Идеальный коронавирусный шторм


Идеальный коронавирусный шторм

О том, сколько в тоннах и рублях потеряет российский рынок транспортно-логистических услуг и экономика РФ в целом из-за пандемии

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор




По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), последствия коронавируса будут иметь большее значение, чем сама эпидемия. При этом 55-57% россиян уверены, что худшие времена еще впереди. Опрошенные «Логирусом» финансовые аналитики лишь отчасти разделяют данные опасения.

Да, нынешний год будет провальным. По разным оценкам, ВВП России может потерять в среднем 4,5% при базовом сценарии развития событий. Под действием различных ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавируса, грузовая база продолжит сокращаться. О риске падения погрузки на 5% по итогам нынешнего года заявила даже РЖД. Однако самое существенно падение в тоннаже ждет не железнодорожников, а сегмент морских и авиационных грузоперевозок, прогнозируют опрошенные эксперты. При этом все они единодушно склоняются к мнению о том, что экономика РФ, а в след за ней и рынок транспортно-логистических услуг, быстро пойдут на поправку. Причем начиная уже с 2021 года.

Какие сегменты грузоперевозок понесут наибольшие потери? Почему налоговые меры господдержки популярнее кредитных? От чего будут зависеть темпы восстановления транспортно-логистического рынка? И с какими проблемами придется столкнуться бизнесу, пережившему коронакризис?

Прогнозами и ответами на эти вопросы с читателями «Логируса» поделились:

Людмила Симонова 
кандидат экономических наук, управляющий партнер M.A. Research
Людмила Симонова
Дмитрий Куликов 
заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА
Дмитрий Куликов
Левон Айрапетян 
руководитель направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок
Левон Айрапетян
Лора Накорякова 
руководитель центра социально-экономических исследований Центра стратегических разработок
Лора Накорякова
Алексей Калачев 
аналитик ГК «Финам»
Алексей Калачев
Андрей Хрюкин 
генеральный менеджер по стратегическому развитию ООО «Байкал-Сервис ТК»
Андрей Хрюкин

Падение в «кроличью нору»

При условии падения ВВП России на 5,5% рынок транспортно-логистических услуг упадет от 7% до 15% в зависимости от сегмента, прогнозирует кандидат экономических наук, управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова. При этом стоимостный объем сократится примерно на 5%.

Сильнее остальных пострадает сегмент грузоперевозок и экспедирования. Даже без учета инфляции, сокращение по выручке эксперт оценила в 10-15%. В тоннаже грузоперевозки всеми видами транспорта уменьшатся по итогам года на 7-8%. При этом падение по автоперевозкам составит 7%, по железнодорожным – 8%, по морским – 13-15%, по авиационным – 15%. Однако падение объемов перевозок грузов и почты в багажных отделениях пассажирских лайнеров может быть частично компенсировано переоборудованием пассажирских самолетов для грузовых рейсов, полагает Людмила Симонова. В том числе для доставки медицинского оборудования, медикаментов и товаров первой необходимости, включая продукты питания. Подобная практика с марта 2020 года применяется авиакомпаниями США, Великобритании и других стран.

– Международные автоперевозки в тоннаже сократятся более чем на 15%, внутренние – примерно на 6,5%. В стоимостном выражении объем всех коммерческих перевозок по итогам года упадет на 4,8%. При этом внутрироссийский сегмент просядет сильнее (-6%), чем международный (-0,3%), который будет скорректирован за счет девальвации рубля, – пояснила Людмила Симонова.

«Наиболее пострадавшие сегменты автомобильных перевозок: негабаритные грузоперевозки, рублевая выручка по которым упадет на 12%, а также комплектные (-5%) и сборные грузоперевозки (-0,3%)»

Из наиболее пострадавших сегментов автомобильных перевозок эксперт выделила негабаритные грузоперевозки, рублевая выручка по которому упадет на 12%, а также комплектные (-5%) и сборные грузоперевозки (-0,3%).

Так, например, в конце марта – начале апреля грузооборот транспортной компании ООО «Байкал-Сервис ТК», которая специализируется на перевозках сборных грузов, упал на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, рассказал «Логирусу» генеральный менеджер по стратегическому развитию ООО «Байкал-Сервис ТК» Андрей Хрюкин. Связано это с тем, что немалая часть клиентов перевозчика – производственных и торговых предприятий – вынуждена была либо приостановить свою работу на время карантина, либо заметно сократить объемы производства.

– В первую очередь перестал отправлять грузы малый и средний бизнес. Более чем на 80% сократили свои отправки физлица. Вместе с тем, по сравнению с 2019 годом, с начала 2020-го более чем в два раза вырос объем перевозок медицинских товаров. Отмечается также рост в перевозках товаров повседневного спроса, товаров для организации уюта, ремонта, удаленной работы и поддержания себя в спортивной форме, – отметил Андрей Хрюкин.

Падение рынка транспортно-логистических услуг в 2020 году будет проходить на фоне экономического кризиса, основным фактором которого является распространение коронавируса, добавил заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Базовый сценарий для России предполагает снижение реального ВВП на 4 – 4,5% в 2020-м и восстановление на 2 – 3% в 2021-м.

– Этот сценарий основан на предположении, что карантинные ограничения примут периодически повторяющийся характер и будут полностью сняты в случае появления эффективного лекарства, или когда большая часть населения перенесет заболевание, или вакцинируется и таким образом приобретет иммунитет, – пояснил Дмитрий Куликов.

Пессимистичный же сценарий предусматривает падение реального ВВП на 7 – 7,5% и начало восстановления экономики лишь в 2022-м.


«В первую очередь перестал отправлять грузы малый и средний бизнес. Более чем на 80% сократили свои отправки физлица»


Видит око, да зуб неймет

Длительность восстановления экономики РФ критическим образом будет зависит от того, насколько банковская система будет способна закрыть разрывы ликвидности в пострадавших трудоемких отраслях, а также от того, будет ли государство увеличивать поддержку потребительского спроса, считает Дмитрий Куликов.

На данный момент Правительство России одобрило пакет антикризисных мер поддержки бизнеса. В него входят отсрочки по различным налоговым и отчасти кредитным платежам, а также беспроцентные кредиты на выплату минимальных зарплат. Согласно еженедельному опросу Центра стратегических разработок (ЦСР), в топ-3 самых популярных мер поддержки входят полугодовая отсрочка по уплате всех налогов кроме НДС и страховых взносов, а также двукратное снижение тарифов страховых взносов. В опросе принимали участие микро-, малые, средние и крупные компании из различных отраслей экономики. Всего более 1 400 организаций. Однако воспользоваться мерами поддержки из вышеприведенного топ-3 смогли всего 15% компаний.

Востребованность мер поддержки малыми и средними компаниями, а также микропредприятиями

– Тот факт, что эти три налоговые меры поддержки оказались самыми востребованными, можно объяснить относительной простотой их получения по сравнению с неналоговыми мерам, – прокомментировал руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. – При этом невысокую востребованность такой меры поддержки, как двукратное сокращение страховых взносов для малого и среднего бизнеса, можно отчасти объяснить «теневой» экономикой. По данным наших исследований, в предкризисный период, в конце 2019 года, почти каждый пятый россиянин имел неофициальную зарплату. Поэтому сейчас работодатели, платившие официально невысокую зарплату в районе МРОТ и выдававшие остаток в конверте, не могут воспользоваться понижением страховых взносов. Так как тариф в 15% можно применять только к выплатам, превышающим МРОТ.

В числе барьеров для получения господдержки опрошенные ЦСР компании назвали сложность оформления (много бюрократии и бумажной волокиты), отсутствие понятного механизма получения и нежелание арендодателей идти на уступки, так как предложенные властями преференции им не интересны.

По ту «сторонняя» поддержка бизнеса

Сенат США и Белый дом согласовали меры по стимулированию национальной экономики на рекордную сумму – $2 трлн. Плюс Федеральная резервная система США на эти же цели выделила около $4 трлн. Таким образом, общий пакет мер поддержки советник Дональда Трампа по экономическим вопросам Ларри Кудлоу оценил в 30% ВВП США.

Эти средства будут направлены как на прямые выплаты и пособия американцам, так и на поддержку отдельных предприятий и штатов, пострадавших от эпидемии коронавируса. В частности, около $500 млрд планируется выделить на кредиты и помощь бизнесу. Из них малые предприятия смогут претендовать на $350 млрд при условии, что они не будут сокращать своих работников. Компании, считающиеся критически важными для национальной безопасности, получат $17 млрд. Для помощи авиакомпаниям, грузоперевозчикам и их подрядчикам будет выделена помощь в виде грантов и кредитов на общую сумму в $57 млрд. Власти штатов смогут претендовать на помощь в размере $150 млрд.

«По оценкам аналитика банка Société Générale, нынешние усилия США по стимулированию экономики кажутся масштабнее, чем после кризиса 2008 года»



По оценкам аналитика банка Société Générale Кита Джукса, нынешние усилия США по стимулированию экономики кажутся масштабнее, чем после кризиса 2008 года. Тогда была выделена помощь в размере $800 млрд.

Centre for Economics and Business Research (LR. Центр экономических и бизнес исследований) прогнозирует, что по итогам 2020 года ВВП Соединенных Штатов может упасть на 5%. При этом восстановление начнется уже в 2021-м, когда экономика страны вырастет сразу на 3%.

Правительство Федеративной Республики Германия на поддержку бизнеса выделило более €750 млрд. Например, в стране создан фонд помощи крупным предприятиям объемом €600 млрд. В то же время государство оставляет за собой право в случае необходимости выкупать долю в стратегически важных компаниях. Небольшие компании и индивидуальные предприниматели смогут претендовать на прямые субсидии размером до €15 000. На эти цели в общей сложности предусмотрено €50 млрд.

Параллельно Минэкономики ФРГ запустило специальную программу по линии государственной банковской группы Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW), в рамках которой которой бизнес сможет получить неограниченное количество кредитных средств. Кроме того, арендодателям запретили расторгать договоры с компаниями, которые из-за вызванных коронавирусом финансовых трудностей не могут вовремя внести арендную плату. Также предприятия любого размера для сохранения ликвидности получили налоговую поддержку и возможность отсрочки налоговых платежей до конца 2020 года. В течение этого срока отменено конкурсное производство.

Согласно прогнозу Центрального банка Германии, ВВП страны упадет на 6,3% по итогам нынешнего года. А на восстановление экономики до уровня 2019-го потребуется несколько лет.

Объем финансовой помощи населению и бизнесу в Италии самый скромный – всего €25 млрд. Эти средства будут в том числе направлены в банки в виде госгарантий на тот период, пока бизнес приостановит выплаты по займам. Кроме того, предполагается «длительное» продление сроков уплаты НДС, а также отчислений и взносов для бизнеса вне зависимости от формы собственности. При этом после возобновления выплат приостановленные платежи будут производиться без штрафных санкций и процентов.

Правительство страны занимается подготовкой второго транша финпомощи, на этот раз в размере €30 млрд. При этом в Риме не скрывают, что надеются на дополнительную поддержку со стороны Евросоюза. Так как экономика Италии несет серьезные «коронавирусные» потери. Так, по оценкам Совета министров Италии, в 2020 году ВВП страны сократится на 8%, объемы потребления – на 7,2%, экспорта – на 14,4%, а импорта – на 13,5%.

Посткоронавирусная реабилитация

Роста выручки в размере 6,5% по рынку транспортно-логистических услуг можно ожидать уже 2021 году, не исключает кандидат экономических наук, управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова. При этом драйверами восстановления в 2021-м станут сегменты e-commerce, агропромышленный комплекс, строительный сектор, а с 2022-го и сегмент негабаритных грузов, который начнет расти на фоне более активной реализации национальных проектов – инфраструктурных и топливно-энергетических.

Сам бизнес сроки восстановления своей деятельности в большей степени коррелирует с периодом отмены ограничений, введенных на фоне распространения коронавирусной инфекции, добавляет руководитель центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова.


Динамика восстановления компаний в зависимости от сроков снятия ограничений, введенных из-за распространения коронавируса

– Если представить, что ограничительные меры будут сняты до 1 мая, то более 50% компаний говорят о том, что смогут восстановиться и запустить свою деятельность в течение двух месяцев, – прокомментировала результаты исследования Лора Накорякова. – Если же ограничительные меры продлятся до середины июня, каждая пятая российская компания будет восстанавливаться более года.

По данным опроса ЦСР, в топ-5 проблем, с которыми придется столкнутся при восстановлении деятельности после снятия ограничений, бизнес включил повышение закупочных цен, падение спроса и отток клиентов, сокращение зарплат, необходимость погашения задолженностей (в том числе по налогам и сборам), а также недоступность финансирования.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев уверен, что для выживания и восстановления бизнеса в течение полугода необходимо найти источники для финансирования хотя бы на минимальном уровне его постоянных затрат. Прежде всего, это налоговые и коммунальные платежи, зарплата работников и платежи по лизингу дорогостоящей техники.

По словам аналитика, чтобы компании не увязли в долгах и могли развернуться после того, как коронавирусный кризис минует, эти платежи должны быть не перенесены на потом, а приостановлены или компенсированы из бюджета. Отсрочка и кредит, пусть даже и беспроцентный, не спасает, а лишь загоняет в еще большие долги и откладывает проблему на будущее.

Тэги: АКРА, Финам, Байкал-Сервис, Центр стратегических разработок, M.A. Research, прогнозы, коронавирус, последствия пандемии, рецессия, кризис
28.04.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх