Логистика: прятки с налоговой

О том, как «прозрачным» логистическим компаниям не разориться на налоговых платежах, рассказывает Денис Гиниятов, генеральный директор GTE Logistics

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Анна Тимошина Анна Тимошина
корреспондент



Немалая часть игроков транспортной отрасли до сих пор остается в «серой зоне». Даже государство в проекте ФЗ «Об автомобильном городском и пассажирском транспорте» признает, что до сих пор никому доподлинно неизвестно, сколько сейчас коммерческих перевозчиков в стране. Приблизительная цифра есть у системы «Платон»: 23% грузоперевозчиков – юрлица, 9% – ИП (LR: Индивидуальные предприниматели), 68% – физические лица.

Сегодня юридическое лицо должно платить 13% налогов от суммы зарплаты (НДФЛ) и 30% налогов с ФОТ (LR: фонд оплаты труда). А именно: взносы для Пенсионного фонда составляют 22%, Фонда социального страхования – 2,9%, для отчисления в Фонд медицинского страхования – 5,1%. Плюс ко всему, в России НДС первичнее всего остального, поэтому выручка для начала облагается НДС, а потом со всего этого платятся зарплаты.

Поэтому многие до сих пор идут на неоправданный риск, чтобы оптимизировать платежи.

Однако переход к «серым» схемам оптимизации платежей становится все более рискованным.

Контроль за деятельностью логистических компаний усиливается. Налоговая служба все пристальнее следит за компанией, ее контрагентами и разрывами НДС в цепочке. Не отстает и Минтранс, который разрабатывает проект Единого реестра перевозчиков, где можно будет отслеживать деятельность каждого владельца грузового транспорта в России. В итоге тарифы на доставку остаются прежними, налоговая нагрузка растет, а «серые» способы финансовой оптимизации становятся все более рискованными.

По какому пути пойдет транспортно-логистический рынок теперь обсуждаем с Денисом Гиниятовым, генеральным директором GTE Logistics. А именно говорим о том:


  • ● Какие легальные способы финансовой оптимизации существуют?

  • ● За какие финансовые операции можно попасть за решетку?

  • ● Как превратить топливо в монеты и при чем тут НДС?

  • ● Каким образом государство «обеляет» логистический рынок?

  • ● И какие инструменты могут стать рентгеном рынка логистики?

О финансах и почему романсы им петь все сложнее

 Правда ли, что еще год назад 70% бизнеса в логистике было в «серой» зоне?
— Да, 70-80% компаний в прошлом году работали в «серой» зоне. А если взять последние 2-3 года, то эта сумма достигала отметки в 100%. Это ни для кого это не секрет.

До сих пор есть очень много компаний, которые так работают. Причем, крупные грузовладельцы, международные и российские, продолжают с ними сотрудничать.

«Те, кто раньше начал процесс «обеления», окажутся в выигрыше, а те, кто — позже, скорее всего уйдут с рынка»


Как вы считаете, «обеляется» ли сейчас рынок, и если да, то почему компании начали «обеляться»?
— Одна из главных причин — усиление контроля со стороны Центробанка РФ (ЦБ). Он забрал лицензии у банков, которые предоставляли сервисы по оптимизации НДС и участвовали в «серых» схемах по обналичиванию денежных средств. Вторая причина — налоговая служба усилила контроль за транспортно-логистическим рынком. Появилось программное обеспечение, которое может отслеживать всю цепочку работы с контрагентами и выплат НДС «до 12 колена» (LR: АСК НДС-2). В итоге уже как минимум год грузовладельцам активно рассылают требования о доначислении НДС за своих транспортных контрагентов, которые многие годы не платили.

Оптимизация налогов: основные шаги

Задача 1. Уменьшение налога на прибыль

 Чтобы оптимизировать налог на прибыль, эксперты рекомендуют включить в графу о расходах все необходимое. Так ли это на практике?
— Тогда, получается, и сама прибыль уменьшается. Когда-то, 10-15 лет назад, всё покупали «за наличку» и это было актуально, но сейчас всё по безналу происходит, счетами-фактурами, всё садится на балансы.

«Серая» схема оптимизации налога на прибыль – это уже неактуальный способ для компаний. Потому что налог на прибыль отличается от НДС: нет таких масштабов. Если у компании остается от оборота пару процентов – это уже хорошо. И, наверное, этот налог не так активно проверяют, потому что это более сложный процесс.

Есть разные способы уменьшения налога на прибыль. Чаще всего выделяют следующий: создаются фирмы-однодневки, потом компания якобы покупает у подставного подрядчика товары или услуги, которых на самом деле не существует, и все это вписывает в собственные расходы.

За данную схему оптимизации можно получить наказание в рамках ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией».

Наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев / лишением свободы на срок до двух лет.

Если преступление совершено группой лиц или в особо крупном размере, наказание будет следующее:

  • • Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

  • • Принудительные работы на срок до пяти лет.

  • • Лишение свободы на срок до шести лет.


Если имел место умышленный обман Налоговой службы, то это ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Наказывается:

  • • Штрафом в размере до 120 тыс. рублей.

  • • Исправительными работами на срок до одного года.

  • • Ограничением свободы на срок до двух лет / лишением свободы на срок до двух лет.


Задача 2. Священная корова – как снизить НДС

 Какие можно выделить легальные способы оптимизации НДС, есть ли они вообще?
— Многие крупные компании раздают свои топливные карточки. То есть компании обращаются к предпринимателю, мол, бери нашу карточку, заправляйся ей, и выставляй на остаток уже без НДС, а остаток мы заплатим за тебя. На данный момент это самый массовый способ оптимизации в автомобильных грузоперевозках, и мы его активно используем. Мы глубоко в это погрузились и интегрировались со всеми топливными компаниями.

 Насколько значительно позволяет сэкономить этот способ?
— Мы сейчас стараемся ограничивать это, потому что происходит заморозка оборотных средств. Если ты хочешь получить топливо, то процент сокращается. И второе: многие перевозчики, у кого 10, 15, 20 машин, поняли, что надо работать с НДС. Если раньше у нас примерно 90% подрядчиков были ИП, то сейчас, наверное, 50% — это уже компании, которые работают с НДС.

«При этом мы, конечно, экономим 25% на НДС и становимся более конкурентоспособными, чем наши "братья по рынку"»


Мы их тоже проверяем, потому что были у нас проблемы с ними. И остаток, 50% — это ИП. Половине из них мы даем топливо. При этом мы, конечно, экономим 25% на НДС и становимся более конкурентоспособными, чем наши «братья по рынку».

 Традиционно, если компания «не тянет НДС», налоговые консультанты предлагают переход с общей системы НДС на упрощенную. Как вы считаете, каким логистическим компаниям такой подход может подойти?
— Я думаю, что упрощенная система налогообложения подойдет компаниям, которые в основном занимаются экспортно-импортными перевозками. На такие перевозки, согласно российскому законодательству, ставка 0%, тогда нет смысла платить НДС даже со своей комиссии, если можно заявить упрощенную систему налогообложения.

 Как клиенты и подрядчики могут отнестись к тому, что компания перешла на упрощенку?
— Многие клиенты приветствуют это и говорят: «Мы рады, если вы перейдете на упрощенную систему налогообложения, будет более прозрачный процесс, мы сами за вас заплатим НДС и будем спать спокойно». Но сама компания, она будет в чем-то проигрывать на рынке в НДС. Повторюсь, она выставила без НДС то, что она купила бы с НДС.

 Исходя из вашего опыта, какие «серые» схемы чаще всего используются по оптимизации НДС?
— Например, схема с транзитными компаниями-однодневками, которые для оптимизации НДС создают фиктивные хозяйственные операции с контрагентами. Чем больше Налоговая и ЦБ ужесточают эти требования, тем длиннее становятся цепочки контрагентов.

Если подробнее о схеме, то это происходит следующим образом. ИП осуществляет перевозку без НДС: компания ставит фирму-прокладку (это «серая» фирма, миссия которой – оградить компанию от претензий в связях с однодневками) между собой и перевозчиком. Когда компания платит ИП за перевозку, НДС «теряется»/остается в этой фирме-прокладке.

Данные схемы регулируются статьей 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов. Дополнительно могут применять меры в рамках ст. 199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента.

Наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев / лишением свободы на срок до двух лет.

Если преступление совершено группой лиц или в особо крупном размере, наказание будет следующее:

  • • Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

  • • Принудительные работы на срок до пяти лет.

  • • Лишение свободы на срок до шести лет.

Задача 3. Как снизить налоги на зарплату

 Правда ли, что больше половины логистических компаний до сих пор платят некоторым специалистам зарплату в конверте?
— Я думаю, это правда.

 Как вы считаете, что до сих пор мотивирует компании идти на все эти риски?
Основная статья расходов – зарплата. Как я рассказывал выше, нужно оплатить 63% налогов в совокупности: 13% НДФЛ, 30% ФОТ и до этого необходимо оплатить 20% НДС, который никто не отменял. Кроме того, чем более компетентный сотрудник, тем более высокую зарплату он требует.

 Правда ли что для того, чтобы снизить налоги на зарплату, многие транспортно-логистические компании оформляют своих водителей, как ИП? Насколько эта схема популярна?
— Да, эта схема очень популярна. У нас небольшой парк, поэтому наши водители оформлены, как надо, и мы до подобного не дошли. Объемы не такие. Но есть компании с огромными парками, у которых тысячи грузовиков, поэтому они бегают и ищут пути оптимизации. Грузоперевозки с собственным парком — это действительно очень сложный бизнес.

За оформление сотрудников, как ИП, компании могут доначислить НДФЛ и страховые взносы. Также неизбежны штраф от 100 до 300 тыс. рублей и уголовная ответственность по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов».

 По каким признакам Налоговая служба может сразу отличить водителей компании, которые оформлены как ИП, от реальных ИП, которых компания периодически привлекает?
— Это достаточно быстро делается, у любого физического лица есть ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика), по нему компания сдает отчетность. Например, сотрудник работал и вдруг стал предпринимателем, и там, и тут ИНН будет совпадать. Если между этими компаниями происходят какие-то взаиморасчеты, отследить их несложно.

 Какие вы можете выделить абсолютно легальные методы оптимизации зарплатных налогов в логистических компаниях?
— Для меня есть только один легальный способ — это повысить производительность труда. Кроме того, сейчас интернет везде доступен, и каких-то дорогих сотрудников можно переводить в регионы. А как оптимизировать зарплату, мы даже пока не задумывались.

Наказание за выдачу зарплат «в конвертах» регулируется статьями:

• НК РФ Ст. 122. Неуплата или неполная уплата налога

Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

• УК РФ Ст. 199. Уклонение от уплаты налогов

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы за период от года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев / лишение свободы на срок до двух лет.

Задача 4. Уйти от обналичивания денежных средств

На рынке до сих пор существуют компании, специализирующиеся на обналичивании денежных средств. Их называют «черными обнальщиками». Эти компании владеют целыми группами фирм-однодневок, проводя для вида операции между ними. В итоге с одной из фирм выводится определенная сумма денежных средств, которую и предлагают заказчику. Ряд банковских структур участвуют в этих процессах. Ежегодно бюджет России теряет более 58 млрд рублей из-за налоговых преступлений, таковы данные Следственного комитета РФ.

 Как заинтересовать предпринимателя, чтобы он выплачивал зарплаты легально и не использовал схемы с обналичиванием денежных средств?
— Должны быть единые правила для всех и им должны следовать. Тогда всё заработает. А когда ИП имеет доступ к более дешевому «серому» ресурсу, то, конечно же, предприниматель скорее всего ринется туда.

«Например, есть на транспортном рынке серьезные игроки. У них есть "серый" ресурс, лазейка, которым пользуются, но других туда не пускают»


Например, есть на транспортном рынке серьезные игроки. У них есть «серый» ресурс, лазейка, которым пользуются, но других туда не пускают. Эта проблема нервирует весь рынок, не дает ему развиваться и «обеляться».

А если говорить про налоговое администрирование, то сейчас снизили страховые взносы до 15% до конца года. Государству было бы полезно оставить такую сниженную ставку и это дало бы существенный стимул «обеляться» в зарплатах.

Резюме. Как обелить рынок: реестры, хартии и другие способы.

После отмены в 2005 году лицензирования перевозок грузов автотранспортом с 2009 года была введена система уведомительного порядка начала работы перевозчиков.Сейчас даже государству неизвестно, сколько из 587 тыс. перевозчиков, зарегистрированных в системе «Платон», перевозят грузы за плату.

 Новый способ квалифицировать перевозчиков: Единый реестр перевозчиков за плату и для собственных нужд. Денис, с позиции рынка малого и среднего предпринимательства, при каких условиях этот механизм поможет «обелить» рынок?
— Год-два назад я был сторонником подобных реестров, так как они профессионально проверяли компании, а не как многие логистические службы, которые выбирают самую дешевую организацию, а «серая» или «белая» — все равно.

Сейчас я вижу, что в некоторых реестрах есть компании, которые работают «всерую» или даже «вчерную», за наличку. Поэтому я понимаю, что это всё бесполезно.


«Сейчас я вижу, что в реестрах есть компании, которые работают "в серую" или даже "в черную"»

 В каком случае такой реестр действительно будет эффективным инструментом?
— Полагаю, что в данном случае необходимо администрирование Налоговой службы. Информация о деятельности компании-участника реестра должна обновляться в режиме реального времени. Должна быть возможность отследить: не заблокированы ли счета, действительно ли транспорт оформлен на эту компанию, есть ли водители, получают ли зарплаты и так далее.

«Мы потеряли 25% прибыли из-за большой и публичной компании, которая позиционирует себя, как финансово состоятельную»


 Условием для регистрации юридических лиц и ИП в реестрах должно быть соблюдение требования по финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности, сказано в проекте ФЗ «О перевозках грузов автомобильным транспортом в РФ». Что вы как предприниматель понимаете под понятием «финансовой состоятельности»?
— К сожалению, невозможно проверить финансовую состоятельность заказчика, пока ты с ним не поработаешь. Сейчас стали появляться источники, такие как «Спарк», «Контур. Фокус» (LR: веб-сервисы для проверки контрагентов), которые выгружают данные. Думаю, что со временем компании начнут обмениваться такой информацией, но пока с этим не все так гладко.

Как-то нам вовремя не заплатила компания-клиент, которая в своем бизнесе является одной из крупнейших в мире. Для нас это был удар, так как все случилось перед Новым годом. Мы не могли работать весь декабрь, а это целый квартал по выручке. То есть мы потеряли 25% прибыли из-за большой и публичной компании, которая позиционирует себя, как финансово состоятельную. И этот случай мог просто уничтожить наш бизнес. Вот так бывает, даже если финансовая состоятельность «публично признана». В итоге клиент заплатил с задержкой в один месяц.



Как я вижу будущего логиста? Пожалуй, это мама в декрете, которая сидит дома. Она успевает и что-то по дому делать, и решать вопросы с водителями. То есть в будущем все эти процессы не будут отнимать много времени.
 
1Система уведомительного порядка о начале работы перевозчика была введена в соответствии с положениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».

Тэги: НДС, оптимизация, автомобильные грузоперевозки, транспорт, Денис Гиниятов, GTE Logistics
22.09.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх