Санкционная ностальгия
О том, как санкции изменили кровеносную систему экономики в целом и сердца отдельно взятых логистов Виктория Чуланова шеф-редактор |
Очередной раунд санкций США в отношении России может быть введен уже этой осенью. Новый виток ограничений следует ожидать после выборов членов палаты представителей и сената конгресса США, которые пройдут 6 ноября. Такой прогноз озвучил Глен Коллини, партнер юридической компании Dentons, на бизнес-бранче «Антисанкции и импортозамещение. Мифы и реальность», организованном «КоммерсантЪ». При этом Коллини уточнил, что новые санкции вероятнее всего будут касаться нефтяной, газовой и энергетической отраслей экономики. Они также могут затронуть ограничений на экспорт ряда американских товаров и услуг, в числе которых высокотехнологичные отрасли: электроника и коммуникации. Первый раунд санкций, введенных в соответствие с Законом о контроле за химическим и биологическим оружием в США, уже состоялся ─ 27 августа.
Ну а теперь ближе к делам насущным – логистическим. Итак, санкционная история длится уже 4 года и со времен резких перемен на логистическом рынке много воды утекло, особенно сквозь контейнеровозы портов Дальнего Востока. Регион этот мы упомянули неспроста. Грузооборот Дальневосточных портов демонстрирует стабильный рост. Так, в первом полугодии 2018 года они уже выросли на 2,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Со скоростью дрона растет также товарооборот России и Китая. Так, по данным ФТС, импорт Китая в Россию за январь-июль 2018 года составил 28,7 млрд долларов, это на 14% показателя аналогичного периода прошлого года, который составлял 24,9 млрд долларов. Экспорт России вырос еще больше – на 32% и составил 30,6 млрд долларов в январе-июля 2018 года, в то время как в аналогичном периоде 2017 года он равнялся 20,9 млрд долларов. Итого, к началу 2021 года доля азиатского импорта в России может приблизиться к 39-40%, таковы показатели базового сценария исследования АКРА. Аналитики рейтингового агентства называют рост доли азиатских стран в экспорте и импорте одной из основных структурных тенденций санкций.
Когда эксперты без особенной опаски дают санкционные прогнозы, транспортные потоки уже частично переориентированы, экспорт и импорт местами «устаканился», а послевкусие продуктового эмбарго на губах все слаще, «Логирус» решил подвести промежуточные итоги после введения санкция для рынка логистики.
В августе 2014 года эмбарго подкралось незаметно. Поймать «на трубке» нам удалось, мягко говоря, не всех. Не до телефонов было, в срочном порядке решали: «Как жить дальше». Тех, кто не испугался высказать свое экспертное мнение сразу мы нашли всего четверо:
Галина Гельфанд |
2014: Директор по стратегическому развитию «Логлаб» 2018: Коммерческий директор LORUS SCM |
|
|
Светлана Домнина |
2014: Председатель гильдии логистических операторов Торгово-промышленной палаты, генеральный директор «Севертранс» 2018: Председатель гильдии логистических операторов Торгово-промышленной палаты, доцент кафедры управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ. |
|
|
Александр Сологубов |
2014: генеральный директор «МАКСИЛОГ» |
Отыскать почти всех смелых экспертов удалось и сейчас. Выясняем, как повлияли санкции на рынок в целом и судьбу героев в частности. А для того, чтобы проиллюстрировать изменения для Вас, с одной стороны мы расположили мнение эксперта в 2014 году, с другой – взгляд на те же вопросы в 2018 году.
Без Китая мы в прошлом веке
Галина Гельфанд
Для тех, кто считает санкции драйвером застоя на рынке логистики скажу так. Если кто-то умел возить фуры из Европы и не научился возить жд из Китая, то он, наверное, так и останется в прошлом веке. Если кто-то научился реализовывать новые маршруты, работать с новыми потоками, значит "ура", он выиграл».
Светлана Домнина
Сейчас очень остро стоит вопрос, связанный с ограничением перевозок фруктов, овощей и другой продукции из Евросоюза. Тем не менее, я надеюсь, что замещение европейских поставок экспортом из стран Латинской Америки и Северной Африки позволит компенсировать те потери, которые мы понесем в связи с ограничением поставок из стран ЕС.
Поскольку наша компания занимается автомобильными перевозками, санкции скажутся на нас и неслабо ударят по бизнесу. Разумеется, мы будем искать другие направления деятельности, возможно, уйдем из международных перевозок и будем заниматься транспортировкой грузов по территории России. Придется менять курс!»
Александр Сологубов
Падение прежде всего касается автомобильных и мультимодальных перевозок, в меньшей степени жд перевозок сырьевых грузов и совсем не касается трубопроводного транспорта. В моем представлении значительно уменьшился рынок автоперевозок, падение составило около 10%, если сравнивать с прошлым годом».
Нам как-то Бог послал кусочек сыра, но на всех не хватило
Галина Гельфанд
При этом и производство внутри России растет, посмотрите какого качества достиг сыр!
Что касается логистических операторов и экспедиторов... Если смогли найти выходы, решения для стран Юго-Восточной Азии – здорово. Не смогли – ушли с рынка. И кстати очень многие европейские и зарубежные логистические операторы ушли, не выдержали. Например, в этом году свернулся GEODIS».
Александр Сологубов
Что касается ограничений экспорта в Россию вооружения, оборудования для нефтянки, двойного назначения, то логистический рынок не заметит их вовсе».
Кроме того, компании, оперирующие крупными складскими мощностями, как правило показывают отрицательную динамику своего развития. Так, загрузка складских мощностей далека от ситуации 2014 года. Тоже самое касается и вопроса обновления парков, у перевозчиков снизился этот показатель в связи с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. А в экспедиторских услугах все уходит в электронный документооборот. Многие ждут решений от лидеров рынка, вроде Яндекса и Uber, когда же они наконец-то займут место экспедиторов.
Итого, скажем так. Если транспортники показали ухудшение в обновлении парка, то судьба экспедиторского бизнеса она близка к полному перефрагментированию. Но драйвер последнего, скорее не санкции, а изменение тенденции рынка.
Мечты сбываются и при санкциях
Галина Гельфанд
В логистическом операторе Lorus SCM, где я коммерческий директор, мы активно возим ретейл для «большой тройки». Прекрасно видим транспортные потоки из Китая и активно участвуем в логистике. Да, было сложно, до сих пор есть инфраструктурные ограничения по поставкам из Юго-Восточной Азии. Есть недостаток переходов, подвижного состава.
Но тем не менее, в принципе сбывается то, что я говорила тогда в 2014 году».
Итак, у многих экспертов нет разногласий с собой в прошлом – все подтверждают свои прогнозы и двигаются по намеченному четыре года назад пути. Ну а судьба, судьба у каждого своя. Сыра, к сожалению, на всех не хватит, даже если он белорусский.
Тэги: Логлаб, Севертранс, LORUS SCM, ТПП РФ, НИУ ВШЭ, санкции, эмбарго, США
19.09.2018
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»