сырьевые компании не хотят раскрывать поставщиков – вот основное.

И что происходит, если компания отказывается раскрывать такую информацию?
– Таможня выносит решение на основе тех документов, которые есть.

И, как правило, это разрешение или отказ?
– Пятьдесят на пятьдесят. Каждое дело рассматривается самостоятельно. Есть документ – есть решение, нет документа – тоже есть решение, вопрос только, какое. За два последних года ситуация на рынке таможенных услуг определенно не ухудшается.

Но и не улучшается?
– Улучшается, но не теми темпами, которые требуются бизнесу. Совершенно определенно можно утверждать, что хуже ситуация не стала. Другое дело, что у нас, к сожалению, нет автоматического принятия решения по следующим идентичным операциям. То есть ты один раз представил комплект документов, но принятое по твоему вопросу решение не распространяется автоматом на последующие такие же операции, и приходится еще, еще, и еще представлять документы, кроме тех, что уже были. Что касается прохождения границы, то к нам со стороны Всемирного банка есть основные претензии по времени и срокам, что, собственно, и снижает логистическую привлекательность нашей страны. По мнению таможни, ситуация улучшается, а по мнению бизнеса ситуация в этом вопросе за год, к сожалению, не улучшилась. Таможня не работает с предварительной информацией по автомобильному транспорту, они работают только по факту прибытия машины в пункт назначения. В результате утрачивается смысл предварительного декларирования, бизнес теряет время и, следовательно, деньги. Нет адаптации программы таможни к внутренним программам прибытия груза.

Таможня не работает с предварительной информацией по автотранспорту, они работают только по факту прибытия машины в пункт назначения. В результате утрачивается смысл предварительного декларирования

А «движение» по этому поводу наблюдается?
– Сейчас идет активное обсуждение Федеральной таможенной службой. Конечно, хочется, чтобы ФТС быстрее услышала бизнес, чтобы быстрее было принято решение. За минувший год они вроде бы услышали, что именно нам не нравится, говорят, готовы к ноябрю развязать эти узлы. Чем закончится, пока никто не может сказать.

Половина бюджета нашего государства наполняется таможенными сборами, тогда как в мире эта доля колеблется в пределах 10–14%. Чего здесь ждать бизнесу?
– Совершенно очевидно, что функция нашей таможни не регулирующая, а фискальная, и я не думаю, что в ближайшие пять лет ситуация изменится. С кем Федеральная таможенная служба объединяться собралась? С министерством по налогам и сборам. Какие еще могут просматриваться функции, кроме фискальных, при объединении двух фискальных служб? Вот вам и ответ на ближайшие минимум 10 лет.

«С сильным не борись, с богатым не тяжись»?

Судиться с государством в лице таможенных органов или не судиться?
– Судятся, и надо судиться. Бизнес научился работать.

Есть ли у вас пример sucsess story судебной тяжбы с таможней?
– Вообще-то в суде можно как выиграть, так и проиграть. Проблема всегда в некомпетентности одной или другой стороны. Надо понимать, что таможня даже проигрышное дело будет оспаривать, причем не менее, чем в двух инстанциях. При этом любой суд – это время и деньги. Простое рассмотрение – это минимум 4–6 заседаний, которые по времени растянутся на 4–6 месяцев. Пример могу привести только из практики клиента нашей компании, и он касался таможенной стоимости. У нас была компания, которая завозила кофе. На момент декларирования товара она представила все сведения. Таможенный пост посчитал стоимость, заявленную компанией, заниженной, сделал корректировку таможенной стоимости и запросил дополнительно документы. Импортер не успел их вовремя представить, и таможня отказала в возврате денег. Клиент обратился в суд и выиграл его, потому что на момент регистрации декларации все сведения были.

Поэтому хочу возвратить вас к началу нашего разговора: документ первичен. Надо правильно готовить документы и судов не будет. Все суды – это практически всегда недоработка с документами. Есть сложные вопросы, но должен сказать, что часть судов происходит по причине заведомо недостоверных сведений, которые дает отправитель. Это совсем другая ситуация, хотя и здесь все опять сводится к корректности предъявляемых документов и сведений, которые дает отправитель.

Все суды – это практически всегда недоработка с документами. Все сводится к корректности предъявляемых документов и сведений, которые дает отправитель
В сентябре 2013 года японцы решили отправить на Франкфуртский автосалон восемь прототипов новой Mazda3. Чтобы доказать будущим покупателям, что машины надежные, их отправили из Хиросимы во Франкфурт своим ходом через Россию, Беларусь и Польшу. Но на Брестской таможне на два автомобиля наложили арест. Дело в том, что прототипы через белорусско-польскую границу вывозили не те лица, которые ввезли их из Японии на территорию Таможенного союза (автомобилями посменно  управляли международные автожурналисты). Один из брестских судов постановил вернуть обе машины их владельцам.

Хватит спрашивать одно и то же

То, что таможня вправе требовать корректности документов и соблюдения закона, – это понятно. А чего бизнес считает себя вправе требовать? Каковы сегодня основные претензии бизнеса к таможне?
– Я бы не называл это претензиями. Это вопросы, если хотите, приглашение к диалогу. Но, надо признать, диалог тяжелый. Он строится на том, что со стороны бизнеса есть видение свое, а фискального органа – свое, и, к сожалению, мало точек соприкосновения.

Например, если компания уже ведет внешнеэкономическую деятельность и работает с таможней, ей снова надо представлять регистрационные документы при переходе с таможни на таможню. Хотя бы минимальный шаг сделали навстречу бизнесу – один раз сдал сведения и забудь о сборе бумажек. Облегчение вышло, но только в рамках одной таможни. А почему бы, скажем, не в рамках территориальных управлений? Второй вопрос – по платежам. Бизнес предпочел бы деньги платить в казначейство. Зачет средств казначейством и дальнейшая передача денег в смоленскую, брянскую или еще какую таможню – это технический вопрос, а не головная боль бизнеса.

Третье: если ранее уже было принято решение по какому-то вопросу, то не задавайте этот же вопрос в течение какого-то времени, если не меняются условия сделки, характер груза, клиент, контракт. То есть какие-то решения по определенным критериям можно ставить на автомат, не задавая один и тот же вопрос многократно.

И четвертое – необходимо улучшать информационный обмен между границей, внутренним постом и декларантом, чтобы сведения переходили от одних к другим без задержек. Эти четыре вопроса серьезны, очевидны и требуют диалога. Таможня слышит это, понимает, что есть проблема и, возможно, готова работать с этими вопросами, но не так быстро, как хочется.

Как там в «Гамлете»: «Покуда травка подрастет, лошадка с голоду помрет»?
– Решить эти вопросы вместо таможни все равно нельзя. Значит, сегодня надо стараться минимизировать свои трудности, и здесь все лежит в плоскости компетентности. Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание закона дает возможность работать. Если вы знаете, как работает закон, то вы можете спокойно этим законом пользоваться. Если какая-то компания начинает бить себя в грудь и говорить, что у нее проблемы, разложите эти проблемы на составляющие. В девяноста случаях из ста увидите, что проблема именно в документах – либо по незнанию, либо по неправильным действиям на пути документа в таможню. Поэтому говорить, что кругом барьеры и дышать невозможно, – это неправильно. Есть проблемы у перевозчиков, они о своем рынке скажут лучше, но что касается импортеров, не сказал бы, что у них куча проблем и ограничений.

Если какая-то компания начинает бить себя в грудь и говорить, что у нее проблемы, разложите эти проблемы на составляющие. В девяноста случаях из ста увидите, что проблема именно в документах
Какие дополнительные риски возникли в связи с ситуацией на Украине?
– Особых рисков я не вижу. Если какая-то копания работает с Украиной, она сама решает, риск это или нет. Это то же самое, что пойти или не пойти на красный свет, встретиться на проезжей части с машиной или нет. Это твой выбор, это твой риск.

Главный совет профессионального таможенного брокера бизнесу?
– Достоверные сведения при передаче документов таможенным органам. LR


17.07.2014

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх