Играючи сквозь ВЭД-барьеры
Как через деловую игру адаптироваться к изменениям в международной логистике, оценить риски и наметить стратегические решенияОсновные ВЭД-барьеры, которые могут помешать развитию компаний в 2024 году: проблемы с поставками из недружественных стран, удлинение логистических маршрутов и задержки при оплате товаров. Эти и другие проблемы обсудили участники ВЭД в формате деловой игры, организованной Free Lines Company .
В качестве главных угроз игроки рынка выделили введение новых санкций, ужесточение контроля за ними, отказ иностранных поставщиков от работы, усложнение финансовой логистики, форс-мажорные ситуации, срывы сроков доставки, а также курсовую нестабильность.
Компании обобщили основные проблемы, угрозы, свои сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа, а затем наметили пути решения.
Подводя итоги форсайт-сессии участников ВЭД, мы решили выяснить:
- • От чего, по опыту игроков рынка, придется отказаться при поставках из недружественных стран?
- • С какими финансовым сложностями сталкиваются компании?
- • Чем запасаются в этом году?
- • Какие инструменты помогают им справиться с проблемами в логистике?
- • И какие ВЭД-стратегии определили игроки рынка в этом году?
В этом нам помогали:
руководитель отдела снабжения и логистики ООО «Базовая техника»
Алевтина Арсентьева
руководитель отдела ВЭД «Галерея детской одежды»
Александр Кондратенко
финансовый директор ИП Обушенков
Наталия Пономаренко
руководитель департамента МТО и складского хозяйства Top 3D Group
Иван Гаврилин
заместитель генерального директора Fun Distribution
Вероника Масликова
руководитель отдела ведения клиентов Free Lines Company
Денис Попков
Проблемы цепей поставок и опыт их решения
За 9 месяцев 2023 года доля стран Азии в структуре российского импорта выросла на 9,9 процентных пункта (п.п.), до 65,5%, экспорта — на 25,7 п.п., до 71,5%, по данным ФТС РФ.По итогам прошлого года большинство экспертов «Логируса» уже нашли замену европейским и другим «недружественным» товарам в восточных странах. Например, официальный представитель бренда VKE в России «Базовая техника» в два раза расширил количество китайских поставщиков, рассказала Алевтина Арсентьева, руководитель отдела снабжения и логистики компании. Доля товаров, которые доставляет из КНР дистрибьютор оборудования Top 3D Group, по итогам прошлого года достигла 80%, сообщил Иван Гаврилин, руководитель департамента МТО и складского хозяйства компании. Fun Distribution активно расширяет линейку своего ассортимента за счёт китайских товаров, по большинству категорий, включая продукцию для «умного» дома. В этом году российский бизнес также планирует расширить круг восточных и европейских поставщиков.
Импорт в Россию из Европы по итогам трех кварталов, согласно данным ФТС, упал менее чем на 10% до 59,2 млрд долл. Несмотря на то, что, по данным ведомства, за два года доля товарооборота между РФ и ЕС сократилась на 20 п.п., до 18%, в некоторых сегментах техники и оборудования до сих пор сохраняется высокий спрос на европейскую продукцию.
Например, по словам Алевтины Арсентьевой, у российских компаний по-прежнему большая потребность в комплектующих из Европы. Поэтому в 2024 году «Базовая техника» планирует возобновить поставки на этом направлении. Настроить доставку компании помогут партнеры, у которых есть филиалы в дружественных странах.
Цепи поставок из европейских и других недружественных стран продолжают усложняться, подчеркнул Денис Попков, руководитель отдела ведения клиентов Free Lines Company. По его словам, число компаний, которые отказываются доставлять товары, если в цепи поставок остается российский след существенно увеличилось. Поэтому организовать ложный транзит больше невозможно.
Теперь, если в документах на отгрузку из Европы сказано, что конечный получатель — турецкая компания, обязательное условие — доставить груз в Республику. Вслед за этим к концу прошлого года сроки доставки из Европы в Россию увеличились с 15 до 30 дней по всем товарным категориями, которые попадают под ограничения, подчеркнул он. Второй пример — грузы из Южной Кореи и Тайваня приходится доставлять через ОАЭ, переоформляя в зоне свободной торговли все сопроводительные документы.
Поэтому, в этом году компаниям важно разработать несколько альтернативных каналов поставки, подчеркнул Денис Попков.
Исключения из правил и задержки платежей
Одна из главных проблем, которая обострилась в начале этого года — регулярные сбои при международных денежных переводах, подчеркнул руководитель отдела ведения клиентов Free Lines Company.По данным Ассоциации экспортеров и импортеров, с декабря 2023 года большая часть турецких банков начала ограничивать платежи, связанные с IT-технологиями, авиакомпонентами, энергоресурсами, металлами, оборудованием, химией, автомобильной отраслью, а также с алкогольной и косметической продукцией, ранее сообщал «Логирус».
На данный момент большая часть платежей между Россией и Турцией до сих пор не проходит. Денежные средства возвращаются на счет импортерам, исключение — оплата фармацевтических товаров и продуктов питания, подчеркнул Денис Попков.
По словам руководителя отдела ВЭД «Галереи детской одежды» Александра Кондратенко, надеяться на то, что турецкий банк примет платеж можно только если оплата прошла в национальных валютах — рублях и лирах.
Банки-партнеры стараются помочь, но гарантировать, что платеж дойдет до получателя, не могут, добавил Денис Попков.
Государственные банки Китая также планируют ужесточить ограничения на финансирование российским клиентами из-за принятого США указа о вторичных санкциях, сообщает РБК со ссылкой на источники Bloomberg.
По словам Алевтины Арсентьевой, финансовые партнеры из КНР все чаще предъявляют новые требования к информации, которая содержится в платежах российских компаний. Вслед за этим в конце прошлого года китайские поставщики начали отправлять уведомления о подготовке разъяснений, дополнительных сопроводительных документов на товары. Главная задача — подтвердить, что продукция, которая должна быть оплачена не санкционная. По ее словам, некоторые китайские банки уже отказались принимать платежи из России.
«С начала этого года мы уже столкнулись с тремя случаями возврата денежных средств с китайской стороны», — сообщила руководитель отдела снабжения и логистики «Базовая техника».
По словам финансового директора ИП Обушенков Натальи Пономаренко, избежать проблем при переводе денежных средств между Россией и Китаем можно, если вы перешли на оплату в нацвалютах, именно это и сделала компания в прошлом году. Fun Distribution также перевели платежи с Китаем с долларов в юани. «Теперь у нас несколько счетов, чтобы оплатить товары из Китая переводим средства с рублевого на валютный, конвертируем и проводим платежи нашим китайским партнёрам. Единственный минус — приходится оплачивать комиссию за конвертацию, из-за чего выросли издержки на закупку товаров. В остальном, проблем нет», — подчеркнула Вероника Масликова, заместитель генерального директора компании.
По словам Дениса Попкова, компании будут все чаще сталкиваться со сбоями при переводе денежных средств за рубеж. Поэтому Free Lines Company в этом году планирует запустить новые сервисы, чтобы ускорить перевод денежных средств для импортеров, избежав задержек.
«При этом решить проблему регулярных сбоев при оплате товаров между Россией и странами-партнерами можно только на международном уровне, запустив отдельную систему обмена финансовыми операциями, не привязанную к SWIFT», — подчеркнул руководитель отдела ведения клиентов Free Lines Company.
Опыт решения ВЭД-проблем и новые вызовы
Справиться с проблемами в финансовой логистике и сбоями в цепях поставок в этом году компаниям поможет в первую очередь сплоченная команда — сильный отдел ВЭД, к такому выводу пришли игроки рынка в опросе Free Lines Company.По словам Ивана Гаврилина, именно квалифицированная и сильная команда помогла Top 3D Group за два года адаптировать бизнес-процессы под новые вызовы. Наталья Пономаренко подчеркнула, что за это время ВЭД-отдел ИП Обушенков научился прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при работе с поставщиками, финансовыми операциями и доставкой. Это позволяет решать вопросы заблаговременно, избежав дополнительных издержек.
Кроме того, чтобы справиться с новыми вызовами участник ВЭД должен уметь быстро и гибко принимать решения, а также адаптироваться к изменениям на рынке, сообщили игроки рынка по итогам деловой игры Free Lines Company.
«В новых реалиях логистический отдел должен оперативно согласовывать и при необходимости перестраивать каждый этап доставки и оформления сопроводительных документов: от расчетов и инвойсов до маршрутов и перевозки конечному получателю», — подчеркнула Вероника Масликова, заместитель генерального директора Fun Distribution.
Кроме того, справиться с ВЭД-вызовами компаниям помогут долгосрочные и стабильные партнерские отношения с поставщиками, сообщили игроки рынка по итогам опроса Free Lines Company. «Если недружественная страна введет новые ограничения в адрес России, будет сложно удержать отношения с одним партнером. Поэтому рекомендуем найти и стабилизировать несколько альтернативных вариантов поставки товаров», — подчеркнул Денис Попков.
По его словам, чтобы избежать ВЭД-сложностей в этом году компаниям нужно первым делом улучшить финансовую логистику, запустив несколько альтернативных вариантов оплаты поставщикам через другие страны. Необходимо открыть несколько дополнительных счетов для обмена платежами в национальных валютах стран-партнеров.
Кроме того, необходимо разработать и протестировать несколько альтернативных логистических маршрутов. Это поможет избежать проблем из-за введения новых ограничений.
Учет рисков, подушка из денег и прозрачные отношения
По итогам деловой игры Free Lines Company (подробнее как проходила форсайт-сессия — смотрите на YouTube-канале компании) игроки рынка на основе SWOT-анализа совместили сильные и слабые стороны компаний с внешними возможностями и угрозами.С помощью этого на основе своего опыта сформулировали четыре основные стратегии развития ВЭД, которые будут актуальны для компаний в 2024 году. Каждая из этих стратегий дополняет друг друга.
Необходимо регулярно мониторить и тестировать новые маршруты для доставки товаров. Это поможет оптимизировать сроки доставки даже при введении новых логистических ограничений.
2. Стратегия усиления помогает обратить внимание на сильные стороны компании, которые можно использовать, чтобы минимизировать внешние угрозы.
Избежать последствий недружественного отношения зарубежных партнеров можно, прогнозируя риски и учитывая их в проектах. Кроме того, важно выходить на новые рынки и развивать отношения с альтернативными поставщиками. Избежать последствий из-за увеличения сроков поставки поможет формирование складского запаса по топовым позициям.
Необходимо запускать новые, стабильные и надежные способы международных расчетов с поставщиками. Избежать внешних угроз и дополнительных расходов на логистику поможет контроль международной и внутрироссийской законодательной базы.
3. Стратегия ресурса. Позволяет определить, как преодолеть слабые стороны компании благодаря внешним возможностям партнеров. Сервисные партнеры могут помочь найти подходящий финансовый продукт, оптимизировать затраты на доставку. Например, устранить проблемы с коммуникацией и ускорить получение сопроводительных документов на груз поможет привлечение логистической компании к взаимодействию с поставщиками. В новых реалиях желательно сотрудничать с сервисными компаниями, у которых широкий перечень услуг: от доставки до таможенного оформления, упаковки и маркировки грузов.
4. Стратегия удержания помогает увидеть ограничения и слабые стороны, которые нужно устранить для развития компании.
Сложности с оплатой поставщикам и нестабильность сроков доставки могут негативно повлиять на финансовое состояние компании. Поэтому необходимо ежемесячно следить за отсутствием кассовых разрывов. Также важно сохранить на счетах резервную сумму, которая при необходимости поможет покрыть дополнительные издержки.
Необходимо настроить прозрачную работу не только с поставщиками, но и конечными заказчиками, оперативно информируя их об изменении сроков и условий доставки. Избежать проблем с переводом денежных средств поможет увеличение числа проверенных финансовых партнеров.
«Понятно, что у каждой аналитической модели свои недостатки — универсальных решений нет. Но важнее не готовая стратегия, а умение анализировать ситуацию на рынке, возможные риски и работу своей компании. Поэтому желаем вам всегда быть готовым к изменениям, чтобы не допустить роста издержек и других проблем», — подчеркнул Денис Попков, руководитель отдела ведения клиентов Free Lines Company.
Материал подготовлен совместно с компанией Free Lines Company. Реклама, ООО «Фри Лайнс Компани», ИНН 7725424419, erid: LjN8JsvQ8
Тэги: ВЭД, импорт, таможенное оформление, Free Lines Company, Fun Distribution
01.02.2024
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров