Паллеты летают только в сараях
О том, чего может стоить обрушение паллет на складе, как этого избежать. И когда стретч-пленки становится мало.Виктория Чуланова корреспондент |
«Логирус» решил выяснить, чем склад отличается от сарая, как избежать падения поддонов со стеллажа и обвала грузов с паллет, а также кем надо быть, чтобы повредить коробки стретч-пленкой.
Поймай паллет, если сможешь
Интернет просто кишит видео со складов, на которых происходит что-то похожее на апокалипсис. В лучшем случае, на этих кадрах со стеллажной зоны падает пара-тройка коробов. В худшем – обрушиваются сами стеллажи. Но даже если «станцевали» всего несколько паллет, опытный начальник склада начинает бить тревогу, понимая, что проблема не всегда лежит на поверхности.Дмитрий Юхнев, директор по складской логистике STS Logistics:
«Безусловно, актуальна эта проблема. При высотном хранении, такой риск всегда есть. И работа сотрудников склада заключается в том, чтобы этот риск минимизировать. Совсем исключить его сложно, потому что есть дефекты деревянных поддонов, усталость материалов, нарушение при погрузке, которое допускает поставщик, например, указывая неправильную маркировку на товаре. А есть просто безалаберность сотрудников, безусловно. В общем, разные факторы.Если в двух словах, чтобы этого избежать, контролируем состояние деревянных поддонов «на входе», обязательно используем стретч-пленку для крепления.
Еще один важный фактор – обучение сотрудников стандартам работы на складе. От техники тоже немало зависит, ее нужно поддерживать в рабочем состоянии».
Олег Дорожинский, генеральный директор «Практика логистического консалтинга»:
«Когда паллетные стеллажи монтируют, существует такое понятие, как гарантия. Владельцы этой системы укрепляют ее таким образом, чтобы было все в порядке. Поэтому, если на этой стадии не было ошибок, то никакого обрушения при обычной, стандартной ситуации просто быть не может.Сейчас девелоперы, как правило, стоят склады с «кривым» полом, а на этот кривой пол нельзя ставить паллетные системы так, как их ставят на ровный пол. Поэтому возникает проблема. Люди, которые паллетные стеллажи вам продали, обязаны сообщить, что уклон выше, чем предполагается. И вы уже либо учитываете это при страховании, либо говорите: «Да ладно, ничего страшного не случится».
Все обрушения паллетных систем, которые я видел, были из-за ошибок сотрудников. А паллетные системы падали везде: они падали в FM Logistic, падали в Itella. Самый вопиющий случай произошел примерно 5 лет назад, когда на складе Itella в Санкт-Петербурге упали паллеты, на которых хранилось машинное масло. В результате случилась катастрофа, и у компании были даже проблемы с экологическим законодательством.
Все произошло исключительно из-за ошибок персонала. Никаких чудес в этой области не бывает, «барабашки» на склад не заходят»
Полет с небес на землю
Дмитрий ПанкратовНа этом видео штабелер пытается поймать опаллеченные короба. Один из коробов вполне может «пролететь» мимо, так как не закреплен стретч-пленкой. Мы увидели только это, а что увидят эксперты? И главное, как снизить подобные риски?
Олег Дорожинский, генеральный директор «Практика логистического консалтинга»:
«На этом ролике отчетливо видно, что самая объемная часть товара лежит не внизу, а вверху. Чтобы до такого додуматься, у человека не должно быть здравого смысла. Логика и так подсказывает: то, что шире должно быть снизу, а то, что уже должно быть сверху. Главное, как он умудрился. Либо человек специально это делал, либо был сильно пьян. Не понимаю, как такое на практике может произойти.Почему паллетные системы падают? Потому что есть процедура, которая описывает, что раз в месяц специально уполномоченный человек должен прийти и померить угол наклона, при чем не так как ему хочется, а по определенной схеме. Замеры эти производятся с точностью до одной десятой миллиметра. Если на складе это происходит, а не просто люди заполняют журналы, значит все, нужно проводить регламентные работы. Но у нас же этого никто не делает. Руководителю склада наплевать на систему контроля качества, он заинтересован только в одном: выполнять поставленные перед ним задачи по отгрузкам. Вся проблема упирается в систему менеджмента. Если это работает – все работает. Если нет, то нет».
Сергей Морозкин, эксперт по внутрискладской логистике, 10 лет в отрасли:
«Тут сложно предположить. Думаю, что штабелер верхом «запихнул» паллету, она перевернулась после этого и начала вниз сдавать. В общем, нужен водитель с нормальной квалификацией. По поводу упаковки: везде паллетят стретч-пленкой и ни у кого никаких проблем не возникало. Пленка довольно гибкая и удобная. Скотчем никто не паллетит сейчас, клей может быть плохой».Зафархон Алиходжаев, директор по логистике «Столичные поставки»:
«Причиной обрушения на этом видео может быть неопытность водителя. Также возможно это произошло из-за того, что товар на втором или третьем ярусе был проскладирован без обматывания стретч-пленкой. Если это фасованный товар, то необходимо использовать специальные «уголки» для коробок, а также дополнительно обмотать скотчем».Дмитрий Юхнев, директор по складской логистике STS Logistics:
«Как-то он странно завалился…трудно сказать. Думаю, когда вилы заводил в поддон, промазал, в проем толкнул, поддон упал на пол, продукция упала на вилы. Вот и все, наиболее вероятный сценарий. Или просто толкнул деревянный поддон с первой балки, которая ближе к нему, и потом товар свалился на него.Совсем избежать обвала, наверное, трудно. Для этого есть масса инструментальных решений. Например, камера на вилах, которая помогает прицелиться. Используются также различные целеуказатели. Конечно, можно обучать, объяснять, но усталость тоже никто не отменял, человек теряет бдительность и, если у него нет технического способа прицелиться, все может закончится именно так, как на этом видео. В данном случае товар находится низко, но, если бы ярус был выше, совсем трудно увидеть, куда эти вилы идут и очень высок риск обрушения».
Королева склада и ее подданные
Стретч-пленка, скотч-лента, ремни, стяжки и резинки, − эти изделия давно зарекомендовали себя на рынке как надежные способы упаковать. Королевой складской упаковки единогласно признается стретч-пленка. Кажется, мы знаем о ней все, а на складах класса А уже давно есть правила и специальные процедуры по работе именно с этим материалом. Но иногда гибкой и прочной пленки становится недостаточно. Интересно, как используют дополнительную подмогу лидеры рынка.Дмитрий Юхнев, директор по складской логистике STS Logistics:
«Любая продукция, которая поднимается выше 1 яруса должна быть обязательно закреплена стретч-пленкой. Если не закреплена – это нарушение.Скотчем пользуемся редко, только если при комплектации. Например, по полу перемещают, чтобы коробка не упала с поддона.
При этом выполняем определенные стандарты, нормативы, которые у нас в компании приняты. Минимум 4 оборота в нижней и верхней частях поддона, 3 оборота в средней части. Кроме того, как минимум 3 угла должны быть закреплены.
Если транспортный короб слабый, можно дополнительные углы картонные использовать и сверху пленкой обмотать для более надежной защиты».
Олег Дорожинский, генеральный директор «Практика логистического консалтинга»:
«Каждая паллета, которая становится в хранение, должна быть по-человечески обернута стретч-пленкой и это контролирует кладовщик. Бывает, что кладовщику «наплевать» и он просто этим не занимается. А грузчики ставят так, как считают нужным. Но опять-таки, это проблема соблюдения процедуры.Есть еще проблема обучения. В итоге персонал склада подходит к начальнику, просит расписаться в журнале. И дальше они идут работать так, как они себе представляют, а не по процедурам.
Если четко и ясно построена система контроля качества, то повреждения коробов из-за упаковки также быть не может. Если на паллете лежит один артикул, он обычно упаковывается единообразно. Приматывать на одну паллету разные артикулы… Во-первых, не каждая WMS-система это позволяет. Приличные компании, которые могут позволить себе WMS, идут на такую авантюру крайне неохотно. Поэтому, если люди работают вменяемые, то один артикул замотать так, чтобы с упаковкой ничего не случилось – очень простая задача.
Всегда используем стретч-пленку. Если работаем с серверами, например, то сверху проходимся еще скотч-лентой. Опять же, случаи эти четко и ясно прописаны в процедуре.
Чтобы не допустить повреждения углов при фиксации коробов, надо смотреть на упаковку самого производителя. Если это «фарма», то короб скомплектован правильно, там товар лежит однотипный и на упаковке никто не экономит. В «лакокраске» тоже стоят банки, и они жесткие. То есть тяните, не тяните – не затянете, не испортите короб пленкой. Телекоммуникационное оборудование тоже вещь дорогая и она лежит в качественном картоне. Поэтому у нас таких историй не возникает.
Такие истории возникают там, где люди хранят барахло всякое, которое упаковывают в дешевый картон.
А к тому же, если еще неправильно настроена упаковочная машина, то она может это погнуть. Все очень просто: вы либо с персоналом поговорите и сделайте правильное натяжение. Либо, если они не могут правильное натяжение сделать, нужно ставить палки, например, и с помощью них это делать. Можно конечно представить непрофессионального человека, который настроит паллетированную машину так, что и при хорошем картоне стретч-пленка испортит углы, но это редкость.
Хорошая коробка может деформироваться, например, если ее уронить, проткнуть или намочить, а потом попытаться опаллетить. Если это склад, а не сарай, такого не может произойти.
Говоря о моей специфике, очень часто бывает дешевая упаковка на телефонах, на телефонных станциях. В «нежный» картон упаковывают также флешки, например, и другие аксессуары. Такие товары должны лежать в хорошем общем коробе.
Да, так бывает, когда снимают часть стретч-пленки и достают что-то. На складах, которыми я управляю, это категорически запрещено. Если ты распаллетировал, будь добр 1 доллар заплати, чтобы ее запаллетировали заново. Потому что не надо поощрять людей на такое комиссионирование.
При этом, я хорошо понимаю, что если это дистрибьютерская компания, то они готовы комиссионировать, раздирая все на свете, и даже заново одноразовую стретч-пленку использовать. Вот это как раз и ведет к обрушению, потерям, погнутым углам и так далее. Честно говоря, у дистрибьютеров нет никаких других компетенций кроме логистики. Поэтому, либо они логистику должны делать сами, либо должны четко и ясно сразу оговаривать принципы и правила».
Итак, эксперты выделили четыре основные причины обвала паллет на складе: слабая система менеджмента, работа не по процедурам, недоученый персонал, неверная конструкция стеллажной зоны. Короба, в свою очередь, падают и деформируются, в основном, из-за неверного сочетания стретч-пленки и скотч-ленты или же перетянутого автообмотчика.
Перед тем, как сформировать паллеты и переложить их в стеллажную зону, любому товару от мала до велика предстоит комиссионирование. Но при перевозке по складу на небольшие расстояния большинство экспертов ничем не страхуют груз, и он легко может упасть с паллеты. Как это предотвратить? Об этом вы узнаете уже очень скоро. Сериал «Паллеты летают только в сараях» продолжается. И на следующей неделе у нас появится новый главный герой. Он расскажет нам о том, как какие-то кольца могут спасти короба от падения при внутрискладских перевозках, это Семен Матушевич, генеральный директор www.elastic-ring.ru
Благодарим за подробные ответы экспертов: Олега Дорожинского, Сергея Морозкина, Зафархона Алиходжаева, Дмитрия Юхнева.
17.04.2017
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»