Индия: неспешная логистика и таможня «по часам»
О маршрутах доставки из Индии, цветовой гамме бизнес-подарков и запутанной системе сертификации
Алена Лебединец корреспондент |
Когда Россия оказалась отрезана от западных рынков, Индия получила шанс превратиться в гигантский хаб, который способен принять российские нефть, газ, удобрения, зерно. Это то, что Нью-Дели готов покупать у РФ.
Кроме того, Индия – это та промежуточная страна, через которую Россия может получить большую часть необходимых ей ресурсов – западные технологии, финансы, инвестиции – и опосредованно выйти на западный рынок.
Однако торговля между странами сопровождается сложностями с проведением расчетов. Зарубежные банки зачастую блокируют проведение платежей, а переход на рупии и рубли ограничен из-за особенностей валютного регулирования и сильного дисбаланса во взаимных поставках.
С учетом перспективности индийского рынка для российских участников ВЭД «Логирус» решил выяснить:
- Что усложняет логистику между Россией и Индией?
- На каком погранпереходе МТК «Север-Юг» российские фуры могут «мариновать» неделями?
- На чем получится сэкономить при перевозках через Иран?
- О чем лучше забыть при авиадоставке из Индии?
- Что местные банки не принимают от российских компаний и когда есть смысл переходить на рупии?
- И какие бизнес-подарки в Индии могут посчитать слишком интимными?
Разобраться с логистическими маршрутами, нюансами валютных переводов и таможенного оформления, а также проникнуться бизнес-менталитетом партнеров из Индии «Логирусу» помогали:
основатель центра содействия развитию стратегического партнёрства России и Индии «DRISP»
Прасун Пракаш
руководитель представительства Российского экспортного центра в Индии
Тимур Векилов
вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров
Ирина Заседатель
Managing Partner (International) HIC Capital Group, Глава Евразийского офиса индийской ТПП MSME CCII, Managing Director (in-charge) Pune Chapter, Global Chamber
Андрей Мисюра
руководитель отдела по работе с клиентами Sky Cargo Service
Артем Мегаев
коммерческий директор транспортно-экспедиторской компании «Модуль»
Владимир Гай
менеджер по продажам Prime Shipping Agency
Борис Черненко
исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions
Анастасия Кизулева
руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс»
Антон Шонин
коммерческий директор ООО «Нэко Лайн Азия»
Кирилл Александров
руководитель отдела продаж банка «Финам»
Ольга Смирнова
руководитель проектов Novelco
Анна Ростовцева
Море: фрахт «тонет», компании множатся
Индия окружена Аравийским морем на западе, Индийским океаном на юге и Бенгальским морем на востоке.По данным Национального агентства содействия и поощрения инвестиций Индии, на морские перевозки приходится около 70% торгового оборота страны. На территории государства насчитывается 13 крупных морских портов – 12 государственных и 1 частный – и еще 200 второстепенных. Самый загруженный – Нава-Шева (также известный как гавань имени Джавахарлала Неру). На него приходится около 50% всего объема контейнерных грузов страны, и он же является 24-м по грузообороту портом среди 100 крупнейших контейнерных портов мира. Второй по величине порт – Ченнаи, ранее известный как Мадрас.
– Ченнайский порт известен своей возможностью принимать крупнотоннажные суда. Здесь товары перегружаются в фидерные, которые могут доставлять грузы в мелководные порты Бангладеша и Мьянмы, – рассказал руководитель представительства Российского экспортного центра в Индии Тимур Векилов. – Морские же гавани на западном побережье Индии используют в основном для консолидации и транзита в восточную Африку.
Сейчас морские перевозки между Россией и Индией обеспечивают 15 компаний, в числе которых Fesco, Sinokor, «Аккон Рус», «Аметист», Reel Shipping, «Трансмастерс», Sidra, Econ, Modul, MAS и другие. По сравнению с 2022 годом, их количество выросло в 5 раз, что позволило существенно снизить ставки фрахта.
– Год назад, в ноябре 2022 года, ставка на перевозку 40-футового контейнера по маршруту «Нава-Шева – Санкт-Петербург» составляла около $7 500. Сейчас фрахт упал почти в 4 раза до $2 000, – отметила исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасия Кизулева.
Коммерческий директор транспортно-экспедиторской компании «Модуль» Владимир Гай удешевление морской логистики связывает с глобальными трендами. Так, ставки фрахта на мировом рынке перевозок контейнеров с лета упали более чем на 60% и продолжают снижаться.
– Если летом 2022 года лишь единичные судовладельцы готовы были ставить свои суда на маршруты в российские порты, опасаясь вторичных санкций, то с увеличением невостребованного тоннажа, предложение стало превышать спрос. Это привело к двукратному падению ставки тайм-чартера. В условиях конкурентного рынка стоимость перевозки сейчас вплотную подошла к ценам 2021 года, – подчеркнул собеседник «Логируса».
Руководитель проектов Novelco Анна Ростовцева оценивает снижение фрахта в 40-50% по итогам января-сентября 2023 года.
Кроме того, в 2023 году на маршруте «Индия-Россия» появились прямые сервисы без портов трансшипмента и промежуточных судозаходов, отметил руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс» Антон Шонин. Благодаря этому транзитное время морской перевозки до Новороссийска сократилось с 35-40 суток до 20 суток.
– В целом, расписание морских перевозок стабилизировалось, стало меньше срывов и задержек в выходе судов. Хотя единичные инциденты все еще случаются, – рассказал коммерческий директор ООО «Нэко Лайн Азия» Кирилл Александров.
Авиарейсов много, но есть нюанс
Прямые авиасервисы в Индию и обратно на ежедневной основе предлагают две российские и восемь зарубежных компаний, рассказал «Логирусу» руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс». Сроки доставки – 1-2 суток.– «Аэрофлот» вылетает из Дели и Гоа, «Волга-Днепр» – из Мумбаи, – пояснил собеседник «Логируса». – Кроме того, по маршруту «Россия – Индия» работают ближневосточные и турецкие авиакомпании: Oman Air, Emirates, Qatar, Air Arabia, Fly Dubai, Turkish Airlines, Mahan Air и Uzbekistan Airlines. К сожалению, Air India перестала совершать полеты в РФ, но ее мощности с легкостью компенсировали авиакомпании других стран.
Доставку грузов можно осуществлять и на стыковочных рейсах, которые осуществляются с перегрузом в ОАЭ, Шри-Ланке, Омане, Турции, Иране и Узбекистане, добавил эксперт. Однако при этом сроки доставки увеличиваются на 1-3 дня. Стыковочные рейсы в основном используют для перевозки небольших срочных грузов.
Ставки авиафрахта за последний год практически не изменились, добавил эксперт. Их незначительные колебания связаны с изменением курса рубля или сезонным ростом спроса на авиадоставку. По состоянию на ноябрь 2023 года, перелет из Москвы в Мумбаи обойдется от $5-6 за кг груза.
– Сложностей с доставкой крупногабаритных или опасных грузов нет, – добавил Артем Мегаев. – На маршрутах в основном задействованы широкофюзеляжные модели самолетов.
Однако при транспортировке грузовых партий из Индии нужно учитывать одну особенность, предупредил руководитель отдела по работе с клиентами «Sky Cargo Service». У всех местных грузоотправителей есть регистрация, которая обязывает их отправлять товары из строго определенного аэропорта.
Маршруты: «Север-Юг» набирает обороты, но подходит это не всем
Транспортный коридор «Север – Юг» соединяет Индию с Россией и Ираном. Маршрут протяженностью 7 200 км начинается в индийском порту Нава-Шева, расположенного на юге Мумбаи, и заканчивается в Санкт-Петербурге. По сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал МТК «Север – Юг» позволит в 2 раза сократить время доставки: с 30-45 дней – до 15-24.Сейчас более 80% всех грузоперевозок по МТК «Север-Юг» осуществляются автотранспортом, рассказал гендиректор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин. Почти 800 транспортных компаний РФ работают на маршруте коридора.
По итогам 10 месяцев 2023 года, автомобильные перевозки на МТК «Север-Юг» с Азербайджаном выросли на 36%. Такие данные озвучил замминистра транспорта РФ Валентин Иванов, выступая на форуме «Сделано в России». Однако на территории этой страны и Ирана перевозчики сталкиваются с самыми серьезными проблемами.
Так, в очереди на прохождение азербайджано-иранской границы в пункте пропуска «Астара» грузовики могут простоять от 5 дней до 3 недель, поделился опытом генеральный директор RusIranExpo Александр Шаров. Российские фуры на этом погранпереходе оформляются в последнюю очередь, причем преимущественно в ночное время суток, добавил Андрей Курушин.
Покупка топлива иностранными перевозчиками в Иране также представляет колоссальную проблему, добавил эксперт. По местным ценам – около 6 рублей за литр – российский перевозчик может купить не более 100 литров дизеля в сутки. Этого хватает примерно на 200 км пробега, пояснил генеральный директор АСМАП. А фура может пройти за сутки 500 км, поэтому топливо приходится докупать по «сумасшедше дорогим ценам», в которые включен топливный сбор, резюмировал Андрей Курушин.
Еще одним барьером для успешного развития автомобильной доставки в рамках МТК «Север-Юг», по мнению эксперта, является отсутствие межправительственных соглашений о международных перевозках.
– На сегодняшний день соглашения с Пакистаном и Ираком только проходят ратификацию. С другими же государствами такая работа еще даже не начата, – отметил гендиректор АСМАП.
Разрешительная система – еще одна проблема, с которой сталкиваются грузоперевозчики. В нынешних условиях ее необходимо срочно реформировать, уверен эксперт. Кроме того, государства, по территории которых проходит маршрут МТК «Север-Юг», должны предоставить детальную информацию касательно условий грузоперевозок. Перевозчики, не имея данных о весогабаритных параметрах, скоростном режиме, стоимости магистралей и т.д., едут в большинстве случаев «вслепую».
– Мы начали работу по сбору этой информации от государств, которые входят в коридор или тяготеют к нему. В дальнейшем планируем издание международного справочника, который позволит каждому водителю знать, какие неожиданности ждут его на территории того или иного государства и что он должен будет предпринять, – отметил Курушин.
За 10 месяцев 2023 года, объем железнодорожных перевозок по МТК «Север – Юг» вырос до 8,9 млн тонн, рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Алексей Шило, выступая на заседания штаба по транспортно-логистическим коридорам в кабмине. Менеджер по продажам Prime Shipping Agency Борис Черненко считает, что оптимальным мультимодальным маршрутом из Индии является Восточная ветка коридора «Север – Юг», которая предполагает прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пункт пропуска «Теджен – Серахс».
– Именно на железнодорожном погранпереходе «Серахс» в Туркменистане наиболее развитая инфраструктура для бесперебойного пропуска контейнерного грузопотока, – отметил Борис Черненко.
Транзитные сроки доставки по «восточной ветке» сейчас составляют 47-52 дня, а по «западной» – 30-35 дней.
Финансы: «застрявшие» рупии и другие барьеры
В области финансовой логистики между РФ и Индией пока много нерешенных вопросов.Так, например, индийские банки не принимают прямых финансовых гарантий крупнейших российских кредитных организаций, рассказала вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель. Таким образом для российских компаний закрыт очевидный и удобный путь получения кредита в индийском банке.
Кроме того, до сих пор не решен вопрос с частичной конвертацией рупий, остающихся на счетах российских экспортеров. В июне «Bloomberg» писал о том, что на банковских счетах российских компаний в Индии ежемесячно накапливается до $1 млрд в рупиях.
– С 2019 года индийская рупия является частично конвертируемой валютой. Это означает, что, хотя существует большая свобода обмена местной и иностранной валюты по рыночным курсам, остается несколько важных ограничений для более высоких сумм, и они все еще нуждаются в одобрении. Проблема эта непростая, и на сегодняшний день решения по ней нет, – рассказала Ирина Заседатель.
Глава Евразийского офиса индийской Торгово-промышленной палаты MSME CCII Андрей Мисюра считает проблему «застрявших» рупий решаемой. Для этого российский бизнес должен инвестировать в индийские проекты.
– Пока российские экспортеры не идут на это, хотя для этого созданы определенные условия. Это вызывает недопонимание и огорчает индийских коллег, тем более, что существуют форматы, в рамках которых это направление может быть эффективно, – уверен эксперт.
Основатель центра содействия развитию стратегического партнёрства России и Индии «DRISP» Прасун Пракаш признал, что вопросы взаимодействия банковских систем двух стран в условиях санкционного давления хотя и решаются, но не так быстро, как хотелось бы.
– Если вы пойдете к частному индийскому банку, который находится под сильным влиянием Запада, то проводить платежи с РФ там вряд ли получится. Государственным банкам Индии не так страшны ограничения от США или Евросоюза, поэтому они работают с российскими кредитными организациями, – отметил эксперт.
Для проведения платежа, как правило, компания-импортер открывает счет в российском банке, который может осуществлять трансакции в рупиях, пояснила руководитель отдела продаж банка «Финам» Ольга Смирнова. Перевод в индийский банк на счет поставщика осуществляется на основании внешнеэкономического контракта или инвойса.
По словам собеседницы «Логируса», банки стараются отрабатывать платежи максимально оперативно. Деньги должны поступать на счет получателя в Индии в течение двух рабочих дней. Однако нужно учитывать разницу во времени в 2,5 часа между Москвой и Нью-Дели. Поэтому участникам ВЭД нужно заранее покупать валюту и выставлять поручение на перевод, принимая во внимание сроки поставок и договоренности с контрагентами.
Таможня: «жесткие» сроки и вопросы сертификации
– Таможенные процедуры в Индии строго регламентированы по времени, – рассказала Ирина Заседатель. – Например, декларацию на импорт нужно подать в течение 24 часов при ввозе по морю или 12 часов при доставке автомобильным или воздушным транспортом).Также индийские таможенники выставляют ряд обязательных требований при размещении на складах временного хранения с обеспечением. Размер залога при помещении на таможенный склад составляет сумму, равную двум таможенным пошлинам. Срок хранения на таможенном складе — 1 год, за превышение взимается дополнительная плата, добавила собеседница «Логируса».
Российским экспортерам не хватает информации о национальных требованиях Индии для поставок свинины, баранины, мяса птицы и продукции из них, рассказала «Логирусу» вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель.
Основатель центра содействия развитию стратегического партнёрства России и Индии «DRISP» Прасун Пракаш рекомендует компаниям детально изучить вопросы сертификации. Национальным органом по стандартизации Индии является Бюро по стандартам Индии (BIS). Схема сертификации BIS в основном носит добровольный характер. Однако насчитывается более 100 товарных наименований, которые подлежат обязательной сертификации перед ввозом в Индию. В их числе продукты питания, пищевые добавки и красители, цемент, газовые баллоны, электрические приборы и детали, батареи различного назначения, рентгеновское оборудование, детские бутылочки для кормления, защитная обувь, минеральная вода, медицинские термометры и электрическое оборудование, переключатели, кабели и трансформаторы др. С полным перечнем можно ознакомиться на сайте Бюро (ист.).
Поставщики пищевой продукции и упаковки дополнительно в обязательном порядке должны пройти регистрацию или лицензирование в Управлении по безопасности пищевой продукции и стандартам (FSSAI). На получение регистрации уйдет 10 рабочих дней, лицензии – от 20 до 30 рабочих дней.
Однако в РЭЦ рекомендуют консультироваться по вопросам сертификации с местными партнерами, так как требования по сертификации в Индии меняются довольно часто.
Деловой этикет: «интимные» подарки и разница в отношении к цветам
Основой успешного бизнеса в Индии являются межличностные отношения. По словам Андрея Мисюры, проведение переговоров в Индии требует терпения, уважения к культурным особенностям и выражения интереса к партнеру. Традиционно важна дружеская обстановка и участие в мероприятиях.Ирина Заседатель отмечает, что представителям индийского бизнеса важно наличие офиса у партнеров и проведение личных переговоров, так как доверие к онлайн-бизнесу крайне низкое.
– Подходы к работе в Индии отличаются в разных частях страны. Например, специальная экономическая зона Гуджарат – это развитый район, где находятся производства, ориентированные на экспорт, и много представительств иностранных компаний. На юге страны расположены специальные экономические зоны, в основном производственные. А на севере почти нет иностранцев, – отметила собеседница «Логируса».
В Индии очень развита культура подарков бизнес-партнерам, рассказал Андрей Мисюра. При этом особое внимание нужно уделять упаковке и символике.
– Сладости – это всегда беспроигрышный вариант. Но в стране много вегетарианцев, поэтому торт, в состав которого входят куриные яйца, будет по меньшей мере странным презентом, – пояснил Прасун Пракаш.
Дорогой бизнес-подарок обяжет бизнес-партнера ответить тем же, поэтому лучше их не делать, предупреждает Ирина Заседатель. Не принято дарить алкоголь, икру, изделия из коровьей и свиной кожи. Украшения также не могут быть презентом для бизнес-партнера, так как считаются у индийцев достаточно интимным подарком.
– Кроме того, следует обратить внимание на цвет подарка или упаковки. Он не должен быть черным или белым, в Индии это цвета неудачи. Поэтому лучше, если цветовая гамма презента будет в ярких тонах, – посоветовала эксперт.
Признаком плохого тона считается открытие подарков сразу же после вручения, а вот рукопожатия и вручение визиток двумя руками с небольшим поклоном собеседнику воспринимаются индусами благосклонно.
Тэги: Индия, таможенное оформление, финансы, пошлины, РЭЦ, Ассоциация экспортеров и импортеров, Prime Shipping Agency, Sky Cargo Service, Лантранс, Noytech Supply Chain Solutions, Финам, Нэко Лайн Азия, Модуль, Novelco
15.12.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»