Опять двадцать пять – теперь на погрузчики

Дистрибьюторы, операторы и таможенные представители о том, как скажется на рынке складской техники повышение ввозных пошлин на американские погрузчики

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор

Опять двадцать пять – теперь на погрузчики

С 5 августа ставка ввозной пошлины на американские «автопогрузчики с вилочным захватом, штабелирующие автопогрузчики и прочие тележки, оснащенные погрузочно-разгрузочным оборудованием, для неровной местности» составляет 25%. Это в 5 раз больше ранее действующей пошлины.

Российские ответные меры на американские санкции коснулись одновременно трех сторон рынка логистики, а именно: дистрибьютеров складской техники, таможенных представителей и складских операторов, которые эту технику используют.

Как повлияет удорожание «аризонской мечты» на рынок логистики, что общего у Второй мировой войны, СССР и американских погрузчиков, и кто из производителей жестче всего конкурирует на российском рынке, «Логирус» выяснял среди:


Дистрибьютеров
складской техники:

СоюзКомплектАвтоТранс
Генеральный директор ООО «СоюзКомплект­АвтоТранс»
Александр Карабатов
Олег Степанов
Генеральный директор ООО «ИСТК» (официальный дистрибьютор Komatsu)
Олег Степанов


Складских
операторов:

Дмитрий Марочкин
Руководитель терминала DPD
Дмитрий Марочкин
Олег Дорожинский
Управляющий партнер консалтинговой компании «BritBridgeLTD»
Олег Дорожинский
Александр Разин
Директор по администраттивно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис»
Александр Разин


Таможенных
представителей:

Олег Урван
Руководитель проектного отдела Nawinia
Олег Урван
Александр Кибасов
Специалист по таможенному оформлению V.I.G. Trans
Александр Кибасов
Владимир Дорохов
Директор по региональному развитию STS Logistics
Владимир Дорохов

Дважды два – не всегда четыре. Двадцать пять – не всегда заметно

Интересно, что история погрузчиков началась именно в США. HYSTER и Clark до сих пор спорят, кто первым придумал вилочный погрузчик. А случилось это в 1916-1917 годах, когда группа рабочих литейного завода создала машину для перевозки песка и необработанного литья. Эта машина и стала самым настоящим предшественником промышленных погрузчиков.

1921 г. Модель погрузчика от Clark под названием Trucklift грузоподъёмностью от 2 до 5 т.
1921 г. Модель погрузчика от Clark под названием Trucklift грузоподъёмностью от 2 до 5 т. Даже после начала Второй мировой войны, Clark оставался лидером на рынке с долей 90%.
Источник: ost-front.ru

Но вернемся из прошлого в настоящее. На российском рынке ярче всего представлены два американских производителя – HYSTER и Crown. Первый бренд, присутствует в России с 1936 года. По словам генерального директора ООО «СоюзКомплектАвтоТранс» Александра Карабатова – это один из наиболее распространенных американских брендов в России. Модельный ряд бренда состоит из всех возможных типов подъемно-транспортной техники: от малых складских тележек до 52 тонных контейнерных перегружателей.

− «Национальные» черты американской техники – очень простая, иногда излишне консервативная. Если американский конструктор будет сомневаться в надежности какого-то инновационного узла – они просто не будут его рассматривать, − подчеркивает Александр Карабатов.

ТОП-3 черты американской техники генеральный директор ООО «СоюзКомплексАвтоТранс» Александр Карабатов видит так:

Американцы точно не будут:
  • Насаждать машину сотней датчиков, чтобы сэкономить 50 грамм дизеля в месяц, как это делают немцы.
  • Ставить двигатель, сконструированный 60 лет назад, так как это «традиция», как это происходит у «японцев».
  • И уж точно не будут из-за 100 долларов дополнительной прибыли отказываться от 6 мм стали в пользу 3 мм, как это делают «китайцы».


Единственное преимущество американской складской техники – нестандартность. В этом сегменте они сильны. Зачем нужен этот сегмент сейчас? Большой вопрос
«Единственное преимущество американской складской техники – нестандартность. В этом сегменте они сильны. Зачем нужен этот сегмент сейчас? Большой вопрос»
Источник: heavyequipmentguide.ca

Резюмируя, генеральный директор ООО «СоюзКомплектАвтоТранс» отмечает, что американцы не мелочатся и в достаточной степени «консервативно-инновационны», поэтому эту технику в России любят и уважают. − Другое дело, не всегда у наших есть деньги, чтобы позволить себе «американца», − подчеркивает Александр.

Преимущества нестандартных погрузчиков из США признает и Олег Дорожинский, управляющий партнер консалтинговой компании «BritBridge LTD», который давно оперирует различными складами класса А. Он напоминает, что во времена СССР американские дизельные погрузчики использовали достаточно часто. – Единственное преимущество американской складской техники – нестандартность. В этом сегменте они сильны. Зачем нужен этот сегмент сейчас? Большой вопрос, − сетует Дорожинский. Эксперт приводит пример: когда требовалось перевезти палету, весом более 3,5 тонны между складами, а «немецкий Jungheinrich было жалко», возили «американцем».

− Рынок практически не заметит повышения пошлины на американские погрузчики, так как она распространяется на оборудование, собранное на территории США, а % такого оборудования оставляет не более 0,5% от всего рынка, − поддерживает генеральный директор ООО «СоюзКомплектАвтоТранс» Александр Карабатов. Он убежден, что в погрузчики, собранные в США — это какие-то нишевые, узкоспециализированные продукты, где конечная стоимость оборудования имеет меньшее значение, чем, технические характеристики. Например, компания HYSTER свои основные поставки на территорию России осуществляет с двух Европейских заводов, в Наймегене (Нидерланды) и Крэйгэвон (Ирландия). И эти машины, как Вы понимаете, не попадают под антисанкции.

С мнением коллеги солидарен и Олег Степанов, генеральный директор ООО «ИСТК». − Любое ограничение поставки товара, априори, не может положительно сказаться на рынке. Но, в связи с тем, что американские бренды, в области складской техники, были слабо представлены в России, данный фактор, практически, не повлияет на рынок, − убежден эксперт.

Итак, несмотря на то, что история погрузчиков берет в свое начало в США, у России другая история. Нестандартные американские складские решения нужны далеко не всем. Кроме того, повышенные пошлины распространяются только на продукцию, собранную в США, а такой на российском рынке не более 0,5%. Как следствие, повышение пошлин рынок производителей и дистрибьютеров практически не заметит, резюмируют эксперты.

А мечты наши не «аризонские»

Наиболее востребованными на российском рынке ООО «ИСТК» называет погрузчики из Европы и Японии. Коллега, Александр Карабатов, добавляет о специфике оборудования. − Традиционно в России высоко потребление противовесных вилочных погрузчиков, это классические погрузчики широкого применения. Доля этих машин в общем объеме потребления порядка 60%, − отмечает эксперт.

Генеральный директор ООО «ИСТК» подчеркивает и увеличение поставок техники китайского производства. – Однако, ее качество оставляет желать лучшего – сетует эксперт. Американские бренды «ИСТК» ставит на одно из последних мест, соглашаясь с «СоюзКомплектАвтоТранс» в том, что они значительно дороже европейских производителей.

«А "американцы" всегда "сбоку" и торговое представительство у них какое-то "вялое"»
«А "американцы" всегда "сбоку" и торговое представительство у них какое-то "вялое"»
Источник: Hyster.com

Управляющий партнер консалтинговой компании «BritBridge LTD» Олег Дорожинский видит основную конкуренцию на российском рынке складских погрузчиков между «итальянцами» (STILL) и «немцами» (Jungheinrich и Linde). – А «американцы» всегда «сбоку» и торговое представительство у них какое-то «вялое», подчеркивает Дорожинский.

Хотелось бы сказать, что каждый дистрибьютор поддерживает «аутентичность» представляемых им брендом и поэтому считает американское производство неконкурентоспособным, ан нет – «топовые» российские операторы чаще всего солидарны с дистрибьюторами.

− Повышение пошлины на американскую складскую технику едва ли сильно повлияет на рынок. У нас нет ограничений по производителям. Мы выбираем оборудование по соотношению цена − качество, − подчеркивает руководитель терминала DPD Дмитрий Марочкин. На своих складах оператор использует: японские бензиновые погрузчики KOMATSU и Toyota (уличный вариант), немецкие электрические погрузчики STILL и Jungheinrich, а также американский высотный штабелер Yale.

В транспортной компании «Байкал Сервис» американская складская техника также представлена исключительно компанией Yale, при этом доля незначительна – не более десятка единиц техники. − С учетом того, что эти погрузчики при желании легко можно будет заменить аналогичной продукцией японских и корейских производителей, которые ни в чем не уступают по качеству, делаю вывод о том, что повышение ввозных пошлин на ряд американских товаров до 25% не окажет значительного влияния на рынок складской техники в России, − подчеркивает Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности «Байкал-Сервис ТК».

Наиболее востребованными для российского рынка эксперт называет производителей Европы, Японии и Кореи. По «национальным» особенностям, Александр, предлагает поставить американские погрузчики в один ряд с японскими. − Можно вспомнить, что японская промышленность поднялась после Второй мировой войны не без помощи американских компаний. Поэтому техника из этих стран очень похожа, до сих пор можно встретить немало взаимозаменяемых комплектующих, − рассказывает Разин.

Преимущественно «Байкал Сервис» использует технику марок Komatsu, Toyota, которая «надежна и неприхотлива». − По опыту знаю, что такая техника способна работать до 12-15 лет без каких-то существенных поломок. Мы работаем с европейскими производителями складской техники, в частности, немецкими Jungheinrich, Linde, Still. Их погрузчики технологичные, они хороши на складе, но при этом нельзя сказать, что они неприхотливы. Как правило, это очень требовательные к полу механизмы – никаких неровностей там быть не должно. В противном случае, могут «полететь» подшипники, − поясняет Александр.

«Никакой европейский дизель не выдержит 30-40 градусные морозы в Сибири, где мы также работаем»
«Никакой европейский дизель не выдержит 30-40 градусные морозы в Сибири, где мы также работаем»
Источник: kiit.ru

Он добавляет, что также важно учитывать температурный режим региона. – Никакой европейский дизель не выдержит 30-40 градусные морозы в Сибири, где мы также работаем, − подчеркивает директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК».

Итого, наиболее востребованными на российском рынке дистрибьюторы и операторы называют европейских, японских и корейских производителей погрузчиков. Отмечается также прирост поставок китайской техники. При этом американских производителей многие ставят на последнее место в рейтинге. Однако для специализированных задач, например высотного подбора, американскую технику все же используют.

Вся «соль» под капотом, а не в пошлинах

С тем, как что повышение импортных пошлин на погрузчики дистрибьюторы и операторы восприняли, мягко говоря, спокойно – мы уже определились. Но у этой медали есть и третья сторона – экспедиторы, таможенные представители, которым с американской ВЭД все еще работать и работать. Главные сложности с оформлением погрузчиков директор по региональному развитию STS Logistics Владимир Дорохов видит вовсе не в повышении пошлин. Оно и понятно, компания чаще всего завозит японские, а не американские погрузчики. − Если декларант опытный, то проблем с оформлением погрузчиков быть не должно, − отмечает Дорохов. Однако, сложности, могут быть при классификации специального навесного оборудования, добавляет эксперт.

Например, однажды STS Logistics везла специальный ковш для погрузчика, где таможня нашу классификацию не подтвердила, но при этом и свой код не предложила. – То есть было примерно так: «Этот код неправильный, а какой правильный – мы определить затрудняемся», − поясняет эксперт. В результате представители таможни перестраховались и решение по классификации оборудования переложили на судебные органы. А суд − дело долгое, в результате чего, вполне естественно, мы получили недовольство клиента, резюмирует Владимир Дорохов.

Также важным элементом оформления погрузчиков является требование правильного оформления ПСМ – паспорт самоходной машины, продолжает Владимир. Это документ, аналогичный ПТС на легковой автотранспорт, в котором содержатся данные о технике: описание технических характеристик, составляющих агрегатов, информация о владельце, данные о регистрации. Нужен он для правильного бухгалтерского и налогового учёта, дальнейшей беспрепятственной продажи заказчику, эксплуатации и передислокации техники. − Также для выдачи ПТС важно правильно предоставить данные по расчёту утилизационного сбора. Но, если раньше были проблемы в расхождении паспортных данных и информации на внешнем металлическом шильдике, то сейчас уже все эти вопросы решены, − объясняет Дорохов.

С камнями под кузовом погрузчика разобрались. Вернемся к нашей «аризонской мечте» под кодом ТН ВЭД 8427201100. А подорожала она с 5% до 25%, констатирует Олег Урван, руководитель проектного отдела Nawinia. Он полагает, что увеличение пошлин повлияет на стоимость конечного продукта, где используется данное оборудование и, в целом, отразится на потребителях.

Увеличение конечной стоимости товара – это в том числе следствие и повышения утилизационного сбора на спецтехнику, продолжает эксперт. Так, в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ №81 от 06.02.2018 г.», повышение базы для исчисления утилизационного сбора на спецтехнику составило с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС.

Но руководитель проектного отдела Nawinia Олег Урван полагает: несмотря на повышение пошлин, производители, которые отдают предпочтение технике из США, продолжат ее приобретать. Причина – многие процессы работы и обслуживания уже заточены под данную технику. – В итоге все дополнительные затраты на пошлину будут заложены в конечный продукт, − подчеркивает Олег.

С руководителем проектного отдела Nawinia не согласен специалист по таможенному оформлению V.I.G. Trans – Александр Кибасов. Он убежден, что повышение пошлин значительно скажется при востребованности американских погрузчиков на российском рынке. Причина, на его взгляд, в существенном росте пошлины в 5 раз: с 5% до 25%. V.I.G. Trans, как правило, возит погрузчики из Европы и Азии, чаще всего из Китая. Сложностей с определением кода здесь не видят, так как товар практически всегда имеет хорошее техническое описание и высокую стоимость. Специфическим моментом называют то, что не все таможенные посты могут работать с таким видом товаров как погрузчики.

Итак, большинство таможенных представителей связывают сложности с оформлением погрузчиков вовсе не в изменении пошлин. Затруднения могут произойти при кодировке дополнительного оборудования и неправильного оформления паспорта самоходной машины. Ну а пошлины? Пошлины ставят в один ряд с повышением утильсбора и другими фискальными методами «увеличения конечной стоимости товара для потребителей». Однако в том, что повышение ввозных пошлин на «аризонскую складскую мечту» в 5 раз существенно повлияет на рынок убеждены два из трех таможенных представителей.

Дистрибьюторы и операторы, в свою очередь, убеждены, что американские погрузчики продолжат приобретать для специализированных целей. Так в данном случае важнее функционал, нежели стоимость оборудования. К тому же повышенная до 25% пошлина распространяется только на продукты, собранные в США, а это 0,5% от всего рынка.

Ну а как именно повлияет рост пошлины на «аризонскую мечту»: окончательно вытеснит технику с рынка или будет закладываться в конечную стоимость – покажет лишь время и «Логирус».


26.08.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх