Страховые риски в логистике: новые и неочевидные
С какими новыми рисками пришлось столкнуться бизнесу и что с ними предлагают делать страховые компании
Марина Сергученкова Заместитель шеф-редактора |
Страховой рынок России по итогам 2023 года вырос на 25,8% в годовом выражении и составил 2,3 трлн рублей, подсчитали аналитики Центробанка. При этом объем выплат в отчетном периоде вырос на 16,9% - до 1 трлн рублей. Это в том числе связано с тем, что в логистике растет число новых и неочевидных рисков: срыв срока поставки, риск невыкупа товаров или его порчи на складах маркетплейса, отклонение валютного платежа, рост дебиторской задолженности и т.д. К такому выводу пришли участники круглого стола «Неочевидные и скрытые риски в логистике: где на самом деле финансовые потери», который состоялся на выставке TransRussia 2024. Эксперты обсудили:
- • Почему мультимодальные перевозки могут остаться без перестраховки?
- • На сколько выросла дебиторская задолженность за год у экспедиторов?
- • Какую работу для страховых уже делают нейросети и роботы?
- • Почему бизнес со скепсисом относится к новым страховым продуктам?
- • И как достичь баланса интересов?
О том, что не устраивает бизнес в страховых продуктах и как достичь баланса интересов рынка и логистов на круглом столе рассказывали:
член совета директоров Страхового Дома ВСК
Роман Фролов
генеральный директор Страхового брокера Zunami
Андрей Сабитов
директор департамента по массовому страхованию грузов «Группы Ренессанс Страхование»
Светлана Вьялкова
руководитель направления страхования логистических рисков СберСтрахования
Андрей Кузнецов
руководитель направления трансграничной логистики B2B-платформы КИФА
Ди Чжао
менеджер по работе с маркетплейсами «Мам купи»
Влада Коротаева
руководитель отдела ценообразования «Скиф-Карго»
Оксана Чернышева
руководитель группы по развитию транспортного бизнеса FM LOGISTIC
Виктор Разин
директор по продажам АО «РЖД Бизнес Актив»
Максим Шапочка
Мультимодалка без перестраховки и постоплата не для всех
В страховании транспортной логистики за 2022-2023 годы изменилось все, уверен член совета директоров «Страховой Дом ВСК» Роман Фролов. Глобальным вызовом для рынка в целом стали проблемы с перестрахованием, подчеркнул эксперт.В частности, российские компании практически утратили возможность участия в страховании транзитных перевозок. Так как при отсутствии «российского интереса» (LR. риски, не относящиеся к субъектам российской экономики) перестраховать их невозможно. Ведь после прекращения сотрудничества с международными партнерами подобные услуги оказывает лишь «дочка» Центробанка – Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). А собственные финансовые возможности компаний из РФ по покрытию рисков ограничены суммами в пределах 100-300 млн рублей.
Роман Фролов также выделил два глобальных тренда, которые влияют на рынок в целом. Первый – это кратное увеличение количества страховых случаев. По мнению члена совета директоров Страхового Дома ВСК, это в том числе связано с переориентацией грузопотоков с Запада на Восток и уходом из России крупных международных транспортно-логистических компаний.
– Раньше большинство автоперевозок осуществлялось в европейские страны на практически новых фурах по качественным ровным магистралям. И вопросам безопасности, в том числе в части крепления грузов, уделялось достаточно внимания. Сейчас ситуация изменилась, – констатировал эксперт.
Вторым глобальным трендом на рынке автоперевозок Роман Фролов считает появление новых рисков. В их числе эксперт особо выделил «военные», которые стали особенно актуальны для перевозок в Азово-Черноморском бассейне. Напомним, что судоходство в северо-западном районе Черного моря было перекрыто 2 марта 2022 года. Тогда же российские страховые компании анонсировали вывод на рынок новых продуктов с покрытием от $6 до $10 млн.
– Последние два года стали появляться риски, о которых мы раньше даже не задумывались, – подтвердила руководитель отдела ценообразования «Скиф-Карго» Оксана Чернышева.
Один из них – это простой склада в связи с дефицитом кадров, который выливается для бизнеса в многомиллионные издержки, подчеркнула эксперт. Второй риск – это кибератаки. По словам Оксаны Чернышевой, «Скиф-Карго» в 2023 году подвергся нападению хакеров, в результате чего была утрачена база данных и нарушены автоматизированные операционные процессы.
Экспедиторы стали чаще сталкиваться с рисками дебиторской задолженности. Об этом негативном тренде рассказал руководитель группы по развитию транспортного бизнеса FM LOGISTIC Виктор Разин. Данная проблема, по словам эксперта связана с тем, что транспортные компании хотят как можно быстрее получать оплату за оказанную услугу, а у грузовладельцев не сходятся план и факт логистического бюджета и фактических затрат.
– В 2023 году дебиторская задолженность у нас ежемесячно составляла от 17% до 20% от оборота. Это почти на 20% больше, чем в 2022 году, – привел пример Виктор Разин. – Мы собираем с дебиторов графики погашения задолженностей, следим за их исполнением и если взятые на себя обязательства компании не выполняют, то нам приходится блокировать таких клиентов.
Основным инструментом борьбы с ростом дебиторской задолженности у бизнеса остается тщательный скоринг потенциальных контрагентов силами собственных служб безопасности, добавил Виктор Разин. На основании данных такой проверки FM LOGISTIC, например, определяет финансовую модель работы с клиентом: либо на условиях постоплаты, либо с обеспечением.
«Скиф-Карго» также столкнулся с ростом дебиторской задолженности. Для нивелирования подобных рисков компания перевела некоторых клиентов на предоплату и сократила период отсрочки платежей, рассказала Оксана Чернышева.
В особую категорию Максим Шапочка, директор по продажам АО «РЖД Бизнес Актив», выделил риски, связанные с проведением валютных платежей. Ими можно и нужно управлять, уверен эксперт. Инструменты для этого разработал Центробанк.
– Если образуется задолженность при осуществлении трансграничного платежа, ее можно погасить за счет услуг соисполнителя в той или иной стране, – привел пример эксперт.
Новые риски также активно генерирует такой сегмент рынка как логистика для e-commerce. Один из них – это невыкуп товара с маркетплейса по причине задержки доставки товара, рассказала Влада Коротаева, менеджер по работе с маркетплейсами «Мам купи». При этом селлер оплачивает и доставку до клиента и обратную логистику.
Еще один риск, с которым приходится регулярно сталкиваться, – это порча товара, добавила эксперт. Инциденты чаще всего происходят не в процессе транспортировки, а на складах маркетплейсов. И интернет-покупатели, получая товар в ненадлежащем виде – мятую одежду или кружку со сколом – винят в первую очередь селлера. К сожалению, нередки случаи мошенничества и со стороны самих покупателей. Например, заказывается подарочный набор носков, который состоит из пяти пар, но после возврата в коробке оказывается лишь четыре пары, привела пример Влада Коротаева.
– Разобраться на каком этапе произошла утрата практически невозможно. И мы понимаем, что эти риски мы просто не можем закрыть, – с сожалением признала Влада Коротаева.
Турбулентные клиенты, нейросети и роботы с претензиями
В ответ на возникновение новых рисков страховые компании начали выводить на рынок новые продукты и предложения. Так, например, Страховой Дом ВСК разработал для логистической отрасли программы страхования торговых и экспортных кредитов, а также продукты для управления дебиторской задолженностью. Это позволит бизнесу увеличить пул контрагентов и расширить рынки сбыта за рубежом, уверен член совета директоров компании Роман Фролов.В связи с тем, что санкционное давление на российские компании не ослабевает, потребности бизнеса сейчас чрезвычайно турбуленты, добавил руководитель направления страхования логистических рисков СберСтрахования Андрей Кузнецов. Поэтому участникам рынка приходится ускорять выработку новых мер страховой защиты и максимально оцифровывать процессы взаимодействия с клиентами. Так как закрывать потребности бизнеса вручную, по старинке, становится «сложно, трудозатратно и неэффективно», уверен Андрей Кузнецов.
– Сейчас при осуществлении международной перевозки груз может три раза менять страховую сумму, так как применяются три разных тарифа. Соответственно нужно три разных сертификата, – привел пример эксперт. – Вручную управлять таким массивом данных невозможно. Поэтому клиент может зайти в нашу IT-оболочку и самостоятельно выгрузить тот массив данных, который ему нужно предоставить на данном этапе транспортировки либо в таможенные органы, либо своим контрагентам.
Цифровизация также помогает в совершенствовании механизма урегулирования убытков, добавил руководитель направления страхования логистических рисков СберСтрахования ». В частности, компания подключила к процессу нейросети, которые сопоставляют данные о грузах в момент отправки и в момент прибытия, выявляя несоответствия.
Рост спроса на автоматическое урегулирование в страховании с помощью роботов подтвердил и генеральный директор Страхового брокера Zunami Андрей Сабитов. Этот инструмент по итогам 2023 года стали использовать в 1,5 раза чаще. По данным платформы Zunami, прирост доли претензий по срокам, урегулированных роботом на платформе, составил 51% год к году. А доля выплат по претензиям, обработанным с использованием этого сервиса, в общей массе достигла 32%.
– Робот обеспечивает поддержку нескольких типов задач: автоматическое урегулирование, запрос реквизитов и отзыв претензий по сроку давности. Сервис автоматически готовит данные для финального принятия решения по претензиям на сумму до 100 тыс. рублей и помогает страховым компаниям оптимизировать затраты за счет ускорения обработки страховых случаев и исключения человеческого фактора, – пояснил Андрей Сабитов.
На сегодняшний день роботом по автоматическому урегулированию претензий пользуются четыре из восьми крупнейших российских страховых компаний из числа клиентов платформы «Цунами», добавил Андрей Сабитов. Это «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование», «Группа Ренессанс Страхование» и «СберСтрахование».
Базовый набор на «всякий пожарный» и подводные камни самострахования.
Несмотря на разнообразие страховых продуктов и новых предложений, бизнес достаточно осторожно к ним относится.
«Базовым набором» большинство участников круглого стола из числа транспортно-логистических компаний назвали страхование гражданской ответственности и экспедиторских услуг. Однако в зависимости от маршрута перевозки и номенклатуры товаров грузовладельцам могут рекомендовать дополнительные опции. У FM LOGISTIC к таковым относится страхование транзитных сроков, рассказал руководитель группы по развитию транспортного бизнеса Виктор Разин.
– Страхование как дополнительная опция зачастую либо «вшита» в пакет логистических услуг, либо предлагается отдельно, – пояснил директор по продажам «РЖД Бизнес Актив» Максим Шапочка.
Таким образом, страхование не является каким-то скрытым платежом, «замаскированным в общем тарифе, добавила руководитель отдела ценообразования «Скиф-Карго» Оксана Чернышева. Клиенту всегда предоставляется выбор: приобретать комплексную услугу или набор конкретных опций, которые он считает необходимыми.
Компании-грузовладельцы, в принципе, не отрицая необходимости страхования, рассказали о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Одна из самых острых – это сложности с получением полного возмещения, рассказал руководитель направления трансграничной логистики B2B-платформы «КИФА» Ди Чжао. Страховые выплаты производятся с опорой на «инвойсную» стоимость товара, но чаще всего за них приходится сражаться, признается эксперт.
– Без обращения в суд мы получаем возмещение примерно в 20% случаев. В остальных – приходится отстаивать свои права в суде. А это длительный и сложный процесс, – поделился опытом Ди Чжао.
Однако у самострахования может быть и «обратная сторона медали», о которой не стоит забывать, считает член совета директоров Страхового Дом ВСК Роман Фролов. Так, например, крупные холдинги зачастую «самострахуют» риски с низкой степенью реализации, а все остальное передают игрокам рынка. Такой подход практикуется как один из способов оптимизации издержек, пояснил эксперт.
– Однако один из крупнейших агрохолдингов России такой подход довел до того, что через два года с ними отказались работать все крупные страховые компании, – привел пример из практики Роман Фролов.
Руководитель направления CберСтрахования Андрей Кузнецов считает самострахование неэффективным отвлечением ресурсов компании. Вместо того, чтобы «копить финансовые резервы для покрытия страховых убытков, лучше инвестировать эти средства в развитие профильного бизнеса», уверен эксперт.
Роботизация, договоренности на берегу и дополнительные опции
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что институт страхования может стать привлекательным для бизнеса, если будет достигнут баланс интересов. Однако каждый из экспертов предлагал собственный «рецепт» его достижения.Так, руководитель направления CберСтрахования Андрей Кузнецов считает, что необходимо максимально тщательно согласовывать условия страхования на этапе заключения договора. Так как страховые могут предложить широкий набор инструментов: упрощенный порядок урегулирования убытков, минимальный пакет документов, согласование порядка направления сюрвейеров в точки контроля и т.п.
– Если эти договорные процессы встроить в бизнес страхователя и логистической компании, то синергия даст больший эффект, – уверен эксперт.
Генеральный директор Страхового брокера Zunami Андрей Сабитов считает, что набор опций в классическом страховании грузов нужно расширять. Клиенты хотят видеть уже сейчас страхование рисков возврата товаров, срыва сроков оплаты, нарушения транзитных сроков, порчи грузов на складах маркетплейсов и т.д. как отдельный страховой продукт, а не только как опции в классическом полисе страхования грузов.
– Например, грузоперевозчик, выбирающий страховую компанию — клиента нашей платформы, получает наиболее оптимальное решение и возможность работать с несколькими страховщиками одновременно, взаимодействовать с ними на основе прозрачных регламентов и анализировать не только стоимость тарифов, но и качество услуги страховщика. «Ручной контроль» страховщика дорог и субъективен. Мы даем возможность автоматизировать этот процесс. Как следствие, у страховых увеличивается интерес к нестандартным рискам, а премии между ними уже за пределами платформы распределяются на основе четкого регламента, – пояснил эксперт.
Директор департамента по массовому страхованию грузов «Группы Ренессанс Страхование» Светлана Вьялкова уверена, что залог успеха – в автоматизации процесса урегулирования убытков. Так как это позволяет максимально быстро произвести выплату и сгладить негатив от того, что груз не доехал.
– Без роботизации эти процессы будут и долгими, и дорогими для страховых. Мы, например, используем роботов на платформе Zunami. Они у нас обрабатывают все типовые входящие запросы. В результате весь процесс урегулирования занимает не более трех минут, – поделилась опытом эксперт.
При этом все участники круглого стола сошлись во мнении, что очень важно создавать новые услуги с ориентацией на конечного потребителя, анализировать его реальные потребности и запросы. Что невозможно без активного внедрения в работу современных IT-инструментов: машинного обучения, блокчейна, интернет-вещей и программных роботов.
Тэги: страхование, цифровизация, маркетплейсы, интернет-торговля, грузоперевозки, «Страховой Дом ВСК», Zunami, Андрей Сабитов, Группа Ренессанс Страхование, CберСтрахование, КИФА, Мам купи, Скиф-Карго, FM LOGISTIC, РЖД Бизнес Актив
15.04.2024
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»