Итоги года: китайцы в Арктике

Сомнений не осталось: Китай будет использовать Севморпуть

Владислав Павлов Владислав Павлов
специальный корреспондент 

Сомнений не осталось: Китай будет использовать Севморпуть

12 августа 2013 года китайский контейнеровоз Yong Sheng («Снежный дракон») отправился в плавание из китайского порта Далянь. Он прошел Северным морским путем и 12 сентября достиг голландского торгового порта Роттердам. Этот контейнеровоз, принадлежащий COSCO Group, стал первым китайским коммерческим судном, прошедшим по СМП.

В Поднебесной полагают, что СМП является наиболее экономичным решением для отгрузки китайских товаров в Европу. По оценкам экспертов, в 2020 году транзит по СМП может составить 15% внешнеторгового оборота Китая.

Есть ли надежда на то, что приход китайского флота в Арктику улучшит состояние инфраструктуры Севморпути? Увы, ее практически нет – ни китайским, ни судам других государств совершенно не нужны российские арктические порты. Как поясняет руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути» Александр Ольшевский: «Из морских портов в акватории Севморпути для захода судов под иностранным флагом открыты два порта: Певек на Чукотке и Дудинка на Енисее. Но они туда не заходят. В соответствии с Правилами плавания в акватории Северного морского пути, действующими без дискриминации для судов всех флагов, количество топлива, пресной воды и продовольствия на судне должно быть достаточным для плавания в акватории Северного морского пути без пополнения с учетом максимально возможной длительности плавания».

Итак, иностранцам наши арктические порты не нужны. Но, судя по их нынешнему состоянию, они не нужны и России. В Арктическом бассейне расположены девятнадцать российских морских портов. Они заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и каботажных грузов. Порты бассейна переваливают 6,2% наливных и 9,5% сухих грузов от общего грузооборота по этим видам грузов всех портов страны. Все арктические порты можно условно разделить на три группы. К первой относятся порты Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша, имеющие железнодорожные подходы, связанные с транспортной системой страны. Четыре этих порта переваливают 85,4% грузов, проходящих через бассейн.

Ко второй – порты, обслуживающие потребности «Норильского никеля». Это Варандей и Дудинка. К третьей группе относятся остальные 13 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, они обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых расположены. «Их пропускная способность используется на 5–50 процентов, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет», – говорится в Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, разработанной ФГУП «Росморпорт».

Предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота большинства российских арктических портов нет
– Арктические порты являются самым слабым звеном на СМП. Из-за отсутствия средств у собственников модернизация технического оборудования после 90-х не производилась, – говорит президент и научный руководитель Центрального научно-исследовательского института морского флота Всеволод Пересыпкин. – Причальные сооружения в большинстве арктических портов требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов. Во многих портах отсутствуют или находятся в критическом состоянии сооружения по приему и утилизации судовых отходов, средств ликвидации аварийных разливов нефти.

– Проблем в арктической зоне множество. Конечно, их пытаются решать, но порой доходит до смешного, – считает арктиковед, ученый секретарь научно-координационного совета по проблемам Севера и Арктики Михаил Жуков. – Дудинка (360 миль в глубь материка от порта Диксон), где все, в общем-то, не так плохо, была удалена из перечня портов Севморпути.

По информации Федерального агентства морского и речного транспорта, восстановление инфраструктуры СМП предполагает модернизацию арктических портов Провидения, Певек, Тикси, Хатанга, Салехард, Диксон, Нарьян-Мар. Вот только в подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» этих портов нет. Из чего можно сделать вывод, что государственные средства на них пока не предусмотрены.

Государственные средства на модернизацию арктических портов
пока не предусмотрены

Единственное «светлое пятно» – порт Сабетта в Обской губе на Ямале. Компания «Новатэк», совместно с TOTAL, в рамках проекта «Ямал СПГ» одновременно с возведением завода по производству сжиженного природного газа начала строительство нового арктического порта. Он должен начать функционировать в 2018 году. Государство обещает выделить средства на создание акватории порта. Об этом говорил Владимир Путин на своей пресс-конференции 19 декабря. По словам президента, речь идет о сотнях миллиардов рублей. Специалисты называют цифру в 900 млрд. Однако инвестиции, необходимые для строительства портовой инфраструктуры, в ФЦП развития также не предусмотрены.

Чтобы арктические порты могли наращивать объемы грузооборота, принимать большегрузные суда, требуется проведение дноуглубительных работ. Для обеспечения безопасности мореплавания на СМП при транспортировке танкерами углеводородов нужны структуры для ликвидации аварийных разливов нефти, навигационные и другие службы. В общем, много чего нужно. Но, несмотря на то, что у всех причастных к восстановлению инфраструктуры Севморпути вроде бы существует понимание необходимости ее модернизации, процесс пока идет лишь на бумаге.


27.12.2013

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх