Письма из затонувшего контейнера
В море обнаружена переписка двух преподавателей логистики Олег Тузиков шеф-редактор |
Профессионалы помнят происшествие с контейнеровозом MSC Karlsson, севшим на мель в Карибском море в 2011 году. В результате этого несколько десятков контейнеров попали в воду. Какие-то затонули сразу, а другие остались плавать на поверхности и были брошены на произвол судьбы.
Как известно, в 2013 году один из этих контейнеров был обнаружен украинскими пограничниками недалеко от Евпатории. Он был 20-футовым, и украинские власти, посчитав, что газа в нем, скорее всего, мало, махнули на него рукой.
Лишь в 2014 году по личному указанию президента Путина этот контейнер был извлечен из воды и исследован. Помимо 20 тонн иридия, в контейнере была обнаружена сумка с корреспонденцией, в том числе письма гуру латиноамериканской логистики профессора Гондурасского государственного университета (ГоГУ) Хулио Асусены своему немецкому другу и коллеге Карлу Херману.
Поскольку в настоящее время никого из этих уважаемых людей, к сожалению, уже нет в живых, в редакции «Логируса» сочли возможным опубликовать эти письма, полагая, что они вызовут живой интерес логистического сообщества, по крайней мере, той ее части, которая озабочена проблемой подготовки профессиональных кадров. Перевод с испанского Олега Тузикова.
Итак, письмо первое:
«Привет!Ты спрашиваешь, кто эти люди, Карл? Что за абитуриенты поступают в колледжи Гондураса на отделение логистики? Хорошо ли они понимают, куда попали, каковы их мотивы?
Твой вопрос пришелся по адресу. Действительно, опыт преподавания в подобных учебных заведениях у меня есть: в одном захудалом колледже и в одном продвинутом. Так что в целом общая температура по больнице мне ясна.
Всех студентов-логистов колледжей Гондураса можно условно классифицировать так:
- Умные, но провалившие экзамен в вуз, либо по финансовым причинам пока вынужденные «пересиживать» в колледже – обычно один чел на 30-40 студентов.
- Выбравшие логистику, потому что кто-то посоветовал (родители, родня, знакомые) – 2-3 человека на то же общее количество.
- Попавшие на логистику наобум, по следующим причинам:
- колледж рядом с домом;
- на другие специальности мест уже не было, и в приемной комиссии предложили соглашаться на логистику;
- просто ткнул пальцем в листок со специальностями на столе приемной комиссии и ему попался бланк абитуриента на профиль «логистика» – все остальные абитуриенты.
Налицо полное отсутствие предварительной (читай - школьной) профориентации, профотбора, тестирования и проч.
По-хорошему, сегодня в колледжи (речь не о колледжах при Гондурасском государственном университете, Высшей школе гондурасской экономики и прочих) поступают не очень умные дети из бедных семей. Если и есть какая-то цель, то это цель, которую ставят перед детьми их родители – получить диплом. Неважно, какой специальности. Ты, главное, получи, а там разберемся.
Умненькие студенты в количестве одного-двоих на группу в полсотни человек к концу обучения (третий курс) прозревают в хорошем смысле. Они осознают, что такое логистика, как ее «работать». Вот про них можно сказать, что «глаза загорелись».
Легко ли учиться в колледже с бюджетным финансированием? Если ребенка туда взяли, то, чтобы его отчислить, он должен сделать что-то вообще дикое. Ибо при его отчислении колледж получает меньше средств из бюджета. И каждый случай жестко разбирается. В то же время зарплата у преподов невысокая, так что понятно качество обучения. В итоге среднестатистическое занятие в гондурасском колледже выглядит как отбывание повинности: у учителя – лишь бы отчитать материал, у детей – лишь бы отсидеть.
Я уже слышу, что ты спрашиваешь, Карл: а как исправить ситуацию? А вот как.
В школе необходимо рассказывать детям о том, какие бывают профессии, в том числе и про логистику, проводить профессиональное (в смысле, чтобы его профессиональные психологи делали) тестирование, выявлять предрасположенность к тем или иным профессиям. Поступать в колледж ребенок должен строго с заключением профессионального психолога по результатам таких тестирований. Например, у Пети Иванова выявили талант в логистике. Значит, он с этим заключением имеет право поступать в колледж на логиста. Бесплатно. А если хочет другую профессию, по которой у него нет заключения о предрасположенности, то только за деньги.
Тогда на логистов будут учиться осмысленно. В колледжах, я имею в виду.
Потому что вместо того, чтобы разжигать потухшие глаза у студентов, лучше их в самом начале брать уже с горящими.
А вот у умненьких ребят глаза не тухнут. Особенно, если занятия идут не по рассыпающемуся учебнику какого-то далекого и неизвестного Гаджинского, издания допотопного года, к тому же плохо переведенного на испанский язык. И занятие это не ведет тетя, которая у этих же студентов ведет еще и что-нибудь типа истории и математики (то есть и швец, и жнец, и ни разу не логист). И особенно, если студенты могут на производственной практике побывать в реальных нормальных компаниях. И им разрешается во время обучения в них работать.
Подытожу: ситуация грустная. Из всех логистов гондурасских колледжей теоретически профессионально пригодны процентов десять, практически же даже из этих десяти пригодны не все. И хорошо, если они это поймут в ближайшие три-пять лет.
Однако ситуация не неразрешимая. Вопрос только в желании делать систему среднего профобразования реальной, эффективной. Пока что она имеет признаки профанации, где цель – не подготовка хороших спецов, а дослуживание до пенсии в уютных креслах департамента образования Гондураса. Начинать нужно с изменения системы оценки эффективности работы колледжей. И пора уже, наконец, ставить в дипломы двойки. Пусть студенты знают, что за двойку в дипломе об образовании не директора колледжа снимут (мол, чему вы там ребенка учили все эти годы), а дитя эту двойку понесет на собеседование. И пусть тогда попробует устроиться на работу с такой «грамотой».
Так, меня уже унесло в сторону.
Вроде на все твои вопросы ответил.
Пиши, Карл, и будь здоров!
Твой Хулио».
Тэги: профобразование
14.09.2015
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»