Европа в обход, третий на складе и IT-переезд

Обсуждаем основные транспортные, санкционные и инфраструктурные новости, которые влияют на рынок логистики



Российский бизнес готовится к IT-переезду, автоперевозчики тестируют новые маршруты доставки из ЕС, а стремительно пустеющие склады формируют рынок «скрытой вакансии» – об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске Итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Какие барьеры видят логисты в переезде на российское ПО?

  • • Что ждет российских перевозчиков на новых направлениях в объезд Европы?

  • • Без чего договор субаренды полон потенциальных рисков?

  • • И на чем не готовы экономить перевозчики?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:



Артем Долгих
директор по развитию бизнеса AXELOT
Артем Долгих
Янис Болотаев
руководитель по подбору заказов на дарксторах «Магнита»
Янис Болотаев
Александр Шилинчук
заместитель генерального директора по международным перевозкам «ТРАСКО»
Александр Шилинчук
Илья Романов
руководитель направления международных перевозок Совавто СПБ
Илья Романов
Константин Фомиченко
директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Russia
Константин Фомиченко
Мария Маслянская
исполнительный директор Института управления цепями поставок
Мария Маслянская
Дмитрий Герастовский
директор департамента складской и индустриальной недвижимости S.A. Ricci
Дмитрий Герастовский
Богдан Антоненко
руководитель отдела развития и управления инвестициями ООО Логистический центр «Мир»
Богдан Антоненко
Денис Антоненко
директор по развитию ООО «Дентро»
Денис Антоненко
Роман Каплин
генеральный директор «Доставка Гуру»
Роман Каплин
Олег Урван
генеральный директор NAWINIA
Олег Урван
Михаил Мезенцев
генеральный директор и сооснователь ALLTRUCKS
Михаил Мезенцев

Программные изменения

Суть:

По оценкам директора по развитию бизнеса AXELOT Артема Долгих, 90% рынка автоматизации логистики ожидает процедура перехода или миграции на российский софт. При этом пока только 10% отечественных программных решений построены на независимой технологии. В их числе, например, Linux.

Между тем, 45% приходится на российские кросс-платформенные решения, которые в качестве системы управления базами данных используют продукты Microsoft и Oracle. Еще 20% – российские решения, которые целиком построены на Microsoft и Oracle. Оставшиеся 25% являются полностью платформенными решениями, резюмировал собеседник «Логируса».

Процесс ухода американских и европейских поставщиков программного обеспечения с российского рынка начат, но еще не закончен, считает директор по развитию бизнеса AXELOT Артем Долгих. Однако эксперт уверен, что большинство IT-продуктов можно заменить отечественными аналогами.

Например, в качестве технологической платформы можно взять либо «1С:Предприятие», либо «NET Core», рассуждает собеседник «Логируса».

– Операционная система лучше, чтобы была основана на Linux. Как вариант, российская Astra Linux, – посоветовал Артем Долгих. – Также подойдет Eshell, желательно платная ее версия, например, Postgres Pro. А от операционных систем для мобильных устройств придется отказаться. Здесь выбора совсем немного: только Android. Но при этом необходимо сделать так, чтобы программный продук можно было установить, минуя PlayMarket, чтобы снизить риск удаления «магазина приложений».

Переезд на новое программное обеспечение потребует финансовых вложений, добавил эксперт. Но есть возможность минимизировать затраты.

– Первое – это мигрировать в «облако»1, – считает Артем Долгих. – Так как Минцифры предоставляет скидку в 50% на стоимость программных продуктов для малого и среднего бизнеса.

«Магнит» работает на собственном софте уже 20 лет

Однако у российского ПО есть и ряд существенных недостатков. Например, отечественный софт не отвечает современным требованиям по эффективности и контролю основных бенчмарков2, отметил руководитель по подбору заказов на дарксторах «Магнита» Янис Болотаев.

– В итоге мы не сможем получить тот функционал, который дают те же европейские и американские WMS-системы: SAP, Manhetten, Infor. Придется идти по пути создания микросервисов в результате чего WMS-система будет состоять из набора мелких раздробленных программ. Это повлияет и на эффективность, и на SLA3.

«Магнит» работает на собственном софте уже 20 лет. Программное обеспечение устаревшее, но до сих пор рабочее, добавил эксперт.

– Были планы по поиску новой WMS-системы. Однако в текущих реалиях мы пока, к сожалению, вынуждены пока остаться на собственном решении и развивать его, – констатировал Янис Болотаев.

В целом же, переходный период для российского IT-рынка займет минимум 3-5 лет, прогнозирует эксперт.

Европейский крюк

Суть:

Стоимость доставки грузов из стран Евросоюза в Россию в среднем увеличилась на 85%. Такую оценку в беседе с «Логирусом» озвучил представитель компании «Совавто-СПБ». В «ТРАСКО» называют другие цифры. По данным компании, стоимость международных перевозок увеличилась в 2-3 раза.

Перевозчикам из стран ЕС не запретили въезд в Россию. Пользуясь этим, они продолжают активно поднимать ставки, пояснил руководитель направления международных перевозок «Совавто СПБ» Илья Романов.

Запрет на транзит для европейского транспорта по территории Белоруссии уже привела к появлению новых транспортных схем. Одна из них – это доставка через третьи страны, рассказал заместитель генерального директора по международным перевозкам «ТРАСКО» Александр Шилинчук. Компания, например, уже тестирует перевозки сборных грузов через Турцию.

– Направление сложное, – признает Александр Шилинчук. – Так как грузовым автомобилям в лучшем случае приходится проводить на погранпереходах порядка 10 дней. Однако есть прецеденты, что фуры стояли на границе и несколько недель.

Еще одна схема доставки грузов из Европы – это перецепка подвижного состава на погранпереходах Белоруссии со странами ЕС. Эту схему сейчас тестирует компания «Совавто-СПб», рассказал руководитель направления международных перевозок компании Илья Романов.

– Мы отмечаем существенный рост ставок. Если раньше мы доставляли грузы из Котки в Москву за €1100, то сейчас финские перевозчики уже везут за €7000, – резюмировал эксперт.

«Тарифы на автодоставку из ЕС в Россию выросли в разы. Так, например, финские перевозчики за рейс «Котка-Москва» сейчас запрашивают не менее €7000. Ранее доставка по маршруту стоила в среднем €1100»

Складская пустота

Суть:

На 30% может увеличится уровень складской вакансии в регионах до конца года. Такой прогноз на конференции CRE сделал генеральный директор DPD в России Николай Воинов. При этом в РФ будет активно формироваться рынок так называемой «скрытой вакансии». Так как товарные запасы сокращаются, высвобождаются складские площади.

По оценкам Knight Frank, по состоянию на конец I квартала 2022 года, в Московском регионе объем площадей, предлагаемых в субаренду, составил 150 тыс. кв. м при общем объеме вакансии в 222 тыс. кв. м.

На вторичном рынке складской недвижимости ожидается появление значительного объема вакантных помещений, считает директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Russia Константин Фомиченко. По итогам первого полугодия доля свободных площадей вырастет до 2-3%, а к концу года может достигнуть 4-5%, не исключает эксперт.

– По нашим оценкам, до конца года заявлен выход на рынок около 410 000 кв. м площадей в существующих зданиях. Также планируется ввод спекулятивных проектов, находящихся сейчас в процессе строительства, общей площадью около 147 000 кв. м. Таким образом, на рынке появится не менее 556 000 кв. м свободных складских площадей, – подсчитал эксперт.

Рост складской вакансии прогнозирует и исполнительный директор Института управления цепями поставок Мария Маслянская. Этот показатель в конце 2021 года оценивался в 4%, а на южном направлении – в 2%, добавила эксперт. В текущей ситуации объем свободных площадей вырастет до 25%, а то и 30%.

– Бороться с субарендой нет никакого смысла, – считает собеседница «Логируса». – Это право прописывается в договорах. При субаренде важно прописать ответственность сторон за любое происшествие, а также желательно все же познакомиться с арендодателем и договориться с ним об уровнях ответственности. Так как в случае заключения договора ответственного хранения, вся ответственность будет субарендаторе.

До конца 2022 года на рынке появится не менее 556 тыс. кв. м свободных складских площадей

В случае если вдруг отношения арендодателя и арендатора дойдут до разрыва, у субарендатора нет никаких гарантий, что ему разрешат и далее оставаться на занимаемой им площади. Об этом напоминает директор департамента складской и индустриальной недвижимости S.A. Ricci Дмитрий Герастовский.

– Субарендатор может по многим параметрам не подходить, не устраивать арендодателя, начиная с объема занимаемой им площади до ставки, – подчеркнул эксперт.

Субаренда – один из способов не понести убытки от простоя складских активов, пояснил руководитель отдела развития и управления инвестициями ООО Логистический центр «Мир» Богдан Антоненко. Но нужно понимать, что условия таких договоров будут жестче, так как они заключаются не с прямым собственником комплекса.

– Ставка и условия договорных отношений будут зависеть не от констант, основанных на уже состоявшихся затратах девелопера, а на спекулятивной части, которая остро реагирует на малейшие изменения рынка, – подчеркнул Богдан Антоненко.

К концу года складская вакансия может достигнуть 5-6% от общего объема рынка, прогнозирует руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка. С учетом того, что объем рынка составляет около 3,6 млн кв. м, то вакансия может достигнуть 180-220 тыс. кв. м.

– Бороться с субарендой, наверное, не стоит. Так как это одна из форм поддержки арендаторов. При этом договор субаренды должен быть таким же, как и для арендатора. В том числе и по срокам, – подчеркнул эксперт. – Кроме того, продукция, с которой приходит субарендатор, должна быть согласована с собственником, чтобы это не были какие-то взрывоопасные, пожароопасные, химические продукты, продукты горения.

Антикризисный детокс

Суть:

83% компаний малого и среднего бизнеса решили сокращать текущие расходы, сообщается в мартовском исследовании Национального агентства финансовой (НАФ) информации. В процессе его подготовки аналитики НАФ опросили 500 представителей малого и среднего предпринимательства в основных отраслях экономики по всем федеральным округам России. При этом, 37% компаний сократили расходы на IT, рекламу и маркетинг, 23% опрошенных сократили штат, 16% – снизили заработную плату.

В новых условиях транспортно-логистические компании поделились на три категории. Одни перешли к стратегии развития, другие – к стратегии удержания. Третьи – стараются найти баланс между оптимизацией и развитием.

Две самые крупные статьи расходов у транспортных компаний – это топливо и зарплаты водителей, напомнил директор по развитию ООО «Дентро» Денис Антоненко.

– При этом зарплата – это «священная корова», которую трогать нельзя, – отметил эксперт.

В то время как сокращение топливных расходов – перспектива вполне реальная, добавил собеседник «Логируса». ООО «Дентро» уже обратила свое внимание на более мелких поставщиков топлива, которые зачастую предлагают более выгодные цены.

– Однако сотрудничество с небольшими заправками оборачивается проблемами с администрированием, процесс которого существенно усложняется, – предупредил Денис Антоненко. – В предыдущие кризисы мы имели неосторожность снизить объем перевозок на экспедиции, – добавил эксперт. – Это самый легкий способ высвободить оборотные средства. Но потом тяжело дается восстановление. Клиенты быстро уходят и долго возвращаются.

«Доставка Гуру» для себя на будущее разработала две стратегии, рассказал генеральный директор компании Роман Каплин.

– Негативная подразумевает значительное снижение расходов, сокращение штата, а также замедление скорости развития компании и предоставления новых услуг. При оптимистичном сценарии расходы на персонал снижаться не будут, а компания продолжит активный рост, – пояснил собеседник «Логируса».

В настоящий момент «Доставка Гуру» запускает собственные хабы в регионах: в Казани, Уфе, Новосибирске и Екатеринбурге. Кроме того, компания отказалась от бумажного документооборота и перешла на электронный, что также позволило оптимизировать затраты на закупку бумаги и других расходников для печати.

Чтобы выполнить задачу-минимум и сохранить компанию и ее коллектив, пришлось существенно сократить расходы, признал генеральный директор NAWINIA Олег Урван. По его словам, пришлось отказаться от маркетинга, расширения штата, а также уменьшить расходы на IT. Хотя в целом NAWINIA продолжает инвестировать в цифровизацию.

– В июне, к примеру, мы планируем перейти на новую TMS7 и полностью обновить «Личный кабинет», – продолжает эксперт. – Начнем тестирование на контейнерных перевозках и таможенном оформлении.

Также NAWINIA увеличила объемы внутрироссийских перевозок, а также обратила внимание на сектор e-commerce и сделала акцент на развитие экспорта.

– В связи с уходом основных морских контейнерных линий мы регулярно запускаем свои контейнерные суда, – рассказал Олег Урван. – Сейчас мы берем их на рейсовый чартер, но думаем, можно использовать их на более длительный период.

По словам эксперта, планирование в компании теперь ведется в краткосрочном горизонте, не более чем на 1 месяц.

Чтобы пережить трудные времена стоит обратить внимание и на поиск новых маршрутов доставки грузов, уверен генеральный директор и сооснователь компании ALLTRUCKS Михаил Мезенцев. Компания, в частности, разрабатывает новые сервисы доставки через Грузию, Армению, Казахстан и Арабские Эмираты.

– Мы проанализировали затраты и приняли решение не сокращать сотрудников, потому что штат – это наш главный актив. Но мы приостановили разработки программных продуктов, которые вели собственными силами. Мера временная, – резюмировал эксперт.


Миграция в облако – это процесс перемещения приложений и данных из одного расположения (обычно это частные серверы компании, находящиеся на месте (локальные серверы) на серверы поставщиков общедоступных облачных служб, а также между разными облаками.

Бенчмарки – это программы, предназначенные для проверки производительности системы.

SLA – согласованный уровень качества между заказчиком услуги и ее поставщиком.

TMS – система, которая оптимизирует маршруты так, чтобы водители выполнили доставку в указанные клиентами временные окна с минимальными затратами.

Тэги: Итоги недели, AXELOT, Магнит, ТРАСКО, Совавто-СПБ, Knight Frank Russia, Институт управления цепями поставок, S.A. Ricci Логистический центр «Мир», КАНТ, BWT Barrier, PROSTO Cosmetics, Дентро, Доставка Гуру NAWINIA, ALLTRUCKS
05.05.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх