Если трудно дышать, ослабляем ошейник


Если трудно дышать, ослабляем ошейник

На какую помощь от контрольно-надзорных органов может рассчитывать бизнес во время пандемии

Лев Бабенко Лев Бабенко
редактор




Пандемия коронавируса нанесла мощный урон не только по здоровью миллионов людей по всему миру, но и по экономике огромного количества государств. По данным аналитического агентства Moodyʼs Analytics ( источник ) последствия от пандемии будут сравнимы с Великой депрессией1, если режим самоизоляции в странах продлится несколько месяцев.

Во время Великой депрессии началось падение и обвал банковской системы, предприятия остались без кредитов на развитие и рост, из-за чего закрылось порядка 50% предприятий страны, а уровень безработицы достиг 25%. Последствия кризиса в США негативно сказались на экономике стран Латинской Америки и Европы. По прогнозам тех же американских аналитиков, пандемия коронавируса станет «таким „черным лебедем“, какого мы еще не видели».

Чтобы минимизировать ущерб, власти РФ приняли ряд мер по поддержке предпринимателей. Так, общий бюджет антикризисного фонда составил 800 млрд рублей: 300 млрд рублей выделило правительство России и еще 500 млрд предоставил Центральный банк страны.

Часть этих средств направят на прямую безвозмездную помощь от государства, также предприятиям МСП предоставили отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев. Также ввели временный мораторий на банкротство компаний и разработали специальный кредитный продукт, который, по мнению российских властей, позволит удержать компании на плаву.

При этом транспортно-логистические компании продолжают свою деятельность в период режима повышенной готовности, а, значит, частично сохраняется и контрольно-надзорная деятельность за ними. И сегодня «Логирус» ставит задачу выяснить, как устроен контроль и надзор за логистическими компаниями, а также насколько эффективны принятые меры поддержки, по мнению руководителей транспортных компаний. А интересует нас таможенный, налоговый и транспортный контроль.

Смогут ли транспортно-логистические компании претендовать на налоговые каникулы и отсрочки по взносам в Фонд Социального Страхования? Работает ли на деле отмена выездных проверок налоговых инспекций? Соблюдается ли режим «зеленого коридора» на таможенных пунктах? И главное, какие дополнительные меры поддержки представители бизнеса ожидают от властей? С этими вопросами нам помогут разобраться:

Филипп Яровой 
заместитель начальника отдела стратегии и мониторинга поведения налогоплательщиков ФНС России
Филипп Яровой
 
Пресс-служба ФТС России
 
пресс-служба «Ространснадзор»
Светлана Заварзина 
главный бухгалтер транспортной компании «Байкал-Сервис ТК ТК»
Светлана Заварзина
Иван Комаров 
производственный директор логистической компании «Оптимальная Логистика»
Иван Комаров
Фаиль Шигабутдинов 
генеральный директор транспортно-экспедиционной компании GLT
Фаиль Шигабутдинов
Владимир Матягин 
президент ассоциации «Грузавтотранс»
Владимир Матягин
Георгий Властопуло 
генеральный директор логистической компании «Оптимальная Логистика»
Георгий Властопуло
Алексей Иншаков 
технический директор «Транссертико»
Алексей Иншаков

Налоги на каникулы, на выезд не поедем

Правительство России 2 апреля 2020 года выпустило постановление «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». В этом постановлении власти распорядились предоставить организациям и индивидуальным предпринимателям, наиболее пострадавших от пандемии налоговые каникулы на 6 месяцев (на все виды налогов, за исключением НДС).

Правительство также продлило сроки уплаты по страховым взносам, исчисленных с выплат и иных вознаграждений и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также перенесены сроки представления налоговых деклараций: расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, а также расчеты сумм налога на доходы физических лиц — на 3 месяца, а предоставление деклараций по налогу на добавленную стоимость и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г перенесено 15 мая 2020 года.

Пока эти меры распространяются исключительно на компании, работающие в одной из 10 отраслей, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавируса (список закреплен в соответствующем постановлении Правительства. Однако впоследствии перечень будет расширен.

При этом, у компании, претендующей на все налоговые послабления, в 2020 году доходы должны снизиться более чем на 10%, в то время как в 2019 году подобный убыток отсутствовал. Однако 7 мая на совещании с представителями транспортной отрасли президент РФ Владимир Путин поручил расширить перечень пострадавших компаний.

Если организации своим собственным или арендованным транспортом осуществляют перевозку, применяется код ОКВЭД 49.41 — «Деятельность автомобильного грузового транспорта». Эти компании, согласно постановлению Правительства РФ, попадают в перечень пострадавших от пандемии. Те, кто занимается транспортно-экспедиционной деятельностью относятся к коду 52.29 — «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками», и они не имеют возможности претендовать на налоговые каникулы и отсрочки по взносам.

Также ФНС по поручению Правительства России приостановила выездные проверки до 31 мая включительно. Речь о глубоком изучении деятельности проверяемого лица для выявления серьезных недочетов схем ухода от налогов, а также признаков налоговых преступлений. Основания для подобных проверок необходимы веские, поэтому большую часть предприятий выездные проверки не беспокоят.

Как сообщил Филипп Яровой, заместитель начальника отдела стратегии и мониторинга поведения налогоплательщиков ФНС России, вместе с выездными проверками приостановлены допросы, осмотры, вызовы в налоговый орган и другие мероприятия, осуществляемые в рамках этой деятельности.

«Приостановление выездных проверок необходимо продлить, как минимум, до 6 месяцев»


Но по мнению представителей бизнеса, такая мера не слишком сильно помогает компаниям. «Выездными проверками охвачен малый круг предприятий, и подобные меры на деятельности компаний не скажутся. К тому же, 2 месяца — слишком короткий срок, чтобы ощутить последствия этой меры поддержки Правительства, приостановление выездных проверок необходимо продлить, как минимум, до 6 месяцев», — полагает главный бухгалтер «Байкал-сервис ТКа» Светлана Заварзина. При этом, по ее словам, камеральные проверки осуществляются в стандартном режиме. Речь о контроле, который инспекция проводит регулярно без какого-либо специального решения.

С коллегами солидарны в GLT по поводу эффективности принятых правительством мер. В компании отмечают, что камеральные проверки продолжают проводить в прежнем порядке, а налоговые органы ссылаются на то, что транспортно-логистические компании продолжают работу в стандартном режиме.

В GLT также раскритиковали недостаточный уровень разъяснений и доведения информации со стороны налоговых органов. «Представляется разумным направление информационных писем с разъяснением о порядке действий по системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. В условиях пандемии представителям важно понимать четкий порядок представления отчетов», – поясняет Фаиль Шигабутдинов.

Также, по мнению директора компании, организации, помогающие медицинским учреждениям и государственным органам во время пандемии, стоит поощрить, предоставив налоговые послабления. Например, продлить налоговые каникулы, снизить размер страховых взносов и уменьшить количество взимаемых налогов.

«Байкал-Сервис ТК» в числе других транспортных компаний обратилась к правительству РФ с рекомендациями по мерам поддержки. В числе прочего предлагается предоставить арендные каникулы или временные снижения арендных ставок.

«Отмена или снижение, например, до 15% социальных выплат — очень востребованная мера для успешного преодоления кризиса, особенно актуально для компаний, которые, как и мы, стараются максимально сохранить рабочие места. Также считаем уместным на этот период временно отменить/снизить НДС или хотя бы ставку налога на прибыль», — добавляет операционный директор компании «Байкал-Серви ТК» Владимир Каляцкий.

Досмотры «зеленых» грузов

В ФТС 27 марта сообщили о временном обнулении пошлин на товары, ввозимые для предупреждения и предотвращения коронавирусной инфекции. Для товаров первой необходимости был организован «Зеленый коридор».

В этот список вошли 58 товаров, из них 31 позиция — это продукты питания, а остальные 27 — товары для личной защиты, гигиены и дезинфекции.

Все факторы, которые потенциально могут замедлить таможенное оформление этих товаров, включая дополнительные проверки и принудительное помещение транспортных средств в зоны контроля, как утверждают в ФТС, на сегодняшний день урегулированы. Среднее время оформления товарной партии занимает от часа до двух. Также в ведомстве отчитались о сокращении количества досмотров грузов.

«На переходах дежурят службы Роспотребнадзора они замеряют температуру и просят заполнять анкету о местах пребывания и контактах, что создает небольшие задержки прохода границы в целом, около 10 минут на водителя», — отмечает технический директор «Транссертико» Алексей Иншаков.


«Необходимо сократить срок выпуска декларации на товары и минимизировать количество проверок и согласований функциональных отделов»

Как сообщают в транспортно-логистических компаниях, принятые меры действительно исполняются сотрудниками таможни. «В среднем процент досмотров грузов по нашим текущим наблюдениям составляет 1,5 – 2% от общего количества подаваемых деклараций на товары, что примерно в два раза меньше, чем за аналогичный период предыдущего года», — отмечает производственный директор логистической компании «Оптимальная Логистика» Иван Комаров.

При этом, по его словам, сотрудники таможни активно запрашивают документы для постконтроля. «Все прочие товары оформляются в стандартном режиме. ФТС необходимо сократить срок выпуска декларации на товары и минимизировать количество проверок и согласований функциональных отделов», — полагает Иван Комаров.

Многие представители транспортных компаний опасаются, что предложенные Правительством России меры не будут реализованы в полную силу. «Главное, чтобы все не превратилось в фикцию, как с кредитными каникулами, когда многочисленные заемщики в том числе ИП и юрлица, выпали из получения такой возможности из-за резко введенных лимитов по займам», — делится опасениями Алексей Иншаков.

Ространснадзор: опасность никто не отменял

Как отметили в Ространснадзоре, на период режима повышенной готовности, в ведомстве приостановили проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В отношении представителей малого и среднего бизнеса будут проводиться только внеплановые проверки. Основаниями для таких проверок в первую очередь являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Плановые проверки в 2020 году проводятся только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых относится к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к I классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, 1 классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Все проверки будут проводиться в дистанционном формате, с использованием средств аудио- или видеосвязи.

Выезд инспекторов Ространснадзора на проверку, как отметили в ведомстве, будет возможен при условии согласования с органами прокуратуры субъектов РФ, если для этого будут достаточные основания (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Представители бизнеса отмечают, что дополнительно Ространснадзору стоит ввести мораторий на контроль за осевыми нагрузками и обратить внимание на коррупцию, до сих пор действует на трассе.

«Сейчас на дорогах действуют так называемые "абонементы" — за 15 – 20 тыс. рублей водители избегают многочисленных проверок за нарушение режима самоизоляции и могут передвигаться без пропуска. Вы становитесь попросту "невидимым" для сотрудников Ространснадзора. Водители, выбирая между штрафом в 100 – 200 тыс. рублей и "абонементом" в 15 – 20 тыс, остановятся на меньшей сумме», – отмечает Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Итог: Диалог — вот что ценно

7 мая состоялось совещание между президентом РФ Владимиром Путиным и представителями ведущих компаний и деловых сообществ транспортной отрасли. Были приняты решения.

Руководители субъектов РФ должны предусмотреть региональные механизмы поддержки системообразующих предприятий. В качестве общей меры поддержки для системообразующих компаний принята программа льготного кредитования на пополнение оборотных средств. Конечная ставка по таким займам не превышает 5%.

До этого для поддержки компаний выделили более 800 млрд рублей, владельцам бизнеса предоставили налоговые каникулы, а также приостановили выездные проверки налоговых органов. Но к отсрочкам платежей смогут прибегнуть только компании, чья деятельность, относится к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавируса, согласно постановлению Правительства РФ. Центральный банк России ввёл дополнительные меры для поддержки заёмщиков наиболее уязвимых отраслей экономики и финансовых организаций.

Меры поддержки в виде налоговых каникул будут распространяться только на те организации, которые своим собственным или арендованным транспортом осуществляют перевозку грузов, а их деятельность попадает под определение кода ОКВЭД 49.41 — «Деятельность автомобильного грузового транспорта». Но 7 мая президент РФ Владимир Путин поручил расширить этот список.

Контрольно-надзорные органы, в свою очередь, определили свои меры поддержки транспортной отрасли в виде послаблений. Например, ФНС отменила выездные проверки. Однако они и до коронавируса осуществлялись в отношении малого количества предприятий, а камеральные проверки во время пандемии реализовывались в стандартном режиме. Поэтому принятых мер в области взаимодействия с налоговыми органами, по мнению представителей бизнеса, недостаточно.

В таможенной службе организовали «зеленые коридоры» для транспортных средств с грузами первой необходимости. А в Ространснадзоре также приостановили плановые проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а для внеплановых потребуется разрешение прокуратуры субъекта страны.

«Пандемию коронавируса может не пережить до 50% логистических компаний России»

Несмотря на все принятые меры поддержки, пандемию коронавируса, по прогнозам аналитиков, не переживут многие логистические компании России. «Логирус» желает вам сил и подпрыгнуть из рецессии в лучших традициях V-образного экономического кризиса. И всегда помните, постконтроль длится три года, а пандемия всего лишь пару месяцев!


1Великая депрессия - мировой экономический кризис, произошедший в 30-е годы XX в, повлекший за собой крах банковской системы в США и других странах. 

Тэги: Коронавирус, пандемия, налоговые проверки, зеленый коридор, большегрузы, таможня
12.05.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх