Индонезия: островная логистика
О маршрутах с пересадками, куче разрешений буквально на все, системе таможенных рисков и традициях национального бизнес-этикета
Алена Лебединец корреспондент |
Индонезия, крупнейшая страна с самой большой экономикой в Юго-Восточной Азии – один из важнейших партнеров и друзей России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно данным ФТС, по итогам 2022 года общий товарооборот с РФ увеличился почти на 40%. Такая же динамика отмечалась и годом ранее. Россия экспортирует в Индонезию в основном пшеницу, мясо, удобрения и нефтепродукты. Из республики Юго-Восточной Азии РФ активно импортирует жиры и масла, машины и различное оборудование.
Кроме того, в апреле этого года ЕАЭС и Индонезия провели первый раунд переговоров по созданию зоны свободной торговли. На подписание планируется выйти через 1,5 года.
В связи с усиливающимся интересом России к Азиатско-Тихоокеанскому региону «Логирус» решил выяснить:
- • Как организовать доставку из Индонезии в Россию?
- • Сколько пересадок придется сделать, чтобы доплыть в РФ?
- • Что мешает авиадоставке некоторых грузов?
- • Сколько разрешений нужно импортерам и от кого?
- • Чего вы никогда не дождетесь от индонезийских партнеров?
- • И чем подсластить деловые отношения?
Логистический гайд по Индонезии «Логирусу» помогали составить:
председатель Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Индонезии Московской Торгово-Промышленной палаты
Александр Попов
Торговый представитель РФ в Индонезии
Александр Свинин
руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс»
Антон Шонин
заместитель генерального директора ООО «Sky-Marine»
Олег Куницын
руководитель отдела продаж банка «ФИНАМ»
Ольга Смирнова
основатель платформы Digital ВЭД
Анна Фомичева
глава комитета Ассоциации экспортеров и импортеров по работе с Республикой Индонезия, член Правления Общества дружбы России и Индонезии
Любарто Сартойо
Из Индонезии на перекладных
Индонезия – крупнейшее в мире островное государство, которое состоит из 17 тысяч островов, из них только 6 тысяч обитаемы. Поэтому вся логистика завязана либо на морских, либо на авиаперевозках.– Самые крупные порты Индонезии находятся на удалении от основных морских маршрутов, которые проходят через Малаккский пролив. Основными транзитными портами в данном регионе являются порт Кланг в Малайзии или Сингапур, – пояснил руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс» Антон Шонин.
В основном, грузы в Индонезию отплывают из порта Владивостока, добавил эксперт. Стоимость доставки варьируется от $2200 до $2500 за 20-футовый контейнер, и от $3200 до $4000 за 40-футовый.
При отправке грузов из Индонезии в РФ проблем с порожним контейнерным оборудованием в стране нет. Однако, предупреждает Антон Шохин, есть риск столкнуться с локальным дефицитом в некрупных портах: Белаван и Семаранг. На передислокацию контейнеров из Джакарты или Сурубаи необходимо закладывать от 14 дней.
– Из-за того, что большинство международных линий больше не принимает бронирование на РФ, приходится использовать несколько контейнерных линий. Например, нанимать одну на маршрут «Индонезия – Малайзия», вторую – на плечо «Малайзия – Китай», третью – на плечо «Китай – РФ». Из тех немногих, кто анонсирует в предложениях Индонезию, – линия FESCО. Этот оператор организует сервис из основных портов Индонезии через Шанхай во Владивосток, – пояснил Антон Шонин.
Представители компании Cargo Indonesia Group рассказали, что используют несколько маршрутов для доставки товара из Индонезии в Россию. Один из них проходит через китайский порт Циндао, другой – через иранский порт Бендер-Аббас.
Авиадоставка из Индонезии позволяет сократить транзитные сроки, но существенно увеличивает расходы. Один из крупнейших аэропортов, предлагающих грузовые рейсы в РФ, – это Сукарно-Хатта, расположенный в Джакарте, столице страны. Также российские участники ВЭД используют аэропорт Нгурах-Рай на острове Бали и Сурабая-Хатта, находящийся в Сурабае, втором по величине городе Индонезии.
Цена на доставку из Москвы в Джакарту составляет от $3,5-4 за кг груза. При этом время транзита – 3-5 дней.
– Авиадоставкой пользуются в основном грузовладельцы небольших партий, ведь на широкофюзеляжном самолете действуют ограничения до 4000 кг на место. Также, важно помнить про дополнительные сборы, – объясняет заместитель генерального директора ООО «Sky-Marine» Олег Куницын.
Речь идет о сборе за электронную передачу данных авианакладной: его размер составляет $20 плюс по $10 за каждую последующую. Причем если клиент печатает авианакладную самостоятельно, сбор за ее выпуск составляет $10, в противном случае придется заплатить $40.
Цена на авиадоставку из Москвы в Джакарту составляет от $3,5-4 за кг груза. Транзитные сроки – 3-5 дней
– Еще один способ авиадоставки – бортами Turkish Airlines через Стамбул. В этом случае стоимость 1 кг груза составит $30, включая таможенные платежи и упаковку. Считается вес гросс или объемный вес, смотря какой больше. Груз отправляется, как только общий вес партии достигнет 100 кг. В среднем, периодичность отправок составляет 1 раз в 2-3 недели, – рассказали представители Cargo Indonesia Group.
Осторожные переводы и предпочтительные валюты
Национальная валюта Индонезии – рупия, однако платежи местных компаний в основном проводятся в долларах. Сложность для российских компаний заключается в том, что крупнейшие российские банки отключены от международных SWIFT-переводов.– Индонезийские банки, будучи крайне зависимыми от американской банковской системы, очень осторожно проводят платежи в пользу российских контрагентов, опасаясь вторичных санкций. Крупнейшие банки, такие как «Мандири» или «БСА», как правило, вообще отказывают в таких переводах. Лучше выбирать кредитные организации второго или третьего эшелона. Например, среди лояльных к россиянам считается «Банк Пермата». Платежи проводятся в свободно конвертируемой валюте, но надежнее использовать юани, – советует председатель Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Индонезии Московской Торгово-Промышленной палаты Александр Попов.
- ● PT Bank Central Asia Tbk (BCA)
- ● PT Bank Negara Indonesia Tbk (BNI)
- ● PT Bank Rakyat Indonesia Tbk (BRI)
- ● PT Bank Mandiri Tbk
- ● PT Bank Maybank Indonesia Tbk
- ● PT Bank OCBC NISP Tbk
- ● PT Bank Permata Tbk
- ● PT Bank UOB Indonesia
- ● PT Bank of China (Hongkong) Ltd
- ● PT Bank China Construction Bank Indonesia Tbk
- ● PT Bank Danamon Indonesia Tbk
- ● PT Bank ICBC Indonesia
Представители российских банков достаточно редко имеют дело с платежами в Индонезию, однако считают это направление перспективным для бизнес-клиентов. К примеру, банк ФИНАМ уже проводит платежи в долларах и китайских юанях. Кроме того, ведется активная работа по внедрению расчетов в индонезийской рупии.
– Время исполнения платежа стандартное и не зависит от страны-получателя. Важно, когда клиент выставил поручение на перевод. Обычно платежи исполняются либо в день выставления, либо на следующий. При этом, как правило, у контрагентов открыты счета в местных банках, – пояснила руководитель отдела продаж банка «ФИНАМ» Ольга Смирнова.
Участники ВЭД используют и иные способы взаиморасчетов с контрагентами. По словам Анны Фомичевой, основателя платформы Digital ВЭД, сейчас платежи идут преимущественно через торговый дом в Китае, так как индонезийская рупия – трудно конвертируемая валюта. Сама схема выглядит следующим образом: на рубли покупаются юани, через торговый дом в Китае на юани приобретают доллары США и переводятся их поставщику в Индонезии.
– Ограничений по количеству банковских операций или суммам в индонезийских банках нет, но возможны иногда задержки платежей, так как банки-корреспонденты ведут усиленный контроль за соблюдением санкций и если есть подозрение на то, что доллары использует компания, аффилированная с Россией, то платежи отклоняются, – предупредила собеседница «Логируса».
Представители транспортных компаний, с которыми общался «Логирус», рассказывали о существенных задержках платежей. Так, зачисление средств на счет получателя занимает от 1 недели до 1 месяца. Платежи в китайских юанях проходят быстрее – за 4-7 дней. Однако не все поставщики готовы принимать оплату в этой валюте.
Один импорт и сто разрешений
Система таможенного регулирования в Индонезии предполагает получение различных лицензий и разрешений в зависимости от номенклатуры груза.– Для каждого товара требования индивидуальные. Для импорта различных лицензий и разрешений требуется больше, – отметила Анна Фомичева. – Для ввозимых товаров потребуется пройти лицензирование, техническое регулирование, государственную регистрацию.
По словам Александра Попова, для импорта любой продукции предприятие в Индонезии должно получить «Разрешение на торговлю» или Surat Izin Usaha Perdagangan (SIUP). В этом документе прописывается, какой товар и в каком количестве может быть ввезен в страну.
Кроме того, каждая компания должна иметь «Идентификационный номер импортера» или Angka Pengenal Importir (API). Есть два типа таких номеров: API-U (Umum) и API-P (Produsen). Первый из них является общим, при котором импортер может ввозить в страну разные категории товаров. Во втором случае речь идет об импорте товаров, необходимых для развития производства, например, сырья и компонентов или узлов готовой продукции. Следует отметить, что при получении API-P импортируемые товары, как правило, не могут быть реализованы на внутреннем рынке.
– Сама процедура получения API занимает достаточно длительное время, так как требует множества согласований. Порядок действий выглядит так: после создания предприятия и оформления постоянного разрешения на предпринимательскую деятельность следует подать документы на получение API, после чего может быть присвоен идентификационный таможенный номер или Nomor Identitas Kepabeanan (NIK), – объясняет Александр Попов.
Также, для импорта некоторых категорий товаров необходимо согласование государственных органов. К примеру, для ввоза в страну продуктов питания нужно получить рекомендацию Минсельхоза, а также согласование Агентства по контролю за лекарственными средствами и продуктами питания (Badan Pengawasan Obat dan Makanan). После этого следует получить еще и согласование Минторга.
Кожаные, мясные и опасные грузы
Таможенная служба Индонезии выделяет 4 категории рискового импорта: красная, желтая, зеленая и «Mitra Utama». Каждая из них предполагает разные степени таможенного досмотра и проверки документов, пояснил Александр Попов.– В наиболее рисковую категорию по импорту попадают, как правило, новые для таможни импортеры, а также компании, ввозящие в страну определенные виды товаров, подпадающих, по мнению правительства, в разряд «особо рисковых». В этом случае осуществляется полный досмотр товаров и проверка документов, – пояснил эксперт. – В категорию Mitra Utama входят «главных партнеры» таможни. Для них действует упрощенный режим таможенной очистки, и досмотр осуществляется лишь для товаров рисковой категории.
При ввозе товаров в Индонезию импортер платит несколько взносов. В их числе импортная пошлина (в соответствие с тарифом по коду таможенной классификации), налог на добавленную стоимость в размере 11% и налог на прибыль в размере 2,5-10%.
Величина таможенных сборов зависит от того, производятся ли эти товары в Индонезии, степень насыщения подобной продукцией внутреннего рынка и конкуренции с местными производителями.
Согласно данным Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Индонезии Московской Торгово-Промышленной палаты, минимальная таможенная пошлина платится за товары, которые используются в качестве сырья для сельского хозяйства или промышленности. При этом, на алкоголь размер пошлины может доходить до 150% в зависимости от крепости напитка.
Фактически заградительные пошлины установлены на различные колбасно-сосисочные изделия из различных видов мяса, в том числе в вакуумной упаковке – 30%. Сборы на рыбные консервы составляют 5-15%. Различные макаронные изделия, паста, вермишель, облагаются по ставке 20%. Аналогичная пошлина взимается с хлебобулочных изделий и печенья. Сигары и сигареты облагаются пошлиной в размере 40%, а вот табак для их изготовления – 5%. За парфюмерную продукцию (шампуни, мыло, зубная паста) придется заплатить сбор в размере 10-15%.
В стране наблюдается острая нехватка кожи животных для развития кожевенной и обувной промышленности, поэтому в большинстве случаев таможенная пошлина на такой товар составляет от 0% до 5%. А готовые изделия из кожи облагаются сбором в 15-20%.
Аналогичный подход применен и в дифференции пошлин на металлы: чугун и сплавы – 0%, сталь и железо, полуфабрикаты – 0%, нержавеющая сталь – 0-10%, стальные сплавы – 0-5%. А стальной прокат облагается по ставке 12,5-20%, стальные и железные болванки, уголки, швеллеры – 5-20%, стальная проволока – 5-15%.
Тортики и матрешки
Индонезия – страна присутствия. В большинстве случаев, вряд ли удастся развить успешный бизнес, изредка посещая страну. Здесь живут люди застолья: вначале приняты длительные переговоры о семье, увлечениях, настроении, а уже потом – переход к делам. Как и в любой азиатской стране визитку принято подавать двумя руками. При этом, получая ее, обязательно следует прочесть всю информацию, а уже потом положить в карман пиджака.В Индонезии лучше забыть об официальном дресс-коде. Если протокол мероприятия не предполагает костюм, то лучше приобрести национальную одежду для переговоров. Индонезийцы хвалятся своими рубашками из батика, поэтому обязательно оценят подобный жест уважения к своей культуре.
– Индонезия – самая многонациональная страна в мире. Учесть все – сложно, ведь это целый «винегрет» из обычаев. Но основных традиций нужно придерживаться. Здесь принято почитать старших. Даже если пожилой человек на переговорах не главный, то поприветствовать его нужно в первую очередь. Кроме того, национальное многообразие страны заключается в том, что на каждом из островов есть свой диалект. Поэтому, индонезийцы благосклонно воспринимают, когда иностранцы приветствуют партнеров не на официальном индонезийском, а на местном диалекте, – отмечает глава комитета Ассоциации экспортеров и импортеров по работе с Республикой Индонезия, член Правления Общества дружбы России и Индонезии Любарто Сартойо.
По словам Анны Фомичевой, для индонезийцев большое значение при общении играет вежливость и эмоциональная сдержанность. Поэтому даже в ситуации сложных деловых переговоров или конфронтации сторон стоит соблюдать деликатность, уважительный тон речи. В деловом общении индонезийцы ориентируются на диалог. Это хорошие слушатели, которые не перебивают собеседника, как бы пространно он ни выражался. На деловых встречах индонезийцы терпеливо воспринимают оратора, даже если не понимают его. В связи с этим у иностранцев может сложиться неправильное представление об отношении к своему выступлению.
– Не стоит переживать, если индонезийцы несколько раз задают вопросы, которые не касаются деловых отношений. Таким образом они проверяют у своих партнеров умение говорить правду, что в будущем скажется на доверии со стороны индонезийцев. Кроме того, нельзя ждать быстрого ответа и конструктива на первых встречах. Вход в деловые отношения более длительный, чем привыкли в России. Нужно набраться терпения, – советует Любарто Сартойо.
Самая существенная проблема в отношениях между индонезийцами и россиянами, по мнению Любарто Сартойо, – это различия в манере разговора. Российские бизнесмены привыкли выражаться прямо. Индонезийцы же всегда обходят «острые углы».
У индонезийцев не принято говорить «нет». Это считается невежливым. Но, не спешите радоваться. При необходимости отказа, представители Индонезии сделают это в завуалированной форме, обходными путями, а в некоторых случаях просто пропадут из поля зрения.
– Индонезийцы редко признаются, что не знают ответ на ваш вопрос, и в этих случаях делают вид, что им все понятно, хотя это и не так. К этому нужно относиться спокойно, помня, что для индонезийца крайне важно в любой ситуации «сохранить лицо». Любые решения принимаются коллективно, индивидуализм не приветствуется. Давление или агрессия с вашей стороны будут восприниматься индонезийскими партнерами резко отрицательно, как высшая степень неуважения. Как правило, во время переговоров индонезийцы сначала просят другую сторону высказаться, затем излагают свою позицию, стараясь сказать то, что вам понравится, а после этого следует вежливая просьба, – отмечает Анна Фомичева.
Культура подарков в деловых отношениях с индонезийскими партнерами тоже очень развита. Обычно на переговорах стороны дарят друг другу сувениры, отражающие культурную и национальную идентичность. С индонезийской стороны это обычно рубашки из батика, этнические маски, деревянные фигурки с инкрустацией. Как отмечают собеседники «Логируса», получивший в подарок матрешку индонезиец, конечно, не поймет ничего, но будет доволен тем, что теперь у него есть символ русской культуры.
– Индонезийцы очень любят сладкое. Поэтому, всем представителям России, которые приезжают в Индонезию для решения каких-либо вопросов, я всегда предлагаю брать на переговоры тортик, – говорит Любарто Сартойо. – На Бали уже есть несколько российских кондитерских, и местным жителям очень нравится их продукция.
Тэги: Индонезия, импорт, экспорт, таможенное оформление, пошлины, контейнерные перевозки, деловой этикет, Торгово-промышленная палата, Лантранс, Sky-Marine, Digital ВЭД, ФИНАМ
03.08.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров