Грузоперевозчиков соберут на цифровых платформах

О том, как «нули и единицы» меняют правила игры на российском транспортном рынке

Грузоперевозчиков соберут на цифровых платформах

Цифровизация транспортной отрасли постепенно становится частью современных бизнес процессов, на практике доказывая свою эффективность. И хотя, как любому новому процессу, требуется время для его масштабного внедрения, пример «цифровых пионеров», как говорится, заразителен. Да и на рынке год от года появляется все больше IT-решений, которые позволяют уже не только отслеживать грузы на всем протяжении маршрута, но и намного быстрее, а главное эффективнее их обрабатывать. При этом эксперты утверждают, что в конечном счете успеха добьются те, кто сможет объединить в рамках одной платформы максимальное количество сервисов. О том, под влиянием каких трендов сейчас формируется отечественный транспортный рынок, какие цифровые продукты уже используются, а какие только готовятся к запуску, «Логирусу» рассказали:

Алексей Бобров 
Начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефть»
Алексей Бобров
 Крылов Александр
Директор по региональным продажам «Газпром нефть»
Крылов Александр
 Ермолай Солженицын
Старший партнер McKinsey&Company
Ермолай Солженицын
 Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани
 Николай Верховский
Директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления СКОЛКОВО
Николай Верховский


Актуальные тренды

В данный момент на российском транспортном рынке преобладают четыре ключевых тренда, полагает старший партнер McKinsey&Company Ермолай Солженицын.

Из-за достаточно жесткой конкуренции цифровых и традиционных каналов дистрибуции для компаний важна максимальная близость к точке возникновения спроса. Понимание того, «кто, сколько и как заказывает» позволяет грамотно планировать свои мощности, производство и каналы сбыта, отмечает эксперт.

Отсюда вытекает второй тренд: эффективное управление рабочим капиталом (LR. Working Capital Management, WCM), которое считается неотъемлемой частью «здорового образа жизни» любой компании. WCM является эффективным инструментом «размораживания» финансовых вложений в запасы, готовую продукцию, дебиторскую задолженность и т.п.

Не теряют своей актуальности и вопросы логистики «последней мили». В этом сегменте все больше компаний пользуются партнерскими ресурсами. За счет сотрудничества, например, со стартапами транспортным фирмам больше не нужно за собственный счет выстраивать инфраструктуру «последней мили».

Но, пожалуй, самое важное сейчас, по мнению Ермолая Солженицына, – это интеграция IT-систем между производителем, перевозчиком и клиентом. При этом очень важно обеспечить прозрачность подключения друг к другу всех участников рынка. Ведь только при соблюдении этого условия можно будет говорить об общедоступности данных.

– Технологии уже в такой степени определяют развитие отрасли коммерческих перевозок, что многие компании думают не о том, насколько они транспортные, а насколько они IT-компании. Основной вопрос – как скоординировать возможности с управленческими решениями, так как есть сложившиеся алгоритмы, есть данные, и они требуют интеграции. В целом задача «цифры» в том, чтобы с учетом наличия данных, стартапов, а также очагов инноваций внутри компании объединить все элементы в эффективный и понятный рабочий процесс, – резюмировал старший партнер McKinsey&Company Ермолай Солженицын.

«Цифровой опыт» пионеров от логистики

Некоторые участники транспортного рынка уже успели подружиться с «цифрой». Например, один из крупнейших логистических операторов России «Деловые Линии» с момента создания группы использует цифровые технологии для оптимизации перевозки грузов. Так, по словам генерального директора ГК «Деловые Линии» Фарида Мадани, в компании полностью отказались от взаиморасчетов с помощью «наличных». К примеру, использование топливных карт от «Газпром нефти» позволяет оптимизировать работу сотрудников.

– Сейчас мы тестируем систему, которая позволяет строить прогнозные модели с минимальным откликом. Поэтому у нас работают не просто технические специалисты, но и кандидаты и доктора наук, которые делают расчеты для прогнозных моделей, проверяют гипотезы, – пояснил Фарид Мадани.

Однако в погоне за технологиями нельзя забывать о физической реальности, предостерегает эксперт. Применительно к логистике это означает, что до массового внедрения дронов или беспилотников пройдут годы, а значит доставка еще долгое время будет обеспечиваться обычными машинами.

Онлайн решения для офлайновых задач

Свои «цифровые пионеры» есть и среди поставщиков IT-решений. К их числу можно отнести «Газпром нефть», которая одной из первых предложила российским транспортным компаниям цифровые сервисы.

– Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации и коммерческих отношений. Мы становимся более открытыми, удобными для клиентов и партнеров, и платформа ОПТИ 24 является этому доказательством. ОПТИ 24 создает новую цифровую экосистему рынка грузоперевозок и логистики», – отметил директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Началось все в 2007 году с появления талонов, которые использовались на АЗС. Затем они постепенно трансформировались в топливные карты, число которых к концу 2015 года составляло уже более 600 000. Следующим этапом стало развитие онлайн-процессинга и формирование сети максимально автоматизированных АЗС (LR. Автомобильная заправочная станция) для корпоративных клиентов.

– Уже в 2016-2017 году стало понятно, что для дальнейшего роста нам необходимо активно изучать отраслевой и мировой опыт, сегментировать клиентов, понять их потребности и сформировать такой продукт, который будет ими максимально востребован, − пояснил начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров. − У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса.

На Петербургском международном экономическом форуме «Газпром нефть» представила новые решения для корпоративных клиентов в сфере грузоперевозок и логистики, объединенные на платформе ОПТИ 24, о чем «Логирус» уже писал ранее. По замыслу разработчиков, она должна кардинально изменить схему взаимодействия с клиентами.

− В традиционной модели клиент физически приезжал в офис продаж, заполнял договор, с ним возвращался в свой офис, отправлялся в банк, платил аванс, ждал пока курьер привезет карту, и только после этого ехал на АЗС и заправлялся, − расписал всю цепочку действий Алексей Бобров.

В то время как платформа ОПТИ 24 позволит заключить договор дистанционно, а в скором времени совершать покупки на АЗС с помощью виртуальной карты, которую можно будет загрузить в мобильном приложении. Выгрузить отчеты по транзакциям клиент сможет удаленно с помощью интерфейса API (LR. Application Programming Interface (API) – программный интерфейс, который позволяет синхронизировать и объединять внутренние, используемые в деятельности конкретной компании, и внешние системы учета и базы данных. Подключение API позволяет улучшить операционную деятельность предприятия благодаря исключению ошибок ручного ввода данных, сокращению затрат на ручной труд и ускорению бизнес-процессов), который уже содержится в системе.

− Мы рассчитываем, что дополнительное удобство, к примеру, возможность пользоваться специальными отчетами, которые можно настроить под себя, перевесит возможность экономии 50 копеек на литр. Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании. В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, – отметил эксперт. – Электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте.

В числе перспективных разработок – создание телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива. А также интеграция в платформу ОПТИ 24 ряда платежных сервисов. С их помощью, в частности, можно будет оплатить услуги «Платона» и штрафы ГИБДД с топливного счета.

Кроме того, «Газпром нефть» готовится вывести на рынок стратегии по хеджированию стоимости топлива. В компании намерены реализовать большую часть из известных на данный момент стратегий. Это в свою очередь позволит клиентам точнее планировать собственные траты. На данный момент подобная услуга уникальна, так как схожих сервисов по оптимизации расходов на топливо на российском рынке нет, заявляют в «Газпром нефти».

Безопасность, безопасность и еще раз безопасность

Продолжая перестраивать бизнес-модель из поставщика топлива в партнера, предлагающего цифровые продукты и оказывающего широкий спектр отраслевых услуг, «Газпром нефть» практикует agile-подход (LR: серия подходов к разработке программного обеспечения, ориентированных на использование итеративной разработки, динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля) к разработке IT-продуктов.

– Над сервисами для корпоративных клиентов работают команды, одна из них комплексно занимается личным кабинетом, мобильным приложением, API, – пояснил начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров.

Особое внимание в компании уделяется защите данных и контролю над безопасностью транзакций. Особенно после атак вирусов-шифровальщиков в 2017-ом.

Поиски «твердой цифровой» платформы

Директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления СКОЛКОВО Николай Верховский считает, что цифровые платформы в корне преобразят коммерческие грузоперевозки. Ведь современные технологии дают возможность быстро и безопасно доставить груз «от точки до точки», которые определяет сам заказчик. Также они обеспечивают прослеживаемость грузов на всем маршруте и позволяют перестраивать и оптимизировать маршрут на основании задач клиента. Компании, которые смогут реализовать подобные возможности на базе единой платформы, получат преимущество, рассуждает эксперт.

– Безусловно, 2018-2019 годы – это годы поиска платформ, их складывания. Но мы должны понимать, что все связанные с этими сервисными платформами проблемы придут и в коммерческие перевозки. Повышение эффективности означает, что кто-то понесет потери, и вопрос как это пройти безболезненно – открытый, – предостерегает Николай Верховский.

По словам эксперта, главная проблема цифровой трансформации – кому принадлежат данные, кто их выгружает, кто обеспечивает к ним доступ и у кого будут храниться серверы. Однако эта проблема лежит уже больше в административной, нежели технологической плоскости, подчеркнул директор Центра цифровой трансформации.


27.06.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх