А выпускники здесь гордые
Половина вчерашних студентов-логистов не работают по специальности – не устраивает зарплата
![]() |
Владислав Павлов
специальный корреспондент |

Все без исключения логистические компании жалуются на кадровый голод. Квалифицированных кадров не хватает, и на их обучение компании вынуждены тратить время и деньги. В то же время ряд российских вузов имеют факультеты логистики и ежегодно выпускают порядка 100–120 специалистов. «Логирус» задался вопросом: куда идут работать выпускники, и насколько знания и представления о будущей работе, приобретенные в вузе, помогают им в реальной жизни. Для примера мы взяли Высшую школу экономики и МАДИ.
Ежегодно из стен «Вышки» выходят 20–25 дипломированных специалистов в области логистики. Но, как следует из данных Центра мониторинга НИУ ВШЭ, из 24 опрошенных выпускников 2012 года лишь 4 человека (то есть всего каждый шестой) работают в транспортных или логистических компаниях. Столько же трудятся на производстве. Большинство же – 11 человек или 46% – нашли себе применение в сфере торговли. Трое ушли в IT-технологии и программирование, один занимается консалтингом.
При этом можно смело утверждать, что половина всех выпускников 2012 года, даже если они не работают в транспортных или логистических компаниях, трудятся в аналогичных департаментах своих компаний, производственных или торговых. Остальные трудоустроились не по полученной специальности.
Лишь каждый шестой выпускник логистического факультета работает в транспортной или логистической компании
У многих выпускников возникли сложности при трудоустройстве. На вопрос: «Возникали ли у вас трудности с поиском работы? Если да, то укажите характер этих трудностей», – больше половины – 55% – ответили, что трудно было найти работу с интересным содержанием. Трудно было устроиться без опыта работы 51%. Но это как раз понятно – о том, что ждет выпускников-логистов, Логирус уже писал. У 30% возникли проблемы с поиском вакансий, соответствующих полученному образованию. И треть выпускников не устраивал размер предлагавшейся работодателем заработной платы.
Кстати, что касается зарплаты. Ее, по пятибалльной системе, выпускники «вышки» оценили на «троечку». А вот данные по зарплате выпускников МАДИ. Правда, МАДИ располагает обработанными данными только за 2010 год, но эксперты в один голос утверждают, что и в самой зарплате, и в зарплатных ожиданиях выпускников с того времени практически ничего не изменилось, а несоответствие реальности зарплатным ожиданиям только увеличилось.
в зависимости от опыта работы

Данные Центра трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-Профи»
Полевые вершители судеб выпускников, то есть руководители HR-департаментов логистических компаний, в общем, не подтверждают тезис исследователей МАДИ и ВШЭ о том, что выпускнику трудно устроиться по специальности без опыта работы, но полностью согласны с тем, что зарплатные ожидания вчерашних студентов слишком и чаще всего совершенно неоправданно высоки. «Логирус» задал «кадровикам» известных логистических компаний два вопроса:
- Готова ли ваша компания нанимать выпускников логистических факультетов без опыта работы и, если да, то на какие должности?
- Какую зарплату такому специалисту готова предложить ваша компания? Соответствует ли предлагаемая вами зарплата ожиданиям выпускников?
Вот какие ответы мы получили:
![]() |
Ирина Токарева руководитель департамента по подбору и развитию персонала STS Logistics: |
- Да, мы рассматриваем выпускников факультета логистики без опыта работы. Как правило, мы предоставляем молодым людям возможность пройти практику в наших оперативных отделах, когда они еще учатся – пусть студенты посмотрят на мир логистики вживую, покажут себя в работе. Наиболее активные практиканты получают возможность пройти в компании преддипломную практику, по результатам которой мы предлагаем некоторым из них рассмотреть вакансии в нашей компании. По вакансиям изначально мы предлагаем стартовые позиции: ассистент, экономист в отделе и т.д. У нас много историй успеха, когда молодые сотрудники достаточно стремительно перемещались на более ответственные позиции.
- В данный момент намечается некая переломная тенденция в данном вопросе, зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда студенты не готовы идти на минимальный уровень оплаты труда, чтобы получить первичный опыт, и таких становится все больше. Но, если смотреть объективно, то компания не готова платить молодому специалисту, не имеющему опыта работы в принципе, по уровню компетентного специалиста. Поэтому с такими студентами нам не по пути.
Мы готовы разговаривать со студентами с уровня оплаты 20 000 на руки по стартовым позициям, когда они становятся полноправными членами команды. Практику в компании студенты проходят бесплатно.

![]() |
Юлия Горская руководитель группы по привлечению и интеграции персонала в России FM Logistic: |
- Да, наша компания рассматривает выпускников вузов на позиции стажеров и специалистов различных направлений. Стажеры работают в профильных департаментах FM Logistic, связанных с управлением складской или транспортной логистикой. Специалистов мы рассматриваем в транспортный департамент на позиции, связанные с документооборотом, обработкой заказов от клиентов.
- Зачастую зарплатные ожидания выпускников несколько завышены. Мы предлагаем для выпускников без опыта работы оклад от 20 тысяч рублей, в зависимости от департамента и уровня владения английским языком.
![]() |
Ирина Коломацкая директор по персоналу компании МОЛКОМ: |
- МОЛКОМ имеет положительный опыт найма выпускников профильных ВУЗов и факультетов. В компании достаточно регулярно открываются вакансии в сфере транспортной логистики, на которые рассматриваются в том числе кандидаты без опыта работы. Ситуация на рынке труда в сфере логистики на разных уровнях, от линейного персонала до руководящих сотрудников, достаточно сложная – присутствует стабильный кадровый дефицит, стоимость специалистов постоянно растет, в том числе и тех, кто еще вчера был студентом.
В этой связи МОЛКОМ прорабатывает варианты сотрудничества с несколькими профильными вузами по разным направлениям (организация стажировок для студентов последних курсов, открытие стипендиальных программ и др.). - Парадоксальным образом зарплатные ожидания выпускников зачастую оказываются значительно выше ожиданий кандидатов с опытом работы, и эта тенденция с каждым годом усиливается. Частично это объясняется «кадровым голодом», частично – оторванностью выпускников от реалий рынка, в том числе трудового. Уровень заработной платы, который наша компания готова предложить кандидатам без опыта работы, варьируется в зависимости от задач, уровня подготовки соискателя, его способностей к обучению и др.
Парадоксальным образом зарплатные ожидания выпускников зачастую оказываются значительно выше ожиданий кандидатов с опытом работы
![]() |
Ольга Шалдаева руководитель службы персонала компании «Максилог»: |
- Почему бы нет, мы берем выпускников без опыта работы, в первую очередь на позицию менеджеров по работе с клиентами. При этом чаще всего их необходимо дополнительно обучать. Кроме того, они могут попасть ассистентами в различные отделы, например, в отдел сертификации.
- Зарплатные ожидания молодых людей, только что окончивших университет, чаще всего можно охарактеризовать одним словом – неадекватные. Причем с повышенными, но ни на чем не основанными требованиями к оплате труда со стороны людей без опыта, но с дипломом, приходится сталкиваться все чаще и чаще. Однако бывает и наоборот, люди приходят с одной только просьбой: научите. Такие поначалу готовы работать за небольшую, впрочем, вполне рыночную зарплату. Именно они растут быстрей других. Соответственно, растет и их доход.
Подводя итоги, можно сказать, что у выпускников-логистов нет проблем с трудоустройством по специальности – было бы желание. А вот с желанием есть проблемы, и объясняются они чаще всего тем, что вчерашние студенты без опыта работы зачастую убеждены в том, что достойны заработной платы начальника отдела, проработавшего в отрасли с десяток лет. Хотелось бы сказать, что это личные проблемы выпускников и не проблемы компаний, однако не получается – ведь все без исключения логистические компании жалуются на кадровый голод.
Тэги: профобразование
21.11.2013
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Видеоаналитика против складских потерь: как не упустить миллионы?
О том, как уберечь склад от пожаров, краж, рекламаций, транспортного хаоса и прогулов сотрудников -
Евгения Назарова: «Клиент должен приносить прибыль, иначе это геморрой, а не клиент»
Основательница «ЖелДорЭкспедиции» – о банкротствах перевозчиков и ошибках, которые убивают бизнес -
ТрансРоссия 2025: привлечь и запомниться
The Beatles на укулеле, визитка в чужой пакет, ценовой демпинг, харизма и другие приемы, чтобы поймать на крючок потенциальных клиентов на выставке -
Тоннаж вне сезона: как играть по весенним правилам и не проиграть
Как перевозчику выйти сухим из моря штрафов в период весенней просушки -
Лизинг: варианты, тренды и ловушки на выходе
Как не попасть в еще большую лизинговую кабалу, желая уменьшить ежемесячный платеж, и обойти капканы сальдирования
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
