Таджикистан: логистика в рублях и на местных номерах
О вариантах доставки грузов, сезонных тарифных надбавках, нулевом НДС и бизнес-правилах хорошего тона
Алена Лебединец корреспондент |
Роль Таджикистана, не присоединившегося к западным санкциям против России, как внешнеторгового партнера продолжает расти. Так, по данным ФТС, в 2022 году двусторонний товарооборот увеличился на 18,3% год к году и составил $1,4 млрд. При этом ведущая роль принадлежит именно России, на которую приходится до 90% поставок.
Из РФ в Таджикистан везут продовольствие, сельскохозяйственное сырье, древесину, металлы, бумажные изделия, продукцию химической промышленности. В обратном направлении поставляют продовольствие, хлопок, пряжи и продукцию легкой промышленности.
На фоне растущего значения Таджикистана как нового рынка и внешнеторгового партнера «Логирус» решил выяснить:
- • Как сезонность влияет на сроки и цену доставки грузов в Таджикистан?
- • Какие грузовики предпочитают фрахтовать участники ВЭД для автоперевозок между странами?
- • Чего боятся операторы ж/д подвижного состава в Таджикистане?
- • Какие вагоны нельзя грузить назначением в Россию?
- • И почему таджики не отвечают на электронные письма без рекомендации?
Логистический гайд по стране «Логирусу» помогали составить:
директор филиала ПЭК в Таджикистане
Бахтовар Аминов
директор ООО «Оптимум Интер Парес»
Андрей Петров
инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам ООО «Транс-Агент Групп»
Галина Боровик
инженер по автомобильным перевозкам ООО «Транс-Агент Групп»
Дмитрий Городецкий
руководитель отдела по работе с клиентами «Sky Cargo Service»
Артем Мегаев
Директор департамента международного сотрудничества АНО «Совет по развитию внешней торговли и международных отношений»
Мария Малышок
руководитель отдела продаж Банка ФИНАМ
Ольга Смирнова
лидер направления «ВЭД Импорт» в Точке
Анна Давыдова
Запретные номенклатуры
Чаще всего из России в Таджикистан грузы доставляются автотранспортом. Фурами везут все номенклатуры грузов, за исключением негабаритных и запрещенных к вывозу, рассказал «Логирусу» директор ООО «Оптимум Интер Парес» Андрей Петров.– Если товар попадает под ограничения, то нужно специальное разрешение от Минпромторга. На данный момент запрет действует до 31 декабря 2023 года. В список запрещенных входит более 200 наименований продукции, – объясняет собеседник «Логируса».
• продукция медицинского и фармацевтического назначения – хирургический шовный материал, гемостатики, материалы для пломбирования зубов, мембраны для гемодиализа;
• промышленное оборудование – холодильное и морозильное, газогенераторы, генераторы водяного газа, турбины, насосы, компрессоры, вентиляторы, водонагреватели, центрифуги, станки (токарные, металлорежущие, шлифовальные, заточные и другие), горны и печи, машины и механизмы производственного и добывающего назначения: для уплотнения, выемки, бурения грунта, скальных пород, полезных ископаемых, руд, для фильтрования газов и жидкостей, подъемники, автопогрузчики;
• сменные рабочие инструменты с механическим приводом или без него, в том числе для станков – для прессования, штамповки, сверления, резьбы, фрезерования;
•резервуары для производства – цистерны, баки, емкости для сжиженного газа, паровые и паропроизводящие котлы;
• сельскохозяйственное оборудование и его составные части – машины и механизмы для уборки или обмолота сельхозкультур, доильные, для обработки и переработки молока, виноделия, производства пищевых продуктов и напитков, катки для газонов, сено- и газонокосилки, устройства для сортировки яиц, зерна, семян, инкубаторы для птицеводства;
• техника и телекоммуникационное оборудование – телефоны, аппаратура для телефонии, радио- и телевещания, принтеры, копировальные, факсимильные аппараты, ткацкие станки, швейные машины, устройства хранения данных, цифровые камеры, волоконно-оптические кабели;
• транспортные средства промышленного назначения для заводов, портов, аэропортов, складов, ж/д станций, летательные аппараты, в том числе беспилотные, плавучие машины, военные корабли, спасательные суда, комплектующие;
• геодезические, геофизические, топографические, гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические приборы.
Кроме того, с начала августа 2023 года власти Таджикистана ввели запрет на ввоз в страну б/у автомобилей, выпущенных ранее 2013 года, добавил инженер по автомобильным перевозкам ООО «Транс-Агент Групп» Дмитрий Городецкий.
Чем выше сезон, тем больше аппетиты
Из России в Таджикистан опрошенные «Логирусом» эксперты выделили два основных автомаршрута. Так, если груз идет в южную часть республики, то, скорее всего, он поедет через Казахстан и Узбекистан. Грузы, идущие в северную часть страны, ввозятся через Кыргызстан.Кроме того, собеседники «Логируса» отмечают, что через Кыргызстан ехать проще, так как страна является членом ЕАЭС. Соответственно проверок на границе будет меньше, в отличие от Узбекистана, где таможенники нередко требуют дополнительные документы и жестко контролируют весь грузопоток, отметил директор ООО «Оптимум Интер Парес» Андрей Петров.
ПЭК, напротив, считает, что маршрут через Узбекистан удобнее. Автомобили компании идут через пункты пропуска «Маштаково» (Россия – Казахстан), «Яллама» (Казахстан – Узбекистан) и «Ойбек» (Узбекистан – Таджикистан), пояснил директор филиала компании ПЭК в Таджикистане Бахтовар Аминов.
– В весенне-летний период грузовой транспорт проходит узбекско-таджикскую границу за сутки, в осенне-зимний – время ожидания может доходить до 2-3 дней, так как увеличивается грузопоток, – поделился опытом эксперт.
Эту же проблему подтвердил и директор ООО «Оптимум Интер Парес» Андрей Петров. Однако по словам эксперта, даже в высокий сезон границу можно пересечь за 1-2 суток.
По словам экспертов, средние сроки автодоставки из России в Таджикистан составляют от 8 до 15 дней в зависимости от работы электронных систем таможенных органов на пути следования.
Директор филиала компании ПЭК в Таджикистане Бахтовар Аминов отмечает, что высокий сезон сказывается не только на сроках, но и стоимости транспортировки. Весной и летом фура грузоподъемностью до 20 тонн обойдется в $2,5-2,7 тыс., а осенью и зимой тарифы увеличиваются почти в 2 раза – до $4,2 тыс.
Одной из особенностей автодоставки в Таджикистан является то, что перевозки осуществляются преимущественно грузовиками на таджикских номерах. Собеседники «Логируса» объясняют это тем, что количества порожних фур, которые привозят в РФ товары легкой промышленности и сельского хозяйства, чаще всего достаточно, чтобы вывезти из РФ экспортные грузы. Таким образом, транспортные компании минимизируют холостой пробег.
Еще одна причина – в том, что таджикские перевозчики предлагают более низкие ставки фрахта. Они ниже аналогичных предложений российских компаний в среднем на 5-15%.
Чем больше габариты, тем дальше лететь
В Таджикистане работают четыре международных аэропорта: «Душанбе», «Худжанд», «Куляб» и «Бохтар» (LR. бывший «Курган-Тюбе»). Регулярные авиарейсы в РФ и обратно выполняют таджикская компания Somon Air, а также российские – Utair, S7, «Уральские авиалинии» и Nordwind.– По нашей практике, при доставке грузов между Таджикистаном, Россией и Турцией удобно работать с Somon Air. Перевозчик эксплуатирует узкофюзеляжные самолеты, грузоподъемностью до 6 тонн, на которых можно доставлять отправления шириной до 220 см и высотой до 160 см, – рассказал директор филиала компании ПЭК в Таджикистане Бахтовар Аминов.
Экспортерам также доступны транзитные авиаперевозки через Стамбул бортами Turkish Airlines, добавил руководитель отдела по работе с клиентами «Sky Cargo Service» Артем Мегаев. По словам эксперта, такие поставки и дольше, и дороже, однако их используют для доставки тяжеловесных грузов.
– Срок доставки на прямом рейсе – 1 день, ставка – от 140 рублей/кг. Транзитом груз будет доставляться в течение 2-3 дней, а стоимость вырастет до 180 рублей/кг, – рассказал эксперт. – При этом вариант авиадоставки обычно выбирают компании, которые экспортируют товары в Таджикистан. Запросов на авиадоставку импорта из республики нам не поступало.
В ПЭК озвучивают немного иные тарифы: из РФ в Таджикистан средняя ставка составит $3,8 или 368 руб. (по курсу на 16.08.2023 года) за кг, а в обратном направлении – $6,5 или 629 руб.
Чем ближе к Таджикистану, тем меньше вагонов
Железнодорожная доставка в Таджикистан осуществляется транзитом через Казахстан. Далее, в зависимости от города назначения, маршруты пролегают либо по территории Узбекистана, либо по территории Киргизии, либо по территории Туркмении.Средний транзитный срок составляет от 14 до 20 дней, рассказал директор ООО «Оптимум Интер Парес» Андрей Петров. При этом на пересечение каждого железнодорожного погранперехода уходит до 2 суток.
Основную часть подвижного состава в республике составляют вагоны из Казахстана и России, отметил Андрей Петров. Однако операторы неохотно предоставляют подвижной состав для перевозок в Таджикистан, так как в стране плохо налажена маневровая работа на сортировочных станциях, и вагоны могут надолго «застрять» в республике.
В Таджикистан также заходят груженые составы из Узбекистана, добавила инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам ООО «Транс-Агент Групп» Галина Боровик. – Но по действующим в стране правилам, эти вагоны нельзя грузить товарами назначением в Россию, – уточнила эксперт.
Особенно остро на плече «Россия — Таджикистан» отмечается дефицит крытых вагонов, которые распределяются преимущественно на другие более маржинальные направления Средней Азии: Узбекистан, Киргизия. Также крытые вагоны идут в новые регионы: ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. В сезон уборочных работ под погрузку тяжело достать зерновозы под загрузку.
Но главный барьер – в тарифной политике, считает директор ООО «Оптимум Интер Парес» Андрей Петров. Ставки необоснованно высоки.
– Для российских компаний тариф по иностранным территориям зависит от курса доллара. Плюс РЖД повышает тарифы каждый год, обычно – с 1 января, – пояснила Галина Боровик.
Так, согласно расчетам ООО «Транс-Агент Групп», стоимость доставки крытого вагона вместимостью 68 тонн, в котором перевозится мука высшего сорта из Москвы в Душанбе, составит 94 853 рубля по территории РФ и $ 7 224,93 по территории Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.
Таджикистан не является транзитным хабом, но вполне может им стать, полагает эксперт. При желании Душанбе и соответствующих инвестициях, Таджикистан сможет соединить Россию с Афганистаном, Пакистаном и Индией.
– Железнодорожной ветки от конечной станции «Куляб» до границы с Афганистаном сейчас нет. Но если ее построят, поезда смогут через Афганистан и Пакистан ходить до индийского штата Пенджаб, – рассуждает Галина Боровик.
Главным плюсом этого маршрута станет то, что он будет прямым и не потребует перегрузов, так как ширина колеи на всем протяжении пути будет единой – 1520 мм. Привлекательными будут и транзитные сроки – около 25 суток.
Чем больше иностранцев, тем меньше складов
По данным NF Group, качественной складской недвижимости в Таджикистане практически нет. Общий объем составляет 10 тыс. кв. метров: объекты класса «А» отсутствуют в принципе, вакансия представлена объектами, приближенными по характеристикам к классу «В». При этом, наиболее качественный объект – грузовой терминал в аэропорту Душанбе.Директор филиала компании ПЭК в Таджикистане Бахтовар Аминов считает, что имеющихся в стране складских мощностей достаточно, чтобы удовлетворить внутренний спрос. В основном вакансия сосредоточена в крупнейших городах республики: Душанбе, Худжанде, Бохтаре и Кулябе. Стоимость аренды объекта класса «В» составляет $8-$12 за квадратный метр в месяц.
– Однако с учетом того, что за полтора года на рынок вышли десятки новых зарубежных компаний, в том числе из России, усиливается дефицит. Выбор площадки может занимать до трех месяцев. Также нужно отметить, что среди крупных компаний растет спрос на строительство складов в формате built-to-suit. Но выгоднее всего инвестировать в холодильные склады, дефицит которых усиливается на рынке. Такие площадки востребованы сельхозпроизводителями из южной части республики, особенно Хатлонской области, – резюмировал эксперт.
Чем ближе к рублю, тем меньше комиссия
Расчеты за товары и логистические услуги в основном проводятся в рублях или долларах США. Реже – в национальной валюте Таджикистана – сомони.Руководитель отдела продаж Банка ФИНАМ Ольга Смирнова отмечает, что, осуществляя платежи в Таджикистан в рублях, нужно будет оплатить комиссию за проведение трансакции и валютный контроль. При расчетах в долларовых США также следует учитывать затраты на конвертацию.
– Для проведения расчетов с Таджикистаном не обязательно открывать счет в одном из местных банков. Клиент может использовать свой текущий счет при условии, что его банк работает с этой страной. При этом учитывайте, что если платеж проводится в рублях, то у контрагента в Таджикистане должен быть открыть счет в этой же валюте, – пояснила собеседница «Логируса».
В банке «Точка» все расчеты с Таджикистаном проводятся только в рублях, добавила лидер направления «ВЭД Импорт» кредитной организации Анна Давыдова. При этом комиссия за проведение платежей не взимается.
– Средний срок перечисления средств в Таджикистан – 1-2 дня. При этом, особых требований к комплаенсу у местных банков не возникает. Таджикистанские кредитные организации требуют только документы, подтверждающие сделку, – пояснила Анна Давыдова.
Чем ниже НДС, тем важнее происхождение
При экспорте в Таджикистан таможенные пошлины в России не уплачиваются, рассказала директор департамента международного сотрудничества АНО «Совет по развитию внешней торговли и международных отношений» Мария Малышок.– При экспорте в Таджикистан необходимо оформить сертификат происхождения товара СТ-1 . Для того чтобы не оплачивать таможенные платежи, сертификат приобретается только на те товары, происхождение которых приходится на страны СНГ, – пояснила эксперт.
Оплата НДС при экспорте в Таджикистан происходит по единым правилам: экспорт облагается по ставке 0%, если он подтвержден, добавила Мария Малышок. То есть в 180-дневный срок после помещения товаров под таможенную процедуру экспорта в налоговую инспекцию представлена декларация и подтверждающие документы. Если этого не сделано, с экспортной операции необходимо начислить НДС.
По словам Марии Малышок, лицензии на импорт и экспорт напрямую зависят от направления деятельности компании. Чаще всего лицензии в Таджикистане нужно иметь на медицинские и лекарственные препараты, а также на другую продукцию химической отрасли. Получить подобные разрешения, считает собеседница «Логируса», несложно, но не быстро. Чаще всего время получения зависит от конкретного товара. К примеру, медицинские лицензии оформляются в течение года.
Также нужно учитывать, что в Таджикистане есть ряд подакцизных товаров. К ним относятся:
- - все виды спирта, безалкогольные и алкогольные напитки;
- - табак и изделия из него;
- - минеральное топливо, все виды сырой нефти и продукты ее перегонки;
- - минеральный воск, сжиженный газ;
- - шины и покрышки пневматические резиновые (новые и б/у);
- - легковые автомобили и транспортные средства, предназначенные для перевозки людей;
- - готовые ковры;
- - изделия из пластмассы (пробки, крышки);
- - ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней.
Чем больше спешки, тем меньше перспектив
В Таджикистане принято уважительное отношение к культуре и религии, и при встрече или бизнес-знакомстве принято дарить партнерам подарки. Но презентовать спиртные напитки, не будучи уверенным, что подарок будет воспринят благосклонно, лучше не стоит. Этим можно обидеть человека. Из алкогольных напитков больше всего ценится вино.– Партнерам из России и других стран мы обычно дарим таджикские национальные сувениры: джорабы (традиционные вязаные носки с узорами), тюбетейки, чапаны (кафтаны), деревянные чашки и тарелки, женщинам – традиционные таджикские платья, – рассказал директор филиала ПЭК в Таджикистане Бахтовар Аминов.
В стране четко соблюдается иерархия, поэтому окончательное принятие решение всегда будет за тем, кто руководит компанией. Чтобы достать прямой контакт руководителя и переговорить с ним, придется очень постараться, предупреждает директор департамента международного сотрудничества АНО «Совет по развитию внешней торговли и международных отношений» Мария Малышок.
Скорость принятия решений в стране очень низкая – это местный менталитет. В Таджикистане не принято торопиться.
– Всегда нужно поздороваться, поинтересоваться делами и проявить крайнюю степень уважения к собеседнику. Неправильным будет перебивать и жестко навязывать свое мнение. Необходимо внимательно выслушать собеседника, а потом излагать свою мысль, – делится секретами переговоров с таджикскими партнерами Мария Малышок.
Важным в бизнесе, считает Бахтовар Аминов, соблюдение сроков и договоренностей по стоимости товара или услуг.
– Принято считать, что в восточных странах терпимее относятся к увеличению конечной стоимости и сроков доставки. Это так, но лояльное отношение часто связано не с менталитетом, а с недостатком информации. В Таджикистане не так развит Интернет, как, например, в Казахстане или в России. Здесь не принято оставлять жалобы о компании на сайтах. Однако, если в проекте с восточным партнером вы нарушили договоренности, в следующий раз он вероятнее всего будет сотрудничать уже с другой компанией, – объясняет собеседник «Логируса».
В Таджикистане, как и в большинстве восточных стран, любят личное участие в бизнесе. Однократный визит в страну вряд ли поможет наладить партнерство. Кроме того, таджики не охотно отвечают на электронные письма, особенно, если в сообщении вы не указали, кто из коллег порекомендовал обратиться. Поэтому, для развития партнерских отношений нужно хотя бы поговорить по телефону несколько раз, а уже потом переводить общение в мессенджеры.
– Для успешного ведения дел с таджикской стороной стоит четко и последовательно формулировать цели и пути взаимодействия, ясно обозначать конкретный интерес партнеров. В профессиональной деятельности Таджикистана принято проявлять уважение к бизнес-партнеру и доброжелательность. Также здесь ценится открытость и рассудительность. Благодаря историческим связям бизнес Таджикистана очень открыт к взаимодействию с российскими компаниями, – резюмирует Мария Малышок.
Тэги: Таджикистан, импорт, экспорт, деловой этикет, ФИНАМ, ПЭК, Транс-Агент, Sky Cargo Service, Точка, Оптимум Интер Парес
18.08.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»