Склады: ставки над пропастью

Что стало с рынком складских услуг после семилетнего «тарифного штиля»

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
заместитель шеф-редактора




Прошлый год ознаменовался взрывным ростом рынка электронной коммерции в России. Доля игроков из сегмента e-commerce в структуре складских сделок превысила 40%, по подсчетам аналитиков Knight Frank. В Московском регионе вакансия по итогам I полугодия упала до 1,6%. А ставки аренды на качественные объекты класса «А» выросли до 4000-5000 рублей за «квадрат» в зависимости от региона.

Параллельно с этим затраты на складскую тару и упаковку выросли в 2 раза, а стоимость трудовых ресурсов увеличилась на 25-35% в зависимости от специальности.

В подобных условиях сервис-провайдеры впервые за последние 8-9 лет заговорили о необходимости кардинального пересмотра тарифной политики. Так как маржинальность бизнеса по оказанию складских услуг у большинства участников рынка и так находится на грани рентабельности.

  • • Какая статья расходов сильнее других давит на себестоимость складских услуг?

  • • Насколько подорожали поддоны и чем их заменить?

  • • И что готовы раскрыть сервис-провайдеры, приходя на переговоры с open book?

В том, как рынок отреагирует на рост себестоимости оказания складских услуг и в чем причины резкого скачка цен разбирались участники «Второй конференции логистических компаний» и XVII ежегодной складской конференции Knight Frank:

Элена Головач
директор департамента контрактной логистики Pony Express
Элена Головач
Петр Соколовский
коммерческий директор БЮ ПЭК: 3PL
Петр Соколовский
Давид Амирханян
генеральный директор XPL Group
Давид Амирханян
Сергей Сычев
руководитель направления складская логистика компании «Транссертико»
Сергей Сычев
Алексей Сляднев
территориальный менеджер Major Terminal
Алексей Сляднев
Ольга Широкова
директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank
Ольга Широкова

«Золотой» квадрат

По данным аналитиков Knight Frank, в I полугодии 2021 года средняя ставка аренды на склады класса «А» в Московской области выросла на 5% год к году – до 4 150 рублей за квадратный метр в год triple net[1]. В Санкт-Петербурге динамика выше. Там запрашиваемая арендная ставка в складах класса «A» увеличилась на 24%.

Согласно аналитике CBRЕ, в регионах «квадратные метры» подорожали еще сильнее. В частности, стоимость аренды в новом объекте, который будет строиться под конкретного клиента, может достигать уже 5 000 рублей за квадратный метр в год triple net.

Динамика запрашиваемой ставки аренды на склады класса «А» в Московском регионе

Спикеры «Второй конференции логистических компаний» подтверждают тренд на рост ставок. Так, по словам директора департамента контрактной логистики Pony Express Элены Головач, речь идет об увеличении около 20%, в частности, на склады, расположенные в радиусе 10 км от Московской кольцевой автомобильной дороги. Согласен с ней и генеральный директор XPL Group Давид Амирханян. По словам спикера, некоторые арендодатели в Санкт-Петербурге могут в любой момент инициировать пересмотр условий аренды, так как «видят, что спрос на площади есть».

Рост ставок эксперты связывают с совокупностью факторов. Во-первых, с ростом себестоимости складского строительства. По оценкам Knight Frank, в I полугодии 2021 года этот показатель вырос на 25-30%. Одна из основных причин – увеличение стоимости основных материалов. Так, профлист в отчетном периоде подорожал на 117%, воздуховоды – на 89%, сэндвич-панели и арматура – на 75%, трубы электросварные – на 65%.

Примерная структура себестоимости строительства сухого склада. Источник: Knight Frank

– Нам кажется, что фаза наиболее активного роста себестоимости строительства завершилась в I полугодии, – отметила директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. – До конца года еще возможно некоторое увеличение, но оно, скорее всего, не превысит уровня инфляции и будет на уровне 5-7%.

Еще одни фактор роста ставок складской аренды связан с переходом ряда крупных компаний от стратегии минимизации складских остатков к стратегии наличия запасов «на всякий случай», пояснил коммерческий директор БЮ ПЭК: 3PL Петр Соколовский. Запасы начали увеличиваться из-за дестабилизации цепочек поставок в результате введения различных коронавирусных ограничений, а также из-за валютных рисков.

– При использовании такой стратегии весь необходимый ассортимент будет доступен, даже если товары невозможно будет доставить своевременно или будут введены ограничения на перевозки, – пояснил Петр Соколовский.

По данным аналитиков Commercial Real Estate, например, в период первого локдауна объем товарных запасов на складах Московского региона увеличился в среднем на 20-30%. Во-вторых, увеличение стоимости аренды складов во многом связано с повышенным спросом на такие объекты со стороны компаний из e-commerce. Так, в 2018 году на игроков рынка интернет-торговли приходилось всего 12% всех арендованных площадей в Московском регионе, а по итогам I полугодия 2021-го – уже 46%, подсчитали аналитики Knight Frank.

Доля игроков рынка электронной коммерции в структуре складских сделок в Московском регионе превысила 40% по итогам I полугодия 2021 года

В-третьих, рост ставок может быть связан с тем, что арендодатели в 2021 году пытаются отыграть упущенную в 2020-м прибыль, считает руководитель направления складская логистика компании «Транссертико» Сергей Сычев. Так как в прошлом году некоторым сервис-провайдерам удалось добиться снижения ставок или введения арендных каникул. Однако, подобные преференции получили не все, добавила Элена Головач. Например, Pony Express, в итоге, удалось согласовать лишь отсрочку платежей, а не снижение тарифов, пусть и временное.

Без комплектовщика, как без рук

По экспертным оценкам, нехватка линейного персонала в складской логистике в январе-июне текущего года составила в среднем 20%. В результате зарплаты выросли на 25-35% в зависимости от специальности, отмечают аналитики HeadHunter.

Например, зарплата водителя штабелера сейчас может достигать 90 000 рублей, отметил генеральный директор XPL Group Давид Амирханян. Ранее речь шла о 60 000 рублей. Стоимость человеко-часа грузчика за первые два квартала текущего года также увеличилась – до 360 рублей (+22%), добавил коммерческий директор БЮ ПЭК: 3PL Петр Соколовский. В то время как в декабре 2020 года речь шла о 280 рублях за человеко-час.

Помимо роста расходов на фонд оплаты труда участники экспертной сессии выделили и другие нерешенные проблемы, связанные с линейным персоналом. Так, директор департамента контрактной логистики Pony Express Элена Головач отметила, что сегодня система среднего профессионального образования не готовит в необходимом количестве и с необходимыми компетенциями складских сотрудников рабочих специальностей. В то время как требования к такому персоналу растут, в том числе и с точки зрения цифровой грамотности.

– К сожалению, в среднем образовании до сих пор нет серьезного академического плана по подготовке линейного складского персонала, – констатировала спикер. – На складском производстве нужны квалифицированные сотрудники. Сотрудники, управляющие высотными штабелерами, обладающие знаниями в области системы управления складом (WMS)[2], документооборота, имеющие навыки работы с современными гаджетами, которые применяются на складе при идентификации, приемке, комплектации грузов.

При существующем на складском рынке кадровом дефиците до конца года затраты сервис-провайдеров на фонд оплаты труда вырастут примерно на 20%

Территориальный менеджер Major Terminal Алексей Сляднев уверен, что пробелы в профобразовании складского персонала может закрыть и сам работодатель. И таких пробелов предостаточно в связи с тем, что средний возраст соискателей либо 45-50 лет, либо молодые люди сразу после армии. У обеих категорий нет ни опыта, ни необходимых навыков. Например, они не способны работать в WMS. Поэтому ключевую роль сейчас играет именно обучение, подчеркнул Алексей Сляднев.

– В нашей компании обучением персонала занимается отдельно выделенный «менеджер по обучению». Его задача – снабдить новичка должностными инструкциями, решать любые возникающие в процессе профадаптации вопросы, отслеживать динамику погружения работника в производственные процессы и предоставлять руководству обратную связь по каждому новому сотруднику раз в две недели, – пояснил спикер. – Если мы видим, что человек не может в течение двух недель выполнять то, что мы хотим от него, значим мы либо подыскиваем ему другую работу, с которой он может справиться, либо прощаемся с ним.

Pony Express на своих складах использует аутстафинг, работающий вахтовым методом. Однако в 2021 году компания столкнулась с проблемой невозврата обученного складского персонала после окончания вахты. Ротация после перевахтовки может достигать 50%, добавила директор департамента контрактной логистики Pony Express Элена Головач. При этом мнения участников экспертной сессии относительно того, какие инструменты эффективнее в удержании линейного персонала разделились. В частности, Алексей Сляднев выказывался «за» нематериальную мотивацию сотрудников.

– У нас много корпоративных мероприятий, которые придумывают старшие смены. Футбол, лыжные прогулки зимой, корпоративные пикники. Кроме того, людям важно, чтобы их слышали. Например, ко мне в кабинет на прием может прийти простой комплектовщик, рассказать о том, что ему нужен отгул на день по семейным делам. И мы озадачимся, но найдем ему замену и отпустим решать личные трудности. Люди это видят и стараются остаться, – поделился опытом Алексей Сляднев.

Элена Головач придерживается иного мнения. С ее точки зрения, линейный персонал осознает свою востребованность и удержать его можно только своевременными выплатами и размером оплаты труда.

– Идеей сыт не будешь, – напомнила коллегам Элена Головач.

Согласно прогнозу спикера, при существующем на складском рынке кадровом дефиците до конца года затраты сервис-провайдеров на ФОТ вырастут примерно на 15%.

«Елки-палки» и прочая упаковка

По данным XPL Group, за последний год существенно подорожали складские расходные материалы: поддоны, стретч-пленка, гофротара и так далее. В частности, стретч-пленка к августу 2021-го выросла в цене почти в 2 раза – до 195 рублей за кг с НДС. Но уже в сентябре цены начали постепенно выравниваться, так как «крупнейшие производители гранул приостановили экспорт и переориентировали поставки на внутренний рынок», пояснил генеральный директор XPL Group Давид Амирханян.

Картонные короба подорожали более чем в 2 раза – до 118 рублей за кг с НДС. А деревянные поддоны с апреля по июль этого года увеличились в цене со 181 рубля – до 505 рублей за штуку. Однако участники панельной сессии допустили, что с окончанием строительного сезона цены на них незначительно скорректируются в диапазоне 15%.

Для оптимизации расходов сервис-провайдеры предлагают либо совсем отказаться от поддонов, либо брать их в аренду

– Расходные материалы в ставке складских операторов не являются бюджетообразующим элементом. Тем не менее, их стоимость зачастую закладывается в комплексные тарифы с крупными клиентами. Поэтому увеличение затрат на «расходники» существенно сказывается на рентабельности сервис-провайдеров, – подчеркнул коммерческий директор БЮ ПЭК: 3PL Петр Соколовский.

Влияние стоимости стретч-пленки на себестоимость оказания складских услуг

Согласен с этим и Давид Амирханян. По словам эксперта, есть складские услуги, для которых подорожание упаковочного материала особенно критично. В качестве примера спикер привел обработку мелкогабаритных интернет-заказов. Себестоимость подобных услуг с учетом подорожания картонных коробов может увеличится минимум на 20-30%.

Одним из вариантов оптимизации расходов на складские материалы Давид Амирханян считает применение оборотной тары, пригодной для многократного использования. Что касается использования поддонов, эксперт предлагает их не покупать, а брать в аренду у крупных фабрик.

Территориальный менеджер Major Terminal Алексей Сляднев с ним не согласен. По его мнению, «от деревянной тары нужно уходить, потому что дерево продолжит расти в цене». В качестве альтернативы спикер предлагает переключиться на более бюджетные варианты складских расходников.

Приехали к open book

Сервис-провайдеры сейчас балансируют на грани рентабельности, констатировала директор департамента контрактной логистики Pony Express Элена Головач. Сервис-провайдеры сейчас балансируют на грани рентабельности, констатировала директор департамента контрактной логистики Pony Express Элена Головач. Операторам, которые оказывают комплексные услуги (доставка, таможенное оформление, дополнительные сервисы), синергия разных логистических продуктов позволяет показывать более высокие финансовые результаты. А те, у кого склад является основным бизнесом, составляет большинство бюджетной выручки, испытывают трудности.

В связи с вышесказанным спикер прогнозирует, что рынок складских сервис-провайдеров в ближайшие 2-3 года будет активно укрупняться за счет сделок по слиянию и поглощению. Согласен с ней и генеральный директор XPL Group Давид Амирханян.

Эксперты также сходятся во мнении, что стоимость оказания складских услуг будет неминуемо расти. Тарифы оставались «замороженными» в течение 8-9 последних лет, подчеркнул коммерческий директор БЮ ПЭК: 3PL Петр Соколовский. И держать их дальше на прежнем уровне операторы не могут.

– С сентября мы поднимаем тарифы на услуги, но это вынужденная мера, которая продиктована внешними обстоятельствами. В их числе рост зарплат линейного персонала, увеличение ставок аренды, подорожание упаковочных материалов и техники, – резюмировала Элена Головач.

Рост стоимости будет происходить до конца 2022 года, прогнозирует Давид Амирханян. При этом уже до конца текущего года ставки увеличатся в диапазоне от 10% до 30% на некоторые виды услуг, считают участники экспертной сессии.

Уже сегодня сервис-провайдеры стали более открытыми с клиентами в вопросах ценообразования, добавил Петр Соколовский. ПЭК проводит с крупными клиентами переговоры в формате open book, предоставляя заказчикам максимально полную информацию о формировании стоимости услуг, основных статьях доходов и расходов.

Территориальный менеджер Major Terminal Алексей Сляднев также считает, что будущее рынка – в максимальной открытости с клиентами. И года через 2-3 около 70% сделок будет совершаться именно в формате open book.

[1]Triple Net Lease (трижды чистая аренда) - это договор аренды, в котором арендатор несет единоличную ответственность за все расходы, связанные с арендуемым активом, в дополнение к арендной плате, взимаемой по договору аренды, а именно арендатор несет ответственность за налоги на имущество, страхование и техническое обслуживание здания.


[2]WMS – аббревиатура от английского Warehouse Management System, или «система управления складом»


Тэги: складские услуги, рынок труда, дефицит кадров, тарифная политика, прогнозы, ПЭК, Major Terminal, XPLGroup, Pony Express, Транссертико, Knight Frank
23.09.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх