Сделано в России: боль и трепет российского экспорта

Как продукция российского производства выходит на новые рынки в условиях санкций

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Елена Горбачева Елена Горбачева
специальный корреспондент



Более 100 передовых отечественных технологий и, конечно, продукцию «Сделано в России» повстречали посетители в этом году на одноименном экспортном форуме.

«Логирус» тоже не упустил возможности осмотреть стенды и встретил здесь российские скутеры, интерактивные песочницы, автобусы, производители которых уже вышли на экспорт или только планируют продавать свою продукцию за рубеж.

А теперь покажем вам и, главное, выясним:

  • - Как добраться до покупателя за границей в условиях санкций?

  • - С каким объемом пора выходить на экспорт?

  • - Что нашли японские пенсионеры в российских песочницах?

  • - А также, полное импортозамещение: утопия или образец?

«Марс Байк», Омск: мопед наш, но не совсем

На одном из стендов мы обратили внимание на необычное транспортное средство и задумались. То ли мопед, то ли мотоцикл… Оказалось, ни то, ни другое.

– Технически это велосипед, – внес ясность Петр Мельников, основатель и генеральный директор ООО «Марс Байк».

Называется разработка – ультралегкий скутер «Марс». Весит всего 30 килограмм, максимальная скорость – 40 км/ч, может ехать и по тротуарам со скоростью 25 км/ч.

– Для него не нужны права, рассчитан на двух пассажиров, проезжает 100 км на одном заряде, – рассказал Петр.

В перспективе и грузы может возить, спросили мы? И грузы, добавил Петр. А это уже интересно с точки зрения выполнения самых разных логистических задач в городе.

– Сколько в нем российских комплектующих, а сколько – не российских?

– Сейчас количество российских запчастей не такое большое, – признался Петр Мельников. — Мы производим раму, пластик, частично электронные компоненты, сидения, элементы декора…

В итоге, чудо-скутер оказался на 60% отечественным и на 40% китайским, даже мотор китайского производства. Однако, Петр отметил, что компания планирует переходить на полное импортозамещение.

И сейчас главная проблема состоит в том, что срок поставок комплектующих из КНР вырос до 2,5 месяцев. Это главный барьер для запуска серийного производства, 100 скутеров в месяц, которое запланировал «Марс Байк». Пока выпускается 20 единиц техники в месяц.

«Сейчас количество российских запчастей не такое большое. Мы производим раму, пластик, частично электронные компоненты, сидения, элементы декора»

– А как у вас обстоят дела с экспортом? – спрашиваем мы. И уже представили, как будет просыпаться в сердце гордость за Россию при виде этого чудесного скутера где-нибудь на улочках Бангкока или Стамбула.

– К нам обратились представители Индии, Ирака, Сирии, Узбекистана и Беларуси с предложением поставлять продукт. Он им очень понравился. Но пока поставки не запустили, – рассказал Мельников.

Самая большая проблема для компаний, которые придумали и запустили в серийное производство продукт – это именно экспортная часть, признался Петр Мельников. Бизнесу сложно разобраться в юридической стороне экспорта: нужны новые сотрудники, инвестиции, подготовить сертификаты… Но самая главная проблема – страх перед неизвестностью. Образовательно-просветительская работа, своеобразный профессиональный менеджмент для предприятий был бы хорошим подспорьем, добавил Петр.

Ну, а мы, согласившись, что такая помощь бизнесу действительно нужна, отправились к следующему стенду.

«Эльтавр», Симферополь: пути экспорта не для одиночек

Предприятие «Эльтавр» производит небольшие автобусы и гольф-кары для курортов и гостиниц. Мотор – наш, отечественный, а не китайский. Да и сам автобус на 90% российский, только батареи пока «импортозаместить» не удалось, приятно удивил нас Алексей Коршунов, коммерческий директор «Эльтавр».

– Сейчас мы производим около 100 единиц техники в год, – с гордостью отметил наш собеседник.

Кстати, по словам Алексея, предприятие выпускает еще и электрические грузовики, которые востребованы на Черноморском побережье, и на других курортах, не только российских. В планах – создание грузовиков для перевозок по дорогам общего пользования.

Вернемся к электрическому автобусу. Рассчитан он на перемещение туристов по закрытым территориям, на одном заряде можно проехать 100 км, срок службы батареи — 10-12 лет. Хорошее предложение для рынка, подумали мы, но на деле все оказалось не так гладко.

«Первые шаги убыточные, получается, это является неким препятствием, преодолеть которое в одиночку не получится»

– Предложений много, но мы только начинаем заниматься экспортом, это наша первая выставка. На рынок все-таки нужно выходить более основательно, чтобы было гарантийное обслуживание, технические партнеры в стране, — пояснил Алексей Коршунов.

При выходе на экспорт предприятиям недостаточно точечных мер поддержки, уверен собеседник «Логируса». Необходим аналог венчурного фонда, который бы финансировал продукцию до выхода на рентабельность, или привлекать уже существующие фонды на подобные выставки, чтобы помочь предприятиям решиться выйти на экспорт. Для бизнеса «Эльтавр» инвестиции составят порядка 10-15 млн на каждую страну.

– Первые шаги убыточные, получается, это является неким препятствием, преодолеть которое в одиночку не получится, – добавил Алексей.

«Sport Dots», Москва: есть прототип и доты

Следующий экспонат – что-то странное. Черный костюм со странными точками – для чего это вообще? Наши раздумья прервала Майя Орлова, директор по развитию «Sport Dots». Компания выпускает инновационную спортивную одежду.

Белые точки на одежде – это так называемые доты. Их придумал супруг Майи, Кирилл Орлов, биофизик и изобретатель. Доты считывают нервные импульсы, ловят микроколебания нашего организма и возвращают их обратно. Получается эффект точечного массажа, мышцы лучше работают.

Майя Орлова, директор по развитию «Sport Dots», показывает, как создается «эффект точечного массажа» на спортивной одежде

Что это дает спортсменам и любителям? Первые могут дольше тренироваться и не уставать, вторым будет проще заниматься и это позволит избежать боли в мышцах после тренировок.

Волшебные доты могут помочь не только в спорте, но и в реабилитации разного рода травм, ортопедии и так далее.

Состоит одежда из турецкой ткани и отечественных дотов. Впрочем, именно они – главный элемент этой одежды, без них ткань, даже самая крутая и импортная, работать не будет, добавила Майя Орлова.

Это все, конечно, здорово. Но пока в серийное производства одежда не запущена.

Надеемся, что мы еще услышим об инновационной спортивной одежде российского производства, и не только услышим, но и сможем в ней потренироваться. А пока – пора идти дальше.

«Универсальные терминал Системы», Томск: не взлетим, так поплаваем

Когда-то эта компания выпускала информационные киоски и терминалы. Но девять лет назад решила попробовать себя в интерактивном оборудовании для обучения и развлечения. Самый востребованный в России и за рубежом продукт — интерактивная песочница. Детей не оторвать. Взрослых, как оказалось, тоже: убедились на себе.

– Как вы видите, происходит взаимодействие с песком: меняем рельеф - меняется изображение, рассказывает Марк Шульгов, директор по международным продажам «Универсальные терминал системы». – Здесь используется датчик, такой же, какой устанавливают на популярные игровые приставки. Он сканирует поверхность в режиме реального времени, массив данных обрабатывается компьютером. Затем все это проецируется на поверхность при помощи проектора азиатского производства.

«Такие песочницы стоимостью в 6,5-7 тысяч долларов, продаются более чем в 55 странах, от Норвегии до Японии»

С экспортом у компании дела идут неплохо. Такие песочницы стоимостью в 6,5-7 тысяч долларов, продаются более чем в 55 странах, от Норвегии до Японии. Там их с удовольствием покупают для детских садов и домов престарелых. Но за последние два года неизлечимой болезнью стала логистика.

– Перестали сотрудничать с дистрибьютором из Австралии, потому что стало нерентабельно доставлять, – рассказал Марк. – До пандемии стоимость авиадоставки была приемлемой. Сейчас такой возможности нет, а морская доставка занимает до пяти месяцев.

Вот и приходится вслед за всей страной разворачиваться на Восток. И тут тоже на первый план выходят проблемы логистики. Из Сибири везти приходится окольными мультимодальными путями. Сперва продукция направляется на Центральный хаб в Москве или Санкт-Петербурге и только потом до портов Владивостока, морем в Юго-Восточную Азию. Очень не хватает логистического хаба в Сибири, — добавил Марк Шульгов.

«Моторика», Москва: боль в денежных переводах

Российский разработчик «Моторика» представил на выставке не простой протез, а бионический: датчики крепятся непосредственно к мышцам пациента.

В итоге человеку, потерявшему конечность, становятся доступны функции осязания, он может контролировать силу сжатия мысленно, рассказал нам Кирилл Паимцев, директор по развитию бизнеса компании на Ближнем Востоке. Разработка, по его словам, полностью российская, производится в РФ.

– В год мы устанавливаем более 1000 протезов, как механических, так и бионических. Инвазивными1 технологиями занимаемся второй год и активно расширяемся, – отметил Кирилл.

Таким протезом можно не только брать предмет, но и чувствовать его, уверяет Кирилл Паимцев, директор по развитию бизнеса «Моторика» на Ближнем Востоке

География продаж: Индия, Малайзия, Индонезия, ОАЭ, Ливан и страны Южной Африки. В Европу поставки тоже есть, но сейчас производителям очень тяжело выстраивать логистику. А все потому, что платежи не проходят, и этот вопрос крайне болезненный, посетовал Кирилл. И вот тут компаниям нужна какая-то централизованная помощь, в том числе от Российского экспортного центра.

Кратно выросли также стоимость и сроки доставки в азиатские страны. Раньше, например, протез можно было доставить в Малайзию за 5 дней и 15 тысяч рублей, а сейчас это обойдется в три раза дороже и займет в два раза больше времени.

Отрадно видеть, что два из пяти опрошенных «Логирусом» экспертов уже активно поставляют продукцию российского производства за рубеж. Надеемся, что у остальных это также получится, а логистическое цунами не помешает.

Надеемся, что все ответственные лица помогут нарастить объемы поставок российской продукции на экспорт.

А безответственные – пусть хотя бы не мешают.


1инвазивные (invado (лат) — «вхожу внутрь») медицинские технологии в протезировании - хирургические манипуляции, позволяющие подсоединять протез к периферическим нервам в организме человека.

Тэги: Сделано в России, экспорт, импортозамещение, ВЭД, Моторика, Sport Dots, РЭЦ, Эльтавр, Универсальные терминал системы, Марс Байк
04.11.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх