Платформа платформе – рознь: IT-путь деревянной логистики

Лесопромышленный холдинг Segezha Group о том, как быть, когда 19 региональным предприятиям необходима центральное управление логистикой

Алексей Артемов Алексей Артемов
руководитель отдела автомобильных перевозок Дирекции по логистике ООО «УК «Сегежа групп»




Добрый день, коллеги! Меня зовут Алексей Артемов, я работаю в одном из крупнейших российских лесопромышленных холдингов России и мира с полным циклом лесозаготовки и глубокой переработки древесины – Segezha Group. Например, мы производим мешочную бумагу, бумагу для упаковки товара, березовую фанеру, пиломатериалы, балки, древесноволокнистые плиты и многое другое. Сейчас география представительств Группы охватывает 11 государств, а продукция реализуется в 100 странах.

В «Сегежа» я работаю с 2017 года на должности руководителя отдела автомобильных перевозок компании.

Прежде всего, нам требовалось объединить логистику пяти основных заводов в трех областях: Кировской, Вологодской и Карелии. Суммарный объем перевозок составлял порядка 10 000 доставок в год, как по территории России, так и по Европе. Каждое предприятие имело своего логиста и занималось поиском водителей и организацией перевозок самостоятельно. И, конечно, из-за этого возникали значительные проблемы: каждый логист на предприятии выбирал транспортного подрядчика по собственным, ведомым только ему критериям.

Поэтому предстояло настроить прозрачность тарифов, единую форму отчетности, в общем, разработать единую стратегию закупок. Плюс ко всему, из-за отсутствия четкого графика и оперативной информации, у заводских ворот собирались огромные очереди из фур, охранники бегали и искали нужную машину, чтобы пригласить на погрузку. В это время водителям приходилось ждать, пока заказ подготовят и погрузят на пандус. Из-за такого подхода транспортные компании выбивались из графика. И в результате стали закладывать в тариф дополнительно от 100 до 250 евро по каждой перевозке.

Итак, нам предстояло настроить прослеживаемость цепи поставок, структуру закупки транспортных услуг и также оптимизировать процессы загрузки/разгрузки на производственных складах и площадках. Чтобы реализовать это, мы решили оптимизировать свою логистику с помощью ИТ-технологий, настроив единую систему «прозрачной» логистики. Было очевидно, что для решения проблем нужна специализированная логистическая платформа, которую мы и решили закупить.

Сегодня расскажу, как проходил наш путь IT-оптимизации логистики и какие шаги мы сделали навстречу ему.

Шаг 1. Процесс выбора и неоправданные ожидания

Изначально мы решили попробовать оптимизировать процессы через неспециализированный портал для электронных торгов, но наших ожиданий он не оправдал и мы стали искать провайдеров, заточенных на технологиях в логистике. Мы остановились на решении российского разработчика, оперативно внедрили проект с минимальными доработками. Процесс начался.

Поначалу часть перевозчиков боялись переходить на площадку, опасаясь, что процесс усложнится. Спустя некоторое время их сомнения оправдались. Система могла неожиданно «зависнуть» на полчаса. В дальнейшем мы и сами столкнулись с такой проблемой: площадка могла не работать какое-то время.

А теперь представьте себе: у нас около 40 отправлений в день и беспрерывно идет процесс обработки маршрутов, взаимодействие по подбору тарифов. Если IT-платформа приостанавливает работу хотя бы на полчаса, это автоматически блокирует отгрузки. В итоге информацию, поступающую от завода к перевозчику уже сложно назвать оперативной.

Второй вопрос, который возник у нас при работе – форма отчетностей. Стандартная форма не соответствовала потребностям нашего производства. Мы предложили доработать. Но
разработка и добавлений новых полей каждый раз занимало от 3 месяцев до полугода. Количество пожеланий росло, а их реализация оттягивалась все больше и больше. Кроме того, в перспективе мы хотели запустить электронную очередь на погрузку/разгрузку, но у поставщика не было готового решения для этой задачи. В итоге, мы приняли решение сменить подрядчика.

Шаг 2. Эффективная стратегия закупки

Несмотря на сложности и все сбои работы системы, мы «вкусили» эффективность подбора перевозчиков на онлайн-платформе и смогли оптимизировать закупку транспортных услуг на 8%.

«Транспортные компании выбивались из графика и в результате стали закладывать в тариф дополнительно от 100 до 250 евро по каждой перевозке».



Итак, мы перешли к поиску нового сервиса, начали этап закупок. Чтобы не совершать ошибки прошлого, определили для себя одним из основных критериев оценку эффективности решения. Как оценить стабильность системы? Оказалось, это сделать объективно совсем непросто.

Изначально все поставщики уверяли: никаких сбоев, все работает как часы. Но обжигаться уже не хотелось, хотелось максимальной эффективности.

Собрав все пожелания и отобрав лучшие практики, мы разработали техническое задание, каждый пункт которого выразили в денежном и временном эквиваленте.

Основных требований к новой онлайн-платформе было три:
  • • стабильность работы,

  • • исчерпывающая оперативная информация,

  • • конструктор отчетов «под себя».

Платформа также должна была поддерживать несколько иностранных языков, поскольку нам было важно привлечь партнеров-перевозчиков для экспорта продукции в Европу.

Отправляя техническое задание, мы просили демонстрацию реальных кейсов. Реакция была интересная. На словах «всё есть, всё можем», а на практике реальных кейсов у многих не оказалось.

«На словах "всё есть, всё можем", а на практике реальных кейсов у многих не оказалось».


Свои требования мы направили и в Transporeon. На переговорах нам продемонстрировали функционал системы. Затем опробовали тестовую версию в режиме онлайн, все работало стабильно. Изучили отзывы, референс-лист и реальные кейсы.

Для того, что максимально оптимизировать закупку транспортных услуг, нам предложили комбинировать взаимодействие с перевозчиками: работать как на краткосрочной основе, в режиме аукционов, так и на долгосрочных контрактах.

Аукцион подходит, когда мы тестируем новые маршруты, долгосрочное партнерство – на регулярных отправках «Сегежа Групп». 80% наших объемов мы стараемся покрыть через контрактные поставки, чтобы получить лучшие тарифы и гарантии. Остальные 20% выставляем на аукцион.

Аукционы по различным направлениям и маршрутам регулярно проводятся на платформе Ticontract, решении Transporeon для поиска поставщиков транспортных услуг и управления тарифами. На ней перевозчики с заключенными договорами делают свои предложения, мы выбираем лучшую цену, с учетом гарантий компании и предыдущей статистики нашего взаимодействия.

При этом перевозчикам гарантируется предоставление определенных объемов. Но доступ к системе закрытый.

Чтобы компания могла принять участие в аукционе и ее предложение было принято нужно следующее:
  • 1. Пройти процедуру квалификации, где учитываются уровень безопасности, возможностей, тарифов и прочие параметры.

  • 2. Подписать договор.

  • 3. Получить приглашение на площадку.

  • 4. Предложить релевантную цену на аукционе.

Если перевозчик проявляет себя как стабильный партнер на регулярных отправлениях, и есть значимый объем – выходим на долгосрочную закупку.

По итогам работы по комбинированной модели, мы нарастили эффективность закупки транспортных услуг по некоторым направлениям до 30%.

Шаг 3. Упорядочить работу с экспортом

Ровно половина продукции «Сегежа Групп» отправляется на экспорт. Это и бумага, и продукты деревообработки, и мешки. Плюс у нас 8 заводов в Европе, куда также требуется регулярно отправлять комплектующие для финального производства продукта.

Нам было необходимо объединить взаимодействие как с российскими, так и с зарубежными перевозчиками на единой платформе. Как я уже сказал, англоязычная поддержка в данном аспекте очень помогла.

«Например, если грузовик на экспорт стоял на погрузке свыше нормативного времени, более 48 часов, транспортники обозначали стоимость за простой от 100 до 300 евро».


Мы каждый раз теряли немалые деньги за счет простоев, особенно по экспортным направлениям.

Шаг 4. Вытащить пробку со склада

Еще несколько лет назад наше утро начиналось с огромной очереди у завода, грузовики скапливались у ворот. Охранникам приходилось ходить между машинами, искать нужную, чтобы пригласить на погрузку. А когда машина наконец подъезжала – возникала встречная проблема – заказ не готов был к отгрузке.

В итоге многие перевозчики стали сообщать, что приезжая на погрузку, они выбиваются из нормативного времени. Поэтому изначально закладывают в тариф дополнительно от 100 до 250 евро по каждой перевозке.

«Итоги в цифрах выглядят так: у нас был норматив на погрузку 48 часов. Теперь это 24 часа. Но по факту, машина чаще всего грузиться за 12 часов».


Чтобы исключить значительные финансовые потери, мы внедрили модуль управления временными окнами от Transporeon. Он позволяет управлять свободными и забронированными временными окнами на складе. Предусматривается расписание, в котором перевозчик может сам букировать время и четко знает, когда нужно приехать на склад. А специалисты на отгрузке к этому времени уже готовят груз, и он стоит на пандусе.

Итоги в цифрах выглядят так: у нас был норматив на погрузку 48 часов. Теперь это 24 часа. Но по факту, машина чаще всего грузится за 12 часов.

Шаг 5. Подсчитать победы

Вкратце опишу, как мы решили наши задачи по оптимизации транспортной логистики с помощью платформы Transporeon.

Информация в режиме реального времени

Теперь мы видим в режиме онлайн всю цепочку логистики с момента принятия заказа. Наблюдаем за движением в пути, приездом перевозчика, поступлением документов. Также есть возможность следить за тем, сколько перевозчик стоит на погрузке, каким образом происходит отгрузка. При возникновении проблем, компании сообщают о них с помощью системы статусов. Вся информация – под нашим контролем.

Прощание с очередями

Модуль бронирования окон решил проблему с очередями у ворот. Сейчас машина приезжает по графику и начинает грузиться. Перевозчики стали подтверждать наши заявки более охотно, так как получили хорошие отзывы от водителей.

Комплексные закупки — признак мастерства

80% наших отправок происходит на основе долгосрочного сотрудничества, 20% с помощью системы аукционов. За счет аукционов мы видим актуальную рыночную цену и получаем лучшие тарифы. Сейчас перевозчики сами предлагают партнерство, их привлекают наши объемы на долгосрочных контрактах.

Ни дня без экспорта

С помощью сервиса Transporeon мы интегрировали российских и иностранных перевозчиков на единую площадку. Теперь можем отслеживать в режиме онлайн не только внутрироссийскую логистику, но и ВЭД.

Шаг 6. Окно в логистику Европы

В дальнейшем мы планируем доработать наши процессы управления логистикой на базе Transporeon. Это полная интеграция площадки с ERP-системой нашей компании: автоматизация с момента формирования заказа до его исполнения, получения всех документов и закрытие заказа.

«Что изменилось? Появился опыт и уверенность в логистической платформе и верности выбранного пути».


Перед нами также стоит задача интеграции всех заводов в Европе на базе единой системы. В итоге логистика всех производственных площадок будет отслеживаться в одном месте.

Что изменилось? Появился опыт и уверенность в логистической платформе и верности выбранного пути.

Тэги: Транспореон, Сегежа Групп, IT-решения, управление логистикой, экспорт, временные окна
06.03.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх