Киргизия: петляющий транзит
О том, какой параллельный импорт просачивается через республику, по каким маршрутам и ставкам
Виктор Гордеев корреспондент |
Киргизия – одна из тех стран, которые сейчас помогают России ввозить товары по модели параллельного импорта. Что косвенно подтверждают данные статистики. Так, в марте нынешнего года спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан заявил, что импорт товаров из Евросоюза в Киргизию вырос на 300% год к году.
В связи с этим «Логирус» решил выяснить у транспортно-логистических компаний:
- • Как Киргизия вписалась в новые цепочки поставок России?
- • Что через республику везти рискованно: могут изъять?
- • По каким маршрутам грузы идут как по маслу?
- • И к чему нужно быть готовым во время киргизского застолья?
Вникнуть в нюансы местной логистики «Логирусу» помогали:
директор компании KG-LOGISTIC
Николай Душа
директор по развитию группы компаний Transasia Logistics
Аркадий Иванов
коммерческий директор группы компаний Transasia Logistics
Валерия Савенкова
ведущий специалист по организации грузоперевозок Sky Cargo Service
Артем Мегаев
Фокус на Москву
По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, в 2022 году страна наторговала более чем на $11,8 млрд. Рост по сравнению с 2021 годом составил 1,4 раза. При этом почти 30% или $3,4 млрд внешнеторгового оборота Киргизии сформировано за счет торговли с Россией.Более того, по данным платформы «Trend Economy», в 2022 году РФ занимала самую большую долю в экспорте товаров из Киргизии – 44% или $963 млн. Для сравнения: у расположившего на второй строчке Казахстана доля в 2 раза меньше – 20% или $438 млн.
Вместе с тем на долю Киргизии приходится на более 4% общей суммы товарооборота России с остальными странами ЕАЭС, который в 2022 году составил порядка 80 млрд рублей.
– Производство в Киргизии развито слабо, поэтому экспортных поставок в чистом виде из республики идет немного. Данное направление актуально в основном для транзитных грузов, – отметила коммерческий директор компании Transasia Logistics Валерия Савенкова.
Внимание на дорогу
Общая протяженность дорожной сети Киргизии составляет 34 тыс. км, из них на трассы международного значения приходится всего около 4 тыс. км.Более того, только 38% дорожной сети общего пользования в стране имеет твердое покрытие. Но даже они находятся в удручающем состоянии: ямы, выбоины и т.д., рассказали опрошенные «Логирусом» перевозчики. Но, вместе с тем, согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской республики, дорожная сеть обеспечивает до 96% грузовых перевозок в стране.
Автоперевозки из Киргизии в Россию идут напрямую через Казахстан, с которым у республики 5 погранпереходов: «Мерке – Сыпатай Батыр», «Каркыра – Кеген», «Ак-Жол – Кордай», «Ак-Тилек – Карасу» и «Чалдыбар – Айша Биби». Наиболее востребованными для грузоперевозок являются последние два.
– Время прохождения границы редко занимает более суток, – рассказал «Логирусу» директор компании KG-LOGISTIC Николай Душа.
Однако транзит через Казахстан сопряжен с риском досмотров, добавили в Transasia Logistics. Так как с 1 апреля в этой стране ужесточили контроль за торговым оборотом с Россией. В стране, в частности, ввели обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) в торговле со странами ЕАЭС.
При проверке на границе перевозчика потребуют предъявить следующий пакет документов: номер СНТ, CMR1, доверенность, реестр грузов и копии накладных (экспедиторских расписок).
Источник Logirus, представляющий транспортную компанию, оперирующую в Казахстане, отметил, что в зоне риска при досмотре – грузы, находящиеся под санкциями ЕС и США. К ним относятся чипы, оптическое оборудование, промышленное оборудование и т.д.
– По факту, сейчас запрещено провозить в Россию даже холодильники и электронную аппаратуру с чипами, поскольку все это относится к продукции двойного назначения. Если обнаружат санкционный груз – авто поставят на склад временного хранения, выпишут штраф и оформят протокол изъятия, – предупредил собеседник «Логируса».
Размер штрафа сейчас составляет $1 тыс. за каждую товарную позицию в накладной.
– Таможенная очистка груза не помогает. Если машина едет в направлении России, и при досмотре станет понятно, что груз предназначен для российского получателя, его все равно изымут независимо от того, на кого он оформлен, – предупредил эксперт.
По данным участников рынка, стоимость фрахта стандартной фуры грузоподъемностью 20 тонн из Бишкека в Москву составляет около $3 тыс. или порядка 220-230 тыс. рублей. Доставка в центральную часть России занимает от 4 до 6 суток, до Москвы – около недели.
Узкофюзеляжные авиавозможности
В Киргизии действуют пять международных аэропортов – Каракол, Иссык-Куль, Баткен, Ош и столичный Манас. Воздушно-грузовой центр есть только в последнем из них. Он может одновременно осуществлять погрузку и разгрузку двух судов типа Boeing 747-400, АН-124 или ИЛ-76. Терминал способен обрабатывать до 100 тыс. тонн грузов в год, на складе временного хранения есть морозильные и холодильные установки, а также отдельные камеры для хранения особо ценных и специфических грузов.«Аэрофлот» летает из Киргизии в РФ ежедневно, «Уральские авиалинии» – дважды в неделю. Самолеты этих авиакомпаний доставляют грузы в Москву и Екатеринбург. Транзитный срок – до 3 дней.
По словам ведущего специалиста по организации грузоперевозок Sky Cargo Service Артема Мегаева, аэропорт в Манасе может принять любые самолеты, но летают в основном узкофюзеляжные. Это связано с небольшими объемами грузов, доставляемых в Киргизию.
– Обычно самолетом в Россию везут высокомаржинальные грузы, для которых стоимость фрахта не перекрывает рентабельность перевозки. Таковыми можно, например, считать груз, состоящий из 15-20 кг запчастей стоимостью €30-40 тыс., – пояснил директор КG-LOGISTIC Николай Душа.
Эту же информацию подтвердили и в Transasia Logistics. По словам экспертов компании, максимальный размер паллет, которые принимаются на борт «Аэрофлота», составляет 148*148*110 см. Это накладывает дополнительные ограничения на доставку крупногабаритных грузов.
– В ОАЭ, откуда тоже летают узкофюзеляжные самолеты, у нас однажды не приняли на борт промышленный станок. Он не прошел в проем самолета, – привел пример Николай Душа.
Широкофюзеляжный самолет A350 компании «Аэрофлот» выполняет рейсы только между Москвой и Бишкеком, добавил Артем Мегаев. Периодичность рейсов – 1 раз в неделю. Тариф на доставку из Бишкека в Москву составляет в среднем $4-5 за кг, из Москвы в Бишкек – $2-3 за кг.
Поезд в никуда
Железнодорожная сеть в Киргизии мало востребована. На нее приходится лишь 3% грузооборота в стране. Ветки часто тупиковые, а степень изношенности подвижного состава очень высока.– Кроме того, стоимость перевозки по железной дороге сопоставима со стоимостью доставки автомобилем, а сроки – значительно больше: доставка груза в центральную часть России займет до двух недель. Поэтому данный вид транспорта используется в гораздо меньшей степени и для перевозки массовых грузов, – отметил директор по развитию в группе компаний Transasia Logistics Аркадий Иванов.
Директор КG-LOGISTIC Николай Душа добавил, что для железнодорожных перевозок в Киргизии не хватает вагонов, полувагонов и платформ для контейнеров, несмотря на то что их парк в последние годы обновляется.
На Кыргызской железной дороге действуют пять железнодорожных погранпереходов на границе с Узбекистаном, и один – на границе с Казахстаном (на станции «Луговая»), до которого поезд из Бишкека доезжает за сутки. Смена колеи при пересечении границы не требуется. Кроме того, на нескольких станциях по пути в Казахстан – «Бишкек-1», «Аламедин», «Кант», «Токмак», «Кара-Балта» – есть склады временного хранения.
– С учетом текущего объема грузоперевозок складских мощностей вполне достаточно, а в случае необходимости их можно достаточно быстро нарастить, – считает Николай Душа.
Один из значимых перспективных совместных проектов Пекина и Бишкека - строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Общая протяженность маршрута составит 454 км, из которых 280 км – по территории Кыргызстана. Планируемая железнодорожная ветка откроет выход Кыргызстана к Каспийскому морю. К июню 2023 года специалисты планируют заверить технико-экономическое обоснование нового маршрута, создаваемого в рамках инициативы «Один пояс – Один путь».
Доставка в почтовом вагоне грузопассажирского поезда стоит порядка 55 руб. за килограмм. Что касается грузовых поездов, то, по словам Николая Души, с отправкой есть ряд сложностей, поскольку российские компании в этом сегменте не работают.
Перед отправкой груза в Россию по железной дороге необходимо подготовить план согласования перевозки через Казахстан и оформить заявку на перевозку грузов (форма ГУ-12).
– В графе «Получатель» в документах обычно указывают грузовой терминал на территории РФ. Кроме того, поскольку Киргизия входит в Таможенный союз, при пересечении границы товар будет фиксироваться налоговым органом, поэтому потребуется подготовить справку о косвенных налогах из России для таможенных органов Киргизии, – пояснили в Transasia Logistics.
Транзитные пути-дороги
На сегодняшний день российские компании редко организуют транзит через территорию Киргизии. Гораздо чаще бизнес использует другую модель.– Товары ввозятся через таможенный режим «Импорт 40», позволяющий использовать товары на территории стран ЕАЭС. Это означает, что товар прибывает на киргизского импортера, сделка закрывается импортной декларацией, и далее товар может продаваться в любую страну, входящую в Союз, – объяснили в Transasia Logistics.
Кроме того, выполнить параллельный импорт можно как путем фактического ввоза товара на территорию дружественной страны для дальнейшей поставки в пункт назначения, так и просто продав товар «на бумаге» – если поставщик готов к такой схеме, и у него есть надежные каналы поставок грузов в Россию.
Каналы транспортировки грузов в Киргизию налажены как из Европы, так и из стран, помогающих России с поставками по модели параллельного импорта – Турции и Арабских Эмиратов через территорию Ирана.
Оформить авиадоставку груза на резидента в Киргизии, по словам участников рынка, очень просто. Но из ОАЭ в республику летают только узкофюзеляжные самолеты B737 авиакомпании Fly Dubai. Стоимость фрахта – $5 за кг.
Кроме того, Киргизия примеряет на себя роль транзитной страны в схемах доставки грузов из Китая и Юго-Восточной Азии. Недавно главы МИД Киргизии и КНР обсуждали возможность введения безвизового режима для пересечения государственной границы дальнобойщиками обеих стран. Подобный режим действует для перевозчиков из КНР в Узбекистане: они могут находиться в стране без визы на протяжении 14 дней.
Из двух автомобильных погранпереходов на границе с КНР дела обстоят лучше на «Иркештаме», через который грузы из Китая везут в Ош и Ташкент. Эта дорога является частью исторического маршрута Великого шелкового пути.
Что касается дороги через Торугартский перевал, то она в зимнее время становится труднопроходимой из-за снегопадов и сходов лавин в этой местности.
– Вообще, если говорить про китайское направление, то дорога гораздо лучше на границе с Казахстаном, где находится погранпереход «Хоргос». Но именно из-за этого там скапливаются большие очереди, и машины иногда могут стоять по 2 недели, – предупредил Николай Душа.
Авиадоставка грузов из США и Европы в Киргизию осуществляется только транзитом через Стамбул. На этом направлении есть широкофюзеляжные и узкофюзеляжные самолеты.
– Доставка в среднем занимает 2-3 дня, в зависимости от наличия провозных мощностей. Примерная стоимость фрахта – $7-10 долларов за кг, по состоянию на 19 мая, – рассказал Артем Мегаев.
С автодоставкой из Европы есть сложности. Так, чтобы избежать проблем с европейскими дозволами, товары перегружают на киргизские авто в странах Прибалтики.
– Как правило, перегрузочным хабом служит Литва. Таким образом мы доставляем грузы из Германии, Австрии, Польши, – пояснил Николай Душа. – Как правило, стоимость перегруза уже включена в тариф. У нас один таможенный терминал в Бишкеке, и все грузы консолидировано доставляются туда.
Стоимость FTL-доставки составляет €8-10,5 тыс., сборных грузов – около €10 тыс., независимо от загрузки фуры, добавил эксперт.
– Если проблем на погранпереходах нет, доставка из Вильнюса в Бишкек занимает около трех недель, – резюмировал собеседник «Логируса».
НДС не для всех
Как и в случае с другими странами ЕАЭС, при растаможивании груза в Киргизии выдается не декларация, а специальный отчетный документ, пояснили в Российском экспортном центре.Российский импортер должен заполнить в электронном виде статистическую форму, утвержденную постановлением Правительства РФ №891 от 19.06.2020 и передать ее в таможенные органы через личный кабинет участника ВЭД.
Экспортеры стран ЕАЭС при совершении сделок между компаниями освобождаются от уплаты налогов и акцизов, однако для применения льготного режима им необходимо в течение полугода с момента отгрузки товара предоставить в налоговые органы страны-продавца пакет документов, в который входят договор купли-продажи, банковские выписки и транспортные документы, подтверждающие факт перевозки.
Ставка НДС в Киргизии составляет 12%. Однако она не распространяется на товары, ввезенные в Киргизию из третьих стран, поскольку в этом случае НДС уплачивается уже при таможенном оформлении. Эту сумму получателю в Киргизии вернут после того, как российская сторона оплатит «импортный НДС» у себя и пришлет подтверждающие документы.
Если товар произведен вне территории Таможенного союза, лучше заранее уточнить у продавца ставки пошлин и особенности оформления, а также получить полный комплект документов, подтверждающих, что груз прошел таможенную очистку.
Расчет по-киргизски
Международные банковские переводы в Киргизию и из нее идут 2-3 дня, рассказали участники рынка. Основной объем платежей осуществляется в валюте, однако есть возможность рассчитываться в рублях и даже в юанях.Из России в Киргизию чаще всего платежи делаются в рублях, в стране нет ограничений на оплату в национальных валютах, добавила коммерческий директор компании Transasia Logistics Валерия Савенкова. При расчетах между этими двумя странами оплата занимает от 1 до 3 дней.
Среди местных банков перевозчики выделяют «Кыргызкоммерцбанк», Capital Bank и «Оптима банк». Из российских банков сопровождение контрактов в Киргизии осуществляет, в частности, «Газпромбанк».
Тонкости восточного характера
Киргизия – небольшая страна с населением около 7 млн жителей. Это светское государство, которое активно развивает экономические и деловые связи, поэтому все условности бизнес-этикета соблюдаются независимо от гендерного состава делегаций. Вместе с тем, благодаря восточному менталитету киргизы высоко ценят неформальное общение, и именно оно может сыграть ключевую роль во время переговоров.Опрошенные «Логирусом» эксперты выделили ряд нюансов, которые стоит учесть для того, чтобы выстроить долгосрочное и продуктивное деловое сотрудничество в этой стране:
- 1. Киргизия – восточная страна. Здесь ценятся договоренности, но нужны личный контакт и взаимопонимание. Тогда партнер для вас многое сделает.
- 2. Бизнес-переговоры обязательно состоят из офисной «торжественной части» и неформального общения, которое зачастую является даже более важным этапом. Договариваться о встрече оптимально примерно за две недели.
- 3. Неформальная часть, как правило, проходит в ресторане, но бывают и клубы по интересам. Если погода позволяет, лучше выехать на природу. Такой формат общения очень помогает провести переговоры продуктивно. Летом можно поехать в горы и посмотреть на красивые ущелья и юрты, зимой популярен горнолыжный спорт.
- 4. Особо важным гостям подают конину – это считается знаком наивысшего уважения.
- 5. В неформальной обстановке мужчины общаются между собой в меру своего воспитания, а с женщинами предпочтительнее держаться немного на расстоянии.
- 6. В качестве подарков бизнес-партнеры из Киргизии вполне охотно принимают сувениры. Но лучше всего, если подарки связаны с общими ценностями двух компаний. Киргизы же придают своим подаркам большое символическое значение, поэтому могут подарить руководителю из России национальный головной убор из войлока или плетку «камча» как символ управления.
1Транспортный документ, который подтверждает наличие договора об автодорожной перевозке грузов.
Тэги: Киргизия, транзит, грузоперевозки, таможенное оформление, пункты пропуска, Аркадий Иванов, Артем Мегаев
24.05.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»