Рефрижераторные альтернативы: логистика «под градусом»
О том, как не дать пожухнуть логистике и прибылиВ 2023 году крупнейшие транспортные компании России прогнозируют дефицит полуприцепов-рефрижераторов для автотранспорта. По оценкам Delko, до введения санкций в РФ ежегодно покупали до 4 000 единиц подобного оборудования. Сейчас в стране эксплуатируется более 50 000 прицепов-рефрижераторов, подсчитали аналитики «Спецавтопрома».
В прошлом году, по данным транспортных компаний, по заключенным ранее контрактам в страну еще успели ввезти небольшое количество рефприцепов, в этом — импорт полностью остановлен, как и поставки запчастей.
Американский Thermo King, один из крупнейших мировых производителей холодильных установок для полуприцепов-рефрижераторов, ушел с российского рынка. В результате перевозчики испытывают сложности с текущим и капитальным ремонтом оборудования.
В связи с этим «Логирус» решил выяснить, хватает ли мощностей на первой и последней милях для доставки fresh-продукции со склада в торговые точки или из дарксторов «до двери» получателя.
- • Чего остро не хватает компаниям в рефперевозках на «последней миле»?
- • Как изменилась их себестоимость?
- • Если не в машинах-рефрижераторах, то в чем же везти?
- • На какое «плечо» экономически целесообразно «взвалить» термоконтейнер?
- • И каким термо-требованиям он должен отвечать?
В нюансах fresh-логистики «Логирусу» помогали разобраться:
директор по SCM «АШАН»
Вера Эмрот
руководитель направления региональной логистики «ВкусВилла»
Павел Гринев
начальник управления транспортной логистики «Азбуки Вкуса»
Кирилл Морозов
эксперт по продукту Polair Group
Александр Моргунов
Эксцессы в рефпроцессах
Большинство крупных ретейлеров в России для перевозки замороженной и охлажденной продукции между распредцентрами и торговыми точками использует машины, оборудованные рефрижераторными установками. Контроль соблюдения температурного режима при этом осуществляется с помощью температурных датчиков и специализированных IT-решений, рассказали «Логирусу» в «АШАН» и «ВкусВилле».– Пересчет продукции после прибытия в торговую точку при нормальном течении процесса не производится. Полнота отгрузки контролируется складом и отслеживается инструментами используемого нами IT-продукта, – пояснила директор по SCM АШАН Вера Эмрот.
При этом стоимость рефперевозок в январе-марте выросла в среднем на 18% год к году, добавил начальник управления транспортной логистики «Азбуки Вкуса» Кирилл Морозов. На рынке отмечается дефицит среднетоннажного транспорта грузоподъемностью 5-7 тонн с рефустановкой и гидробортом.
– Также у партнеров возникают проблемы с ремонтом: ожидание запчастей может занимать до 2-3 месяцев, – констатировал Павел Гринев, руководитель направления региональной логистики «ВкусВилла».
Стоимость рефперевозок в январе-марте выросла в среднем на 18% год к году
Термоальтернативы
Возможная альтернатива перевозкам в машинах с рефустановками – транспортировка в термоконтейнерах. Однако и в этой нише российский рынок покинули крупнейшие европейские производители: ТКТ, Gebhardt и Roll.Освободившуюся нишу постепенно занимают отечественные бренды. Так, в 2022 году производитель профессионального холодильного оборудования Polair анонсировал линейку термоконтейнеров FoodLine для мороженной и охлажденной продукции.
Термоконтейнеры, по словам Александра Моргунова, эксперта по продукту Polair Group, используют для сохранения мороженой и охлажденной продукции, а также для предотвращение замерзания охлажденных продуктов, что характерно для северных регионов. Подобное оборудование позволяет транспортировать охлажденное мясо и рыбу, молочные продукты, а также все виды заморозки.
– Под медицинские препараты термоконтейнеры требуют специальной сертификации, пока ее нет, но если мы увидим востребованность рынка, то мы обязательно ее получим. Используемые материалы при производстве позволяют это сделать, – отметил собеседник «Логируса». – Термоконтейнеры Polair имеют объем от 500 до 1300 литров, а его габариты стандартизированы под европаллеты или ящики, добавила эксперт. Перемещают такое оборудование гидравлическими тележками, либо контейнеры имеют собственные колеса.
В условиях доставки в пределах города возможности термоконтейнера раскрываются максимально полно, добавил эксперт. Благодаря такому оборудованию магазины могут принимать продукты в ночную смену, а раскладывать их по полкам – уже в утреннюю.
При этом для приемки достаточно одного охранника. Ручка термоконтейнера имеет возможность установки пломбы, поэтому он приходит в магазин отпечатанным. А благодаря способности сохранять внутреннюю температуру в автономном режиме такое оборудование можно разместить в любом помещении магазина в ожидании прихода приемщиков.
– Термоконтейнеры FoodLine можно загрузить нужным ассортиментом под каждый магазин. Больше не нужно отсчитывать продукты при приемке, а значит уменьшаются риски повреждений продуктов при перемещениях. Сам термоконтейнер фактически является сейфом для продуктов, что положили на складе – то приедет в магазин в том же состоянии, – отметил Александр Моргунов.
Термо-требования
Ритейлеры с помощью термоконтейнеров закрывают различные блоки своих задач. Например «Лента» активно использует данное оборудование для перевозки замороженной и охлажденной продукции в температурном диапазоне от -18°С до +8°С. «Азбука Вкуса» термоконтейнеры применяет в курьерской доставке на «последней миле». У ритейлера в собственности на данный момент порядка 2 000 единиц подобного оборудования.– В термоконтейнерах мы доставляем замороженные до -18°С продукты, а также охлажденные, для которых нужно поддерживать диапазон температур от +2°С до +6°С, – пояснил Кирилл Морозов, начальник управления транспортной логистики «Азбуки Вкуса». – Выбирая между термофургоном и термоконтейнером на «последней миле», я рекомендую ориентироваться на следующие моменты: сколько температурных режимов нужно для грузов, которые вы доставляете, какова их доля и плечо доставки. Так как от ответа на эти вопросы будет в конечном итоге зависеть экономический эффект.
При этом в один термоконтейнер могут быть уложены разнородные продукты, требующие транспортировки в одном и том же температурном диапазоне. Но в этом случае необходимо соблюдать правила товарного соседства, напоминают эксперты Polair. Кроме того, в одной машине могут перевозиться сразу замороженные и охлажденные продукты: первые будут уложены в низкотемпературный контейнер, вторые - в «охлажденный».
Выбирая термоконтейнер, ритейлеры ориентируются на соответствие оборудования ряду требований.
Первое – возможность поддержания заданной температуры как можно дольше, отметил начальник управления транспортной логистики «Азбуки Вкуса» Кирилл Морозов.
По словам экспертов Polair Group, качественное оборудование может сохранить требуемую температуру внутри более 10 часов. Этот срок можно продлить за счет использования хладоэлементов и предварительного хранения термоконтейнера в помещении с низкой температурой.
– Термоконтейнеры Polair способны сохранять температуру продуктов внутри до 15 часов. Точное время хранения до начала оттайки, например, замороженной продукции, сказать нельзя, так как все зависит от теплоемкости характеристик самого продукта и наполнения контейнера. Контейнер, наполненный одним продуктом наполовину и целиком будет иметь разное время хранения. Поэтому мы говорим о 15 часах при усредненных показаниях для замороженной продукции в толще продукта. Это время плеча при доставке от распределительного склада до магазина. Значение может быть существенно больше или меньше. Большое значение имеет предварительное охлаждение термоконтейнера на холодильном складе. Например, термоконтейнеры Polair можно дополнительно оснастить хладоэлементами, которые продлят максимальный срок хранения, – пояснил Александр Моргунов, эксперт по продукту Polair Group.
Второе требование – оборудование должно быть прочным, но при этом легким, добавил Павел Гринев, руководитель направления региональной логистики «ВкусВилла».
Надежность термоконтейнера к механическим повреждениям достигается за счет использования внутренней ванны из стеклопластика, технологии цельнозаливки корпуса пенополиуретаном, обрамления всего корпуса металлическими уголками, сварного металлического основания под поддон, запорных устройств контейнерного типа, скрытой ручки двери, а также боковых защитных отбойников корпуса, пояснили в Polair.
– Продукт внутри термоконтейнера, во-первых, защищен от внешних теплопритоков. Его температура стабильна, что предотвращает развитие микроорганизмов, приводящих к порче. Во-вторых, прочный жесткий корпус защищает груз от внешних повреждений, а также от пыли, грязи, ультрафиолета, осадков и прочих вредных внешних факторов, – подчеркнул Александр Моргунов.
При выборе термоконтейнера нужно учитывать совпадает ли он с ячейками склада и тележками для комплектации, может ли поставщик организовать обслуживание оборудования, в частности, его мойку, добавила Вера Эмрот. Также важно, чтобы термоконтейнеры не впитывали запахи и поставщик мог это гарантировать.
Современные термоконтейнеры производятся из сертифицированного пластика и допускают мойку в том числе химическими средствами, пояснили в Polair.
«Свежие» советы
При выборе термоконтейнера эксперты Polair Group советуют обращать внимание на следующие параметры:- 1) Наличие на складе уже готовой продукции или оперативное изготовление необходимого количества термоконтейнеров. Данное требование особенно актуально для крупных заказчиков.
- 2) Соответствие международным стандартам упаковочной тары.
- 3) Долговечность и прочность. Срок эксплуатации от 3 лет и более.
- 4) Время и способы сохранения необходимой температуры внутри. От 10 до 16 часов при условии установки дополнительных хладоэлементов.
- 5) Наличие дополнительных опций: возможность размещения внутри дополнительных хладоэлементов, разделительных полок и внешний термометр, который показывает температуру внутри оборудования.
Тэги: термоперевозки, оборудование, продукты питания, АШАН, Азбука Вкуса, Лента, ВкусВилл, Polair
18.05.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»