Запасный «преп-выход» из «недоеденного» фулфилмента
Россия стоит на пороге нового рынка для мелких селлеров, отвергнутых маркетплейсами и готовых платить. Кто выйдет на эту охоту первым?
Евгений Тихомиров генеральный директор IQbee |
Что случилось с рынком фулфилмента? А его съели.
Был рынок и нет его. Он почти полностью переместился под крыши распредцентров маркетплейсов, что, вообще-то, логично и даже, по-бизнесовому, правильно. Но это не означает, что за пределами маркетплейсов места для фулфилмента не осталось. Нет!
Вот только оставшееся сокращается быстрее шагреневой кожи. Исчезнуть полностью не исчезнет, наверное, но скоро станет большой экзотикой и даже, может быть, музеем, напоминанием о тех временах, когда продажи делали не несколько маркетплейсов, а огромное количество разнокалиберных интернет-магазинов, и мало какому интернет-магазину было с руки и по плечу создание собственного фулфилмента.
Экосистема российского e-commerce
2019 год 2024 год
Фулфилмент не для товара, а для заказа
Объектом работы фулфилмента является заказ и все процессы, сопровождающие покупку. Речь идет о следующих операциях:- • прием товаров от поставщика/ продавца;
- • размещение товаров в места хранения;
- • постановка товаров на учет в автоматизированном программном обеспечении;
- • непосредственно хранение товара на складе;
- • прием и обработка заказов покупателей;
- • комплектация, превращение товара в заказ;
- • сортировка товаров по заказам;
- • упаковка заказов;
- • адресация и маркировка готового отправления;
- • доставка заказов до покупателей;
- • работа с возвращенными заказами.
Плюс, зачастую, еще какие-то мелочи, без которых процесс продажи будет неполным. А именно создание карточки товара, отслеживание платежей, работа с негативными отзывами и рекламациями и еще с множеством возникающих в проблем, справляться с которыми сам интернет-продавец не в состоянии, поэтому с удовольствием передает их компетентным людям.
Суммируя все выше сказанное, именно эта работа сейчас перекочевала под крыши распредцентров маркетплейсов. Это очень логично и удобно для всех участников е-commerce. Маркетплейс таким образом контролирует главные процессы (сроки и качество), не надеясь на добросовестность исполнителей. Все-таки в онлайн-продажах, как и во всех проблемах на свете, главная беда – человеческий фактор. Попутно – большой объем работ открывает новые возможности для автоматизации процессов, что, опять же, позволяет минимизировать ошибки. И, учитывая оптовые закупки расходников, позволяет влиять на итоговый ценник.
При этом маркетплейсы предъявляют требования к тому, в каком виде им стоит поставлять товар. Потому что им самим заниматься продукцией – не то, чтобы не хочется, а даже и нерентабельно. Легче перевалить проблемы с заказами на плечи поставщика, чем искать там какую-то «копейку».
«Маркетплейс, все-таки, – это фулфилмент, а фулфилмент – это не про товар, это про заказ!»
Маркетплейс вовсе не заинтересован в дополнительной нагрузке на свой фулфилмент: в его интересах оставить себе минимум работы, переложив доступные операции на селлеров. Даже более того, предварительная подготовка заказов освобождает маркетплейсы от определенной части ответственности. Например, за представление товара. Это, в свою очередь, является частью борьбы с контрафактом. Ведь, собственно, некогда весь «преп» и родился из того, что Amazon захотел эту ответственность с себя «скинуть».
В 2017 году Chanel выиграли дело против магазинов, которые торговали подделками через Amazon. Суд обязал продавцов выплатить модному дому по $100 000, тогда как Chanel требовали, чтобы каждый возместил по $2 млн. Кроме того, Amazon обязали удалить все изображения с поддельными вещами Chanel и закрыть доступ к площадке продавцам, упомянутым в иске.
Отлично, но вот вопрос, а товаром кто будет заниматься? Кто его предварительно отсортирует, нанесет штрих-код, консолидирует под требования маркетплейса? Понятно, что в данный момент этим занимается сам продавец. И, понятно, ни у каждого селлера есть на это время, силы и навыки. А компетенции тоже, знаете ли, не последнее дело! Распечатать штрих-код вовсе не примитивная задача, если не знаешь, как за это взяться. Даже разложить по коробам и «отмаркировать» и упаковать эти коробки – дело вроде и не хитрое, но уметь-то надо, да и материалы под рукой иметь – тоже.
Крупные селлеры эти проблемы решают просто потому, что у них большие обороты. Есть деньги, на которые можно купить и компетенции, и площади для упаковки. Ведь дефицитные и резко подорожавшие квадратные метры для работы временной и эпизодической – не каждому по зубам!
Но вот что делать примерно четверти миллионов селлеров, которые продают на маркетплейсах активно и с продаж «кормятся», имея оборот около 1 млн рублей? Свободных денег у них нет, площадей нет, средств на закупку оборудования нет. Маркетплейсы их не любят. Потому что работать с мелкими клиентами реальная головная боль для любой большой компании.
Преп-заводики для работы из багажника «Жигулей»
Но что, собственно, жалеть об ушедших временах, которых уже нет и больше никогда не будет? Важно другое. То, что работы у бывших независимых фулфилмент-центров не стало меньше, а больше. Только характер этой работы изменился.Появился даже специальный термин, которым «маркируется» новая сущность – преп-центр. Это от английского preparation, подготовка. От английского по той простой причине, что эта новация, как примерно и все другие, пришли к нам (и не только к нам одним, ко всему миру) от Amazon. Этот интернет-гигант уже два десятилетия придумывает новые смыслы и технологии, которые потом транслируются и копируются по всему земному шару по причине их логичности, технологичности и удобства естественного встраивания в процессы.
Среднее время подготовки товаров к отправке на распредцентры Amazon составляет 24-48 часов. Стоимость услуг колеблется от $0,5 до $1,25 за единицу товара. Работает с более чем 2 тыс. селлеров Amazon.
Другие крупные преп-центры расположены в США. Четыре из 13-ти таких объектов сосредоточены в американском штате Калифорния.
Преп-центры, в отличие от ориентированного на заказ фулфилмента, занимаются товаром, с которым надо произвести несколько относительно простых операций для его сдачи в распределительный центр маркетплейса. А уже там товар, в случае его покупки, станет заказом и будет «подвергнут процедуре фулфилмента. Это, так сказать, матчасть. Которую, вроде бы, если не все, то хотя бы очень многие уже знают.
Россия стоит на пороге появления нового рынка, потому что на свете есть 250 тысяч мелких предпринимателей, которые готовы куда-то отдать деньги. И эти деньги суммарно весьма большие, а главное – стабильные. И это не какие-то дополнительные средства. Нет! Это те деньги, которые уже зашиты в стоимость товара, просто тратятся они неэффективно. И они неизбежно перетекут туда, где будут использоваться более разумно и выгодно.
Прямо сейчас мы все можем наблюдать то, как по всей стране возникают преп-центры. Само это слово, которое еще пару месяцев назад было известно разве что каким-то избыточно эрудированным в вопросах и темах работы с маркетплейсами людям и звучало очень «иностранно», стало понятным бытовым термином.
Но если прежний классический фулфилмент – это заводы, то вновь возникающие производства – «заводики». По той простой причине, что они стараются быть ближе к потребителю, которых, в свою очередь, становится все больше и больше.
«На огромные фулфилмент-заводы заезжают «КамАЗы» с прицепами, а преп-центры работают из багажника «Жигулей».
А еще зашевелились владельцы пунктов выдачи заказов. У них-то с компетенциями все прекрасно. Они и так обрабатывают возвраты и требования маркетплейса им отлично известны, они умеют это делать на практике. Кроме того, ПВЗ ближе к селлерам. У них, реально, есть все возможности «забрать» тех самых 250 тысяч (впрочем, их число неизбежно будет расти) небольших клиентов.
В общем и целом – картина очень интересная.
Ну и, так сказать, для ориентира: в США в данный момент работает более 4 тыс. предприятий, которые официально позиционирую себя именно как преп-центры. Еще более 6 тыс. оказывает такие услуги в числе прочих. Конечно, население США и РФ несопоставимы. Масштабы продажи на одном только Amazon внутри Америки и масштабы всех оборотов нашей интернет-торговли тоже, но и перспективы роста от нуля до неизвестных нам величин завораживают.
Главное, что в деле препа появляются огромные дополнительные возможности у тех, кто выйдет на эту охоту первым.
Возможно, читателю, не связанному напрямую с поставками на маркетплейс, покажется, что речь идет о тенденции, о будущем… Нет, это не так. Будущее уже наступило! Просто мы этого не заметили.
Глобальные тренды таких e-commerce держав, как США, Китай или ЕС, где преп-центр уже не новость, а давно вошедшее в обыденность явление, доказывает, что преп – не случайность, а магистральный путь развития.
У нас, правда, свободные места в отправляющемся экспрессе под названием «преп-центр» все еще есть, хотя вагоны очень быстро заполняются.
Важно не остаться на перроне в одиночестве.
Тэги: преп-центры, интернет-торговля, маркетплейсы, фулфилмент, стратегия развития
28.08.2024
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»