Молочные реки маркировки
Платформа для маркировки молочной продукции: как настроить и не разориться на оборудовании
Дмитрий Филатов директор по развитию InStock Technologies |
С 1 сентября стартует второй этап маркировки молочной продукции. Теперь наносить коды необходимо будет на товары, сроком годности более 40 суток. А с 1 июня уже действует обязательная маркировка для сыра и мороженного.
Штраф в размере 50 – 300 тыс. рублей ждет юридических лиц за продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки. Также предусмотрена уголовная ответственность до 6 лет лишения свободы за производство, хранение, перевозку, сбыт с поддельными кодами маркировки. Санкции начнут действовать с 1 декабря 2021 года.
По ранее озвученным данным Союзмолоко, в первый год российской молочной отрасли придется потратить 61,3 млрд рублей на переоборудование производства, связанное с маркировкой. В дальнейшем ежегодные затраты составят не менее 34 млрд рублей.
Сейчас задача производителей — выбрать оборудование для маркировки, интегрировать IT-решение для обмена информацией с «Честным знаком», а также протестировать и отладить эту интеграцию.
• Какой должна быть IT-платформа для маркировки молочной продукции?
• Каким товарам заказан путь в типографию, а для каких достаточно этикеток?
• Почему у мороженого лишь один путь маркировки?
• Каким образом организовать учет продуктов и не разориться на оборудовании?
• А также, как подготовиться к поштучной маркировке?
Не кодом единым
В начале осени к маркировке молочной продукции присоединяются производители еще 22 товарных подгрупп, таких как молоко, сливки, кефир и так далее.Многие уже выбрали и установили оборудование. Теперь предстоит определиться с интегратором решения по обмену информацией с «Честным знаком». От того, как будет выстроен процесс интеграции и насколько удобно работать с IT-решением в итоге зависит скорость, процент ошибок и эффективность работы в целом. Поэтому подробнее остановимся на методах печати и нанесения кодов.
Первое, что важно отметить – недостаточно просто напечатать коды на продукцию. Нужно дополнить данными о дате производства, ветеринарном сертификате (если требуется) и другими, а затем отправить в Государственную информационную систему мониторинга товаров. Вручную эти данные внести невозможно, это займет слишком много времени с учетом объемов производства. Используется программное обеспечение, такое, как например, InStockФГИС. С помощью системы пользователь запрашивает коды, управляет данными для печати, получает отчет о нанесении и вводе в оборот.
Рассмотрим основные шаги по маркировки молочной продукции.
Шаг 1. Три пути к печати
Первая задача — отчитаться о выпущенных кодах. Агрегировать в короба пока не требуется.
Коды заказываются заранее, до начала производства. Оператор выбирает товар и количество контрольно-идентификационных знаков. В ГИС МТ передается информация о способах печати и нанесения, а также другие данные. Далее два варианта. Либо ПО получает коды и отслеживает дату окончания срока их действия: 30 дней до отчета о нанесении. Либо коды отправляются для печати в типографию. А программное обеспечение только регистрирует факт заказа.
Можно выделить три основных метода печати и нанесения кодов. Выбор зависит от задачи, типа товара и от того, как организована линия:
1. Прямая печать. Каждый код печатается перед нанесением на упаковку. Механизм работает так: оператор создает в IT-системе производственное задание на линию. Выбирается линия, товар и его количество.
Также перед началом нужно внести информацию о партии и дате производства. Для ГИС МТ нужна связь кода с ветсертификатом, который будет выпущен на партию продукции. По партии и произойдет связь кода и ветсертификата.
Второй параметр — дата. Он контролируется ГИС МТ для каждого кода. Задача оператора, в том числе и InStockФГИС, рассчитать срок годности продукции от этой даты. Правила срока годности для продукции с короткими и длинными интервалами отличаются. Затем необходимо направить все данные в систему мониторинга.
Следующий этап — оператор подтверждает, что задание запущено в работу. IT-система производителя отправляет коды маркировки для печати и нанесения. Они выбираются автоматически из свободного запаса. В этом случае система точно знает, какие коды маркировки отправляются в оборудование для нанесения, что затем помогает при учете.
Прямая печать подходит при больших объемах производства и для многих категорий продукции с твердой упаковкой, таких как молоко, кефир, сметана и других.
2. Этикетирование. В этом случае нужно сначала отправить на печать коды, объединив их общим номером рулона. В итоге часть кодов будут связаны с номерами рулонов, а часть останется свободными. Этикетки наносятся на производственной линии. Перед началом производства, оператор готовит задание и запускает его в работу.
Этикетирование подходит для продукции с твердой или мягкой упаковкой. Его часто выбирают компании при небольших объемах производства. Причина — не требуется устанавливать конвейер-аппликатор или струйный принтер, что снижает расходы на оборудование.
3. Печать через сервис-провайдера (то есть типографию). Модель работает так: типография получает из ГИС МТ коды маркировки, печатает их и делает разбивку на рулоны. Далее информация о кодах отправляется в ГИС МТ. Затем рулоны передаются типографией заказчику.
На следующем этапе подключается оператор, который получает из ГИС МТ информацию о кодах маркировки в рулоне, включая их последовательность и дату печати. От этой даты будет отчитываться срок жизни кодов: 360 дней. При этом оператор также перед началом производства формирует задание и запускает в работу.
Есть категории молочной продукции, для которых подойдет только маркировка в типографии из-за мягкой упаковки. Это, например, мороженое.
Шаг 2. Коды по осени считают
На этом этапе нужно зафиксировать, какие коды нанесены на продукцию, а какие отправлены в брак. Есть два подхода к организации этого процесса.
Первый: поставить на производственной линии оборудование, чтобы автоматически считывать каждый код маркировки. Это требует серьезных инвестиций, но результат — высокая скорость обработки.
Второй способ — использовать функционал программного обеспечения, терминал сбора данных. Механизм работает так. Программа узнает информацию о последовательности кодов, которые напечатаны одним из вышеизложенных способов. Каждый код имеет свою последовательность.
Далее считывается первый и последний код из серии готовой продукции, которая выходит из конвейера. Получается, система уже определила последовательность и точно знает, какие номера кодов были между первым и последним. И не нужно высчитывать каждую единицу товара, которая выходит из конвейера.
Шаг 3. Вперед в оборот
Если продукция не подлежит учету в системе «Меркурий», то отчет о вводе в оборот в ГИС МТ можно отправлять сразу после производства вслед за данными о нанесении. Но необходимо дождаться выпуска ветсертификата. Данные вносятся вручную или загружаются в ПО из внешней системы.
Шаг 4. На пороге агрегации
С 1 декабря 2023 года стартует поштучный учет молочной продукции сроком годности более 40 суток. Это значит, что потребуется выполнить агрегацию штук в короба и коробов в палеты, что изменит механизм работы. На каждом коробе/палете должен быть нанесен уникальный код. Далее в ГИС МТ передается информация, какие коды маркировки в каких коробах размещены, а также какие короба размещены в каких палетах.
Первое, что предстоит сделать — агрегировать штучные коды маркировки в коды коробов. Это возможно выполнить только на производстве. Если продукция в жестких упаковках, например молоко, можно поставить автоматизированную линию, которая считывает коды с штук перед упаковкой на конвейере, либо послойно в коробе.
Продукцию в мягкой упаковке вероятнее всего необходимо будет считывать «вручную», вооружившись терминалом сбора данных. В этом случае на ТСД устанавливается либо отдельное ПО, либо можно подключиться к ПО онлайн, через такую систему как, например, InStock ФГИС.
Далее необходима агрегация коробов в палеты. Если короба на палете можно расположить без «колодцев», то есть штрихкодами наружу, агрегация выполняется на производстве или на складе с помощью WMS-системы. Например, один из клиентов InStock Technologies, производитель мороженого заранее предусмотрел этот момент и закупил короба, устанавливаемые на палет, «без колодцев». В итоге товар приходит на склад, с разных сторон считываются штрихкоды. И короба оперативно агрегируются в палеты.
Если «колодцев» на палете не избежать, то агрегацию нужно выполнять на производстве «в ручном режиме» с терминалом сбора данных.
Важно отметить, что при установке коробов на палеты оператору нужно сканировать код каждого короба.
После того, как продукция агрегирована, в модуле IT-системы появляется палет с кодами маркировки каждой единицы товара и коробов в целом. И затем товар вводится в оборот с ГИС МТ.
Далее необходимо отследить, как перемещаются палеты на склад готовой продукции, и что именно отгружается клиентам. Затем сообщить сведения об отгрузке в ГИС МТ через оператора ЭДО. Эти функции решает система управления складом (WMS), которая является фундаментом всех бизнес-процессов на складе.
Три правила на пути
Резюмируя, обозначим три ключевых правила, на которые необходимо ориентироваться при выборе IT-решения для маркировки.
1. Выбирать решение с учетом всего комплекса задачи по маркировке до полного ее запуска. Так, несмотря на то, что обязательно агрегация товара станет только в 2023 году, необходимо уже сейчас определить, сможет ли система обеспечить данный механизм.
2. Обращать внимание на особенности оборудования для маркировки и возможность интеграции с ним. Стандартов интеграции нет. ПО должно иметь возможность встраиваться в работу с разными оборудованием.
3. Выбирать решение гибкое и настраиваемое. Бизнес-процессы маркировки определены только предварительно и периодически меняются. Преимуществом решения будет возможность его гибкой самостоятельной перенастройки.
Материал подготовлен совместно с компанией InStock Technologies
Тэги: маркировка, молочная продукция, печать кодов, InStock Technologies, IT-система
10.08.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»