Начальники большой дороги

Почему в России мостов и автотрасс гораздо меньше, чем могло бы быть

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Начальники большой дороги

На финансовом рынке страны «болтается» триллион рублей, предназначенных для инвестирования в инфраструктуру на условиях концессий, в частности, государственно-частного партнерства. Однако большая часть этого триллиона пока не востребована – инвесторы, строители и руководители регионов с трудом находят общий язык. Своим мнением, почему это происходит, с «Логирусом» на ежегодном форуме «Транспортные системы России» поделился председатель совета инвестиционной компании «InfraONE» Альберт Еганян.

Начальник № 1

Мне как независимому игроку на этом рынке можно говорить, как есть. Смотрите, как выглядит рынок: весь он с точки зрения провайдерства начитывает дюжину команд. Плюс-минус. Если сложить независимые команды, команды ведущих банков, команды ведущих строителей, получится от десяти до четырнадцати. Это и первая, и высшая лигу вместе. На практике дела идут так: приходят проекты, представители этой дюжины их изучают и говорят: вот этим буду заниматься, а этим не буду. Хуже того: иногда, скажем, условному Ивану предлагают какой-то проект, но еще по телефону говорят, что до Ивана его предлагали Василию. Назначается встреча, но перед ней Иван звонит Василию и спрашивает, почему Василий отказался. Василий рассказывает о рисках, из-за которых он не стал вписываться, и после этого телефонного разговора уже назначенная встреча отменяется – а какой в ней смысл, если твой коллега, которому ты доверяешь, уже отказался? Чего время-то терять?

Почему на рынке складывается такая ситуация?

У нас губернаторы, мэры и в целом представители публичной стороны, в том числе некоторых федеральных органов исполнительной власти искренне считают, что они главные на этом рынке. Раз у губернатора проект, раз у него публичный мандат на инфраструктуру, значит, как он скажет, так и будет записано в условиях данного проекта. Любые мнения его подчиненных, инвестиционных специалистов, организационных специалистов и каких угодно еще специалистов не имеют никакого значения. Он считает, что должно быть так. Более того, он уже всей прессе рассказал, что будет так, бюджетные деньги на подготовку проекта потратил, в общем, прошел все круги ада. Для чего – для того, чтобы задорого, с ущербом для своей репутации и бюджета убедиться в том, что все, о чем ему говорили два года назад, правда. Итак, он угрохал два года для того, чтобы убедиться, что он не самый крутой на этом рынке. Но перед избирателями, депутатами, начальством, да и перед правоохранительными органами вроде как неудобно за нецелевым образом потраченные деньги.

И тут как раз на их счастье предстоит некий форум, на котором надо что-то подписать. Обратите внимание на питерский, сочинский и все остальные – если все, что там подписывается, было бы правдой, то выйдя из здания, где проводился форум, мы увидели бы дороги, покрытые мрамором и золотой крошкой.

На самом деле вопрос профессионализма, квалификации, а самое главное, мотивации на этом рынке является ключевым.

Начальник № 2

Теперь давайте посмотрим на логику финансовых институтов и иных спонсоров на этом рынке. Статистика Центрального банка по негосударственным пенсионным фондам говорит, сколько денег не размещено у крупных НПФ и так называемых НПФ второй категории. Если округлять, то сотни миллиардов рублей. Сколько денег у госбанков, которые они готовы потратить на инфраструктуру и отводят на нее? Сотни миллиардов рублей. В марте Центробанк изменил нормативы для страховых компаний, и теперь они так же, как и НПФ, имеют право вкладываться в инфраструктуру. Благодаря этому рынок, на котором и так был профицит, получил дополнительные 150 миллиардов рублей, которые предназначены для инфраструктуры. Если все эти деньги сложить, получится один триллион рублей. Поэтому уважаемые нами финансисты считают, что это они главные на рынке. Итак, мы получили уже двух главных на этом рынке – губернатора и финансиста. Никто уступать, естественно, не хочет. Губернатор и финансист ведут легкий флирт между собой – полутона, экивоки, приглашения на обсуждения, презентации, совещания и так далее.

Начальник № 3

В совещаниях проходит год. На середине пути они начинают думать: а кто все это может сделать? Речь идет о строителе, операторе, эксплуатанте и прочих – в общем, о тех, кто физически будет делать проект, который они обсуждают. Выходят на рынок, начинают смотреть. И в этот момент те, к кому они приходят, будь то строитель, эксплуатант или проектировщик, говорит: «Не знаю, что вы там думали о себе, но на этом рынке главный я! У вас есть проект, у вас есть деньги, но, кроме меня, этого никто не сможет сделать». Итого уже трое главных на одном проекте.

Проблема состоит в том, что никто из этих трех главных реально с точки зрения подхода к структурированию проекта даже не пытается озадачиться проблемами противоположной стороны. Такие слова, как распределение рисков, сегментация рисков, разнесение рисков во времени и иные способы их минимизации, не звучат – этого просто никто даже не обсуждает. Обычно при обсуждении проекта, кроме общих слов, ничего не звучит.

В итоге возникает такая картина: на рынке есть профицит в триллион рублей для инвестирования в инфраструктуру и есть потребность примерно в шести тысячах проектов. При этом по самым оптимистичным оценкам ежегодно в инфраструктурные проекты инвестируется не более 200 миллиардов, а вываливается на рынок не больше 200 проектов. Получается, что проекты есть, деньги есть, исполнители есть, а гешефта не складывается. Весь рынок состоит из большого количества обсуждений, совещаний и других итерационных действий, а ребенок не рождается. Каждая из сторон, считая себя самой главной, пытается навязать свои условия, а не добившись своего, откатывается обратно вместо того, чтобы изначально сделать проект нормальным – с грамотным разнесением рисков и устраивающими всех финансовыми условиями.

Говорят, что у строителей есть большая проблема: банки забирают проекты на себя и после этого «отжимают» строителей. Вопрос: что нашим строителям лет десять назад мешало поступать по-другому? Это касается в целом строительного рынка в нашей стране: десять лет назад все были перекормлены Законом о госзакупках, и зачем строителям было париться с этой странной конструкцией, которая называется концессией и тем более, не дай бог, государственно-частным партнерством, если их и по госзакупкам хорошо кормят?

Если проследить за историей развития строительных компаний в Европе, то мы увидим, что все компании, которые нам сейчас известны как строительные монстры, сначала работали на локальных территориях. Под словом локальные я подразумеваю, скажем, не территорию всей Франции, а регионы внутри Франции. После этого из строительных они начали трансформироваться в инвестиционно-строительные и покрывать уже всю территорию страны, а потом они стали развивать у себя концессионную экспертизу, становиться концессионно-инвестиционно-строительными, извините за такую длинную фразу, и начали свой продукт экспортировать.

Я не пытаюсь сказать, что строители ведут себя правильно, а банки неправильно или наоборот. Я всего лишь хочу сказать, что, если у кого-то есть амбиция быть главным в этом процессе, то этого в при существующем подходе не получится. Невозможно стать главным в концессионном проекте, если ничего для этого не делать и развивать экспертизу только по Закону о госзакупках. Невозможно идти в концессию, не имея даже желания в этом разобраться и до сих пор путая 44 Закон о госзакупках со 115 Законом о концессии.

Одновременно с этим надо прийти к пониманию, что концессия – это не обязательно мегапроект. Мы, конечно, знаем, что Россия всегда находится в состоянии либо завершения мегапроекта, либо начала нового мегапроекта – сухих месяцев, когда мы ничего не заканчиваем и ни к чему не готовимся, практически не бывает. Но не крупные концессии определяют лицо рынка. У нас на сегодня концессионных проектов, которые запускаются на региональном уровне, гораздо больше, чем федеральных. Правда, на практике это зачастую означает, что там есть местные строители, которые стремятся повторить опыт, накопленный их коллегами на федеральном уровне, то есть сидят и ждут, когда придут финансисты и начнут отваливать им подряды. Они либо не дождутся, либо будут вынуждены проявлять бо́льшую активность, в том числе, под давлением местных администраций, которые вряд ли захотят сотрудничать с федеральными финансовыми институтами и подрядчиками, не контролируемыми по территориальному признаку.

Калейдоскоп, залитый клеем

Главное, на что я пытаюсь обратить внимание – это детальность при осмыслении того или иного проекта. Без нее проекты валятся – кто-то где-то услышал слово концессия или ГЧП и решил, что сейчас он возьмет где-нибудь конкурсную документацию по другому проекту, перекопипастит и выбросит на рынок. И будет у него точно такой же проект, как в другом месте. Концессионные проекты у нас как мозаика. Помните, у каждого в детстве была такая мозаичная труба, калейдоскоп? Детали одни и те же, но в зависимости от того, как трубу повернуть, они складываются в разные узоры. Так вот, создается впечатление, что в наших концессионных проектах эти детали мозаики посажены на клей, и как ни крути трубу, рисунок будет одинаковым – воля губернатора выглядит вот так и не иначе. Вокруг губернатора все понимают, что это проект перспектив не имеет, но для того, чтобы вернуться к нему раньше, чем тебя уволят, нужно два года поупражняться, загубить его, испортить ему репутацию на рынке, переругаться со всеми финансистами и исполнителями, после этого прийти к губернатору и сказать: «Вот вам 74 внешних подтверждения, что этот проект в таком виде работать не будет». И ни в коем случае при этом не ляпнуть, что я ведь вам еще два года назад об этом говорил! Еще и еще раз: внимание к деталям, потому что до обсуждения деталей на этом рынке мало кто доходит. Чаще всего делают либо не то, либо не там, либо, послушав какой-то внешний источник, также имеющий о концессиях и ГЧП весьма смутное представление, начинают делать так, как этот внешний источник говорит. Ни к чему хорошему это не приводит. LR


17.08.2016

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх