Центральная электронная таможня: открыть – не значит задекларировать
О том, через что предстоит пройти учВЭДам на этапе становления нового таможенного органа
Марина Сергученкова новостной редактор |
К концу нынешнего года в России должен завершиться процесс формирования сети электронных таможен. Всего их будет восемь. К ныне существующим Северо-Кавказской, Приволжской, Уральской и Сибирской в 2020-м добавятся Южная, Дальневосточная, Северо-Западная и Центральная электронная таможни (ЦЭлТ). Последняя открылась 20 февраля в соответствии с приказом ФТС России №145 от 7 февраля.
Исполняющим обязанности начальника ЦЭлТ стал Сергей Беляев. Согласно открытым данным, в таможенных органах он работает с 19 октября 1993 года. Прошел путь от старшего инспектора отряда таможенной охраны Тольяттинской таможни до начальника таможенного поста АвтоВаз Самарской таможни. В сентябре 2016 года был назначен заместителем начальника Нижегородской таможни. На этом информация о ЦЭлТ и заканчивается. На официальном сайте пока нет ни структуры отделов, ни графика личного приема, ни краткого описания функционала.
«Логирус» решил разобраться с тем, как будут запускать в работу одну из самых больших электронных таможен в стране? Где планируется искать кадры? За что будет отвечать новообразованная структура? Какие «болезни роста» грозят ЦЭлТ на этапе становления? А также к чему и как стоит готовиться участникам внешнеэкономической деятельности (в ВЭД)?
Эти вопросы «Логирус» задал представителю Центрального таможенного управления, а также «топовым» экспертам рынка, в их числе:
начальник Центрального таможенного управления ФТС России
Сергей Рыбкин
председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей»
Марианна Чугаева
руководитель проекта «Открытая таможня»
Александр Мякота
технический директор «Транссертико»
Алексей Иншаков
руководитель отдела ВЭД Unitex
Сергей Прантиков
Центральная электронная Terra Incognita
Работа по обеспечению деятельности ЦЭлТ осуществляется в соответствии с «дорожной картой» по реформированию системы таможенных органов с 2018 по 2020 годы, сообщил начальник центрального таможенного управления Сергей Рыбкин. Однако от раскрытия деталей по этапам запуска в работу новой ЦЭлТ воздержался.По данным «Логируса», ЦЭлТ пока не функционирует. Оформление проходит в тех же ЦЭДах и точно так же, как это делалось до 20 февраля, уточняют участники ВЭД. На данном этапе структура, существующая только на бумаге, занята организационными вопросами. В частности, формированием кадрового состава, полагает руководитель проекта «Открытая таможня» Александр Мякота. При этом в первую очередь идет поиск кандидатов на ключевые позиции.
– Электронная таможня, как вышестоящий орган по сравнению с Центром электронного декларирования (ЦЭД), должна обладать более высокой компетенцией в процессах, связанных с анализом информации и принятием решений, – полагает Александр Мякота. – В ЦЭДах благодаря автоматизации у инспекторов функции становятся операторские. Они действует по жестким инструкциям и программным алгоритмам, и возможность принятия самостоятельного решения сведена к минимуму. Сотрудники же отделов электронной таможни выполняют функции более тщательного контроля, для чего требуется наличие специальных компетенций.
По словам Сергея Рыбкина, на этапе переходного периода структурные подразделения ЦЭлТ будут формироваться поэтапно. Укомплектовывать их кадрами планируется за счет должностных лиц таможенных органов Центрального федерального округа, подлежащих сокращению, выпускников отраслевых вузов, а также граждан, поступающих на службу на конкурсной основе. После переподчинения Московского ЦЭД Центральной электронной таможне общая штатная численность таможни превысит 600 человек.
– В целях адаптации должностных лиц к работе в ЦЭлТ, в Центре обработки данных управления были развернуты два виртуальных сервера с информационными системами тестового таможенного поста центра электронного декларирования и тестового таможенного поста фактического контроля. Должностные лица Московского ЦЭД, впервые принятые на службу, проходят обучение на тренажере «Центр электронного декларирования», – пояснил Сергей Рыбкин.
По данным «Логируса», непосредственно выпуском ЦЭлТ может заняться, не раньше мая – июня. А выйти на полную мощность планируется в IV квартале 2020 года, подытожил начальник Центрального таможенного управления.
Относительно функционала создаваемой ЦЭлТ опрошенные эксперты пока строят только предположения. Так, например, Александр Мякота считает, что ЦЭлТ станет неким подобием «ФТС России в миниатюре» для Центрального федерального округа. Основной задачей новообразованной структуры может стать постконтроль и анализ выпущенного или выпускаемого декларационного массива, предположил собеседник «Логируса».
– Там, где ЦЭД не сможет принять какого-то решения, он должен будет обращаться в вышестоящую организацию для принятия решения. То есть в Центральную электронную таможню, – рассуждает эксперт.
Например, импортер подаст декларацию, в которой представлен сертификат формы «А» или так называемый «сертификат происхождения», продолжает Александр Мякота. Как предъявить этот документ в условиях электронного декларирования? Как вариант, декларацию могут выпустить условно с требованием предоставить сертификат происхождения в бумажном виде.
– Это всего лишь единичный пример того, для чего на практике может понадобиться один из отделов Центральной электронной таможни, – резюмировал собеседник «Логируса».
От чего екнули сердца учВЭДов
Так как по факту ЦЭлТ еще не функционирует, «Логирус» совместно с участниками рынка и экспертами отраслевых ассоциаций проанализировал типовые риски, с которыми может столкнуться новообразованная структура, а значит и участники ВЭД.Риск №1: длительное формирование кадрового состава
Основная причина их возникновения – низкий уровень оплаты труда и высокая ответственность, отмечает руководитель проекта «Открытая таможня» Александр Мякота. Речь идет об инспекторском составе. От региона к региону цифры могут разниться, но в среднем молодой инспектор может рассчитывать на зарплату около 20 000 рублей. В связи с этим очереди из желающих устроиться на работу в таможню и не выстраиваются.
Например, при запуске Сибирской электронной таможни в 2019 году было предусмотрено 67 штатных единиц. Из них всего 15 человек – в Центре электронного декларирования. И только к концу 2020 году штат таможни вместе с таможенным постом планируется увеличить до 279 человек.
Риск №2: задержки в оформлении
Основываясь на опыте запуска Авиационного ЦЭДа, первое время декларации могут выпускаться в 2-3 раза медленнее, не исключает технический директор «Транссертико» Алексей Иншаков. Данная структура была запущена в работу одномоментно и сконцентрировала весь Московский авиационный узел, что привело к резкому увеличению декларационного массива.
– Если до этого в среднем мы выпускались за 1 день, а в лучшем случае и за четыре часа, то после запуска Авиационного ЦЭДа на выпуск стало уходить 2, а у некоторых коллег три, а то и четыре дня. Сo временем ситуация выровнялась. Сейчас, по нашим наблюдениям, в частности, декларациям, ЦЭД работает стабильно. Однако на это ушло много времени – около полугода, – вспоминает собеседник «Логируса».
«Первое время декларации могут выпускаться в 2 – 3 раза медленнее»
Задержки по срокам были и при запуске Московского областного ЦЭДа, добавляет эксперт. Хотя посты Московской областной таможни и подключали порционно пакетами. Основной проблемой стало отсутствие квалифицированных кадров в нужном объеме.
А когда ЦЭДы не успевают выпустить декларацию в установленные сроки, существует практика запроса незначительных уточнений, добавляет руководитель отдела ВЭД Unitex Сергей Прантиков.
– Пару раз у нас запрашивали уточнения по техническому описанию ввозимого товара. Причем совершенно незначительные, образно говоря, расстановку запятых сверяли. Но это единичные случаи, которые имеют место, например, после праздников затяжных, когда на таможне скапливается большой объем грузов, – подчеркнул эксперт.
Риск №3: технический коллапс
Так как в ЦЭлТ будет аккумулироваться колоссальный массив информации со всех центральных ЦЭДов, существует риск возникновения технического коллапса на начальном этапе, не исключает Сергей Прантиков.
Например, могут возникнуть сбои при обмене информацией между ЦЭДами и ЦЭлТ. При этом никто не может быть застрахован от потери каких-то данных.
– А когда есть сбои технического плана сложно спрогнозировать сроки, когда эти неполадки будут устранены. Естественно, это нервы, – признается собеседник «Логируса». – Ведь для каждой компании важно планирование и понимание, когда груз будет оформлен и доставлен на склад заказчика.
«Так как в ЦЭлТ будет аккумулироваться колоссальный массив информации со всех центральных ЦЭДов, существует риск возникновения технического коллапса на начальном этапе»
Аналогичные опасения высказал и технический директор «Транссертико» Алексей Иншаков. С высокой долей вероятности возникнет какая-то ситуация, которую заранее не учли, или готовились к одному объему декларационного массива, а по факту столкнулись совсем с другим, рассуждает эксперт.
– У нас же первый блин всегда комом, как принято говорить, – констатировал собеседник «Логируса».
Риск №4: ошибки автоматизации
Важно исключить риск перекладывания ошибок, которые могут быть допущены электронной таможней, на участников ВЭД, считает председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей» Марианна Чугаева.
– Выпуск деклараций за час, за сорок минут – это, конечно, отлично. Главное, чтобы через два года после проведения скрупулезной проверки после выпуска не оказалось, что участнику ВЭД задним числом нужно доначислить еще пару миллионов таможенных платежей. В этом я вижу большой риск процессов автоматизации в целом, – подчеркнула эксперт.
Для исключения подобных рисков, возможно, потребуется пересмотреть правила контроля после выпуска, не исключила собеседница «Логируса».
Готов – значит вооружен
Учитывая все вышеперечисленные риски, руководитель отдела ВЭД Unitex Сергей Прантиков советует закладывать увеличенные транзитные сроки на таможенное оформление – 1-2 дня. Хотя бы на начальном этапе запуска ЦЭлТ.– Это даст дополнительную подстраховку на случай задержек с оформлением товаров и позволит минимизировать риски неисполнения обязательств перед заказчиками, – уверен Сергей Прантиков.
Кроме того, нужно особенно пристальное внимание уделять подготовке пакета документов при подаче декларации, чтобы предоставить максимально полную информацию, добавляет технический директор «Транссертико» Алексей Иншаков. Чтобы, образно говоря, предвосхитить все возможные вопросы, которые могут возникнуть у инспектора и снизить риски, на которые сработает система управления рисками.
– Как показывает наша практика, это положительно сказывается на сроках, – подытожил Алексей Иншаков.
Эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей» Марианна Чугаева советует всегда иметь запасной вариант по месту подачи декларации на случай, если Центральная электронная таможня не будет справляться. В качестве примера собеседница «Логируса» привела пример с выдачей паспортов самоходных машин.
– В Сибирской электронной таможне их буквально на следующий день выдают, если компания относится к низкому уровню риска. Потому что здесь не такая загрузка, как в Центральном Федеральном округе или в Северо-Западном. А в Санкт-Петербурге, например, на решение аналогичных вопросов могут уходить недели.
Тэги: электронная таможня, ЦЭД, автоматизация, цифровизация, стратегия развития, Транссертико, Unitex, Открытая таможня, Гермес, Марианна Чугаева
16.03.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность -
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки