Напряженные железнодорожные отношения

О заржавевших рельсах между Украиной и Россией

Виталий Семилетов Виталий Семилетов
эксперт



«Логирус» совсем недавно рассказывал о работе железной дороги Москва – Харьков – Ростов в конце XIX века. А вот как живет дорога в наше время, после известных украинских событий 2014 года.

Путь к всесоюзным здравницам

Те, кому сейчас 35 и старше, наверняка хорошо помнят поездки поездом на юг с «курортного» Курского вокзала. В эпоху СССР харьковское направление являлось самым напряженным по пассажирскому трафику среди всей сети дорог, оставляя далеко позади даже линию Москва – Ленинград. Это была действительно главная «санаторно-курортная» магистраль страны. Денно и нощно мимо степей шуршали поезда на курорты Кавказских Минеральных вод, Азовского моря, в Новороссийск и Анапу, цветущие Грузию, Армению, Азербайджан и в Крым. В регулярном обращении были поезда, маршруты которых в наши дни покажутся экзотикой: Москва – Ереван, Горький – Тбилиси, Москва – Батуми, Москва – Цхалтубо. Курсировали беспересадочные международные вагоны в Стамбул и Тегеран.

А еще шли поезда в огромные промышленные города Украинской ССР: Донецк, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Запорожье. В летний период 1988 года, в разгар перевозок количество пассажирских поездов доходило до 70 пар в сутки. Каждые 20 минут в попутном направлении следовал пассажирский поезд. И это без учета грузовых поездов, которых здесь водилось в немалом количестве – дорога хоть и курортная, но охватывала и крупные промышленные кластеры. Учитывая тесные промышленные связи с остальной частью СССР, грузооборот был гигантский.

В итоге между Белгородом и Харьковом с учетом грузовых и прочих «путающихся под ногами» электричек каждодневно проходили 110–120 пар поездов. Запомните, пожалуйста, эти цифры, мы к ним еще вернемся.

Потом что-то пошло не так.

Скорый поезд Москва – Симферополь подается под посадку на Курский вокзал. В декабре 2014 года поезда крымского направления ушли в историю.


Начало 90-х привнесло свои немалые коррективы в работу «курортной» дороги. Сначала полыхнуло в Закавказских республиках, и как-то сами собой начали отваливаться маршруты поездов в Грузию и Армению. Начавшийся в 1992 году вооруженный конфликт в Абхазии на долгие годы остановил железнодорожное сообщение Москва – Сухуми. И, тем не менее, активно продолжалось движение поездов на Кавказ и на курорты кавказского черноморского побережья.

С 1992 года появились пограничные переходы на станциях Казачья Лопань (Украина) и Белгород (Россия). Если в былые годы пассажирский поезд покрывал 84 км между Белгородом и Харьковом за час, то теперь с пограничными формальностями на это уходило два-два с половиной часа. Особые неудобства испытывали пассажиры российских поездов, следующих через Украину транзитом, например, Москва – Кисловодск. Они подвергались пограничному «шмону» четыре (!) раза.

Постоянные жалобы пассажиров на поборы и неправомерные действия украинских пограничников (нередки были случаи, когда за отказ дать взятку пассажир просто высаживался из вагона) заставили неповоротливое МПС в течение нескольких лет перевести практически все поезда кавказского направления в обход Украины: через Воронеж – Ростов. Сначала оптимизировали маршруты фирменных поездов, а затем и обычных пассажирских.

К концу 90-х харьковский ход заметно опустел. Количество пассажирских поездов сократилось вполовину. Остались лишь поезда Крымского направления, а также следующие в города Украины и несколько транзитных на российский юг, удобные скорее жителям городов, стоящих вдоль железной дороги. Проредилось и грузовое движение. После распада СССР российский грузовой поток на экспорт переключился на другие направления, а доля украинского грузопотока, следующего в Россию со стороны Харькова, сократилась более чем в два раза.

В вагоне 2-го класса экспресса Харьков – Белгород. Электричка украинских железных дорог. Пассажиров катастрофически мало, иногда и нет вовсе. Фото сделано в октябре 2013 года – за несколько месяцев до свержения Януковича. Фото Андрея Селезова.


В нулевые магистральная линия Москва – Харьков работала в спокойном режиме. Основной поток пассажирских поездов следовал, конечно же, в Крым. В летние месяцы число поездов, идущих из Москвы в Симферополь, Севастополь, Евпаторию, Феодосию и Керчь доходило до 12 пар ежесуточно. К ним добавлялись поезда из Петербурга, Мурманска, Архангельска, Нижнего Новгорода, Перми и Екатеринбурга. Так было до начала известных всему миру событий начала 2014 года…


Наши дни. Дорога в никуда

Ранним утром скорый поезд №1 Москва – Белгород быстро покидает пределы Москвы. До Белгорода 697 километров, меньше восьми часов пути. После практически тотальной отмены поездов, следующих на Украину, РЖД оперативно выпустило на линию несколько дневных ускоренных поездов-спутников, которые, по сути, стали единственной возможностью надежно соединить Тулу, Орел, Курск и Белгород. Новые вагоны, кондиционеры, приличный вагон-ресторан и высокая скорость. Словно в противовес грязным, потрепанным жизнью синим вагонам «украинской зализници», многие из которых начали свою жизнь аккурат к Олимпиаде-80.

За Тулой дорога становится почти мертвой. Пустые печальные станции проносятся за мокрым от дождя окном. Несколько редких поездов пугливо проносятся мимо и исчезают в осенней непогоде. И это на протяжении 500 километрового отрезка пути между Тулой и Белгородом на мощной двухпутной магистрали! Хотя имеет ли смысл содержание второго главного пути при объемах движения 15-20 пар поездов в сутки?

В третьем часу дня поезд прибывает в Белгород. Приграничная, почти прифронтовая станция. До границы всего 30 километров, до линии «где начинают стрелять» 250 километров.

Дальше на юг, в сторону Харькова, движения практически нет. Еще год назад была возможность уехать поездами Москва – Симферополь классическим маршрутом через Курск – Белгород – Харьков. Правда, ездили этими поездами в основном граждане Украины. Россияне после присоединения Крыма к России ездить поездом через незалежную откровенно боялись. В декабре 2014 года все поезда сообщением в Крым были отменены.

В сентябре 2015 года пассажирское сообщение между Россией и Украиной на южном, некогда главном пассажирском направлении представлено двумя поездами: Москва – Харьков и Москва – Кривой Рог. И все. Оставшиеся несколько пассажирских поездов имеют на удивление приличную составность – по 15–18 вагонов. Объясняется это просто. Поезда представляют собой «конструктор», состоящий из отдельных групп вагонов. Например, харьковский поезд имеет в своем составе вагоны назначением в Сумы, Полтаву и Кременчуг. Поезд в Кривой Рог дополнен вагонами до Днепропетровска.

Надо отметить, что два года назад все перечисленные города, в которые сейчас ходят «обрубки» из двух-трех вагонов, имели полноценное сообщение с Москвой в виде полносоставных поездов. Ежедневно пограничный переход пересекают два грузовых поезда в каждом направлении. В основном идет уголь из России, обратно везти нечего – пустые полувагоны. 

За проезд в плацкартном вагоне по маршруту Белгород – Харьков (расстояние 84 км, в пути 1.20) придется выложить со всеми сборами 1200 рублей, за купе – 2000
Унылую скудность движения немного дополняют две ежедневные электрички до Наумовки – приграничной станции, расположенной от границы в шести километрах. Итого межграничное сообщение представлено четырьмя парами поездов(!). Я не случайно в самом начале акцентировал внимание на размерах движения по данному участку в позднесоветское время. Спустя чуть более четверти века размеры движения упали в 30 (!) раз. Все идет к тому, что второй главный путь с российской стороны, видимо, разберут, так как никакой необходимости в нем нет, и обозримом будущем не предвидится. Малодеятельная двухпутная электрифицированная железная дорога совсем не дешева в обслуживании.

До конца зимы 2015 года сохранялось движение межгосударственной электрички-экспресса Харьков – Белгород. В былые времена маршрут обслуживался как украинскими железнодорожниками, так и их российскими коллегами. Однако после победы евромайдана пассажиропоток сократился до состояния, когда поезд стало невыгодно пускать даже по выходным дням. По данным пригородной пассажирской компании «Черноземье», которая являлась российским оператором экспресса Белгород – Харьков «Князь Владимир», по сравнению с 2013 годом падение пассажиропотока в 2014 году составило почти 2,5 раза. Поэтому российскую часть проекта отменили еще осенью 2014 года. Украинский экспресс продержался до февраля этого года и тоже ушел в историю.

Пограничная станция Белгород. Российские пограничники выходят встречать электричку-экспресс Харьков – Белгород. Октябрь 2013 года. Фото Андрея Селезова.


При желании пересечь границу поездом все же возможно. Нужно просто купить билет на любой из двух проходящих пассажирских поездов. Однако цена билета, вытекающая из тонкостей межгосударственных тарифов, может легко повергнуть в шок. Например, за проезд в плацкартном вагоне по маршруту Белгород – Харьков (расстояние 84 км, в пути 1.20) придется выложить со всеми сборами 1200 рублей, за купе – 2000.

Если железная дорога между Белгородом и Харьковом находится в состоянии клинической смерти, то у автобусного сообщения дела идут неплохо. С железнодорожного вокзала Белгорода автобусы отправляются каждый час. При цене в 250 рублей (сравните с железной дорогой) пассажиры найдутся всегда. По автомобильной трассе М2 «Крым» от Белгорода до российского пограничного пункта Нехотеевка всего 30 километров. По пустой дороге автобус это расстояние проходит менее чем за полчаса.

На собственных машинах с российскими номерами далеко не многие решаются ехать на Украину. А вот легковушек с украинскими номерами на дороге предостаточно. Очень многие жители Харькова совершают в Белгород «бензовозные» туры – едут за более дешевым и качественным бензином. Бывалые автобусные путешественники знают, как сэкономить до нескольких часов прохождение процедуры. Многие покидают автобус и проходят досмотр пешим порядком. Автобус из-за очереди может «зависнуть» на 1–2 часа. После прохождения контроля просто подсаживаются в первый автобус, который вышел с пограничного пункта, и продолжают на нем движение в сторону Харькова. 

Все идет к тому, что второй главный путь с российской стороны, видимо, разберут, так как никакой необходимости в нем нет, и обозримом будущем не предвидится. Малодеятельная двухпутная электрифицированная железная дорога совсем не дешева в обслуживании
Почти застывшее железнодорожное сообщение заставляет жителей Украины прибегать к пересадкам на российской территории. Например, из Белгорода ходит скорый поезд в Новосибирск, которым пользуются множество жителей Харькова и других городов Украины. Не секрет, ведь многие работают вахтовым методом в отдаленных областях России, многие вывезли свои семьи из неспокойной страны.

Политические и экономические неурядицы сделали Харьков, второй по величине город Украины с населением под полтора миллиона человек практически изолированным от России. При том, что это один из крупнейших транспортных узлов на всем пространстве бывшего Союза. Еще совсем недавно из Харькова можно было уехать поездом в Ростов, Кисловодск и Адлер, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Нынешние реалии жизни таковы, что из харьковского аэропорта не выполняется ни одного авиарейса в Россию. Не лучше ситуация и на железной дороге, ориентированной больше на внутренние сообщения.

Дальнейший спад в железнодорожных перевозках может привести и к тому, что Белгород станет тупиковой станцией, за которой движения в сторону Украины не будет совсем. Увы, но это действительно может произойти, и подобные примеры есть. Начавшиеся военные действия в Абхазии в 1992 году вынудили разорвать железнодорожное прямое железнодорожное сообщение по магистральной линии Закавказской железной дороги от Баку до Адлера. Движение на границе Абхазии и Грузии не восстановлено до сих пор и вряд ли будет восстановлено вообще. Вступление Латвии и Литвы в ЕС в 2004 году поставило крест на Петербург-Варшавской железной дороге – старейшей магистрали, построенной в 1862 году. Это был кратчайший железнодорожный выход в Европу со стороны Санкт-Петербурга.

Но одно можно сказать точно, даже если движение по железной дороге Белгород – Харьков сохранится, как прежде оно уже не будет никогда.
 
Читайте продолжение Транспортный хаб Нью-Васюки


Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх