Кросс-бордер как новая помеха для танцоров
Есть ли смысл бороться с трансграничной интернет-торговлей ![]() | Олег Тузиков шеф-редактор |
![Кросс-бордер как новая помеха для танцоров Кросс-бордер как новая помеха для танцоров](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_open.jpg)
Когда Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, начинает что-то рассказывать, его никогда не скучно слушать – это большой плюс для аудитории. Правда, Александр очень редко говорит коротко – это минус для журналистов. Поэтому опубликовать его выступление во время презентации исследования НАДТ «Импорт в интернет-торговле России (2014-2016гг). Реалии рынка в цифрах» «Логирус» с самого начала очень хотел, но делать это в полном объеме мы не будем – не имеем физической возможности. Его выступление на этом мероприятии длилось полтора часа, и мы в конце концов просто решили выдрать из него ту часть, которая была посвящена отношению российского бизнеса и государства к трансграничной посылочной торговле. К кросс-бордеру, по-русски говоря. Надеемся, что Александр нам эту вольность простит. А если кому-то хочется послушать выступление целиком, то дайте знать – мы вам вышлем запись. Беспошлинно, по ценам ниже рыночных.
Проблема номер десять
«Российский бизнес возмущается тем, что весь контрафакт идет через интернет из-за рубежа, и вообще кросс-бордер – это сплошной контрафакт. Даже если допустить, что это действительно так, давайте посмотрим на цифры: кросс-бордер – это 0,7-0,8 процента от общего оборота розничной торговли в стране. То есть говорить о том, что там какая-то дыра означает говорить неправду.![Доля международной посылочной торговли в розничном обороте РФ Доля международной посылочной торговли в розничном обороте РФ](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_1.jpg)
Благодаря известным событиям мы порой узнаем совершенно неожиданные вещи: например, о том, что у нас в стране досматривается лишь 4,4 процента фур. Пошли антисанкции, и польских гусей стали находить во Владивостоке. Как они туда доехали, непонятно, но как-то доехали и только там попали под трактор. Все, что хочет проникнуть в страну, в нее проникает – клубника как-то перебегает границу и обнаруживается только в Оренбурге и так далее. Из последних публикаций в прессе становится понятно, где на самом деле проблемы и какого они масштаба. А все посылки идут через таможню – там взятки не с кого брать, потому что нет ни отправителя, ни получателя. И мимо таможни посылки пойти не могут, потому что пошлина – ноль. Чтобы они пошли иным путем, мимо таможни, где-то кто-то за это должен доплачивать. Кросс-бордер – это чистая антикоррупционная история.
Весь ли бизнес против кросс-бордера? Как-то меня пригласили выступить на одном мероприятии перед бизнесменами и подискутировать на тему его вредности. Дискуссии не получилось – я попросил присутствовавших поднять руки, чтобы выяснить, сколько в зале вообще противников кросс-бордера. Поднялось три или четыре руки, это из ста двадцати человек. Три или четыре – это, наверное, важно, но это немного.
![Сдерживающие факторы Сдерживающие факторы](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_2.jpg)
Коллеги из Data Insight провели опрос среди директоров интернет магазинов: какие сдерживающие факторы есть в развитии их бизнеса? Посыпались ответы. На десятом месте с тремя набранными процентами – давление трансграничных игроков на российский бизнес. То есть люди видят проблемы, но эти проблемы в другом. Есть важные проблемы, а есть проблема номер десять.
Мы тоже провели свой опрос, причем вопрос поставили жестко: надо ли запретить или как-то реорганизовать кросс-бордер? Это был наш шаг в сторону противников кросс-бордера, потому что если кому-то порог в 1000 евро кажется вызывающим, и он хочет его сократить, скажем, до 990, то он, конечно, попадает в категорию сторонников запрета или реорганизации. Мы взяли топ-200 интернет-магазинов по версии «Коммерсанта», и 75 человек любезно согласились ответить – это очень хорошо. Результаты выглядят так:
![Насколько важны для бизнеса ограничения в кросс-бордер? Насколько важны для бизнеса ограничения в кросс-бордер?](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_8.jpg)
Как видите, мы задали тот же вопрос еще и сервисным компаниям. 31 компанию опросили, я думал, что счет будет 31:0, но нет – нашелся один коллега, который сказал, что надо запретить кросс-бордер к чертовой матери. С китайцами этот человек не работает и работать не будет, потому что китайцы, по его словам, очень сильно плющат по цене и работать с ними малорентабельно. Поэтому он будет драть деньги со своих – он за российский e-commerce, российский e-commerce платит хорошо.
Итак, получилось, что в сумме 77 процентов опрошенных против каких-либо изменений и еще двум процентам все равно. Это не означает, что мнением тех, кто попал в оставшийся 21 процент, нужно пренебречь, но широковещательные заявления о том, что весь российский бизнес против кросс-бордера, думаю, стоит воспринимать через призму полученных нами результатов – весь бизнес не против.
Главная проблема, по мнению опрошенных интернет-магазинов – недостаточно качественная логистика. Кстати, логистика улучшается, и отношение бизнеса к логистике изменилось разительно. По десятибалльной шкале бизнес оценил развитие логистики в 2009 году на 4,2 балла – ну, в общем, на двойку. Сейчас 7,7 – знаете, это уже очень прилично.
![Развитие логистики Развитие логистики](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_3.jpg)
Конечные потребители в том же 2009 году оценили логистику на 3,0 – это единица в общем-то, а сейчас на 7,4 – вполне себе, качество растет. Какой еще сегмент у нас качественно растет, а цены падают? В доставке посылок все происходит сейчас именно так.
Почта ищет посылки
Сегодня вслух и громко говорят о том, что надо брать НДС с зарубежных магазинов. Ну, с зарубежных интернет-магазинов – это в переводе на русский язык с покупателей. Для чего – для того, чтобы уравнять в правах российского продавца с зарубежным продавцом. Надо сказать, что это уравнивание произойдет за счет государства. Оно потеряет больше, чем найдет, потому что, я вас уверяю, на систему администрирования этого налога будет потрачено намного больше, чем удастся собрать.Посмотрим на ограничения по импорту посылок в других странах. Есть страны, где все очень жестко, есть страны, где помягче. Америка, например, в четыре раза увеличила беспошлинный порог, Китай, напротив, попробовал снизить, но у него ничего не получилось, и там вернулись к старой технологии. Когда в Китае ужесточили нормы кросс-бордера, сразу обнаружился дефицит некоторых товаров, в частности, сухого молока и детского питания. Власти на это очень быстро отреагировали и все вернули назад – не прошло и двух месяцев.
![Обзор ограничений по импорту посылок в других странах Обзор ограничений по импорту посылок в других странах](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_4.jpg)
По поручению Еврокомиссии, поскольку в Европе тоже идут споры о том, надо ли ужесточать или облегчать, Лозанский университет провел очень большое исследование. Надо было найти ответ на вопрос, какова должна быть норма, чтобы она была прибыльной. Лозанский университет подсчитал и ответил, что при сегодняшней норме в 22 евро администрирование дает не прибыль, а потери размером в 32 миллиона евро. Рекомендуемая норма – минимум 80 евро без налогов и сборов. Тогда будет смысл собирать. Если сумма меньше, то собирающие органы работают в минус. А поскольку нельзя исключать, что фуражки наших таможенников сами по себе стоят дороже, чем фуражки таможенников Швейцарии, у нас этот минимум может быть и выше.
![Рекомендации по минимальной границе кросс-бордер Рекомендации по минимальной границе кросс-бордер](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_5.jpg)
Вот вам два примера того, как изменилась интернет-торговля после ужесточения норм беспошлинной торговли в Бразилии и Белоруссии. Когда в Бразилии был введен нулевой режим «терпимости», то рынок в принципе не изменился. Единственное, что на нем произошло – почта перестала получать посылки. Все «белые» продавцы ушли с рынка, ушел Али-экспресс, почта Бразилии перестала получать доходы от импорта посылок, появились многочисленные «серые» перевозчики, образовался огромный «серый» рынок, который по объему намного превышает «белый». Установили норму в 50 долларов – вроде бы стало лучше. Однако в России посылочная торговля, как я уже говорил, не коррупционная – чем бы ни кидались тут в Москве в Бельянинова, система налажена и работает отлично. А в Бразилии таможенный инспектор самостоятельно решает, это для личного пользования товар или не для личного. Он должен осмотреть посылку, так что лучше отправить ее, как раньше, «в серую».
![Изменения порога для кросс-бордер в Бразилии Изменения порога для кросс-бордер в Бразилии](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_6.jpg)
Теперь насчет Белоруссии. Мне один из коллег говорил: «Ну, как же так! Я не знаю ни одной компании, которая возит в Белоруссию». Я тоже не знаю, потому что это вообще не почтовые операторы – это контрабандисты, а я с контрабандистами не знаком.
А произошло следующее: в 2014 году в Белоруссии было 3,6 миллиона посылок из-за рубежа, затем произошел взрыв, и в 2015 стало уже 11,8. Ну, и там все решилось очень просто, в отличие от нас – у нас тут какие-то дискуссии, мы о чем-то спорим, а там один человек проснулся однажды утром и говорит: «О, вот здесь деньги». В результате никаких денег уже нет, почте Белоруссии уже впору просить дотации. Прогноз белорусских специалистов по объему посылок из-за рубежа в этом году – 15-18 миллионов штук, то есть значительно больше, чем в прошлом, рынок идет в рост. При этом почта рассчитывает получить при хорошем раскладе лишь 8 миллионов, то есть дай бог половину. Такая ситуация сложилась всего за несколько месяцев, с апреля (с апреля лимит по беспошлинным посылкам в Белоруссии – 22 евро, LR). Уже сейчас «черные» и «серые» перевозчики отлично возят в Белорусссию, все хорошо, население получает.
![Белоруссия Белоруссия](/articles/articles_img/cross-border/crossborder_7.jpg)
Если мы тоже станет устанавливать какие-то жесткие рамки, то надо иметь в виду, что Россия в плане контрабанды обладает значительно большим потенциалом, чем Белоруссия. Все знают, что могут Киргизия и Казахстан – страны Таможенного союза, с которыми мы дружим, и которые легко превращаются в перевалочные базы. Помимо них, у нас есть еще и граница по Амуру, через которую каждый человек 60 килограммов может провезти или пронести беспошлинно. Пока там посылки не носят – нет смысла, но почему бы в случае чего не начать?
Вывод: ужесточения норм в кросс-бордере в расчете на то, что государство может от этого что-то получить, эффекта нигде не дали, и говорить о том, что где-то эффект все же будет, я лично не готов. Следовательно, попытка изменить ныне действующую ситуацию в импорте посылок:
- Не приведет к пополнению казны;
- Ухудшит социальное положение малообеспеченных граждан;
- Решительно замедлит (а, скорее всего, обрушит) рост рынка интернет-торговли – одного из самых инновационных и быстрорастущих в стране;
- Приведет к созданию коррупционноемкого, непрозрачного «черного» рынка.
Вот еще одна история: мэр Парижа хочет запретить «Амазону» доставлять день в день, потому что ему надо спасать «Ашан». Он, что, идиот? Рискну предположить, что нет, просто ему аргументы против «Амазона» сегодня показались убедительными. Может быть, завтра его разубедят. Мы – на светлой стороне, мы за будущее и категорически против всяческих запретов, особенно на маленьком, развивающемся, растущем рынке. Не надо его никак ограничивать, дайте вырасти». LR
10.08.2016
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)