E-commerce: вырасти или захлебнуться

О том, какие логистические привычки останутся с интернет-магазинами и их клиентами после коронавируса

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор




Пандемия коронавируса в корне изменила предпочтения российских онлайн-шоперов. Так, по данным товарного агрегатора Price.ru (LR. на платформе собрана информация о 23 млн товаров и ценах более чем от 4000 магазинов), с 1 по 23 апреля спрос на товары для дезинфекции и стерилизации вырос на рекордные 21 021%. Популярность аксессуаров для волос увеличилась на 617%, настольного тенниса – на 254%, VR-гарнитур – на 211%, товаров для взрослых – на 180%, спортивных тренажеров – на 173%, ноутбуков – на 139%.

При этом онлайн-продажи товаров FMCG (LR. товары повседневного потребления) за тот же период выросли кратно. По данным управляющего и сооснователя сервиса доставки продуктов iGooods Григория Куниса, спрос на доставку продуктов из-за режима самоизоляции увеличился в 10-20 раз. Директор по операциям онлайн-гипермаркета «Утконос Онлайн» Елена Образцова оценивает рост продуктов питания в 2-3 раза.

Однако инфраструктура многих интернет-магазинов и омникальных ретейлеров оказалась не готова к резкому кратному увеличению онлайн-потребления. Например, в Москве курьера с заказанными в супермаркете продуктами, по словам генерального директора ГК Pony Express Георгия Аликошвили, можно было ждать от 1-3 дней до 7-10 суток в отдельных случаях.

В ответ на ажиотажный спрос X5 Retail Group от­кры­ла чет­вертый dark store он­лайн-су­пер­марке­та Perekrestok.ru в Под­московье. Общая площадь dark store в Видном составила 18 000 квадратных метров, а вместимость – 30 000 наименований продукции. При этом общий объем инвестиций в проект оценивается в 500 млн рублей. А директор по операциям «Утконос ОНЛАЙН» Елена Образцова в интервью «Логирусу» ранее анонсировала планы по расширению складских мощностей в Москве и увеличению автопарка.

Однако, что дальновиднее: наращивать собственные мощности или воспользоваться аутсорсингом? Чем чревато бездумное расширение инфраструктуры в период пандемии? С чего нужно начинать лечить аврал с доставкой? Наверстают ли упущенную популярность постаматы? И с какими новыми привычками российские онлайн-шоперы уже не расстанутся? Разобраться с тем, как пандемия трансформировала логистические модели российского рынка e-commerce, помогли эксперты «Логируса» и участники онлайн-конференции «Логистика эпохи коронавируса: последняя миля», организованной «Коммерсантом»:

Иван Попов 
руководитель функции клиентской доставки Ozon
Иван Попов
Данил Кудрявцев 
директор по стратегическому развитию «Первой экспедиционной компании»
Данил Кудрявцев
Мария Зайцева 
руководитель департамента продаж федеральным клиентам «СберЛогистики»
Мария Зайцева
Алексей Прыгин 
исполнительный директор компании TopDelivery
Алексей Прыгин
Ольга Сатановская 
генеральный директор PimPay
Ольга Сатановская
Федор Вирин 
сооснователь исследовательского агентства Data Insight
Федор Вирин

Были слоты, да все вышли

Введенные из-за распространения коронавирусной инфекции ограничения на передвижение, а также закрытие непродовольственной розницы породили не только вплеск e-commerce, но и целый спектр вопросов.

Первый вопрос – это сроки доставки. Особенно острой она стала в сегменте e-grocery, констатировал руководитель функции клиентской доставки Ozon Иван Попов. Временные интервалы увеличились в лучшем случае до 2-3 дней, в худшем – до 7-10. В итоге, до «карантина» показатель SLA (LR. Service Level Agreement – соглашение об уровне сервиса) у Ozon был 95%, а после введения режима самоизоляции снизился до 92%.

– В определенный момент мы тоже столкнулись с ситуацией, когда в сегменте e-grocery на ближайшие 2-3 дня нельзя было ничего заказать. У нас не то что курьеров не хватало, у нас не было ресурсов на складе, отгружать не успевали, – признался Иван Попов. – Тогда мы приняли для себя решение, что мы открываем свободные слоты не более чем на 4-5 дней вперед. И все. Если на этот период все слоты заняты, прием заказов закрывается.

Однако по состоянию на начало мая ситуация более-менее стабилизировалась. По состоянию на 1 мая, например, Ozon предлагает курьерскую доставку «продуктового набора», состоящего из мяса, морепродуктов, овощей и свежей зелени, уже на следующий день – 2 мая. Однако возможности выбрать временной интервал – нет.


На пятой неделе карантина Ozon может предложить доставку продуктов на следующий день 

Второй вопрос-спутник рынка e-commerce на сегодня: это введение пропускного режима в регионах. Причем в связи с расширением полномочий губернаторов, в каждом регионе правила получения разрешений отличаются. По словам председателя комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ Алексея Федорова, регионы начали выпускать собственные варианты различных «справок работодателя» и «специальных пропусков», которые выписывают сотрудникам работодатели. В то время как единого, федерального варианта, нет.

Так, например, в Краснодарском крае, действует три вида пропусков: транзитные, межрегиональные и внутрикраевые. В Удмуртии все граждане, въезжающие на территорию региона, в том числе водители грузового коммерческого транспорта, должны заполнять специальные онлайн-анкеты и уведомлять местные власти о факте и целях своего прибытия на территорию субъекта. После чего заявитель получает QR-код, который и станет его цифровым пропуском на территорию республики.

– Привычная схема грузопотоков меняется буквально каждый день. То в одном регионе усилят связанные с коронавирусом ограничения, то в другом, наоборот, частично ослабят. В динамично меняющихся условиях мы вынуждены чуть ли не ежедневно перестраивать логистику. Это колоссальная внутренняя встряска. Однако это позволяет нам даже в период аврального спроса сохранять стабильно высокий уровень сервиса по срокам, –  подчеркнул директор по стратегическому развитию «Первой экспедиционной компании» Данил Кудрявцев.

«Передоление» каналов доставки

Запрет на работу торгово-развлекательных и бизнес-центров, а также фитнес-клубов привел к закрытию целого ряда пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов. Так, например, с 30 марта у PickPoint временно недоступными для получения онлайн-заказов оказалось 877 ПВЗ. Это почти половина всей сети, которой располагает компания. По данным на начало апреля, у компании насчитывалось 1 317 пунктов выдачи заказов.

– Часть крупных пунктов выдачи, которые находились в центре города и в офисных районах, осталась практически без трафика. А по тем ПВЗ, которые расположены в спальных районах, наблюдается падение в районе 15-20%, – отметил Иван Попов.

Таким образом, режим самоизоляции изменил соотношение долей различных каналов доставки. Этот тренд констатировали все собеседники «Логируса». По данным генерального директора PimPay1 Ольги Сатановской, в начале 2020-го доля ПВЗ составляла 65%, а с середины марта она резко сократилась до 40%. У Ozon доля пунктов выдачи и постаматов сократилась до 40-35%. При этом объем оказываемых услуг по курьерской доставке у того же ПЭК вырос в два раза. Не так ярко выражен данный тренд только у «СберЛогистики». Так как ПВЗ компании располагаются в отделениях «Сбербанка» и продолжают свою работу, примерно 50% клиентов продолжают отдавать предпочтение этому каналу доставки, пояснила руководитель департамента продаж «СберЛогистики» Мария Зайцева. Однако такие пункты выдачи выбирают лишь в том случае, если отделение банка располагается поблизости от места жительства заказчика. В противном случае предпочтение отдается курьерской доставке.

«С 30 марта у PickPoint временно недоступными для получения онлайн-заказов оказалось 877 ПВЗ»


Рост популярности курьерской доставки породил необходимость расширения штата. Но справиться с нехваткой курьеров, водителей и других сотрудников будет нетрудно, полагает исполнительный директор компании TopDelivery Алексей Прыгин.

– Рынок труда пополнили официанты, бармены, таксисты, продавцы-консультанты и все, кто потерял работу из-за пандемии. Поэтому их можно привлечь на позиции курьеров и водителей», – считает эксперт.

Так, например, «Почта России», готова трудоустроить порядка 5 000 человек на позиции курьеров и почтальонов. «СберЛогистика» планирует увеличить штат курьеров в разных городах на 30-50%. «СберМаркет» намерен в четыре раза расширить команду сборщиков и комплектовщиков – до 10 000 человек. Сервис доставки продуктов iGooods увеличит численность персонала с 1 200 до 3 200 человек.

Складской «захлеб»

Помимо увеличения штата сотрудников многие логистические компании столкнулись с потребностью в расширении площадей для хранения и обработки интернет-заказов. Так, по данным аналитиков Knight Frank, основным потребителем складской недвижимости в Москве в I квартале стал сегмент online-торговли. На него пришлось 45% от общего объема сделок. Для сравнения: по итогам 2019 года данный показатель составлял всего 7%. Еще одним трендом на рынке стало увеличение доли краткосрочной аренды, добавляют эксперты JLL. Если ранее на такие сделки приходилось около 10% спроса, то сейчас почти половина площадей арендованы на период до 1 года. В основном такие запросы поступают от онлайн-ретейлеров, которые стремятся в сжатые сроки удовлетворить резко возросший спрос, отмечают аналитики.

– Операции по курьерской доставке осуществляются на всех складских площадках ПЭК, также мы открыли региональную сеть из 15 фулфилмент-центров, расположенных преимущественно в городах-миллионниках, – подчеркнул Данил Кудрявцев. – Существующих мощностей достаточно, чтобы в оперативном режиме развернуть любые складские процессы для интернет-магазинов.

Но исполнительный директор TopDelivery отмечает, что также необходима оптимизация операционных складских процессов. Например, совершенствование процессов сканирования и выдачи посылок курьерам, считает Алексей Прыгин. Так как это позволяет ускорить процесс сбора интернет-заказов и избежать «затаренности» склада.

– В долгосрочной перспективе, чтобы сделать свою цепочку поставок более гибкой, как говорится just-in-time по всем звеньям, нужны крупные инвестиции, – добавляет генеральный директор и основатель AtlasDelivery Олег Краус. – Товарные запасы со временем будут сокращаться. Но это долгий процесс. В том числе связанный с диджитализацией.

Привычки, которые переживут коронавирус

На примере стран, опережающих Россию по развитию ситуации с коронавирусом, аналитики международной маркетинговой компании Nielsen прогнозируют, что после 3-4 недель ажиотажного спроса произойдет существенный спад покупательской активности. Московский регион находится ближе к концу этого цикла, состоящего из шести ступеней, считают эксперты Nielsen.


Шесть ступеней трансформации покупательского спроса

– Май и, наверное, июнь станут в первую очередь периодом отладки тех процессов и операций, которые были в авральном режиме запущены в марте и начале апреля. В их числе доставка с резко расширенной географией, отказ от наличных и переход к полной предоплате, расширение количества точек выдачи заказов за счет новых партнерств, расширение ассортимента в сторону товаров повседневного спроса, частичный или даже полный перевод обслуживания онлайн-заказов со складов в розничные магазины, – пояснил сооснователь исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин.

При этом собеседник «Логируса» полагает, что после отмены карантинных ограничений ретейлеры сохранят ключевые изменения. Например, речь идет о большей доступности доставки «на дом», использование партнерских ПВЗ и постаматов даже при наличии собственной сети офлайновых магазинов, а также преобладание предоплаты. Эти изменения останутся с рынком навсегда, подытожил эксперт.

По итогам 2019 года в топ-5 рейтинга «100 крупнейших интернет-магазинов и маркетплейсов», составленного агентством Data Insight, вошли Wildberries, Citilink, Ozon, Mvideo и DNS-shop. Однако неизвестно, какие еще сюрпризы нам может принести нынешний год. Кто сумеет оседлать «коронавирусную волну» и взлететь на вершину рейтинга, а кто захлебнется в бурных волнах потребительского спроса? Подождем, посчитаем, увидим.


1PimPay – IT и FinTech-компания, развивающая сервисы для интернет-магазинов по оптимизации финансов и логистики. Основана в Москве в 2012 году, с 2016 года является резидентом IT кластера Фонда «Сколково»


Тэги: интернет-торговля, доставка заказов, курьеры, постаматы, ПВЗ, Data Insight, ПЭК, Ozon, СберЛогистика, TopDelivery, PimPay, Алексей Прыгин
05.05.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх