I’ll be back через 20 лет
О том, в какие ямы можно упасть при тестировании беспилотников на трассах и как их объехать
|
|
То, что к 2030 году по российским дорогам будут передвигаться беспилотники – вполне реальная перспектива. Об этом «Логирусу» сообщили в Ассоциации по развитию автономного транспорта «Автонет».
«Логирус» конечно же словам не верит, но первая «беспилотная ласточка» в Москву уже прилетела. Беспилотные легковушки начнут тестироваться в столице уже в феврале, об этом нам также сообщил «Автонет».
Пока беспилотные легковые авто уже начинают тестировать, в грузовом секторе все не так активно. Росавтодор совместно с автодорожным агентством Финляндии, разрабатывает единый стандарт Кооперативной интеллектуальной транспортной системы, который позволит запустить тестовое движение беспилотников по трассам М-7 «Волга» и А-181 «Скандинавия». Это реализуется в рамках проекта «Караван». Ссылаясь на карту проекта «Автонет», оператор спутниковой навигации прогнозирует появление полноценного беспилотника на российских дорогах к 2055 году.
А пока цифровые новости обрабатываются, «Логирус» решил выяснить цели, задачи и функции беспилотных инноваций на уровне интеллектуальных транспортных систем, при взаимодействии с инфраструктурой. И наконец, заглянуть под капот первых отечественных беспилотников.
Итак, выясняем, как «подружить» ИТС с зимней вьюгой, почему построить систему беспилотных грузовиков – не самое сложное, что еще предстоит разработать перед тем, как пустить беспилотники в открытый «транспортный космос». Понять все это нам помогли те, кто творит «беспилотную» историю, а именно:
Заместитель руководителя «Росавтодора»
Игорь Астахов
Исполнительный директор Ассоциации «Автонет»
Владимир Колмаков
Заместитель директора ФКУ «Росдоринформсвязь»
Василий Кургузов
А также те, кому в числе первых придется «подружиться» с беспилотниками:
Директор по взаимодействию с отраслевыми ассоциациями ГК «Деловые Линии»
Александр Лашкевич
Исполнительный директор Traft
Артур Мурадян
Понять и прокатить
Для достижения целей Национального проекта «Безопасные и качественные дороги» нужно обеспечить к 2024 году:
- Размещение 387 пунктов весогабаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах.
- Размещение этих пунктов в 75 субъектах РФ.
- Разработку «беспилотных технологий» на автодорогах.
- Внедрение интеллектуальных транспортных систем.
- Применение энергосберегающих технологий освещения автомобильных дорог.
- Использование системы контроля взимания платы «свободный поток».
- Разработку стандарта Кооперативной интеллектуальной транспортной системы.
Сейчас Федеральное дорожное агентство готовит инфраструктуру для тестирования беспилотников в рамках проекта «Караван», о котором Вы все так или иначе слышали. «Логирус» напоминает основную цель проекта: создание отечественной Кооперативной интеллектуальной транспортной системы, которая позволит реализовывать потенциал от использования подключенного им беспилотного автомобильного транспорта.
Экспериментально беспилотники уже тестировали в апреле 2018 года на участке от 33 км до 37 км автоподхода к Крымскому мосту. На Таманском полуострове была развернута инфраструктура, которая обеспечивает движение экспериментальных беспилотных транспортных средств. В том числе система сотовой связи стандарта LTE, система позиционирования автотранспорта в режиме реального времени, дублирующая система точного позиционирования, система обнаружения и регистрация инцидентов, система измерения параметров интенсивности транспортных потоков.
− Теперь беспилотный транспорт проедет по двум пилотным участкам федеральных трасс, один из которых расположен на автодороге А-181 «Скандинавия», а другой на трассе М-7 «Волга» между Казанью и Набережными Челнами. На следующих этапах проекта «Караван» планируется создать методологические основы для обеспечения развития цифровой инфраструктуры автомобильных дорог, начать разработку Кооперативных интеллектуальных транспортных систем. Также сюда входит апробация технических решений, обеспечивающая взаимодействия «беспилотного» автомобиля и дорожной инфраструктуры на постоянно действующем испытательном полигоне, обустройство пилотных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения Кооперативными интеллектуальными транспортными системами, апробированными на полигоне, − отмечают в Росавтодоре.
Интеллектуальная система – это механизм помощи водителю в процессе передвижения. Условно такие системы можно поделить на простые и сложные. К простым относят механизмы автомобильной навигации, регулирование светофоров, различные оповестительные сигналы. К сложным − системы, которые интегрируют информационные потоки и моделирующие информацию.
Как вы уже поняли, единый стандарт кооперативной ИТС для беспилотников – механизм многокомпонентный. Интегрировать здесь нужно как минимум информацию о дорожной инфраструктуре с данными авто. А также параметры всех транспортных средств, следующих «Караваном».
В цели создания ИТС входят повышение грузооборота, повышение пассажирооборота, повышения комфорта пользователями автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения, сокращение эксплуатационных затрат на содержание автомобильных дорог. Однако главной целью проекта разработки К-ИТС в ассоциации «Автонет» (LR: занимается подготовкой дорожной карты для беспилотников) называют формирование Единого стандарта системы.
− Проблема многих решений и технологических разработок в области «умных» дорог и беспилотного транспорта сейчас заключается в том, что зачастую они плохо согласовываются между собой. Именно поэтому не могут в полной мере реализовать свой потенциал. Единые стандарты помогут решить эту проблему, − отмечает исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков.
В результате от разработки ИТС мы получим объединение информации и каналов ИТС. − Нужно четко определиться с тем, что и как необходимо обустроить на автомобильных дорогах. Делать это надо путем совершенствования и тиражирования уже апробированных решений, а также создания современной цифровой инфраструктуры, − отмечают в «Автонет».
От стандартов до беспилотников, как от «Волги» до «Скандинавии»
Следующий этап развития беспилотного движения – налаживание взаимодействия между инфраструктурой и интеллектуальными транспортными системами.
Так, в состав развернутой на маршруте Кооперативной интеллектуальной системы входят основные системы, цифровые сервисы и обеспечивающие системы. К основным относятся система высокоточного позиционирования автотранспорта в режиме реального времени, а также система обнаружения и регистрации инцидентов, измерения параметров интенсивности транспортных потоков, дублирующая система точного позиционирования, отмечают в Росавтодор.
К цифровым сервисам относится цифровая модель дороги, обеспечение защиты информационных потоков CAN шины и регистрации несанкционированных воздействий на элементы управления беспилотных автомобилей, а также выявление воздействий ложных базовых станций сотовой связи на инфраструктуру беспилотных автотранспортных средств и демонстрация навязывания координат GPS, модульная платформа для взаимодействия ИТС участников движения, − продолжают в Росавтодор.
К обеспечивающим системам относятся система сотовой связи стандарта LTE и инженерные коммуникации (ФКУ Упрддор «Черноморье», ФКУ Упрдор «Тамань»).
При взаимодействии с инфраструктурой, Интеллектуальная транспортная система выполняет такие функции как: предупреждение об опасной ситуации на дороге, обеспечение безопасности на перекрестках, информационные сервисы.
Узнай меня по разметке
Еще один вопрос взаимосвязи беспилотной машины и инфраструктуры – дорожные знаки. Так называемые «assistant» на машинах премиум-класса умеют распознавать знаки, транслировать их на бортовой компьютер, делать проекцию на бортовое стекло. Однако они бывают с небольшим наклоном вправо-влево, поясняют в «Автонет».
Для того, чтобы беспилотник смог распознавать дорожные знаки, должна быть возможность передачи информации внутри радиоканала: либо это активное отражение в виде RFID-метки, либо это короткая связь в виде DSRC-передатчика. Для любого беспилотного транспорта прежде всего важна достоверность получаемых данных.
− Например, необходимо наличие на трассах качественного интернет-покрытия, достаточного для передачи больших объемов информации. Также это нужно, чтобы обеспечить возможность внешней остановки беспилотного автомобиля, если возникнет экстренная ситуация, − дополняет исполнительный директор Ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков.
КамАЗ отвыкает от пилотов
Презентация первого этапа проекта «Караван» состоялась 5 мая 2018 года на специально подготовленном участке федеральной трассы А–290 Новороссийск – Керчь (LR: автодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края).
В тестовом проезде приняли участие пять беспилотных транспортных средств – два грузовика КамАЗ, технологическая платформа для отработки функционала автономного движения совместной разработки КамАЗ – НАМИ, легковые автомобили НПО «СтарЛайн» и университета «МАДИ», АО «РИРВ», АО КБ «Панорама» на шасси «Шкода Суперб» и «Форд Фокус 2».
− Грузовик КамАЗ модели 43083 весит 12 000 кг. Совмещенные данные с датчиков обеспечивают обнаружение, сопровождение и распознавание объектов типа «легковой автомобиль» с расстояния до 150 метров, «грузовой автомобиль» − 200 метров, «велосипедист» − 70 метров, «человек», «дорожный знак» − 50 метров, «дорожная разметка» − 30 метров. Эти параметры обеспечиваются при скорости движения до 40 км/час. Определение собственного местоположения осуществляется с точностью до 10-28 см, в том числе при временном пропадании сигналов систем ГНОС (спутниковой навигации) – с использованием интегрированной многоточечной инерциальной системы навигации собственной разработки, − рассказал заместитель директора ФКУ «Росдоринформсвязь» Василий Кургузов.
Керченский заезд был успешно проведен. Стоит отметить, что уже в 2022 году российский рынок сможет увидеть 25 тысяч новых беспилотных грузовиков производства КАМАЗ. А к 2035-ому, отрасль ждет еще одно потрясение – появится первый полностью беспилотный большегруз на основе технологии ADAS-5.
Беспилотник случится – придется «подружиться»
Один из крупнейших LTL-перевозчиков России, ГК «Деловые линии», рассуждает об интеллектуальных транспортных системах для беспилотников весьма осторожно.
– Пока планы по тестированию беспилотников в ГК «Деловые линии» не утверждены. Но будущее, безусловно, за новыми технологиями, − подчеркивает Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми ассоциациями ГК «Деловые линии».
Согласно позиции компании, сначала производители техники и регуляторы со стороны государства должны решить все спорные вопросы в юридической и инфраструктурной плоскости, а затем к тестам будут активно подключаться непосредственные эксплуатанты машин.
− На данный момент не улажены юридические, правовые вопросы – например, как определять виновность в ДТП с участием беспилотника. Явно потребуется «антивирус» и защита от взлома системы – это задачи программистов. Сам по себе выпуск беспилотника менее сложен, чем реорганизация всех процессов на дорогах и учет всех возможных факторов, − уточняет Лашкевич.
Что касается коммерческой выгоды, то исполнительный директор Traft Артур Мурадян видит ее только при массовом использовании.
− Например, в автопарк компании внедряется не один пилотный экземпляр, а хотя бы 800-900 единиц. Можно будет ощутить выгоду и от более экономного расхода топлива, и от ФОТ, и от экономии на увеличении межсервисного интервала. Экономическую выгоду стоит ожидать только после повсеместного внедрения БПТС. На это потребуется при текущей динамике порядка 12-15 лет, − отмечает Мурадян.
Traft планирует сотрудничество с Росавтодором в рамках цифровизации транспортного коридора «Хельсинки − Санкт-Петербург». Ориентировочный срок реализации этого проекта − 2035 год.
− Мы по-прежнему планируем выпустить в коридор М-11, а также «Санкт-Петербург – Хельсинки» собственный беспилотный грузовик. На данный момент мы занимаемся его проектированием. Сроки сдачи существенно затянулись, потому что практически все игроки оказались не готовы показать нам хотя бы минимальный функциональный прототип своих систем управления. Речь идет о крупных автопроизводителях в России и Скандинавии, нескольких российских вузах и ИТ-компаниях. Мы приняли решение начать разработку самостоятельно. «В качестве рабочего решения используем интеллектуальную базу частного конструкторского бюро Man & Technoliges Lab», — говорит Артур Мурадян, исполнительный директор Traft.
Александр Лашкевич продолжает, что разработка ИТС, последующее развитие инфраструктурных и прочих проектов его компании видится выгодной с точки зрения ускорения сроков доставки.
– Также для транспортных компаний это решение проблемы привлечения квалифицированного персонала. Сегодня нанять профессиональных водителей − непростая задача. Профессия «стареет», становится малопопулярной. Сокращение затрат на оплату труда водителя может серьезно повысить рентабельность бизнеса грузоперевозок, либо снизить стоимость услуги перевозки для клиентов, − подчеркивает Александр Лашкевич.
Ключевое преимущество разработки К-ИТС Александр видит в снижении аварийности на дорогах, что повлечет за собой сокращение затрат транспортных компаний на ремонт и восстановление техники.
После того, как все спорные вопросы в юридической и инфраструктурной плоскости будут решены, дело за операторами транспортных услуг, которые должны унифицировать и стандартизировать свои настройки, резюмирует Александр Лашкевич.
Артур Мурадян отмечает, что инфраструктура для беспилотников представлена несколькими направлениям. Первое − превентивное. Датчики, которые отслеживают перемещение беспилотников, зашиваются в дорожное полотно еще на этапе строительства.
− Второе направление — это инфраструктура привнесенная. Речь идет о различных датчиках и системах, которые интегрируются в готовые дороги и транспортные средства. Уровень проникновения этих датчиков зависит от того, насколько активно инициаторы процесса подойдут к вопросу, и кто будет платить за внедрение − застройщик или эксплуатирующая компания, государство или сами водители, − резюмирует Мурадян.
Traft готов участвовать в проекте, а будут ли это делать другие компании? Заместитель директора ФКУ «Росдоринформсвязь» Василий Кургузов отмечает, что в России есть не только потенциал, но и желание компаний участвовать в трансформации цифровой экономики в отношении дорожных инфраструктур.
Именно развитая инфраструктура + системы спутниковой навигации + уже до глубины трассы знакомая нам К-ИТС в совокупности позволят грамотно и четко протестировать беспилотники на трассах «Скандавия» и «Волга». А там, глядишь, и от экспериментальных к реальным действиям быстрее перейдем.
В общем, I’ll be back, через 20 лет. «Логирус» продолжает наблюдать.
21.02.2019
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса -
СеМАТ: китайской техники по косточкам расклад
О каких проблемах складской техники из КНР сообщили поставщики и как предлагают их решать, выяснила Виктория Логирус