Рубрики:
Прогнозировать нельзя затариваться
«Пятерочка» о том, как управлять стоком в ситуации тотальной неопределенности
Юлия Сердюк начальник управления интегрированного планирования торговой сети «Пятерочка» |
«Приветствую, коллеги. Меня зовут Юлия Сердюк, я – начальник управления интегрированного планирования торговой сети «Пятерочка». Моя зона ответственности – управление цепочками поставок и работа с поставщиками.
«Лихорадочные» изменения в мире, происходящие последние два года, сильно повлияли на ритейл. На первое место вышла задача по управлению товарными запасами. Раньше, когда мы сталкивались с резким скачком спроса, то могли с легкостью компенсировать его дополнительными поставками. Сейчас – нет.
Волатильные поставки и спрос в течение последних двух лет создали такое количество over-stock1, что мы, ритейлеры и поставщики, сможем провести «детоксикацию» и оздоровление товарных запасов только сообща.
Для этого в «Пятерочке» был запущен проект по совместному планированию, прогнозированию и пополнению запасов – CPFR2. Мы бы хотели поделиться своим опытом и рассказать, с какими сложностями столкнулись. А именно:
- • Почему не нужно «идеализировать» поставщиков?
- • Что изменилось в требованиях к цепям поставок в кризис?
- • И как провести «детоксикацию» товарных запасов?
Гонка за переменами
В эпоху перемен неизменным в ритейле остается одно – покупатель. Все, что мы делаем, делаем для того, чтобы он получил качественный товар в нужное ему время, в нужном месте, по экономически обоснованной цене.Однако остальные параметры работы существенно меняются, и в том числе – наши требования к поставщикам. Раньше нам был важен высокий уровень сервиса – до 98%. Сейчас мы говорим о том, что сервис может быть не идеальным, но он должен сопровождаться работой с доступностью позиций и товарными запасами. Раньше в обязательном порядке от поставщиков требовали не опаздывать на распределительные центры. Сейчас они также не должны приезжать и заранее, так как это нарушает ритмичность наших цепочек поставок.
«Раньше в обязательном порядке от поставщиков требовали не опаздывать на распределительные центры. Сейчас они также не должны приезжать и заранее, так как это нарушает ритмичность наших цепочек поставок»
Раньше работу с доступностью товара на полке вел только мерчендайзер. Но усилий одного сотрудника недостаточно, так как даже при четком графике контролировать «полку» в режиме реального времени он не сможет. Поэтому мы хотим, чтобы в том числе и поставщики анализировали, когда товара не хватает, когда идут сверхпродажи, а когда, наоборот, недостаточные.
Раньше поставщики работали только с планами заказа. Сейчас такой подход не действует из-за санкционного давления и глобальных логистических сбоев. Поэтому необходимо подключать поставщиков к совместной работе по управлению сквозным планированием цепочки поставок, включая контроль за наличием достаточных стоков в распредцентрах.
Данные в обмен на активность
Проект по совместному с поставщиками планированию, прогнозированию и пополнению запасов мы начали в 2021 году. Сейчас в нем участвует порядка 20-30 наших партнеров.Основная задача для нас – работа с нецелевыми оверстоками, то есть излишками, а также управление предсказуемостью пополнения товарных запасов.
Взаимодействие с поставщиками в CPFR всегда начинаем с анализа фактического прогноза спроса, который предсказывает потребительское поведение. Эти данные есть в наших внутренних системах, и мы готовы ими делиться. От такого прогноза зависят все остальные параметры цепочки поставок.
Для всех поставщиков, которые работают с нами в проекте, мы используем годовой цикл планирования. Он объединяет в себе абсолютно все параметры, которые нужно учесть на горизонте 12 месяцев, включая ассортимент. Поэтому каждый поставщик в CPFR знает, что мы у него заберем и почему, понимает, что изменилось в спросе или в пополнении запасов.
Наши инфосистемы позволяют управлять и собственным импортом (у нас есть внутренние поставщики) и сквозной цепочкой с внешними поставщиками. Это позволяет нам понимать, какой товар доступен на складах у наших партнеров, где есть излишки, какие даты поставок и так далее. Таким образом, если по какой-то причине продукция не поступит в магазин вовремя, мы будем знать, чем ее заменить.
Благодаря такой работе, за несколько недель мы только со своего хаба вывезли столько нецелевого товара, что, если выстроить в ряд фуры, в которые он был погружен, получится очередь длиной в 1,5 километра.
Внешние поставщики получают от нас данные об остатках на распределительных центрах, в торговых точках, а также активные матрицы3 и параметры систем пополнения, а также сведения о том, как торговые точки и распредцентры коррелируют между собой. На основании этих сведений наши партнеры могут самостоятельно составить прогноз пополнения, не тратя время на организацию встреч и переговоры.
Кроме того, поставщик, имея данные о среднестатистической уходимости4 товара с полки и фактических остатках, может воссоздать систему алертинга5, а также выявить:
- • Есть ли виртуальные стоки в торговых точках.
- • Каким спросом пользуется та или иная товарная позиция, ожидаемый ли это результат.
- • Нужна ли корректировка прогноза или графика мерчендайзеров.
«Для каждой товарной позиции можно вычислить «идеальный квант», который обеспечит качественный уровень уходимости с полки в зависимости от динамики продаж»
«Идеальный квант» цепей поставок
Производители сейчас испытывают дефицит товаров, упаковки и, в связи с этим, заморозка лишнего товарного запаса не является выгодной для ритейлеров.Таким образом, одним из драйверов конкурентоспособности каждой позиции становится ее «уходимость» с полки. Мы провели аналитику по всему нашему ассортименту и вычислили «идеальный квант», который обеспечит качественный уровень «уходимости» в зависимости от динамики продаж.
Существуют позиции, которые не нужно продавать в большом количестве. Например, элитный алкоголь. Никто не ждет, что его будут покупать в каждой торговой точке ежедневно. Но для того, чтобы эта позиция была конкурентоспособной с точки зрения организации цепочек поставок, необходим индивидуально рассчитанный «идеальный квант». И он, как вы понимаете, будет отличаться от «идеального кванта» бутылок газировки, к примеру. Так как у этих товаров совершенно разная оборачиваемость.
Мы своим поставщикам предлагаем аналитику, которая позволит определить, какой квант конкретно для позиции будет наиболее эффективным, что может стать конкурентным преимуществом и позволит в будущем попасть этому товару на большее количество торговых точек, полок и охватить большее количество покупателей.
Излишки на выход
Благодаря реализации проекта CPFR, мы получили рост уровня сервиса. По некоторым дефицитным позициям (например, напиткам в алюминиевых банках) он составил до 30% и достиг общего уровня в 95%. Мы повысили своевременность прибытия, а также показатель on-time, который фиксирует, что поставщик приехал ровно за 30 минут до временного окна, которое за ним зарезервировано на складе.
«В среднем уровень лишних товарных запасов сократился до 100 дней, а по некоторым низкооборачиваемым позициям до 1 000 дней без потери доступности товаров»
В итоге за год работы проекта процент оптимизации товарных запасов составил от 5% до 15%, в зависимости от уровня оборачиваемости товара, а загруженность наших импортных хабов снизилась на 30%. По некоторым низкооборачиваемым позициям нам удалось сократить уровень лишних товарных запасов на 100 дней, а по части – до 1 000 дней. И что самое главное, все эти улучшения происходят без потери доступности товаров. Напротив, по части ассортимента нам удалось увеличить этот показатель на 5% – до 98%.
Проект обеспечивает рост точности прогноза спроса на товар на 5-25%, что также зависит от его оборачиваемости и доступности. Есть категории с исторически очень низкой точностью прогноза. На примере вина: человек, не увидев один сорт пино-нуар на полке, возьмет другой, и точность прогноза на уровне торговой точки будет равна нулю.
Что касается эффектов от участия в проекте для поставщика, то самые основные среди них – это рост продаж, лояльности и положительной восприимчивости к бренду от аудитории. Второй, самый важный эффект с точки зрения цепочек поставок – это оптимизация товарного запаса на стороне поставщика. Когда поставщик получает всю необходимую информацию от торговой точки, он имеет возможность меньше инвестировать в сырье и материалы, не теряя в уровне сервиса.
Все не так однозначно
Конечно, по ходу реализации проекта мы столкнулись с трудностями, которые продолжаем преодолевать и по сей день. Одним из главных препятствий стала неготовность поставщиков работать «по ту сторону распредцентра». Логика такая: «Мы вам привезли, чего вы еще от нас хотите?». Это действительно сложная ментальная перестройка – прогнозировать и работать с потребителем за пределами своей зоны контроля.Наша мечта – полностью объединить всю сквозную цепочку управления товарными запасами для того, чтобы все данные были доступны всем участникам. Чтобы мы могли на базе этих данных формировать альтернативные цепочки поставок и быстро реагировать в сложных ситуациях, а значит обеспечить гибкость, стабильность и прозрачность работы».
1Over-stock – пересток, наличие товара в большом количестве.
2CPFR (Collaborative planning, forecasting, and replenishment) — процесс сотрудничества, в рамках которого партнёры могут совместно планировать ключевые активности в цепи поставок, начиная с производства и доставки сырья и материалов и заканчивая производством и доставкой готовой продукции конечному потребителю.
3Активная ассортиментная матрица – товары, которые фактически находятся в обороте в торговой сети.
4Уходимость – показатель, говорящий, за сколько дней товар уходит со склада.
5Система алертинга – система, которая отслеживает динамику продаж по конкретному продукту и если она оказывается ниже, система сигнализирует, что товара нет на полке или в магазине.
Тэги: складская логистика, товарные запасы, FMCG, цепочки поставок
26.05.2022
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Новогодний карнавал: эльфы, графы и логистика
О заветных желаниях, главных злодеях и логистических талантах лидеров рынка -
«Тарный» вопрос: металл VS пластик
В какой таре за раз можно увезти больше груза, а также о каких слабостях железа и полимера нужно знать заранее -
Топливо: по запаху, на глаз и по паспорту
Как почуять неладное на заправке, зачем возить с собой запас авиакеросина и какой паспорт требовать на АЗС -
Транспортный марафон: вслед за министром
О том, чем похвалились бы участники главной выставки страны перед главой Минтранса -
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность