В китайских «белых» тапочках
О том, что заставило крупную торговую марку обуви срочно «побелеть». И что стало «контрольным в голову» для «серого» импорта.Виктория Чуланова корреспондент |
Алексей Чернышев, коммерческий директор логистического холдинга AKFA, откровенно и с яркими примерами рассказал «Логирусу» об актуальных трендах на импорт и специфике «прозрачной» доставки китайской обуви в Россию.
«Специализируемся мы на китайской логистике. Большая часть наших клиентов – крупные импортеры обуви из Поднебесной и не только. Это история о том, как «серые» схемы перестали быть глотком свежего воздуха для одного из таких обувных импортеров. И превратились в помеху, которую срочно надо было решать.
В июле 2016 года к нам обратилась крупная обувная торговая сеть. В сезон такой клиент возит десятки контейнеров. Компания готовилась к слиянию и поэтому им было необходимо перевести свою внешнеторговую логистику в правовое поле. Но были и другие причины столь кардинального решения.
Белеет «серый» импорт в тумане моря голубом
В начале этого года уже всем все стало понятно: «серые» схемы перестали быть выгодными. Например, 1 сентября снизились таможенные пошлины, и это стало самым настоящим «нокаутом» для «серых» участников ВЭД. В этом году государство предприняло еще несколько категоричных шагов.Во-первых, это борьба с банками, которые занимаются нелегальным выводом средств. Для любой внешнеторговой сделки, которая подразумевает «серый» ввоз, необходимо отправить деньги за рубеж. Те компании, которые оказывали эти услуги, еще 7 лет назад предлагали 2-3%, сейчас это стоит 10-11%. Сами понимаете, тут уже никак не разгуляешься. Ну и конечно, речь идет о большом риске.
Посмотрите новости, у таких банков каждый понедельник лицензию отбирают. Поэтому, кроме всего прочего, еще встает вопрос безопасности. Предприниматели, которые пользовались этими схемами, на протяжении прошлого года, столкнулись в двумя проблемами. Первая: процесс отправки денег может тянуться неделями, иногда и месяцами. Вторая и более глобальная проблема: часто эти деньги просто исчезают. Сейчас это обычная практика, когда посередине сделки у банка отбирают лицензию и блокируют все счета фирм-посредников.
Контрольный выстрел АСК НДС
К тому же, если ты привез груз в РФ не совсем честно, то дальше возникает вопрос, как ты будешь им торговать, и как ты его поставишь себе на баланс. Что раньше делали компании? Благодаря «околобанковским» структурам они продавали этот товар «из воздуха».Сейчас появилась замечательная система АСК НДС-2, а скоро будет еще и АСК НДС-3. Суть этой системы в том, что налоговый орган видит всю историю движения товара по территории России: от его ввоза, производства, до реализации конечному потребителю. Сделано это для того, чтобы цепочка продаж повлекла за собой налог на добавленную стоимость. Каждая последующая продажа — увеличение НДС к цене товара. Так, если вы купили товар «из воздуха», то вы, как последний в цепочке продавец этого товара, становитесь уязвимым. Именно вам могут предъявить к оплате весь НДС, что и происходит. Все эти три фактора и повлияли на то, что компании стали массово переходить в легальное поле импорта. И стали обращаться к «белым» перевозчикам, с просьбами: «Решите вопрос, как это сделать, потому что мы не знаем».
«Второй снег» уже не нужен
Знаете, доставлять обувь — это даже сложнее, чем везти скоропортящийся груз. Сезонность настолько острая, что если с первым снегом товар не стоит на полке, то он уже «со вторым снегом» никому не нужен. Подобные компании делают выручку в определенные месяцы и никак иначе. Например, сейчас у нас в перевозке находится достаточно большое количество, угадайте чего? Правильно, обуви для корпоративов! Вечерних женских туфель, например. И привезти это надо строго до 10 декабря.Так, перед крупной обувной компанией встал извечный вопрос, почти как «Что делать?». Вопрос этот звучал так: заняться ВЭД самостоятельно или отдать этот процесс на аутсорсинг?
Что за зверь такой – «внешторг»?
Если в компании принято решение заняться ВЭД самостоятельно, на повестке дня встают два организационных вопроса. Это квалификация собственных кадров и правильный выбор банка. В штате компании, которая занимается внешнеэкономической деятельностью самостоятельно, должен быть соответствующий бухгалтер ВЭД. Это совершенно не тот же самый бухгалтер, который ведет 8 фирм одновременно и сдает «нулевые» балансы. Речь идет о сотрудниках абсолютно другого качества и квалификации, которые стоят совсем других денег, и подобных специалистов непросто найти.Ну и конечно, не все банки работают с «внешторгом». В данном случае, если клиент просит открыть валютный счет и паспорт сделки, он натыкается на бесконечное количество организационных проблем. Довольно часто, сотрудники, особенно в небольших региональных банках, этим не занимаются. К тому же, и стоимость услуг таких банков сильно отличается. По внешнеторговым операциям они могут доходить до 0,8-1% от суммы сделки. Особенно, если сделка небольшая. Логистические компании, в свою очередь, предлагают ставки значительно ниже. В среднем, от 0,25% до 0,5%, если компания крупная и много работает с ВЭД.
Ботинки-скоропорты
С крупной торговой маркой обуви работали по агентской схеме, которая подразумевает заключение прямого договора с поставщиком. Строго согласованный график поставок подразумевал, что уже в августе товар должен стоять на полке. Но, как говорится, проблемы подкрались незаметно. Китайская фабрика задержала выполнение заказа на целый месяц! И тут стало ясно, в нашем полку прибыло. Превратить «серый» импорт в «белый», плюс еще и срочно изменить всю логистику «скоропортящийся» обуви. Казалось, в столь короткие сроки это сделать невозможно.Решили так. Все, что могло бы поехать морем за 45-50 дней, вынуждено было поехать контейнерным поездом. 50 дней у нас явно не было, сами понимаете. Иначе обувь успела бы как раз к распродаже. Сливки должны сниматься вовремя!
Сроки доставки – фантастические и реальные
Той обувной компании мы предложили интересный контейнерный поезд, который за месяц оставляет груз из Китая, «от двери до двери». Этот поезд раньше формировался только из Сучжоу, а теперь едет еще и из Гуанчжоу. Маршрут: Гуанчьжоу-Ворсино. При этом, небольшую часть груза все-таки отправили автомобилем через весь Китай.Жд перевозка от двери до двери получилась за 23 дня. Здесь вот что важно. Есть предложение по доставке из Китая, которое называется «доставка скорым поездом за 14 дней». Бывает ложь, бывает наглая ложь, а бывает статистика. Да, на самом деле, в цепочке поставок от пункта А в пункт В есть такая часть и называется она «перевозка контейнерным поездом». И занимает она 14 дней. Но это совершенно не означает, что груз, готовый на складе 1 числа, будет на складе в Москве 14 числа. Реально, это 21-25 дней.
Главное, что если взять документы на этот контейнерный поезд, которые демонстрируют отчаянные логистические компании своим клиентам, то мы увидим, что там это написано. Но написано мелким шрифтом и «за скобками». В общем, не каждый заказчик поймет.
У тех компаний, которые не лукавят, все по-другому. Подача контейнера на загрузку, оформление экспорта, обработка на терминалах в КНР и РФ, таможенное оформление импорта, доставка контейнера на склад получателя производится по часовому графику. «Доставку от двери до двери за 14 дней» никто не обещает, зато стабильность – пожалуйста.
Бизнес «сереет» с Востока
Крупные «обувщики» − далеко не единственные, кто пришел в AKFA за «белым» импортом. В последние несколько лет, а в 2016 году особенно, это тренд стал проявляться все чаще. Но вот беда. Компании приходят и заявляют: «Мы готовы легализоваться». При этом многие из них работают с Китаем. Вот только оказалось, что в Китае поставщики не готовы легализоваться.«Прозрачная» поставка по прямому контракту подразумевает то, что компания-юридическое лицо в России заключила внешнеторговый контракт, открыла паспорт сделки. Далее платим рубли в банк, в банке покупаем валюту и эту валюту отправляем в Китай. Все бы было хорошо, если бы было куда в Китай отправлять эту валюту.
Огромное количество производителей, поставщиков сейчас работает в Китае за рамками правового поля. Продают товар либо через каких-то посредников из Гонконга, либо, что еще хуже, за наличные юани. Соответственно, если компания полностью легализовалась здесь, она элементарно не может им заплатить деньги.
Российское законодательство обязывает нас, как сторону внешнеэкономической сделки, товар оплатить и ввезти на территорию РФ в установленные сроки. Штрафы за нарушение сроков – колоссальные. С другой стороны, мы, как агенты, действуем по поручению заказчика, зачастую не придающего должного внимания этому вопросу.
Поэтому иногда возникают спорные моменты с клиентами, которые пытаются в процессе сделки поменять поставщиков, изменить суммы, отгрузить товар «на сторону», продать его сразу в Китае для покрытия долгов перед другим контрагентом... Приходится объяснять партнерам, что работа по внешнеторговым контрактам, даже при агентских схемах, требует системности, финансового планирования и контроля.
Агентская схема не только для суперагентов
Уже 7 лет AKFA работает по агентской схеме. Агентский договор подразумевает бесконечное количество взаиморасчетов, таблиц, отчетов. И в первое время было непросто, особенно с точки зрения бухгалтерии и учета. В дальнейшем, мы постарались все это автоматизировать на 1С.Дополнительно, чтобы схема работала, в различных провинциях Китая у нас есть партнеры – компании с экспортно-импортными лицензиями. Они закупают товар на внутреннем рынке в КНР за юани, его экспортируют, возмещают НДС и даже частично его компенсируют заказчику.
Сейчас немало логистических компаний переходит на агентские схемы. Кроме того, и тренд на «прозрачный» импорт вполне очевиден. Будем надеяться, что скоро ВЭД в России окончательно «побелеет». А вы как думаете?»
09.12.2016
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»