Министерский смотр

О том, с чем пришли профильные министерства и ведомства на главную отраслевую выставку России

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



По оценке Global Infrastructure Outlook, на горизонте до 2040 года Россия инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры более $576 млрд. При этом на долю автодорог придется 55,6% всех средств, железных дорог – 41,9%, портов – 2,5%.

Кроме того, 26 ноября Правительство утвердило Транспортную стратегию России до 2030 года. Она предполагает развитие беспилотного транспорта, переход на альтернативные виды топлива, развитие транзитного потенциала и участие в строительстве международных транспортных коридоров, более эффективное развитие внутренних водных путей, возведение высокоскоростных автодорог и железнодорожных магистралей… За достижение выше обозначенных целей будут отвечать профильные министерства и ведомства.

Однако структуры эти открытыми не назовешь. Порой кажется, что регулирующие органы живут в своем особом замкнутом мире. Планы свои анонсируют редко, инициативы «спускают сверху вниз» и в диалог по их поводу вступают не охотно. Но…

Один раз в году, на международном форуме-выставке «Транспорт России», профильные министерства, госкорпорации и монополии «выходят на стенд». И «Логирус» не упустил возможности осмотреть высокопоставленные экспозиции и задать пару вопросов (хотя и не все были настроены отвечать) на злобу дня.

АО «ГЛОНАСС»: нажми на кнопку

Директор по развитию и поддержке продуктов «ЭРА-ГЛОНАСС» Артем Климовский представлял перспективную разработку – систему вызова экстренных оперативных служб для мотоциклистов

Оператор государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» пришел на выставку «не с пустыми руками», как говорится. На форуме компания презентовала систему вызова экстренных оперативных служб для мотоциклистов. Она автоматически определяет факт ДТП и передает информацию в систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

Решение включает в себя четыре сервиса: мониторинг местоположения, информирование о воздействии на мотоцикл, визуализацию положения мотоцикла в пространстве и уведомление о ДТП. Новинку, кстати, презентовали министру транспорта РФ Виталию Савельеву за стендом АО «ГЛОНАСС» на «Транспортной неделе».

– Система вызова состоит из трех компонентов: блок-интерфейс пользователя, bluetooth-метки и трехосевого ксилометра1, который и позволяет распознать факт ДТП, – пояснил директор по развитию и поддержке продуктов «ЭРА-ГЛОНАСС» Артем Климовский.

Также АО «ГЛОНАСС» анонсировал дополнительный сервис контроля, который позволяет использовать кнопку вызова экстренных оперативных служб в качестве сигнализации. Решение предназначено для пассажирского транспорта. В случае драки, порчи имущества, вандализма водитель автобуса сможет нажать кнопку вызова, сигнал поступит на пульт дежурного офицера вневедомственной охраны и через 5,6 минут на место прибудет группа задержания Росгвардии.

– Этот сервис уже протестирован в столице на электробусах Мосгортранса. В течение нескольких месяцев «под охрану» были взяты 375 единиц общественного транспорта, – резюмировал Артем Климовский.

Однако, когда речь зашла не о достижениях АО «ГЛОНАСС» в частности, а о ситуации в транспортной отрасли в целом, собеседник «Логируса» перешел на односложные ответы. Самые значимые законодательные инициативы выделять не стал, сославшись на то, что это прерогатива законодателей. Из наиболее ярких трендов в развитии транспортной системы выделил «цифровизацию». Но распространяться на эту тему не пожелал.

– Вы же общаетесь с игроками рынка, с регуляторами, – настаивали мы.

– Я бы не хотел отвечать.

– Понятно, спасибо, – вежливо поблагодарили мы и пошли к следующему стенду.

Новороссийский порт: имидж превыше всего

Представитель пресс-службы Новороссийского морского торгового порта рассказала о том, что с точки зрения грузооборота группа идет с опережением прошлогодних показателей

На стенде Новороссийского морского торгового порта (НМТП) оператор представил фоторассказ обо всех своих «ипостасях». В том числе о трех портах, где расположены дочерние предприятия, два из которых – Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море – являются крупнейшими в РФ. Кроме того, Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы. Учитывая тенденции к восстановлению грузооборота и рост ставок на перевалку контейнеров, компания может получить $720-740 млн выручки по итогам 2021 года, прогнозируют аналитики ООО «ГПБ Инвестиции».

Группа «НМТП» – это 67 причалов длиной 13,7 км и 800 единиц перегрузочной техники. Компания переваливает более 80 номенклатур грузов и обеспечивает полный цикл доставки 25% нефти и нефтепродуктов до погрузки на борт судна, обрабатываемых в портах России

Но… стенд НМТП оказался более красноречивым, чем Татьяна Исакова, представлявшая пресс-службу компании. В самом начале нашего общения она четко обозначила, что с представителя СМИ общаться не уполномочена. Опешив от такого начала, мы спросили:

– А если к Вам не пресса подойдет, а посетитель выставки, что вы ему расскажите о компании, о том, какие задачи решаете на выставке?

В итоге Татьяна все-таки поведала, что на «Транспортной неделе» НМТП со своим стендом решает преимущественно имиджевые задачи, рассказывая о новых продуктах и сервисах. Правда, о каких именно, так и не уточнила. После череды наводящих вопросов, сотрудница пресс-службы хоть и кратко, но рассказала-таки об инфраструктурных планах и проектах НМТП.

– Смотрите, в конце 2019 года мы приняли новую Стратегию развития до 2030 года, в ней предусмотрены и инфраструктурные проекты. Например, запланировано создание универсального перегрузочного комплекса, строительство терминала в Минеральных Водах, расширение складских и контейнерных мощностей. Стратегия опубликована на нашем сайте. Можете с ней ознакомиться, там все подробно расписано, – отчеканила Татьяна.

Также представитель пресс-службы имела право сообщить о грузообороте группы. В 2019 году он составил 142,5 млн тонн, в 2020 году – 110,6 млн тонн…

– В этом году будет больше, чем в 2020-м. Мы уже идем с опережением прошлогодних показателей, – поспешила добавить Татьяна.

А вот рассуждать о текущей ситуации на рынке морских перевозок представительница пресс-службы отказалась. Причина – отсутствие на это полномочий. Таким правом обладал только генеральный директор, но он был занят на встрече, и представители коммерческой службы.

«Шереметьево»: приземлить, загрузить и окрылить

Руководитель пресс-службы Шереметьево Роман Генис рассказал о планах по укреплению статуса воздушной гавани  как одного из крупнейших аэропортов в Европе

За стендом международного аэропорта «Шереметьево» было многолюдно. Представители дирекции по связям с общественностью производили впечатление «опытных PR-бойцов» и зорко следили за тем, чтобы подходящие к экспозиции гости не томились в одиночестве. На просьбу рассказать о задачах, которые компания решает в рамках выставки «Транспорт России», отреагировали молниеносно:

– Могу Вам прислать релиз, который мы подготовили на эту тему, – тут же предложил руководитель пресс-службы аэропорта Роман Генис.

– Релиз – это хорошо, но мы бы хотели показать, какие задачи вы решаете здесь, на выставке. А пресс-релизы для этих целей мало подходят. Давайте лучше пообщаемся. Расскажите о своем стенде, чему посвящена экспозиция, – настаивали мы.

Роман не растерялся и пояснил, что экспозиция рассказывает о проектах Шереметьево: уже реализованных и перспективных. К первым относятся терминалы B и C. Вместе они образуют Северный терминальный комплекс. В перспективе планируется строительство терминала С-2, который сможет обслуживать 20 млн пассажиров в год. – Кроме того, Шереметьево первым заключил с государством концессионное соглашение по управлению и развитию аэродромного имущества сроком до 2067 года. И наш аэропорт – единственный в стране – обладает сразу тремя взлетно-посадочными полосами, – подчеркнул Роман Генис.

На территории Шереметьево планируется строительство второй очереди грузового терминала оператора «Москва Карго» с пропускной способностью 250 000 тонн в год

На территории аэропорта также планируется строительство второй очереди грузового терминала оператора «Москва Карго» с пропускной способностью 250 000 тонн в год. Однако уже сейчас на Шереметьево приходится до 70% рынка грузовых авиаперевозок в России, добавил собеседник «Логируса».

– В целом мы стремимся к тому, чтобы укрепить статус Шереметьево как одного из крупнейших аэропортов в Европе, а в перспективе и в мире, как по объемам пассажирских и грузовых перевозок, так и по качеству обслуживания. Это важно, так как это позволяет реализовать авиационно-транзитный потенциал России и содействует укреплению Москвы в статусе одного из мировых финансовых и туристических центров, – с чувством резюмировал Роман.

В числе значимых событий уходящего года представитель Шереметьево выделил запуск автоматизированной системы паспортного контроля с помощью биометрии. Аэропорт стал первой в России гаванью, где было реализовано данное решение.

Автоматизированная система паспортного контроля предназначена для оформления пассажиров при посадке на рейс. Сервис оснащен функцией проверки биометрических данных, указанных в паспорте с данными владельца. Система способна распознать паспорта граждан РФ 75-й серии и выше с биометрическими метками.

Ространснадзор: не спешить наказывать

Советник руководителя Ространснадзора, генерал Владимир Черток рассказал о том, что ведомство будет фокусировать свои усилия не на проведении плановых проверок, а на профилактике

Ространснадзор на выставке вел активную разъяснительно-просветительную деятельность. В том числе представители ведомства рассказывали о федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (ист.).

Документ был принят в июне 2021 года. Он внес изменения в части установления видов федерального, регионального и муниципального государственного контроля.

Ространснадзор, в частности, контролирует обеспечение транспортной безопасности. В том числе вместе с ГИБДД следит за наличием и использованием тахографов на транспортных средствах.



– Федеральный закон №170 скорректировал позиции и деятельность нашу деятельность. Во-первых, он изменил наш функционал и направленность работы. В частности, был закреплен рискоориентированный надзорный подход, – пояснил советник руководителя Ространснадзора, генерал Владимир Черток. – Теперь мы назначаем проверки только после оценки риска всех предприятий и субъектов надзора. Если компания высокорисковая, то она точно попадет в план. Еще одна существенная новация – это то, что Ространснадзор перешел на формат профилактики нарушений.

Последнее означает, что ведомство будет фокусировать свои усилия не на проведении плановых проверок, а на профилактике, добавил собеседник «Логируса». Это значит, что даже если Ространснадзор и выявит какое-то нарушение у бизнеса, то последует не наказание, а разъяснение – как нарушение устранить. Кроме того, ведомству дана установка на переход к непрерывному мониторингу участников рынка.

– Как правило, на предприятиях уже есть системы видеонаблюдения, технического мониторинга. И информация из этих систем поступает к нам, в территориальные управления, – рассказал Владимир Черток.

Еще одна важная стратегическая цель, поставленная Президентом России Владимиром Путиным, – транспортная безопасность. Она подразумевает защиту от актов незаконного вмешательства и физических угроз, добавил собеседник «Логируса. В том числе защиту грузов и других материальных ценностей.

РОСДОРНИИ: увидеть дороги насквозь

Начальник отдела моделирования взаимодействия автомобиля с дорогой РОСДОРНИИ Денис Ковалев рассказал о том, что в этом году система «Эскандор» тестировалась в реальных условиях на территории Курской, Мурманской областей, республики Татарстан и Ростова-на-Дону

Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ) на выставке презентовал универсальную передвижную лабораторию непрерывной диагностики автодорог «Эскандор». О ней нам рассказал единственный стоявший за стендом сотрудник. По счастливому стечению обстоятельств куратор проекта.

– Ключевой особенностью данной лаборатории является измерение прочности дороги в безостановочном режиме. Проще говоря, она собирает всю информацию по автомобильной дороге, все ее характеристики во время движения по трассе. При этом лаборатория может проводить измерения в не видимых глазу конструкциях. Например, у нас есть георадар, который способен до трех метров глубиной зондировать дорожную конструкцию, – подчеркнул начальник отдела моделирования взаимодействия автомобиля с дорогой РОСДОРНИИ Денис Ковалев.

Производительность лаборатории составляет около 400 км в день. При этом она может работать до 20 дней без выгрузки данных. Кроме того, система пространственного сканирования позволит создать цифровой двойник дорожной инфраструктуры – ее отображение в так называемом облаке точек. Этот цифровой двойник в режиме реального времени будет передаваться в Систему Контроля Дорожных Фондов.

Так передвижная лаборатория непрерывной диагностики автодорог «Эскандор» выглядит изнутри

– Саму передвижную лабораторию мы изготовили год назад – в 2020-м. В этом году система тестировалась в реальных условиях на территории Курской, Мурманской областей, республики Татарстан и Ростова-на-Дону, – уточнил Денис Ковалев. – Всего было продиагностировано порядка 3 000 км дорог. В ноябре испытания пришлось остановить, так как диагностика может проводиться только в бесснежный период.

Средства на создание передвижной лаборатории были выделены Минтрансом РФ.

«ТрансКонтейнер»: контейнерный переток

Своей главной задачей «ТрансКонтейнер» видит опережающее развитие транзитных возможностей, для обеспечения грузопотоков на маршруте «Китай-Европа-Китай»

Главной своей задачей «ТрансКонтейнер» видит наращивание парка и развитие собственных активов, в том числе терминала «Забайкальск» на границе с Китаем. Здесь компания реализует комплексную программу модернизации, чтобы обеспечить ритмичную обработку грузов. Так, в июле 2021 года на терминале был введен в эксплуатацию новый пункт досмотра. Реализация проекта позволяет ускорить обработку контейнеров и сократить сроки доставки на фоне роста грузопотока из Китая в Россию и Европу.

– По итогам 10 месяцев текущего рост в районе 44% год к году, – отметил представитель «ТрансКонтейнера» Сергей в беседе с «Логирусом». – Особенно высокую динамику демонстрируют мультимодальные перевозки из Китая через порты Дальнего Востока.

В 2022 году, по предварительным расчетам, «ТрансКонтейнер» планирует увеличить парк в оперировании на 5-6 тысяч вагонов и приобрести более 10 тысяч контейнеров. У компании есть соглашение с компанией RM Rail, в рамках которого в этом году были закуплены 1 500 контейнеров в России.

По состоянию на ноябрь 2021 года база активов компании состояла из порядка 35 тысяч фитинговых платформ и 91 тысячи крупнотоннажных контейнеров. «ТрансКонтейнер» владеет 38 железнодорожными терминалами в России, еще тремя управляет в форме дочерних и совместных предприятий.

В августе оператор объявил открытый конкурс на поставку 9 700 штук 20- и 40-футовых контейнеров. Закупленное оборудование планируется поставить на станции Дальневосточной железной дороги в Приморском и Забайкальском краях.

По состоянию на ноябрь 2021 года «ТрансКонтейнер» располагает порядка 35 тысяч фитинговых платформ и 91 тысячей крупнотоннажных контейнеров

– Одним из самых значимых для отрасли событий уходящего года считаю рост ставок фрахта, в том числе и из-за блокировки Суэцкого канала, который спровоцировал отток грузов с моря на железную дорогу, – подытожил представитель «ТрансКонтейнера».

Крымская железная дорога: в ожидании грузов



Крымская железная дорога (КЖД) сейчас активно работает над шестью проектами федерального уровня. Грузовое движение запустили 30 июня 2020 года.

Начальник службы технической политики КЖД Дмитрий Войтенко с удовольствием и подробно рассказал о стационарных инспекционно-досмотровых комплексах (СИДК), которыми оборудованы железнодорожные подходы к Крымскому мосту. В настоящее время ведется работа по вводу СИДК в эксплуатацию. Эти комплексы – предмет особой технологической гордости местных железнодорожников. Аналогичные, кстати, были установлены в 2018 году на пункте пропуска с Китаем в Забайкальске.

СИДК осуществляет «досмотр» вагонов на ходу на скорости до 70 км/ч. Сканер обладает способностью распознавания материалов по эффективному атомному номеру, а также оценивания массы как всего груза, так и отдельной его части с погрешностью не более 10%. Комплекс позволяет безошибочно определять четыре группы материалов: органика, неорганика, металлы и тяжелые металлы.

Минимальная пропускная способность КЖД, в самом узком месте, составляет до 31 пары поездов в сутки, и после планируемой реконструкции она увеличится до 39 пар, рассказал «Логирусу» начальник службы технической политики Дмитрий Войтенко.

– Увеличение пропускной способности позволит увеличить возможности портов Республики Крым по перевалке грузов, – резюмировал спикер.

Глубоко в себе

Резюмируя увиденное и услышанное на «Транспортной неделе», можно выделить следующие закономерности. О планах развития или уже реализованных проектах готовы рассказывать все участники отраслевой выставки «Транспорт России – 2021». На эту тему с «Логирусом» много и подробно общались на каждом из семи стендов.

Новинки «Логирусу» презентовали двое из семи экспонентов: РОСДОРНИИ и АО «ГЛОНАСС». Первый представлял универсальную передвижную лабораторию непрерывной диагностики автодорог «Эскандор», второй – систему вызова экстренных оперативных служб для мотоциклистов. Она автоматически определяет факт ДТП и передает информацию в систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

Значимые для всей транспортной отрасли события мы смогли обсудить лишь с двумя из семи попавших в наш репортаж участников выставки. Так, с представителем Ространснадзора мы говорили о законе, который вносит изменения в принципы контрольно-надзорной деятельности. С представителем «ТрансКонтейнера» обсудили ограничения, вводимые на железнодорожных пунктах пропуска, а также тенденцию перетока грузов с моря на железную дорогу.

Однако мы не теряем надежды, что государственные регуляторы все-таки станут более открытыми к бизнесу. В этом году была всего лишь пятнадцатая по счету «Транспортная неделя». Все еще впереди.


1Ксилометр - измерительный прибор для определения объема предметов неправильной формы, основанный на измерении объема жидкости, которая вытесняется данным предметом при его погружении в жидкость.

Тэги: Транспортная неделя, Трансконтейнер, РОСДОРНИИ, Крымская железная дорога, Ространснадзор, Шеремтьево, НМТП, ГЛОНАСС
13.12.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх