Цифровые кораблекрушения

О том, почему некоторые IT-проекты в логистике «идут ко дну» вскоре после запуска

Александр Тысячников Александр Тысячников,
член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций, преподаватель МГИМО




«Добрый день, уважаемые читатели «Логируса»! В своей публикации я хотел бы осветить вопрос «цифровизации» с не совсем привычного ракурса. В частности, обратить ваше внимание на то, что столь популярная сейчас диджитализация не всегда является панацеей, решающей все проблемы транспортно-логистических компаний. Напротив, довольно часто планы по внедрению цифровых сервисов терпят фиаско, и я попробую объяснить почему.

Топ-3 оглушительных «цифровых провалов»

Цифровизация экономики и отдельных отраслей, в том числе транспортной – одна из самых обсуждаемых тем последних лет. IT-технологии вот уже более трех десятков лет являются ключевым инструментом диджитализации. Однако до сих пор нет четкого понимания, к чему нужно стремиться и каким должен быть конечный итог цифровизации.

Более того, до сих пор нет четкого определения самого понятия «цифровизация». Из 80 человек 70 дадут разные определения. Например, личный кабинет – это цифровизация? А мобильное приложение в телефоне?

Плюсы и минусы цифровизации для транспортных компаний

Обычно цифровизация касается не только внутренней, но и внешней среды компании, а также затрагивает множество аспектов. Однако, зачастую, на практике цифровой трансформации подвергаются лишь отдельные бизнес-процессы организации. Например, обработка заявок на перевозку, переход на электронный документооборот, внедрение различных телематических систем для контроля расхода топлива и так далее.

Подробнее о том, какие существуют варианты оптимизации топливных расходов при магистральных грузоперевозка читайте в статье «Курс» цифровой экономии топлива».

При этом количество удачных экспериментов по цифровизации равно или незначительно превышает число неудачных попыток. И тому множество примеров. Приведу в пример лишь самые знаковые из них.

1. Youship

Онлайн-проект, ориентированный на грузовладельцев из малого и среднего бизнеса, который в первой половине нулевых запустил крупнейший в мире линейный оператор – Maersk Line. Во многом данный сервис был похож на привычные системы бронирования мест на пассажирских авиарейсах. В частности, в режиме реального времени экспедиторы и грузовладельцы имели возможность получить точную информацию о стоимости перевозки (предлагались лишь простейшие маршруты «порт – порт»), наличии мест на судах и расписании. Оплату перевозки можно было осуществить при помощи платежной карты, причем чем ближе к дате отхода судна, тем выше фрахтовая ставка, и, соответственно, наоборот. Но сервис не получил поддержки у грузовладельцев и экспедиторов, и работа была приостановлена. Система не вызывала доверия, и перевозчики продолжили взаимодействие с владельцами судов напрямую.

2. Global Slot Network

Проект представлял собой электронную площадку, через которую можно было продавать слоты на грузовых кораблях. В частности, судоходные компании заключали соглашения об обмене грузовыми местами. Через систему также можно было обмениваться информацией: один оператор в результате мог поставить груз на свободные места у другого оператора. Однако этот проект также потерпел фиаско, ведь судоходные компании так и не смогли договориться о сотрудничестве. Сервис не пользовался популярностью и работа была оперативно завершена. Сейчас о нем многие уже не вспоминают.

3. Greybox

Проект изначально был направлен на решение одной из основных проблем, с которой сталкиваются судоходные компании каждый день. Речь идет о необходимости управления контейнерным парком. Чтобы порожнее оборудование направлялось туда, где на него есть спрос, контейнеры нужно доставить оттуда, где на них, наоборот, спрос ниже предложения. Несмотря на перспективность проект потерпел крах, так как судоходные и лизинговые компании не смогли синхронизировать свои контейнерные парки и создать единый пул контейнерного оборудования.

Уберизация рынка морских грузовых перевозок оказалась непростым процессом. Ничего общего с рынком такси, который успешно захватили агрегаторы, здесь нет. Мне кажется, что разработчикам нужно думать не только о том, как создать удобный с точки зрения функционала сервис, но и как вызвать доверие участников рынка. Ведь многие грузоотправители готовы реализовывать проекты по отправке ценных грузов, стоимостью в десятки миллионов рублей, только с проверенными годами контрагентами.

Война стандартов

По данным (ист.) «Газпромбанк Автолизинг», общая доля российских компаний, подключенных к какому-либо оператору электронного документооборота (ЭДО), в 2020 году составляла 78%. Переход на ЭДО на транспорте открывает широкий круг возможностей для бизнеса. В том числе, передачу онлайн-коносаментов1, букинг-нот2, манифестов, авианакладных, грузовых таможенных деклараций и так далее. Казалось бы, выгода очевидна.

В действительности, все не так просто. Корпоративные информационные системы и каналы передачи коммерческой информации в рамках ЭДО остаются уязвимыми перед хакерскими атаками. Так, в 2017 году серверы и компьютеры одной из крупнейших транспортно-логистических групп в мире – A.P. Moeller (диверсифицированный конгломерат, работающий в сфере судоходства, нефтегазовой промышленности, судостроения, розничной торговли, информационных технологий и других отраслях) подверглись хакерской атаке. В результате работа группы была практически парализована на несколько месяцев.

Именно поэтому сегодня стоит все же сохранить часть дублирующих функций в формате классического бумажного документооборота. Хотя бы на некоторое время. Это позволит избежать подобных ситуаций в будущем. При этом перечень дублируемых операций должен определяться менеджментом компаний, исходя из потребностей операционной деятельности.

Мешают полноценному внедрению глобального электронного документооборота сегодня также требования, предъявляемые таможенными службами, налоговыми ведомствами и другими регуляторами. Например, в большинстве стран Латинской Америки для проведения таможенного оформления импортируемых товаров требуется предоставление оригинального коносамента, а формат морской накладной не допускается. В России при импорте товаров, подлежащих фитосанитарному контролю, нужна отметка Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, которая ставится на бумажную версию коносамента. Также оригинальные транспортные и товаросопроводительные документы необходимы при аккредитивной3 форме расчета. В этих случаях цифровизация не нужна, и таких примеров можно привести много. Поэтому говорить о масштабной и полноценной цифровизации на транспорте в современных условиях пока достаточно сложно и преждевременно.

В качестве подтверждения своего тезиса приведу в пример опыт Европы и Северной Америки, которые попытались упорядочить работу с цифровыми документами. В результате были выработаны два стандарта:

  • • n UN/ECE GTD1 – разработан Экономической комиссией ООН для Европы и определяет правила документооборота для европейских государств.

  • • n ANSI ASC X12 – разработан Комитетом по стандартизации X12 для использования в странах Северной Америки.

Однако эксперимент не удался, и в 1982 году Европейская экономическая комиссия перешла на единый протокол UN/EDIFACT4 (LR. аббревиатура от Electronic Data Interchange for Administration of Commerce and Transport). По этому стандарту, электронное сообщение состоит из элементов данных, сегментов и «конвертов». Речь идет о непосредственных данных, таких как наименование отправителя, юридический адрес, цена, номер заказа и так далее. Каждый элемент данных характеризуется типом (дата, текст, цифры), минимальной и максимальной длиной, единицей измерения (к примеру, штуки, тонны, код валюты и т.п.). Элементы данных логически группируются в сегменты, в совокупности предоставляя полную информацию, например, о датах судозахода и грузе на борту, информацию о грузоотправителе и грузополучателе, составе товаров в заказе и так далее.

Платформенная модель общения: судоходная компания – порт – грузовой агент – экспедитор

Однако быстрое развитие электронных технологий заставило отказаться и от этого стандарта. В результате, в середине 1990-х годов был разработан новый протокол: EDIFACT over Internet (EDIINT). Он описывает, как передавать EDI-транзакции5 посредством протоколов безопасной электронной почты. Затем на его основе пришлось создавать и другие стандарты.

Наша электронная Russia

В России цифровая трансформация ряда сегментов логистики отстает от общемировых темпов. Например, это касается железных дорог. Так, например, во многих европейских странах накладная для перевозки железнодорожным и морским транспортом – это единый документ. В России такой системы нет.

Кроме того, для РФ характерна замкнутость корпоративных информационных систем. Например, электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» от РЖД. Она подразумевает, что есть компьютер клиента, и компьютер РЖД. Они связаны друг с другом, но больше ни с чем. Между тем создание единой информационной системы для транспортной отрасли – это перспективный проект. Подобное электронное взаимодействие активно развивается в европейских странах. Например, между портами (стивидорными компаниями), судоходными компаниями и экспедиторами.

Для того, чтобы стал возможен процесс обмена коммерческими данными между корпоративными сетями, в Европе были разработаны два формата:

1. Формат «Direct method». Он предполагает передачу коммерческой информации напрямую от корпоративного или персонального компьютера к аналогичному компьютеру получателя информации. Данный формат применялся в первые годы масштабной цифровизации коммерческих процессов: в начале и середине 90-х годов прошлого века.

2. Формат VAN (LR. аббревиатура от англ. Value Added Network). Это защищенная сеть для обмена документами в формате EDI между деловыми партнерами. Ее особенность заключается в том, что первоначально информация отправляется на сервер провайдера, где она накапливается и хранится, и уже на следующем этапе передается обозначенному получателю. Специализированные сети строятся с возможностью роста и добавления новых участников по мере расширения коммерческих отношений. Принцип работы VAN-сетей был позаимствован у почтовой службы: вы передаете свое письмо на почту, там оно обрабатывается, сортируется и доставляется получателю по тому адресу, который указан на конверте.

Один из наиболее удачных примеров работы VAN-сетей – система автоматизации электронного документооборота, действующая в немецком порту Гамбург и известная как DAKOSY

Один из наиболее удачных примеров работы VAN-сетей – система автоматизации электронного документооборота, действующая в немецком порту Гамбург и известная как DAKOSY. Эта система предоставляет сервис электронного обмена данными для всех участников логистических операций в порту: экспедиторы, таможенные органы, стивидоры, железнодорожные операторы и автоперевозчики, контейнерные депо и поклажедатели. Тридцать лет назад, когда стандартов электронного обмена документами фактически не было, перед разработчиками системы стояла задача предоставить услуги обработки электронных сообщений одному из важнейших секторов экономики Германии и сегодня эта система предоставляет такие услуги в международном стандартизированном формате, охватывая всех участников цепи поставок.

DAKOSY постоянно совершенствуется. Одно из направлений – присоединение к ней таможенных органов стран, грузовладельцы которых используют для доставки порт Гамбург. К системе на данный момент уже подключены таможни Австрии, Швейцарии, Бельгии и Нидерландов. Вполне допустимо, что в среднесрочной перспективе к ней присоединятся и другие страны, к примеру, Италия и Франция, а также представители Скандинавии, что обусловлено продолжающейся интеграцией транспортных систем в рамках ЕС.

Другой успешный пример VAN-сетей – система Automated Commercial Environment (ACE), разработанная погранично-таможенной службой США. Через ACE экспортеры и импортеры могут задекларировать товар, а органы контроля – проверить законность ввоза и вывоза грузов. В России таких систем, к сожалению, пока нет.

В заключение, хотелось бы порекомендовать топ-менеджерам транспортно-логистических компаний перед тем, как внедрять цифровые сервисы, задать себе 3 простых вопроса:

1. Нужны ли мне цифровые сервисы?

Например, российский экспедитор заключает контракт с иностранным покупателем. Форма расчетов – аккредитив. Однако, когда экспортер получил деньги, в банк для отчетности он должен принести оригинал документов, а не цифровые аналоги. Внедрять цифровой документооборот в данном случае компании ни к чему.

2. Будут ли мои партнеры пользоваться запущенным цифровым сервисом?

Сервис может появиться, однако он будет жить сам по себе, а бизнес-процессы идти сами по себе. И причин, почему так происходит, может быть много: начиная от непродуманного интерфейса и заканчивая недоверием к новому продукту.

3. Сможет ли новый IT-продукт обеспечить кибербезопасность данных?

Сервис может быть идеальным для пользователей, однако, если он упадет после первой же кибератаки, доверие к нему будет безвозвратно подорвано».


1Коносамент – это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара.
2Букинг-нот (запись о закреплении груза) – это предварительная заявка грузовладельца о бронировании на судне места для определенного груза.
3Аккредитив – это, прежде всего расчетный документ, который определяет обязательство банка (банк-эмитент) по поручению клиента (плательщика) произвести платежи в пользу получателя средств (контрагента плательщика) по предъявлении последним документов.
4ЭДИФАКТ (от англ. EDIFACT, аббревиатура от Electronic Data Interchange forAdministration, Commerce and Transport, русск. «Электронный обмен данными для администрации, торговли и транспорта») — это система стандартов, разработанных под эгидой ООН, предназначенная для технической реализации процедур электронного обмена данными.
5EDI (от англ. Electronic data interchange – «электронный обмен данными») – это передача структурированной цифровой информации между организациями, основанная на определенных стандартами и конвенциями регламентах и форматах передаваемых сообщений.

Тэги: цифровизация, транспорт, технологии, ЭДО
24.06.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх