Свиньи могут подождать, а «Мерседес» испортится

Въезд через Эстонию: почему Нарву называют коррумпированной, а Койдула – блатной

Ирина Портенко Ирина Портенко
редактор

Свиньи могут подождать, а «Мерседес» испортится

Латвия намеревается внедрить электронную очередь в пунктах пропуска на границе с Россией. В ближайшее время там планируют создать рабочую группу с участием российских и эстонских коллег, «чтобы они поделились опытом и представили, как работает эта система у них». Однако, несмотря на выступление именно российской стороны инициатором «перенести опыт с нашими эстонскими коллегами по введению электронных очередей», глава ФТС Андрей Бельянинов считает это работой на перспективу, а вовсе не требованием сегодняшнего дня.

Всегда ли бронирование места в очереди дает определенные преимущества транспортным компаниям и избавляет от скопления грузовых автомобилей на въезде в Россию, «Логирус» попытался выяснить у перевозчиков, часто пересекающих эстонско-российскую границу в МАПП Нарва – Ивангород (Ленинградская область), Койдула – Куничина гора и Лухамаа – Шумилкино (Псковская область).

Правила

Сервис управления очередью GoSwift в Эстонии действует без малого пять лет – с 1 августа 2011 года. С апреля прошлого года плата за бронирование места в электронной очереди через интернет составляет 1,3 евро. Если водитель бронирует время, находясь в зоне ожидания, ему придется заплатить 1,5 евро, бронирование по телефону стоит чуть дороже – 1,59 евро.

Кроме того, перевозчик должен заплатить за пользование зоной ожидания в Нарве 14 евро, в Койдула – 12 евро, в Лухамаа – 11,2 евро. При этом прибыть в зону ожидания грузовой транспорт обязан за 3 часа до направления на границу.

Согласно правилам сервисной компании, обслуживающей зону ожидания в Нарве (аналогичные правила есть и в Койдула, и в Лухамаа – LR), если водитель находится в зоне ожидания более 36 часов – за 24 часа до и спустя 12 часов после наступления времени выезда на границу, он обязан оплатить «парковку» из расчета 1,3 евро в час за одно транспортное средство или прицеп/полуприцеп до их выезда на границу. При этом, уточняет компания, дополнительная плата не взимается, если в очереди происходит застой, когда погранпункт закрыт для пересечения границы, и из-за этого превышается установленное ограничение времени.

– В том-то вся и прелесть фиксированного часа, поскольку законодательно установлено, что, если ты забронировался с 23 до 00 приехать, ты можешь смело планировать свой день, – пояснил директор одной из транспортных компаний. – Тебе не надо дергать водителя, чтобы он приехал туда к двум часам дня, а потом два дня куковал. Запланировал, четко приехал, четко прошел, все.

Транспортный поток из зоны ожидания на границу зависит от работы пограничных пунктов в Эстонии и России. В приоритетном порядке на границу пропускаются грузовые автомашины, перевозящие скоропортящиеся и приравненные к ним грузы. Категории транспортных средств, имеющих приоритетное право выезда в пограничный пункт, устанавливаются законом о государственной границе, поясняется в правилах сервисной компании.

Водитель автомобиля, опоздавшего к выезду, обязан уведомить диспетчера зоны ожидания. Выезд таких грузовиков происходит по схеме «4 транспортных средства из общей очереди + 1 транспортное средство с парковки».

В правилах отдельно оговариваются случаи, когда в зоне ожидания или у погранпункта происходит скопление автотранспорта, не зарегистрированного в базе данных очереди ожидания, а водители или «иные лица» требуют проезда в пограничный пункт без регистрации или вне очереди. Тех, кто по какой-то причине не хочет регистрироваться в электронной очереди, собеседники «Логируса» называют джентльменами удачи или любителями поиграть в рулетку.

– Живая очередь создана для «джентльменов удачи», – говорит один из водителей. – Они могут там неделями стоять, если по брони приедут все автомашины. Это игра на удачу. Я, например, в живую очередь не хочу совсем.

Живая очередь создана для «джентльменов удачи»

По словам перевозчиков, данные о состоянии очереди – число забронированных мест, количество грузовиков в живой очереди и расчетное время ожидания – нельзя воспринимать буквально, их нужно уметь читать.

– Зачастую те машины, которые зафиксированы в очереди, и кажется, что все места заняты, скорее всего, находятся еще в России и приедут грузиться только через день-два, – рассказывает собеседник «Логируса». – Поэтому при виде таких цифр только кажется, что машин в пункте пропуска много, а по факту в таком количестве их там нет. Это просто занятая очередь – галочка в компьютере. А количество часов ожидания актуально для тех людей, которые каким-то образом не успели забронировать очередь, да и то только в данный конкретный момент времени.

В подтверждение можно посмотреть ежедневную статистику, в которой приводится количество автомобилей, выехавших на границу в течение каждого часового интервала на протяжении недели вплоть до текущего дня. Так, в среду в Нарве в электронной очереди числилось более 200 грузовиков и 100 с лишним – в живой очереди. Расчетное время ожидания составляло 43 часа. Тем не менее, согласно статданным, на границу из зоны ожидания выехало всего 93 автомобиля. И в предыдущие дни выезжало от 87 до 108 грузовиков при расчетном времени ожидания порядка 60–55 часов. В четверг с утра те же самые 43 часа. Зарегистрированы в очереди 214 перевозчиков и еще 127 – в живой.

– Однажды я сам лично приехал на своей машине, пропустил момент, когда можно было легковую машину зафиксировать, и получил возможность понаблюдать, как меняется эта информация, – прокомментировал ситуацию глава транспортной компании. – Если в системе стоит 32 часа, то вовсе не значит, что часа через два эти 32 часа не превратятся в 10. Это ориентировочное время, рассчитываемое системой. Но оно может скакать как в минус, так и в плюс. Если в фиксированной очереди все машины идут в свое время, количество автомобилей в живой очереди может увеличиваться, и в зависимости от этого будет расти расчетное время. Так что 32 часа, 47, 78 – это чушь.

Работа

Собеседники «Логируса» рассказали, почему, по их мнению, не стоит вставать в живую очередь. «Есть отведенное время – на каждый час, допустим, пять машин, – поясняют перевозчики. – Это те пять машин, которые не из живой очереди, а из фиксированной – у которых есть бронь. При этом водители из живой очереди поедут на границу только в том случае, если кто-то по какой-то причине не воспользуется своей бронью, попросту не приедет».

– Смысл болтаться в живой очереди, наверное, какой-то есть, – рассуждают они. – Это сродни игре в рулетку. Ты можешь забронироваться на послезавтра, но если хочешь «сыграть в рулетку» и попытаться проехать чуть раньше, встаешь в живую очередь: а вдруг повезет!

Система управления электронной очередью для регистрации, кроме внесения номера декларации, требует внести номер машины. Если номер машины потом изменить, система автоматически «выбросит» из очереди. «Поэтому заранее, зная, что у меня возвращается какой-то тент из России, под него делаю бланк транзитной декларации и ставлю в фиксированную очередь, – раскрывает директор компании секреты работы с системой. – Когда у нас не было электронной очереди, водители резали друг другу шланги, кто-то пытался занять очередь для других, словом, была полнейшая неразбериха. Сейчас всем перевозчикам, чтобы они были спокойны, выдаются номера, но теперь борьба за очередь идет не среди водителей, а в кабинетах».

– Если говорить про экспортный груз, у нас есть экспортная декларация, которая выдана, предположим, в Германии. Не важно, что машина только что там загрузилась, я беру этот номер и вставляю в удобный мне день. Это не значит, что у меня машина уже едет на границу, – продолжает собеседник «Логируса». – В случае с китайскими грузами есть «транзитка». Нужно зайти в систему и сделать бланк без груза, без всего, просто бланк. Получил номер, который ни к чему не обязывает. Так маклеры «надувают» цены на квартиры, здесь такая же ерунда. Мы вставляем, вставляем, вставляем эти «транзитки», и складывается впечатление, что, да, там какая-то космическая очередь. Но это не значит, что машины в то время, которое там указано, прибудут на границу и будут ее проходить. В том-то все и дело.

Заметим, поначалу планировалось, что единовременно можно будет забронировать только одно место в очереди. Однако по просьбам представителей бизнеса и перевозчиков позже им предоставили возможность бронировать одновременно несколько мест в очереди, в том числе и в приоритетной.

– Генерально все работает отлично! Открываю и смотрю, есть ли места, например, в Нарве. Возможность забронировать место в очереди не на сегодня или завтра – это нормально для предварительного бронирования. Я к тому, что время ожидания превышает сутки. 43 часа ожидания – это миф, то есть этому верить нельзя. Это для тех, кто не знает, как работать с системой, кто стоит в живой очереди, – уверяет перевозчик.

Граница

Несмотря на возможность заранее забронировать время пересечения эстонско-российской границы, очереди здесь отнюдь не редкость. Причем это утверждение справедливо и для Нарвы, и для Койдула, и для Лухамаа. Только в одном из пунктов пропуска скопление транспорта случается нечасто, а во вдруг возникшей очереди насчитывается всего несколько машин, тогда как в другом громадная очередь и более суток ожидания – явление обыденное, несмотря на падение грузопотока, и причины появления очередей везде разные, говорят собеседники «Логируса».

– Объемы уменьшились, естественно, – сетует один из водителей. – Не то слово, как они уменьшились. Падение глобальное. Ставки такие, что автотранспорт вымирать будет. А так, пока живет транзит.

Прежде чем сделать выбор в пользу конкретного пункта пропуска для пересечения границы, перевозчики сначала определяются с направлением, как ехать в Москву, выбирая юг (Койдула, Лухамаа) или север (Нарва). «Те, у кого «кривой» груз, скажем так, и плохо погружен, автоматом выбирают Нарву, если там более-менее немного машин, – рассказывает один из собеседников. – Ходят слухи, что там можно без особых проблем договориться».

– Пункт Нарва, на мой взгляд, самый коррумпированный, – комментирует еще один перевозчик. – И наличие очереди там зависит не только от количества бронирований. Такого нет в Койдула, где обычно не более 4–5 часов. И если в Лухамаа расчетное время ожидания будет часов под 30, то в Нарве – часов под 60. Туда едут водители с тяжелым грузом, например, вес которого 19 900, на старой машине, не уверенные в нагрузках на ось. А сейчас за нагрузки на ось очень сильно «бьют по голове» штрафами.

По словам собеседника «Логируса», граница в Лухамаа славится тем, что там идут в основном «красивые» грузы. «Красивые – это значит, что ни к чему не может инспектор придраться. Если все грамотно, если никаких перегрузок на ось нет, человек, естественно, поедет на Лухамаа. Потому что там начинают проверять вес – вес бьется. Начинают проверять оси – оси бьются. И все, добро пожаловать в Россию! Проезжай».

А в Койдула пока еще не проверяют нагрузки на ось, рассказывает перевозчик со стажем, но «там – другая история». «Я уже много лет езжу, вообще ничего не меняется. Граница в Нарве, как была такой а-ля контрабандной, такой и осталась. Лухамаа всегда была честной и красивой. Там если и можно проехать с каким-нибудь косяком, то косяк должен быть настолько мизерным… Ребята там очень серьезные, конкретные, которым и денег-то не дать. А в Койдула испытываешь такой шок, если приехали автомобилевозы! Меня это всегда убивало. Приезжаешь – 4 часа. Радуешься: ой, как здорово, а проезжаешь через сутки!» – возмущается собеседник «Логируса».

Свиньи могут подождать, а «Мерседес» испортится

– До сих пор понять не могу, – продолжает он. – Понимаю, когда фура с живым грузом, например, коровы, свиньи, их надо срочно доставить, потому что они живые. Но когда приезжает из Таллина и встает в отдельную очередь автомобилевоз, я не могу понять! Почему «Мерседесы», «Тойоты», «Мицубиси» и вся прочая лабуда идут в отдельную очередь, отодвигая все рефы, реальный скоропорт?! Чем «Мерседес» новый так срочен в России, что нужно отодвинуть всех и пропустить именно эту партию «Мерседесов» через границу?

– И эти водители – такие наглые ребята! Они понимают, что у них с российской стороны все схвачено. Когда эстонским таможенникам говорят, что сейчас пойдут автомобилевозы, они просто перестают принимать тех, кто зарегистрирован в очереди. Эстонская сторона принимает это как аксиому. И такой дурдом длится уже давно, на протяжении многих лет постоянно одно и то же, – сетует перевозчик.

С такой ситуацией сталкивались и другие водители, которым доводилось пересекать границу в МАПП Койдула – Куничина гора. Некоторые так и говорят: «Койдула – это блатной путь автомобилевозов. Просто приезжает машин десять с новыми иномарками, и все колом встает на сутки. Все вообще. Едут только машины с иномарками, отдельной очередью, как скоропорт. Неплохо, правда?! «Мерседесы» – скоропорт! Именно поэтому пункт пропуска Койдула – Куничина гора так не популярен у автоперевозчиков». LR


25.04.2016

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх