Чтобы высоко летать, учитесь правильно садиться
Места для размещения таможенных органов должны выбираться на конкурсной основеСистема принятия решений Федеральной таможенной службой России по созданию, ликвидации и реорганизации таможенных органов в настоящее время неэффективна, считают члены рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования и поддержка экспорта» Штаба по снижению административных барьеров при правительстве Санкт-Петербурга.
Поскольку принятые ФТС решения о ликвидации, реорганизации и размещении таможенных органов (ТО) принимаются без должного обоснования и обсуждения с участниками ВЭД, а выбор терминала для размещения ТО проводится непублично и не учитывает мнения администрации субъекта РФ, на территории которого предполагается создать, реорганизовать или ликвидировать ТО, рабочая группа подготовила предложения к Порядку создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Об этом «Логирусу» рассказала директор по развитию, руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper Rus Limited, председатель комитета по таможне и транспорту Ассоциации европейского бизнеса Вильгельмина Шавшина.
По мнению членов рабочей группы, полный перенос таможенного оформления к границам (Согласно Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, до 60% объема таможенного оформления планируется перенести к границе – LR) значительно изменит сложившуюся логистическую схему поставок товаров внутрь страны и скажется на деятельности большинства участников ВЭД.
– Идея инициативы изменения законодательства появилась на том этапе, когда несколько лет назад, по Санкт-Петербургу в частности и в целом по России, в рамках реализации Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, таможенной службой был принят ряд решений, которые оказались очень чувствительными для бизнеса ввиду массового закрытия терминалов, – рассказала собеседница «Логируса». – Тогда первичная инициатива сводилась к разработке согласованного с бизнесом проекта постановления правительства, которого на том этапе еще не было.
Формальным требованиям соответствуют все интересанты, получившие статус владельца СВХ, но почему-то выбираются только определенные
Предложения, которые Вильгельмина Шавшина инициировала включить в федеральную «дорожную карту» «Совершенствование таможенного администрирования», анализировались совместно с бизнесом и вырабатывались еще на этапе принятия постановления правительства: «На том этапе мы эффективно сотрудничали с Минэкономразвития. К сожалению, выработать согласованную с бизнесом позицию на уровне ФТС не удалось».
– Наши идеи получили очень формальную реализацию, то есть в том виде, в каком вышло постановление правительства, – уточняет эксперт. – Оно вышло в редакции Федеральной таможенной службы, а не в той, которую предлагало Минэкономразвития, руководствуясь предложениями бизнес-сообщества.
Основной акцент в предложениях делался на подход к размещению тех или иных ТО, когда они размещаются на территориях и в помещениях участников бизнеса – коммерческих юридических лиц – с применением принципа, аналогичного организации госзакупок или конкурсных торгов. «Их можно как угодно называть, используя различные юридико-технические формулировки, но смысл заключается в том, чтобы устраивался конкурс», – поясняет собеседница «Логируса».
– Сейчас, когда у таможни есть просто требования для обустройства, например, складов, ТО «садится» там, где имеются помещения и СВХ, – продолжает Вильгельмина Шавшина. – Этим формальным требованиям соответствуют, по сути, все интересанты, получившие тот же статус владельца СВХ, но почему-то выбираются только определенные, и только к ним перемещается ТО. Так давайте действовать «прозрачно», понимая, какими критериями в этих случаях руководствуется таможенная служба, как она проводит отбор определенных участников бизнеса, размещая на их территориях свое «присутствие». Ведь такому участнику бизнеса это дает колоссальные конкурентные преимущества!
По задумке рабочей группы, при организации конкурсных торгов все участники, во-первых, будут знать минимальные требования и сначала сами для себя оценят, смогут ли претендовать на размещение ТО. Во-вторых, допущенные к конкурсу претенденты будут участвовать в нем на равных условиях. В-третьих, по итогам проведенного конкурса участникам рынка будут понятны причины принятого решения.
Какую бы инициативу снизу мы ни лоббировали, правительство направит ее на заключение уполномоченному в данном вопросе регулятору. В нашем случае – это ФТС
По мнению эксперта, существует острая необходимость детального расчета мощности и инфраструктуры необходимых терминалов, который опирался бы на данные по объему и составу пассажиро- и товаропотоков, уровню развития внешнеэкономических связей субъектов РФ, качеству и состоянию транспортной инфраструктуры, потребностям участников ВЭД и транспортных организаций.
– Таможенное ведомство вправе эти решения принимать, оценивая товаропотоки и прочее, но мы не понимаем, какие критерии при этом являются основополагающими – для бизнеса это выглядит порой удивительно, – говорит собеседница «Логируса». – В дополнение, например, АЕБ проводила открытую публичную встречу с первым заместителем начальника и рядом должностных лиц СЗТУ, и в рамках диалога с бизнесом представители таможенного органа просили пояснить, почему падает товаропоток через Балтийскую таможню. И мы пришли к выводу, что таможенные органы не имеют возможности составить полную картину оценки причин, которая на самом деле складывается при опросе большого круга субъектов. У таможни объективно нет полной картины, в том числе, в части меняющихся рыночных условий, которая бы позволила, в том числе, сделать комплексную прогнозную оценку.
В связи с этим рабочая группа предлагает обязать ФТС направлять проекты актов по созданию, реорганизации или ликвидации ТО в Минэкономразвития для проведения комплексной оценки регулирующего воздействия акта с учетом заключений Минтранса, Минрегиона, администрации субъекта РФ, на территории которого предполагается создание, реорганизация, ликвидация или изменение размещения ТО, и при необходимости в Государственную пограничную комиссию. Также в обязательном порядке должны проводиться публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, в том числе уполномоченных некоммерческих организаций.
Предполагается, что при отрицательном заключении Минэкономразвития таможенное ведомство должно отказаться от реализации проекта. В случае положительного заключения Минэкономразвития организовывает конкурсные торги на размещение ТО на уже существующих объектах, соответствующих минимальным требованиям, которые будут установлены в Порядке. Конкурс на заключение инвестиционных договоров на строительство новых объектов с предполагаемым размещением на их площадях ТО объявляется только в том случае, если среди существующих объектов нет соответствующих требованиям.
Предложения только ожидают своего внесения в федеральную «дорожную карту». Но для реализации данного плана уже предложена дата – июнь 2014 года. По мнению членов рабочей группы, предложения рассмотрены и поддержаны на уровне Штаба по снижению административных барьеров при правительстве Санкт-Петербурга.
Вильгельмина Шавшина уточняет: «Здесь, на мой взгляд, нужен еще один промежуточный шаг. Но, какую бы инициативу снизу мы ни лоббировали по внесению изменений в постановление Правительства, правительство направит ее на заключение уполномоченному в данном вопросе регулятору».
– В нашем случае – это ФТС, – резюмирует эксперт. – Не исключено, что таможенное ведомство займет такую же консервативную позицию, как и два года назад. Поэтому, чтобы мы «не спотыкались» на федеральном уровне – очень бы хотелось, чтобы с помощью ресурса Санкт-Петербурга как субъекта РФ – наша инициатива нашла свое воплощение на уровне федерального правительства. Только в этом случае предложенные меры станут обязательными для ФТС, и таможня не сможет их проигнорировать.
Собеседница «Логируса» полагает, что решение данного вопроса не займет много времени, если правительство города совместно с региональным Агентством стратегических инициатив предпримет определенные шаги, чтобы эта инициатива нашла отклик на уровне федерального правительства.
– При этом, поскольку формально соответствующий пункт «дорожной карты» считается исполненным ввиду принятия постановления правительства, то предварительно, в качестве первого шага, потребуется оценка эффективности работы данного постановления правительства. По факту экспертизы постановления в целях выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, далее внесение предложений в Минюст, Правительство о внесении изменений в постановление правительства с поддержкой на уровне Агентства стратегических инициатив, –подытоживает Вильгельмина Шавшина. – На самом деле, для меня это своеобразная лакмусовая бумажка в оценке эффективности работы Штаба по снижению административных барьеров при правительстве города. Разговоры – разговорами, но главное – результат. LR
27.03.2014
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность -
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки