Труднодоступная господдержка и бронь для труднозаменимых
Главные темы с комментариями участников рынкаНезаменимые кадры, условия по отсрочкам, цунами таможенных доначислений и законодательство без разъяснений – об этих и других значимых логистических событиях читайте новом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:
- • Как доказать незаменимость сотрудника и оформить ему бронь?
- • Какие трудовые гарантии положены мобилизованным?
- • И почему рассрочка уплаты таможенных платежей – нерабочий инструмент поддержки?
На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:
руководитель IR/HR Global Truck
Мария Степанова
HR-директор «Грузовичкоф»
Юлия Кротова
заведующий Московской городской коллегией адвокатов «Бюро адвокатов «Де-юре»
Никита Филиппов
управляющий партнер «ЮРВЕСТ»
Роман Образцов
эксперт по вопросам таможенного регулирования, доцент РАНХиГС
Валентина Ионичева
партнер юридической компании FreeВЭД
Михаил Шавернев
В ожидании призыва
Логистические компании России попросили предоставить водителям и специалистам по цепям поставок бронь от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации. Об этом сообщается в письме «Сообщества топ-менеджеров логистических компаний», адресованном министру транспорта РФ Виталию Савельеву.
В документе его авторы уточняют, что выполнение требований указа президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации» серьезно ослабит работоспособность отрасли и может привести к новым сбоям в цепях поставок.
Какие еще, меры предпринимают логистические и транспортные компании для восполнения и предупреждения возможного дефицита кадров, «Логирус» выяснил у отраслевых экспертов.
По подсчетам кадровой службы компании Global Truck, в компании 1-2% производственного персонала могут подлежать призыву. Но именно они и составляют более 90% сотрудников всей компании, уточника Мария Степанова, руководитель IR/HR Global Truck.
– На деятельности компании это отразится сугубо отрицательно, так как у нас предприятие непрерывного цикла и транспортные средства не могут работать без водителей и автомехаников, – отметила эксперт. – Даже без мобилизации наблюдалась большая нехватка персонала на рынке. А сейчас ситуация еще более усугубится. Мера может быть только одна: привлекать дополнительных сотрудников. Но брать всех желающих – нельзя, так как мы ограничены определенными требованиями. Требования к водителю — это стаж работы и категория прав. Требования к автомеханикам — опыт работы с автомобилями иностранного производства.
Юлия Кротова, HR-директор «Грузовичкоф», полагает, что снизить кадровые риски может помочь оптимизация внутренних процессов. Таким образом, можно частично сократить потребность компании в линейном персонале: водители, грузчики, механики, офисный персонал.
– Также мы обратили внимание что на то, что некоторые вакансии вызывают большой интерес у женщин. Раньше они не обращали на эти позиции внимания, а сейчас откликаются, – отметила тренд собеседница «Логируса». – Также у нас есть большой опыт обучения сотрудников. В компании, в частности, существует своя школа водителей.
Кроме того, бизнес активно использует механизм бронирования сотрудников от мобилизации. Для этого организация может составить список граждан, которым, по ее мнению, необходимо предоставить отсрочку, пояснил Никита Филиппов, заведующий Московской городской коллегией адвокатов «Бюро адвокатов «Де-юре». В межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, нужно выяснить, к какому именно перечню должностей и профессий это организация прикреплена.
– Там же можно получить комплект документов, необходимый для бронирования сотрудников, – добавил эксперт. – В случае принятия положительного ответа, необходимо издать приказ о назначении ответственного за бронирование работника, составить план по ведению воинского учета и бронирования граждан.
Список сотрудников составляется в свободной форме и представляется в военкомат. Вместе со списком необходимо предоставить документы, подтверждающие квалификацию и образование работников. Также нужно приложить обоснование, с какой целью будет производиться бронирование, почему эти сотрудники необходимы для деятельности организации либо нужд государства.
– Если организация самостоятельно не выполняет оборонзаказ, но работает по договору с компаниями, у которых он есть, то можно обосновать необходимость бронирования граждан выполнением такого рода работ, – подчеркивает Никита Филиппов. – Необходимо помнить, что отсрочка предоставляется не на весь период проведения мобилизационной кампании, а на срок до 6 месяцев, и распространяется на сотрудников только до того момента, пока они продолжают работать в данной конкретной организации.
Эксперт отметил, что и у работодателя на время мобилизации есть обязанности. В настоящее время, согласно действующим законодательным нормам, трудовой договор с мобилизованным или добровольцем не подлежит расторжению, а должен быть приостановлен.
– Какого-либо дополнительного соглашения не требуется, – добавил Никита Филиппов. – Достаточно оформить приказ работодателя. Работнику должны быть произведены все выплаты, причитающиеся на указанную дату, в том числе с учетом неотгулянных отпусков на период прохождения военной службы. Заработная плата ему не начисляется и не выплачивается. Рабочее место за ним должно сохраняться в течение всего срока прохождения службы, а также в течение трех месяцев после ее окончания. Если по истечению указанного срока работник не вышел на работу, трудовой договор будет прекращен.
По словам эксперта, на период отсутствия такого сотрудника работодатель вправе заключить срочный договор с другим лицом для замещения вакантной должности с условием прекращения контакта в момент выхода замещаемого сотрудника.
Вместе с тем юристы отмечают необходимость разграничить период подготовки к службе и, собственно, ее начало.
– Разграничить между собой эти два этапа может обращение работника за повесткой в военкомат после прохождения подготовки, из которой будет следовать, с какой даты он призывается именно на военную службу, – считает Роман Образцов, управляющий партнер «ЮРВЕСТ».
Если подготовка будет перетекать в службу без возвращения сотрудника на место работы, то логично сразу же оформлять приостановку трудового договора с первого дня отсутствия на работе, считает эксперт.
Работник по факту прохождения медицинского освидетельствования и отбора на военную службу может представить документы, подтверждающие периоды прохождения подготовки и начало военной службы. В таком случае подготовительный период ему нужно будет оплатить по средней заработной плате.
- • Назначить ответственного за бронирование персонала сотрудника.
- • Сформировать план проведения мероприятий по бронированию.
- • Составить список сотрудников, которые работают на забронированных должностях.
- • Оформить удостоверение об отсрочке.
- • Внести данные в форму.
- • Составить план по вручению удостоверений.
- • Снять забронированных сотрудников с общего учета и поставить на специальный.
- • Уведомить военкомат, если бронь на сотрудника аннулировали.
Если компания ведет табель учета рабочего времени по унифицированной форме «Т-12», то на период прохождения подготовительных мероприятий (медосмотр, отбор) в табеле сотруднику можно ставить код «Г» (23) – невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству, отметил Роман Образцов.
Для табелирования времени военной службы (приостановки действия трудового договора) работодателю следует установить собственный код. Для этого необходимо издать соответствующий приказ компании.
– Как поступить работодателю, если мобилизованный сотрудник по каким-то причинам вернулся на рабочее место, например, не прошел медосмотр, – задается резонным вопросом Роман Образцов. – Действия зависят от того, как был оформлен период отсутствия. Если проводили его, как невыход на время исполнения государственных или общественных обязанностей, сотрудник сразу приступает к работе. Если же была оформлена приостановка, то возобновляется действие трудового договора: подписывается еще одно дополнительное соглашение, издается соответствующий приказ.
На место мобилизованного работника можно принять другого сотрудника по срочному трудовому договору. Основанием для такого решения является пункт 1 части 1 статьи 59 ТК РФ «Срочный трудовой договор» (ист.).
Поддержка с препятствиями
Введение моратория на таможенные и другие проверки при выпуске товаров – главная мера, которая могла бы поддержать бизнес-процессы участников ВЭД в кризис, отметила Валентина Ионичева, эксперт по вопросам таможенного регулирования, доцент РАНХиГС.
В 2022 году участились случаи камеральных проверок и проверок после выпуска товаров со стороны Федеральной таможенной службы, а также доначислений по вопросу включения транспортных и лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, подчеркнула эксперт «Логируса».
– По итогам таможенных проверок увеличилось количество судебных дел о включении транспортных расходов в таможенную стоимость товаров, – добавила собеседница «Логируса».
Вместе с тем получить рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов достаточно сложно, добавила Валентина Ионичева. Так как в отношении «каждой компании по каждому контракту должно быть издано отдельное постановление Правительства».
Процедура получения отсрочки требует выезда на предприятие представителей профильного министерства, например, Минпромторга РФ, для изучения наличия оснований предоставления льготы, пояснила эксперт. В результате, по состоянию на июнь-август 2022 года, было издано всего 4 распоряжения Правительства РФ, согласно которым предоставили отсрочку по уплате таможенных пошлин.
Более простой мерой, по мнению специалиста, может быть введение нулевых ставок пошлин. Так, в сентябре решениям Совета и Коллегии ЕЭК применение данной меры поддержки было продлено до 31 марта 2023 года в отношении 328 подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС.
– Необходимо предусмотреть нулевую ставку таможенных пошлин для ввоза товаров, если они являются уникальными, не производятся в стране или на территории Евразийского экономического союза, – подчеркнула Валентина Ионичева.
О том, что элементарного правоприменения уже введенных норм поддержки нет, говорит Михаил Шавернев, партнер юридической компании FreeВЭД. По его словам, бизнес не всегда понимает, по каким правилам играть.
– В последнее время нормотворчество развивается очень быстро, – говорит эксперт. – В то время как качество принятых актов снижается. Правительство РФ не разъясняет эти акты, ведомства также.
Также мешает работе бизнеса разрозненность действий фискальных органов, добавил Михаил Шавернев.
– Таможня излишне усердствует в собирании пошлин. В моей практике было три или четыре случая, когда, из-за позиции ФТС комплектующие для производства бытовой техники пытались отнести в товарные позиции готовых изделий, где ставка гораздо выше, – резюмировал эксперт.
Тэги: мобилизация, кадры, меры поддержки, законодательство, Global Truck, Грузовичкоф, ЮРВЕСТ, FreeВЭД, РАНХиГС
20.10.2022
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»