Импорт с маркировкой: как сэкономить?

О том, как сократить расходы и время на перемещении импорта на таможенный склад

Николай Коноплев Николай Коноплев
руководитель развития таможенного направления WellGo




«Приветствую, коллеги. Меня зовут Николай Коноплев, я – руководитель развития таможенного направления логистической компании WellGo. В своем кейсе я расскажу, как доставить импортные товары на таможенный склад без открытия процедуры транзита и сэкономить как минимум 30 тыс. рублей и сократить срок поставки на 2-3 дня. Сразу оговорюсь, что этот способ перемещения соответствует всем требованиям действующего таможенного законодательства.

До 2022 года часть товаров, предназначенных для доставки в Россию, маркировалась за границей. Преимущественно в Европейских странах, где сформировался целый кластер логистических и складских центров, которые оказывали соответствующие услуги. После введения санкций и разворота логистики на Восток, у участников ВЭД возникла необходимость наносить коды Data Matrix на таможенных складах на территории РФ. Вот тогда-то перед бизнесом и встал вопрос, как оптимизировать этот процесс.

Смена направлений и «раздутый бюджет»

До 2022 года участники ВЭД пользовались стандартной схемой ввоза товаров, подлежащих маркировке, которая включает в себя пять этапов.

Источник: презентация Николая Коноплева на TransRussia 2024

Она всех устраивала, так как основной поток импорта шел из стран Европейского союза. Грузы доставляли преимущественно автотранспортом, и таможенный транзит открывали непосредственного на границе. Поэтому участники ВЭД сразу выбирали посты на территории РФ, рядом с которыми располагались таможенные склады, где можно было нанести коды Data Matrix. Альтернативные варианты не рассматривались, так как в них просто не было необходимости.

Чтобы убедиться, что товар подлежит маркировке, нужно ориентироваться на коды двух видов:

1. ОКПД 2 – код товара для производителей. Его ставят по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Уточнить код можно по приказу Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст (ист.).

2. ТН ВЭД ЕАЭС – код товара для импортеров. Указывают по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Этот код проставляют в таможенной декларации.

После 2022 года импортная логистика резко изменила направление. Иными стали и способы транспортировки: большинство товаров прибывает или в морские порты, или на железнодорожные станции. Издержки российских компаний на доставку иностранной продукции выросли и остро встал вопрос о том, как оптимизировать «раздувшийся бюджет» на логистику и главное, на чем можно сэкономить.

Ответ на этот вопрос искали и мы. Решение появилось в конце 2023 года для одного из наших клиентов – крупного ретейлера, который регулярно возил в Россию большие партии товаров из Китая. Мы не стали первооткрывателями в этом вопросе, просто внимательно изучили главу 22 «Таможенная процедура таможенного транзита» Таможенного Кодекса ЕАЭС (ист.) и разъяснения Федеральной таможенной службы.

Процесс перемещения товаров на таможенный склад без открытия процедуры транзита выглядит следующим образом: по прибытии товара в морской порт или на железнодорожную станцию мы можем сразу подать таможенную декларацию, заявив процедуру таможенного склада «Импорт 70». После выпуска декларации груз можно доставить на любой свободный таможенный склад, с которым заключен договор. С единственной оговоркой – сделать это нужно за 5 рабочих дней!

Поэтапная экономия

Прежний способ работы подразумевал перевозку товара, а затем подачу декларации таможенного склада. Поменяв всего лишь порядок этих действий, мы получаем почти в 2 раза меньше этапов, чем требовалось ранее, что позволяет экономить не только время, но и деньги.

Источник: презентация Николая Коноплева на TransRussia 2024

Не буду голословным, поясню детально.

Во-первых, альтернатива исключает заезд на таможенный пост, а значит и на склад временного хранения (СВХ). Таким образом, участник ВЭД автоматически экономит на счете за терминальные услуги.

Во-вторых, учВЭДу не нужно подавать транзитную декларацию. Кстати, услуга эта не бесплатна, если импортер прибегает к помощи таможенных представителей. В среднем, подача одной декларации обходится в 8-15 тыс. рублей. Также может потребоваться предоставление комплекта документов сотрудникам таможенного поста для того, чтобы проставить в нем отметки о выпуске.

Кроме того, для открытия транзита, как правило, потребуется обеспечение, размер которого зависит от стоимости товара, суммы таможенных платежей, типа товара и расстояния до таможенного склада. Речь может идти о суммах как в 10 тыс., так и 10 млн рублей. Тут все очень индивидуально.

«В целом, по очень грубым усредненным расчетам, применение альтернативной схемы перемещения товаров на таможенный склад позволит сэкономить порядка 30 тыс. рублей и около 30% транзитного времени».
Источник: презентация Николая Коноплева на TransRussia 2024

Таким образом, выпустить декларацию по процедуре «Импорт 70» возможно либо сразу после прибытия груза в порт или на железную станцию, либо уже после прибытия в зону таможенного контроля автотранспортного таможенного поста. Декларация «Импорт 70» подается в ЦЭД. В теории через 4 часа и принятия решения таможенным органом, можно перемещать товары на таможенный склад. Также всегда необходимо учитывать риск продления сроков проверки документов или назначения таможенного досмотра. Согласно действующему законодательству процедура может растянуться до 10 дней.

Самое страшное, что может случиться – это назначение таможней стопроцентного досмотра со взвешиванием. В этом случае потребуется выгрузить контейнер и разложить товары по артикулу на паллеты. После этого придет инспектор, начнет перевешивать грузы и составлять акт. Вся процедура может занять несколько дней и потребует дополнительных расходов: во-первых, за хранение на складе СВХ, во-вторых, за любые манипуляции с грузом.

Таможенные разночтения

К сожалению, применять повсеместно альтернативную схему перемещения товаров на таможенный склад получается не всегда. Так как на разных постах сформирована разная практика работы с контролем транспортных документов.

Коллизия заключается в двух нормативных актах. Так, закон «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ист.) гласит, что «любое перемещение из одной зоны контроля в другую должно происходить с разрешения таможни». А приказ ФТС России №45 (ист.) разрешает перемещать товары, помещенные под таможенную процедуру, без разрешения таможни.

Например, в Центральном регионе могут потребовать резолюцию начальника таможенного поста на выдачу груза после выпуска декларации «Импорт 70» для перемещения. В то же время сотрудники Балтийской таможни подтвердили, что для них альтернативный способ перемещения – нормальная практика. Во Владивостоке также нет сложностей с перемещением товаров, помещенных под «Импорт 70», без открытия транзита, как и на таможенных постах Калужской области.

Поэтому, прежде чем использовать альтернативную практику, следует перепроверить, готовы ли с ней работать представители таможенного поста, СВХ и таможенного склада.

Еще одна сложность, с которой может столкнуться импортер – подтверждение местонахождения импортной продукции при декларировании товаров после маркировки. Это в большей степени технический момент, но лучше все же обговорить с представителями таможни, каким образом будет подтверждаться местонахождение импортной продукции. Ведь применяя классическую схему перемещения, таможенный пост автоматически подтверждает наличие товара в течение нескольких минут. Используя альтернативный способ, подтверждать придется «вручную». Конечно, сотрудники таможенного поста посредством электронного декларирования видят, что товар находится у них. Но в данном случае пока не работает автоинформирование в системе. Чтобы обезопасить себя от проблем, следует обратиться с уточнением к таможенникам.

С транзитом или без: что выбрать?

Исходя из нашей практики и опыта, альтернативный способ перемещения товаров на таможенный склад больше всего подходит крупным компаниям, которые регулярно завозят в РФ большие партии товаров одной номенклатуры. У них налаженные связи с поставщиками и риск пересортицы минимален.

Прежний способ подойдет тем, кто ввозит сборные партии или только-только налаживает связи с новым поставщиком. В этом случае целесообразнее открыть таможенный транзит и доставить груз на СВХ, чтобы там провести предварительный осмотр (пересчитать, еще раз взвесить, сверить корректность заявленной информации), и исключить риск пересортицы. Ведь если подать декларацию для открытия процедуры таможенного склада с ошибками, то все запланированные сроки поставки будут сорваны. На корректировку может уйти до 30 дней. А если товар предназначался для доставки в крупные российские торговые сети, то штраф за срыв срока будет огромным.

Открывать процедуру транзита мы советуем и тем, кто не уверен, что успеет доставить груз на таможенный склад в отведенный законодательством 5-дневный срок.

Тэги: таможенное оформление, импорт, декларирование, маркировка, WellGo
25.04.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх