Владимир Ершов: «К ФТС у меня претензий нет»
Глава «СВ-ТрансЭкспо» о том, почему наша таможня такая, какая она естьИрина Зотова корреспондент |
Есть люди, любящие поговорить. Есть такие, кто, напротив, предпочитает послушать, почитать, а потом сделать из услышанного и прочитанного выводы. Владимир Ершов, как я предполагала, из вторых – попробуйте найти в сети хотя бы полдюжины его интервью. Скорее всего, думала я, причина его молчаливости – офицерское прошлое. А может быть, жизненный опыт. А может, и то, и другое. Одним словом, замкнутый и неконтактный человек. Поэтому я не особенно надеялась, что мне вообще когда-либо удастся с ним встретиться и побеседовать. Жизнь распорядилась не просто иначе, а удивительно иначе: между принципиальной договоренностью о встрече и самой встречей прошло ровно две недели – это пока что рекорд среди директоров логистических компаний.
Несмотря на то, что интервью Владимир Ревазович дает редко, кое-какие из его прошлых разговоров с журналистами удалось найти и изучить. Это и помогло начать беседу, которая кардинальным образом изменила мое первоначальное представление о главе «СВ-ТрансЭкспо»:
Владимир Ревазович, полтора года назад на сайте торгово-промышленной палаты было опубликовано ваше интервью. В нем вы, в частности, говорили: «Создание Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана – безусловно, отрадный факт. У меня он сразу вызвал оптимизм, который, впрочем, очень скоро начал улетучиваться. Дело в том, что по роду своей деятельности я очень хорошо знаком с этой проблемой изнутри. Прежде всего, удивляет неграмотная работа таможенной службы России. Из-за ее инертности, косности, безынициативности сильно страдает общее дело...»
– Прошло много времени…
Вот именно. Ваша оценка работы ФТС осталась прежней?
– Нет. С той поры, действительно, многое изменилось. Теперь вот и Крым в составе России, так что даже геополитическая обстановка сегодня совсем иная. Впрочем, как бы то ни было, при всех недочетах в работе Федеральной таможенной службы, давайте не будем постоянно делать ее крайней. Месяца два назад я уже высказывал эту мысль на одном логистическом мероприятии, где среди прочего прямо сказал: «К таможенной службе у меня претензий нет». Я не кривил душой. Хотя кого-то мое заявление, быть может, и удивит. Однако я легко поясню его: поймите, таможня действует в рамках того законодательства, которое существует, и выполняет поручения, которые ей даются.
Поэтому считаю, что все острые вопросы, нередко задаваемые нашей таможенной службе, по сути, не по адресу. Адресовать их, по логике вещей, следует правительству страны. ФТС же решает лишь поставленные перед ней задачи. Помните интермедию Аркадия Райкина о плохо сшитом костюме? «Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть? Нет, пришиты так, что не оторвешь». Так вот, ФТС, образно говоря, «пришивает пуговицы», то есть выполняет исключительно свою функцию. «Костюм» же в результате получается таким, каким получается. Поскольку Минэкономразвития действует в рамках своих компетенций, Министерство иностранных дел – в своих, погранслужба, Минтранс... и так далее. Но чтобы «костюм» хорошо сидел, получился качественным, красивым, действия всех ведомств, участвующих в процессе, должны быть четко продуманы и скоординированы. Однако это уже зона ответственности тех, кто ставит им задачи. ФТС не может делать то, что должны делать другие. Если кто-то поставил перед ФТС задачу, но забыл внести необходимые коррективы в работу иных ведомств, то чего в этом случае требовать от таможни?
Давайте не будем постоянно делать таможню крайней – она действует в рамках того законодательства, которое существует, и выполняет поручения, которые ей даются
Получается, что правительство не всегда осознает, что нужно делать?
– Получается так. Почему такое происходит? По меньшей мере, странно. Ведь люди там вроде бы с высшим образованием. Значит, грамотные, понимающие, что и когда надо делать. Но на практике все иначе. Приведу пример. Встречаюсь не так давно с сотрудником одного из департаментов Минэкономразвития. Говорю: «Учет и работа большегрузного транспорта в России никудышные». А он мне в ответ: «Нас по этому поводу не трогают, и хорошо». Вот подход! Пусть, мол, люди на местах напрягаются, делают все возможное, но раз справляются, то и ладно.
Для того, чтобы вести диалог, в частности, с правительством, существуют отраслевые общественные организации, в состав которых входите вы, другие известные и авторитетные люди. Выходит, что они недостаточно влиятельны?
– Я бы так не сказал. Буквально в понедельник у нас прошло очередное заседание Совета по таможенной политике Торгово-промышленной палаты России, где обсуждались важные проблемы, касающиеся работы таможни. В ходе заседания, в частности, была затронута тема, ярко иллюстрирующая мои слова: рассматривался вопрос о работе рыболовецких предприятий.
А сами они в правительстве, значит, не всегда понимают?
– На сей счет у меня давно сформировалось мнение. Дело в том, что большинство современных чиновников любого уровня, вплоть до министерского, никогда не руководили ни одним малым, даже мини-предприятием. Простую автомойку никто из них не открывал, не занимался арендой земли, строительством, коммуникациями… Если же человек не имел в жизни подобного опыта, как он может руководить департаментом, а тем более целой отраслью? У вновь назначенного министра транспорта Соколова журналист спрашивает: «Как вы будете руководить министерством, вы же ни одного дня не работали в транспортной отрасли?». Его ответ потрясает: «Я в правительстве не один такой». Вот так и живем…
Результат отсутствия опыта – системные ошибки. Заключаются они в том, что в любом деле, как правило, не определяются приоритетные цели, или же определяются, но неверно. Стратегия же должна быть сформулирована просто: все, что мешает движению вперед – производству, бизнесу, чему угодно, – должно устраняться.
Мне очень нравится приводить в пример работу Государственного комитета обороны во время Великой отечественной войны. Это блестящий пример великолепных логистических решений
Сейчас жизнь заставляет остерегаться подписанного Украиной соглашения об экономической ассоциации с ЕС. Как защитить российский рынок от беспошлинных европейских товаров, которые могут хлынуть к нам через Украину, а потом Белоруссию?
– Защитить можно. Никто не отменяет выборочную проверку происхождения товара. К тому же система контроля на границе Украины и Белоруссии чрезвычайно отлаженная. Вообще, исторически сложилось так, что лучшие таможенники служили на наших западных границах, в том числе в Бресте. Традиции эти сохранились там до сих пор. Когда таможня еще существовала в Смоленской области, мне несколько раз доводилось на ней бывать. Так вот, уровень работы таможенников на границе Белоруссии и России был несопоставим с тем, что я видел на границе Белоруссии и Польши. Подростки против зрелых мужчин! Повторю, это не вина нашей таможенной службы и самих таможенников. Просто задачи, которые ставятся перед ними, зачастую размыты, а порой и вовсе неправильно сформулированы. Поставлены, скажем так, не те ориентиры.
Помню, лет семь-восемь назад я был на торжественном мероприятии по поводу одного назначения на высокий пост в таможню. Присутствуют журналисты, бизнесмены… Герою дня задают вопрос: «Какова, на ваш взгляд, главная задача таможни?» Он, видимо, готовился, поскольку ответил быстро: «Правоохранительная!» Великолепно! Никто не спорит, правоохранительная составляющая в работе таможни важна, однако в перечне основных задач она явно не приоритетная. На первом месте – содействие реализации торговой политики государства! Но человека перевели в таможенную службу после двадцатилетней карьеры в системе МВД, и никто ему толком не объяснил, что его задачи меняются. А может, не объяснили, потому что сами думают так же, как он? Будет другое понимание – поставят пожарного. Вот и выходит порочный круг: один человек, что сам даже автомойкой не руководил, назначает на очень важную должность другого, который вместо развития торговли собрался заняться правоохранительной деятельностью. И так по всей нашей матушке России. Владимир Владимирович Путин не может, к сожалению, прийти к каждому и объяснить ему его задачи.
Правоохранительная составляющая в работе таможни важна, однако в перечне основных задач она явно не приоритетная. На первом месте – содействие реализации торговой политики государства
Один из ваших коллег недавно на нашем портале рассказывал о том, что ждет российский рынок околотаможенных услуг в 14–15-х годах. В частности, он утверждал, что уже сейчас этот рынок меняется в сторону обеления. Вы это можете подтвердить?
– Трудно сказать. Если бы я был госчиновником, наверное, имел бы больше данных на эту тему. Вполне возможно, так оно и есть. Как практик могу сказать, что вижу на рынке немалое количество компаний, предлагающих так называемые «серые» схемы растаможки, по сути контрабандные. Груз считают кубами. Куб стоит 400–500 долларов. О чем это говорит? О том, что полулегальные, а то и вовсе нелегальные схемы сохраняются. Становится ли «серых» брокеров больше или меньше? Мне или человеку, занимающему похожее кресло, невозможно ответить на данный вопрос: для этого надо знать статистику, нужно находиться внутри таможенной системы, но даже в этом случае выводы будет сделать очень сложно. Мы не знаем общей картины, нам видны только части и частности.
Понимая, что из себя порой представляет наш рынок околотаможенных услуг, зарубежные поставщики стали предлагать нашим бизнесменам свои услуги по растаможке в России...
– Предлагать они могут, но растаможивать все равно будем мы. От нас, к слову, еще ни один клиент не ушел за «растаможкой» к иностранцу, наоборот – от них идут к нам. У нас богатый опыт сотрудничества с зарубежными компаниями в области таможенного оформления. Например, с немцами. Мы не раз разъясняли им, что здесь, в России, в зоне деятельности российского законодательства лучше бы довериться российской компании. Они в ответ деликатно, но твердо говорили: «Господа, не учите нас собирать «Ауди», «БМВ» и «Мерседес», мы сами знаем, как надо работать». Знаете? Пожалуйста, вперед. Однако, проходит полгода, они набивают себе шишек, платят несколько лишних миллионов евро и приходят к нам. И мы начинаем успешно исправлять их ошибки, причем исключительно в рамках закона.
Но, кроме знания закона, у нас есть профессиональные навыки и логистическое мышление, которое применимо в наших реалиях. Очень хотелось бы, чтобы подобные навыки и мышление были присущи не только нам, логистам, но и всем, кто причастен к управлению государством. Это рецепт нашего с вами завтрашнего успеха. LR
P.S. «Логирус» благодарит форум «Логист.ру/2014» и лично Игоря Прохина и Александра Перфильева за отлично организованное и проведенное мероприятие, которое дало возможность познакомиться с множеством интересных людей.
Тэги: СВ-ТРАНСЭКСПО, Владимир Ершов
07.07.2014
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»