В этом году Россия не намолотит, так «срубит»
О том, как долго продлится сезон «горящих» экспортных цен на зерно и выдержит ли инфраструктура надежды российских аграриев подзаработатьМарина Сергученкова корреспондент |
Из-за снижения объемов предложения зерна, экспорт данного вида продукции из России упадет до 35-43 млн тонн, сообщили «Логирусу» железнодорожный инфраструктурный оператор АО «Русагротранс», а также аналитики аграрных рынков «Совэкон» и АКРА. Это как минимум на 23% ниже рекордных экспортных показателей прошлого года, которые составили 55,4 млн тонн.
Нынешний сельхозгод, скорее всего, не принесет новых рекордов – экспортных и урожайных, полагают опрошенные «Логирусом» перевозчики и аналитики рынка. Исторический экспортный успех сельхозсезона 2017/18 в 55,4 млн тонн (LR. экспорт зерна, включая зернобобовые и муку) повторить не удастся. Об этом уже можно более или менее уверенно говорить в связи с тем, что, по состоянию на начало августа, около 60% посевных площадей в России убрано. В то же время этот год, согласно прогнозным планам экспертов, будет все-таки лучше сельхозсезона 2016-2017. Тогда, по официальным данным Минсельхоза РФ, Россия продала за рубеж 35,5 млн тонн зерна, включая 27,1 млн тонн пшеницы.
«Взвесить» новый урожай, оценить его качество и перспективы сбыта на мировых рынках «Логирусу» помогли:
Руководитель аналитического центра АО «Русагротранс»
Игорь Павенский
Генеральный директор аналитического центра «Совэкон»
Андрей Сизов
Глава консалтингового агентства InfraNews
Алексей Безбородов
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА
Максим Худалов
Не каждый год зерну рекорд
Объем экспортных поставок в первую очередь зависит от нового урожая. А он в этом году, мягко говоря, не выдающийся. По оценкам министерства сельского хозяйства РФ, в нынешнем сельхозгоду можно рассчитывать примерно на 100 млн тонн (LR. в сезоне 2017/18 – 135,4 млн тонн). Прогнозы экспертов немного оптимистичнее. Так, по данным АО «Русагротранса», сейчас можно говорить о сборах в 110,1 млн тонн, а, по данным АКРА, – о 110-115 млн тонн зерна, с учетом корректировки из-за летней засухи.– Сейчас все вдруг резко закричали, что у нас неурожай: мы упали до 105 млн тонн. Да вы что, ребята. Это нормальный урожай. Вспомните, еще четыре года назад перейти 100 млн тонн валового сбора зерновых и зерно-бобовых – это было счастье, – напоминает глава консалтингового агентства InfraNews Алексей Безбородов. – Общий вектор развития правильный: мы продолжаем наращивать производство. Все остальное ерунда. Спады естественно будут, это логично и закономерно.
Еще одна особенность нынешнего года, беспокоящая участников рынка, – это невысокое качество нового урожая, которое может сказаться на экспортной цене. По оценкам ФБГУ «Центр оценки качества зерна» на 20 августа, доля продовольственной пшеницы III и IV классов снизилась до 65,5%. В аналогичном периоде прошлого года этот показатель составлял 67,5%. Статистику не украшают, в основном, Центральный и Приволжский федеральные округа. Южный федеральный округ старается держать марку. Доля продовольственной пшеницы здесь ниже 74% не опускается.
Скромный урожай может быть и скорее всего будет компенсирован рекордными переходящими остатками прошлого года, которые на начало сельхозсезона составляли порядка 20 млн тонн, отмечает Игорь Павенский, руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» (LR. в сезоне 2016/17 – 18,8 млн тонн). Однако запасы пшеницы на юге России ускоренно сокращаются из-за рекордных объемов экспорта. Так, за пять месяцев 2018-го продажи пшеницы за границу выросли в 1,7 раза, до 17,1 млн тонн или $3,1 млрд. Лидером по наращиванию объемов закупок стал Вьетнам, увеличив импорт этого злака из РФ в 19 раз.
– По сравнению с прошлым годом продажи пшеницы в Ставропольском крае выросли в 1,6 раза, а в Волгоградской области – в 2,8 раза. Между тем уборка пшеницы на Юге практически завершена. Иными словами, запасы в хозяйствах уже достигли своего сезонного максимума и далее пойдут на спад. Дальнейшая динамика экспорта все в большей мере будет зависеть от поступлений из более отдаленных от портов регионов Центра и Поволжья, – полагает генеральный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.
Аномально жаркий ценник
Из-за снижения объемов предложения зерна, экспортные прогнозы также далеки от прошлогодних рекордов. В этом все опрошенные «Логирусом» отраслевые эксперты солидарны. Самый высокий прогноз дает «Совэкон» – 43,7 млн тонн, в случае отсутствия государственных ограничений на экспорт. Самый низкий АКРА – 35-40 млн тонн.– Экспортный потенциал, с учетом валового сбора и переходящих запасов на уровне 20 млн тонн, составляет около 42 млн тонн. Объемы предложения пшеницы, которым Россия располагает в настоящий момент, самые существенные в мире. Предлагаемая экспортная цена, которая сейчас в среднем составляет $222-225 за тонну пшеницы с протеином 12, также очень привлекательна и конкурентоспособна. Поэтому указанный потенциал по экспорту вполне осуществим, – резюмирует руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский.
Цена является существенным фактором, способным скорректировать общие объемы и текущие темпы отправок зерна за рубеж. Рост экспортных цен отражается на «экспортных темпах» через месяц, а то и два, поясняет Андрей Сизов. В долгосрочной перспективе всего сезона рост цен на зерно продолжится, в краткосрочной же может замедлиться или остановиться, рассуждает собеседник «Логируса». Связано это с сокращением мировых запасов пшеницы, а также тем, что «все сельхозрынки уже прошли свои долгосрочные минимумы». Многолетний цикл падения цен, который начался в 2011-2012 годах, скорее всего, завершился.
– Экспортные цены высоки, курс рубля снижается, новые контракты на поставки заключались достаточно активно. Это означает, что как минимум ближайший месяц мы будем видеть и весьма высокие темпы экспорта. В августе их можно предварительно оценить в районе 5 млн тонн, – резюмировал Андрей Сизов.
Южные порты переваливают и за себя, и за пол России
Основным способом доставки зерна в порты для последующей отправки зарубежным покупателям по-прежнему остается железная дорога. И данный тип перевозки второй год подряд продолжает демонстрировать стабильный и даже рекордный рост.По данным АО «Русагротранс», с октября 2017-го по январь 2018-го экспортные отгрузки составляли около 1,7 млн тонн в месяц (LR. в предыдущие годы – 1,1-1,5 млн тонн), к маю 2018-го они выросли до 1,9 млн тонн, а к концу июня упали до 1,35 млн тонн в месяц. Таким образом, к концу сельхозсезона 2017/18 перевозки зерна по железной дороге достигли исторически рекордного уровня в 18,8 млн тонн, улучшив результат предыдущего сезона в 1,74 раза.
– На старте нового сезона в июле 2018 года, железнодорожные перевозки вновь вышли на рекордный для данного месяца уровень: 1 144 тысяч против 551 тысячи тонн в июле 2017-го. Таким образом, рост составил в 2,08 раза, – озвучил данные оперативной статистики Игорь Павенский.
Как сообщил «Логирусу» представитель РЖД, лидерами по объемам погрузки зерна за январь-июль 2018 года стали Саратовская (1,4 млн тонн, рост в 2,5 раза), Курская (1,2 млн тонн, +44,6%), Тамбовская (1 млн тонн, +93,4%) и Волгоградская (991 000 тонн, +97,5%) области. При этом наиболее позитивная динамика погрузки отмечена в таких урожайных регионах, как Оренбургская (760 000 тонн, рост в 3 раза), Самарская (447 000 тонн, рост в 2,9 раза), Ульяновская (225 700 тонн, рост в 2,8 раза), Новосибирская (408 700 тонн, рост в 2,5 раза) и Пензенская (515 000 тонн, рост в 2 раза) области. Несмотря на загруженность, никаких ограничений на отправку не вводится. По крайней мере пока.
– Со стороны ОАО «РЖД» ограничений на перевозку зерна нет, –прокомментировали в пресс-службе монополии.
До 90% всего российского зерна переваливается через южные порты Азово-Черноморского бассейна. Подтверждают это данные оперативной статистики. Так, из общего объема экспорта в январе-июле 2018-го 6,6 млн тонн отправлено через порты Юга. В частности, через Новороссийск и Туапсе. Для сравнения: всего в отчетном периоде через российские порты было отправлено 6,7 млн тонн.
В прошлом году продавали много, а в этом – выгодно
В связи с невысоким объемом общего экспорта, угрозы невывоза зерна эксперты не видят. Общая мощность российских портов, по оценкам «Русагротранса», составляет около 55 млн тонн. А опыт предыдущего года показывает, что рынок «реально недооценил возможности» портовой инфраструктуры, добавляет Андрей Сизов. Так, в прошлом сезоне за один месяц некоторые гавани переваливали и по 5,3 млн тонн. В этом сезоне вероятность достижения таких объемов ниже. Хотя в случае введения ограничений на экспорт, порты опять могут столкнуться с ажиотажным вывозом в преддверии этого события.В тоже время достаточно высокие экспортные цены на пшеницу при низком курсе рубля, вероятно, продолжат подстегивать и без того высокие темпы отправок за границу. В июле-августе поставки более чем вдвое превысили прошлогодние значения. Причем увеличение цен будет, скорее всего, долгосрочным трендом, так как мировые сельхозрынки уже прошли свои долгосрочные минимумы, полагает Андрей Сизов.
02.09.2018
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»