Таможня с интеллектом
Как ФТС заставит работать «большие данные» на себя и облегчит ли это бизнес учВЭДам
|
|
В 2018 году в России открыли первую электронную таможню – Приволжскую. Сейчас действуют 9 электронных таможен и 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), которые должны стать основными местами оформления товаров. По итогам прошлого года 97,5% деклараций было задекларировано в электронном виде, при этом автоматически выпущено более 1 млн деклараций.
С одной стороны, цифровизация сделала процесс контроля максимально прозрачным и исключила коррупционные риски. С другой же – почти полностью исключила личный контакт учВЭДа и инспектора. В итоге порой не понятно, почему в одних ЦЭДах импорт выпускают быстрее, а в других – медленнее.
Следующей вехой в цифровом развитии ФТС станет Стратегия-2030, благодаря которой таможни станут не просто электронными, но и «интеллектуальными». Для этого планируется использовать возможности искусственного интеллекта. Например, пункты пропуска будут представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля и других средств таможенного контроля.
• Удастся ли ФТС навести порядок в системе управления рисками?
• Почему таможня продолжит «зацикливаться» на постконтроле?
• И что будет с учВЭДами, когда ФТС найдет «общий цифровой язык» с зарубежными коллегами?
На эти и другие вопросы постараемся ответить в статье.
В фокусе ЦЭДа: успехи и «шероховатости»
Достоинством электронного таможенного декларирования является доступность и равноправие для всех регионов, поскольку не существует какой-то значительной разницы, откуда именно подается декларация. Кроме того, участники ВЭД получили возможность подтверждения поступления товара, а также возможность хранения всех документов, связанных с поставками, на едином таможенном сервере. Все это в совокупности способствует ускорению процедуры таможенного оформления.Однако процесс модернизации таможенного контроля не проходит без нареканий со стороны участников ВЭД. Например, один из проблемных вопросов – это сбои в работе цифровых сервисов ФТС. В том числе при работе с «Личным кабинетом» учВЭДы периодически отмечают самые разные проблемы: от неполного отображения таможенных расписок до сбоев в формировании отчетов о расходовании денежных средств.
Кроме того, при переходе на работу с ЦЭДами участники ВЭД периодически отмечают такую проблему, как невозможность связи с инспектором. Хотя ФТС и ставила задачу по исключению контактов инспекторов с декларантами для минимизации коррупционных рисков, добросовестные участники ВЭД отмечают полное отсутствие обратной связи. Получив отказ в автоматическом выпуске, им остается только гадать о его причинах. Нет возможности оперативно внести корректировки в декларацию, пообщавшись с инспектором. Отсутствие информации по назначенным мерам таможенного контроля участники ВЭД также отмечают, как негативный момент.
Из точки «А» в точку «Б»
Так, первый этап цифровизации таможенных органов и настройки межведомственного взаимодействия пройден. Рассмотрим те решения и элементы, к которым мы пришли на сегодняшний день.
До |
После |
Информационная разобщенность ФНС и ФТС | Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля. Товар прослеживается от прибытия на пункт пропуска до реализации. |
Декларация на товары подавалась в одно из 700 мест таможенного оформления и решение могло зависеть от конкретного инспектора. |
Регистрация деклараций на товары и их выпуск осуществляются в автоматическом режиме. |
Категорирование участников ВЭД по степеням риска носило отраслевую направленность и зависело от вида их деятельности, категорий перемещаемых товаров и направления перемещения грузов. Проводилось такое категорирование в том числе и в «ручном режиме» на основании 36 критериев. |
Создана автоматизированная система управления рисками, определяющая уровень риска участника ВЭД на основе 31 критерия. |
Было доступно только предварительное информирование таможенного органа о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС только автомобильным транспортом. Для всех остальных видов транспорта предварительное информирование носило необязательный характер. Контроль осуществлялся в основном постфактум. |
Введено обязательное предварительное информирование таможенных органов. С 1 апреля 2021 года вступят в силу новые форматы документов о предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. |
Фокус внимания был направлен на контроль в процессе таможенного оформления. | Фокус внимания смещен на проведение таможенного контроля после выпуска товара. |
Иной цифровой ракурс
Стратегия развития до 2020 года и разработанные нормативные акты стали фундаментом для создания Стратегии развития службы до 2030 года. Она включает в себя четыре направления. Первое – содействие развитию международной торговли и росту именно несырьевого экспорта. Второе – увеличение собираемости таможенных платежей. Третье – увеличение качества таможенного администрирования. И четвертое – предоставление конкурентных преимуществ законопослушным декларантам.1. Максимальная автоматизация всех рабочих процессов. Сегодня автоматизировано 25% рабочих процессов, к 2024 году стоит задача автоматизировать 50%, а к 2030 году – 100%. Например, уже автоматизированы регистрация и выпуск деклараций, а также категорирование. Помимо этого, сейчас создаются условия для полного перехода на электронный документооборот таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, министерств и ведомств, банковского сектора при уплате таможенных пошлин, налогов и иных сборов.
2. Внедрение передовых технологий обработки больших массивов данных, например, по перевозкам, межведомственному электронному взаимодействию, обмен данными с зарубежными таможенными органами. На сегодня система управления рисками за 3 секунды оценивает товарную партию, а обработка межведомственного электронного взаимодействия составляет всего 30 секунд. ФТС взаимодействует с электронными сервисами 14 ведомств: Росаккредитация, Минпромторг России, Роскомнадзор, Росрыболовство, ФСБ России, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Минкультуры России, Минобороны России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роспечать, Минфин России, Ространснадзор.
3. Применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров, в целях проверки подлинности, соответствия и факта выдачи сертификата в единой электронной системе верификации (при условии регистрации в системе верификации сертификатов) без предоставления оригиналов при таможенном оформлении.
4. Беспрепятственное прохождение таможенного оформления для добросовестных участников ВЭД.
5. Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени.
6. Появление «интеллектуальных пунктов пропуска».
7. Создание системы «единого окна» ФТС России, сопряженное с системами «единого окна» зарубежных государств.
Интеллектуальные приоритеты
Стратегию-2030 решено реализовывать в два этапа: первый – с 2021 по 2024 годы, второй – с 2025 по 2030 годы.На первом этапе будет разработана модель «интеллектуального» пункта пропуска по видам транспорта и созданы условия для формирования единой системы транзита товаров. Институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) планируется развивать с учетом международных стандартов. Кроме того, доля отправлений международной интернет-торговли, в отношении которых подаются электронные декларации, через пять лет должна быть доведена до 20%, а впоследствии и до 80%.
Давайте остановимся на наиболее интересных, на мой взгляд, пунктах, которые традиционно вызывают больше всего вопросов у участников в ВЭД.
«Фейсконтроль» грузов на границе
Интеллектуальный пункт пропуска будет представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, а также других средств таможенного контроля.
В ходе реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года весь процесс таможенного контроля на границе будет происходить так. На единую информационную платформу будут поступать данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться. На основе анализа будет приниматься решение о досмотре груза. Параллельно в работу включатся системы электронной очереди и диспетчеризации.
Слаженная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение «интеллектуальных пунктов пропуска» для безрисковых товарных партий, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД.
Планируется, что в пилотном режиме в РФ в 2024 году будут запущены два интеллектуальных погранперехода. Где именно, пока не уточняется.
«Зеленые» таможенные коридоры
Другим важным направлением реализации Стратегии-2030 является создание единой системы прослеживаемости товаров с таможнями других стран.
Учитывая созданные ранее «зеленые коридоры» по обмену данными с сопредельными государствами, пусть пока и в экспериментальном формате, прозрачность всех процессов возрастает. Яркий пример – это российско-китайский проект по упрощению перемещения товаров – «Зеленый коридор». Таможенные органы обмениваются информацией по специальному алгоритму: стороной указывается уникальный идентификационный код, при помощи которого сверяются сведения, полученные от сопредельного государства со сведениями, заявленными в декларации на товары. Если сведения совпадают, компании-контрагенты находятся в списке участников коридора и являются добросовестными. В этом случае груз беспрепятственно пройдет таможню.
Раз, два, три – какие риски?
Система управления рисками – это основной инструмент, с помощью которого определяются объекты и формы таможенного контроля. Он основан на следующем принципе. Для большей эффективности ресурсы ФТС применяются лишь для наиболее рисковых операций и групп товаров.
Категорирование проводится по совокупности определенных критериев. Также оно зависит от периодичности подачи деклараций на товары и частоты уплаты участниками ВЭД всех пошлин и платежей. Сегодня порядок проведения категорирования участников ВЭД регулируется Приказом Министерства финансов РФ №29н от 21.02.2020 года.
Сейчас при категорировании участников ВЭД также задействована автоматическая оценка уровня риска, в том числе и оценка риска каждой товарной партии в режиме реального времени за 3 секунды. Система в автоматизированном режиме проверяет участника ВЭД и товарную партию по 31 критерию. Если участник ВЭД относится к добросовестным – риски не срабатывают. Что касается категорирования каждой товарной партии, то происходит оценка только партии товара. При этом категория риска компании является одним из компонентов общей оценки риска. То есть на фоне низкого уровня риска, вполне может оказаться, что на товарную партию сработает риск-система и в отношении компании будут проведены формы таможенного контроля.
В ближайшем будущем, в том числе и благодаря реализации Стратегии-2030, категорирование участников ВЭД будет проводиться ежеквартально на основании имеющегося массива данных, в перспективе коррелирующих с другими контрольно-надзорными органами. Например, с ФНС.
Синхронизировать работу с другими ведомствами поможет закон «О государственном и муниципальном контроле» (ист.). Для каждого вида надзора будут определены основные риски. И у какой компании рисков больше, на ту и будут обращать пристальное внимание контрольно-надзорные органы. Причем эти риски не будут зависеть от размера предприятия. Главное, какие механизмы на предприятии используются и каковы показатели интенсивности его производства. Как пояснил замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, в итоге регуляторы рассчитывают на профилактику нарушений, чтобы выездные контрольные проверки стали редкостью.
«Если сейчас риск-ориентированный подход применяется только в 34 видах контроля, то после вступления в силу закона он будет применятся в 200 видах»
Одно из главных положений закона – создание системы анализа и учета рисков. Если сейчас риск-ориентированный подход применяется только в 34 видах контроля, то после вступления в силу закона он будет применятся в 200 видах. В итоге периодичность надзорных мероприятий будет зависеть от того, в какой категории риска находится компания. Если в категории высокого риска, то контроль будет осуществляться не чаще 1 раза в два года. А если низкий риск, то объекты освобождаются от планового контроля.
Сначала товары, а контроль после
В реализации Стратегии-2030 вся работа направлена на автоматизацию абсолютно любого процесса. В связи с чем планируется развивать акцент на постконтроле, который позволит упростить и сократить формальности при перемещении товаров через таможенную границу.
Механика контроля после выпуска товаров предполагает активное использование систем управления рисками и категорирования участников ВЭД при усилении взаимодействия с таможенными органами других стран. Кроме того, согласно новому Таможенному кодексу ЕАЭС срок постконтроля увеличен до трех лет.
Общая сумма доначислений составила 19,6 млрд рублей (+23%)
За январь-сентябрь 2020 года было проведено 1 147 постпроверок. Общая Помимо этого было конфисковано 102,5 млн рублей; доначислено платежей и наложено штрафов госорганами – 2,5 млрд рублей; возбуждено 5 473 дела об административных правонарушениях и 259 уголовных дел.
Система прослеживаемости национального уровня
В России ведется активная работа по созданию национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ). Ее разработкой и внедрением занимается ФНС. При этом не нужно путать НСПТ с системой маркировки продукции, оператором которой является Центр развития перспективных технологий.
Национальная система прослеживаемости не предусматривает нанесение специальных штрих-кодов и других идентификационных знаков на товар, как это происходит при маркировке продукции. НСПТ лишь присваивает регистрационный номер партии товара. Этот регномер отслеживается по документам. Простыми словами, система прослеживаемости предусматривает только количественный учет движения товара, который ввозится на территорию ЕАЭС.
С 1 июля обязательной документарной прослеживаемости будут подлежать следующие импортируемые товары:
- • детские сиденья и автокресла для организации безопасности перевозок детей;
- • автотранспортные погрузчики;
- • детские коляски;
- • электронные мониторы и проекторы;
- • стиральные машинки, предназначенные для бытовых нужд и деятельности прачечных;
- • интегральные электронные схемы и их составные части;
- • автотранспортные средства промышленного предназначения;
- • холодильное или морозильное оборудование, бытового и промышленного назначения.
Функции оператора информационной системы возложены на ФНС. ФТС предоставляет в систему сведения о товарах, указанных в перечне. Эти данные будут загружаться в систему и сопровождать товар по всей цепочке до торговой сети.
Национальная система прослеживаемости товаров станет еще одним инструментом, предполагающим контроль после выпуска товаров.
Чек-лист таможни будущего
Давайте резюмируем и кратко, тезисно вычленим ключевые изменения по переходу к интеллектуальной таможне в ближайшее десятилетие:2. Таможня уже ускорила и автоматизировала регистрацию и выпуск деклараций, а также систему управления рисками и категорирование участников ВЭД. К 2024 году планируется автоматизировать 50% всех рабочих процессов, а к 2030 году – 100%.
3. Акцент на постконтроле сохранится. Для этого таможенный контроль на границе будет сведен к минимуму, достаточному для обеспечения соблюдения российского законодательства.
4. Категорирование участников ВЭД будет проводиться ежеквартально на основании имеющегося массива данных, в перспективе коррелирующих с другими контрольно-надзорными органами. Например, с ФНС.
5. Пункты пропуска станут интеллектуальными. Они будут представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля.
6. На данный момент у ФТС налажено взаимодействие с электронными сервисами 14 федеральных органов исполнительной власти. В перспективе их количество будет увеличено до 73.
Итак, в своей «Стратегии-2030» ФТС ставит задачу «стать незаметной для добросовестных участников рынка». А нарушения в области таможенного и налогового контроля становятся угрозой для национальной безопасности страны. Будет еще больше усилена система прослеживаемости, с помощью межведомственного взаимодействия будет сделано так, чтобы система была полностью прозрачной.
Все это приводит к выводу о том, что на рынке-2030 выживет лишь добросовестный участник ВЭД. Так как все автоматические процессы (категорирование, автовыпуск, распределение деклараций и т.д.) будут основываться на алгоритмах, в том числе учитывающих степень добросовестности участников внешнеэкономической деятельности.
Тэги: ФТС, Стратегия-2030, интеллектуальная таможня, система управления рисками, таможенный контроль, ВЭД, Анна Фомичева
10.02.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса