Маркировка «под каблуком»: практическое руководство для «логистов-экспериментаторов»
О том, почему «пометить» русские валенки – это одно, забугорные лоферы – другое, а казахские ичиги – вообще третье Марина Сергученкова |
До старта обязательной маркировки осталось не так долго. Пилот, стартовавший 1 июня этого года, закончится 30 июня 2019-го. Следовательно, пора готовить ботинки к новелле.
На время эксперимента маркировка обуви, ввозимой или производимой на территории РФ, пионерам-первопроходцам ничего не будет стоить. Потом придется раскошелиться. По предварительным подсчетам Центра перспективных технологий (ЦРПТ), себестоимость заказа, изготовления и нанесения одной «электронной метки» составит от 1,5 до 2 рублей. И это при условии, что за генерацию кода ЦРПТ будет брать не более 50 копеек.
Стать участником эксперимента может любой желающий. Однако на данный момент успешно прошли регистрацию в системе лишь 12 юридических лиц, входящих в состав так называемой «проектно-экспертной группы». В их числе представители компаний-импортеров, производители, оптовики и розничные сети. Создана и утверждена данная группа была еще в конце 2017-го Минпромторгом. На их базе оператор системы маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) – до конца сентября планирует завершить тестирование выпуска кодов. После чего в октябре, но это опять же дата не окончательная, откроется регистрация в системе для «всех желающих». Пока же они через форму на сайте честныйзнак.рф могут лишь оставить заявку, подтвердив свое желание стать частью эксперимента. Обязательной маркировка тапочек, лофферов и сапожек станет не раньше января 2019-го.
Разрешат ли маркировать импортную обувь на складах временного хранения или придется переправлять коды изготовителям за границу? Чем ботинки из ЕАЭС отличаются от китайских? По чем DataMatrix для народа и причем во всей этой истории логисты? С помощью экспертов «Логирус» попытался ответить на эти и другие вопросы, составив практическое руководство для «пионеров» цифровой маркировки. В этом нам помогали:
Руководитель проекта «Легкая промышленность» Центра развития перспективных технологий
Вера Волкова
Федеральная таможенная служба РФ
Директор по маркетингу логистической компании AKFA, участвующей в пилотном проекте по маркировке
Андрей Просвирин
Кандидат экономических наук, эксперт в сфере стратегической логистики
Вячеслав Белобжецкий
Что в пикселях тебе моих
Первостепенный вопрос – это из чего, собственно, будет состоять код DataMatrix, который и будет использоваться для обувной маркировки. И ответ на него важен любому участнику системы маркировки, который столкнется с необходимостью его самостоятельной генерации или заказа в ЦРПТ. Логистические компании – не исключение.Итак, первая группа данных DataMatrix – 14-значный GTIN (LR. от англ. Global Trade Item Number). Это международный код маркировки и учета логистических единиц, предложенный для замены американского UPC и европейского EAN . Используется в электронных каталогах и информационных системах. Его выдачей занимается компания GS1, которая имеет представительство в России. Однако сразу оговоримся: услуги ее не бесплатны. Чтобы стать членом ассоциации придется заплатить однократный вступительный взнос в размере 25 000 рублей. А ежегодная пролонгация обойдется еще в 15 000 рублей.
После оформления членства в ассоциации, можно заказывать GTIN, который и станет основой будущего DataMatrix. Для этого участник пилота должен передать в GS1 следующие сведения о товаре:
- Модель производителя.
- Страна производства.
- Вид обуви.
- Вид материала, использована для изготовления верха обуви.
- Вид материала, использована для изготовления подкладки обуви.
- Вид материала, использована для изготовления низа обуви.
- Материал подошвы.
- Бренд (торговая марка).
- ИНН российского производителя или импортера.
- Цвет.
- Размер.
- Наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).
Вторая группа данных – индивидуальный серийный номер. Он может быть «сгенерирован» либо оператором системы, либо учетной системой самого участника эксперимента. Состоит номер из 13 символов буквенно-цифровой последовательности. Присваивается он конкретно каждой паре и служит ее уникальным идентификатором.
Третья группа – первые четыре символа кода ТН ВЭД ЕАЭС. Он позволяет понять, какой именно товар отмаркирован: обувь, медикаменты или сигареты. И заключительная четвертая группа данных – код проверки, который генерируется только ЦРПТ на основании криптографических технологий. Это своего рода «электронная подпись» к каждому DataMatrix, которая позволяет контролировать выбытие товара на онлайн-кассе.
Таким образом, общая длина кода маркировки составляет 123 знака, которые «зашифровываются» в код DataMatrix. Из них так называемой «человекочитаемой частью» является всего 31 символ. На этикетке он печатается непосредственно под DataMatrix в качестве «подстраховки». Поясним. Если в магазине на кассе двухмерный штрихкод считать не удастся, продавец сможет вручную «вбить» в систему 31-значный код, тем самым зафиксировав факт выбытия товара из оборота.
Себестоимость заказа, изготовления и нанесения DataMatrix на одну единицу товара, по прогнозам ЦРПТ, будет составлять от 1,5 до 2 рублей. В период проведения пилота, коды участникам эксперимента ЦРПТ предоставит бесплатно. После введения обязательной маркировки их стоимость составит 50 копеек за штуку.
DataMatrix с доставкой
Как мы уже писали выше, «код проверки», на основании которого участники пилота смогут самостоятельно сгенерировать весь код DataMatrix, можно заказать только в ЦРПТ. Для этого необходимо подать заявление об изготовлении и выдаче. Согласно «Методическим рекомендациям для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405», утвержденным Минпромторгом 3 сентября этого года, оно должно содержать следующую информацию:- Наименование участника оборота товара.
- ИНН участника оборота товара.
- Код ТН ВЭД ЕАЭС.
- Способ выпуска товаров в оборот на территории РФ: ввезен в РФ или произведен на ее территории.
- Количество средств идентификации или кодов проверки, подлежащих изготовлению.
- Реквизиты заключенного с оператором системы договора.
- Вид средства идентификации: печатаемый – для метода кодирования; клеевой, навесной – для метода этикетирования.
- GTIN в объеме, достаточном для формирования кода маркировки.
- Уникальный идентификатор товара, в случае формирования его участником эксперимента.
- Вид маркировки: каким образом планируется нанести средство идентификации – на потребительскую упаковку, на товар, на товарный ярлык.
- Способ получения изготовленных средств идентификации: самостоятельное получение, их доставка по указанному в заявлении адресу получения или получение в иных организациях.
Затем ЦРПТ в течение пяти рабочих дней может рассматривать поступившее от участника эксперимента заявление. И в случае его одобрения, еще пять дней изготавливать сам код проверки или цифровой макет этикетки, или саму этикетку. В зависимости от того, каков был заказ.
Как зашел, так и выйди… из системы
Место нанесения кода маркировки пока строго не регламентировано. На время проведения эксперимента участники вольны выбирать сами. Это может быть либо потребительская упаковка, либо товарный ярлык, либо сама пара обуви.Гораздо важнее, как ввести и вывести свой товар из оборота. Для производителей обуви «рождением товара в системе» считается момент, когда «товар сошел с конвейера, для него запрошен код маркировки, и в систему предоставлена информация об использовании кода», поясняет руководитель проекта «Легкая промышленность» ЦРПТ Вера Волкова. К таким сведениям, в частности, относятся следующие данные:
- Дата производства.
- ИНН участника оборота товаров.
- 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС.
- Уникальные идентификаторы товаров или уникальные идентификаторы транспортной упаковки товаров.
- Вид маркировки.
- Тип производственного заказа: собственное производство, производство товара по договору.
- ИНН собственника: в случае производства товара по договору.
- Вид документа, подтверждающий соответствие товара: сертификат соответствия, или декларация соответствия, или отказное письмо).
- Номер и дату документа.
– Далее на каждом этапе товаропроводящей цепи обеспечивается подача сведений о движении товара в систему через личный кабинет участника рынка или через имеющиеся учетные системы. Информационная система маркировки и прослеживаемости будет иметь интерфейс, который можно будет максимально комфортно интегрировать с текущими
Для таможни и пара из ЕАЭС «иностранцы»
Для импортеров ввод товара в оборот начитается с момента пересечения границы. При этом нанесение кода осуществляется до помещения товара под таможенные процедуры.Если груз ввозится с территории государства члена ЕАЭС, то по существующим на данный момент рекомендациям, замаркировать товар нужно до пересечения границы России.
– Участниками оборота считаются только налоговые резиденты РФ. В связи с этим если компания, являясь, например, белорусским производителем, имеет на территории РФ аккредитованное представительство или филиал с российским ИНН, то они могут и должны самостоятельно заказывать коды маркировки и передавать их в точку производства, – привела пример Вера Волкова. – Там они будут нанесены на продукцию, после чего та может быть импортирована в РФ.
Если же компания не имеет российской «дочки», то ее продукция, пусть и произведенная на территории ЕАЭС, будет маркироваться как импорт.
По словам руководителя проекта «Легкая промышленность» ЦРПТ, выводом товара из оборота может считаться:
- Продажа товара потребителю в магазине через онлайн-кассу, формирование фискального чека с кодом маркировки, передача в систему данных о выбытии из товарооборота.
- Использование в производственной деятельности на предприятии. Продавец спецобуви передает товары и пакет документов покупателю. Происходит приемка товаров и передача подписанного пакета документов о получении товара продавцу, после чего осуществляется вывод товара из оборота продавцом.
- При экспорте товар выводится из оборота после пересечения границы РФ, пройдя все необходимые таможенные процедуры.
Немаркированным проезд через границу воспрещен
При маркировке импорта возможны две схемы. Первой, по мнению ЦРПТ, будет пользоваться большинство компаний. Участник эксперимента подает заявку на изготовление кода с указанием, что тот предназначается для обуви, приобретаемой за рубежом. После его получения, DataMatrix может быть передан производителю в виде макета или уже отпечатанной этикетки для последующего нанесения.Если же за границу необходимо передать код в виде буквенно-цифровой последовательности, то придется воспользоваться услугами Центров этикетирования и маркировки (ЦЭМ). По словам Волковой, ЦЭМ авторизована оператором национальной системы маркировки и прослеживаемости для производства этикеток с предварительно нанесенными средствами идентификации по запросам производителей или импортеров товаров. Однако на данный момент ни одного такого за пределами РФ не открыто. И конкретных дат их появления пока не озвучивает ни Минпромторг, ни сам ЦРПТ.
По словам директора по маркетингу логистической компании AKFA Андрея Просвирина, «на вооружении лучше было бы иметь обе схемы». Кроме того, ранее обсуждалась возможность маркировки на складах временного хранения, добавляет эксперт. Однако и ФТС, и ЦРПТ выступали против этого варианта. Но окончательное решение еще не принято.
Как пояснили «Логирусу» в ФТС России, функции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в частности, таможни как участника эксперимента, до сих пор не определены. Но на основании ранее проведенного пилота по меховым изделиям, реализация процедуры контроля за маркированными товарами происходит следующим образом.
– Проверка маркированных товаров идентификационными знаками осуществляется с использованием информации, находящейся в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов и системы маркировки товаров. С помощью комплектов мобильных считывателей, либо визуально по идентификационному знаку на товаре осуществляется сверка и сопоставление сведений, имеющихся на ярлыках продукции, с информацией, указанной в декларации. К таким данным относятся наименование и вид товара, страна изготовления, производитель, бренд, номер декларации соответствия, – отметили в ФТС России.
Результатом контрольных мероприятий, проводимых на этапе после выпуска товаров, станет подтверждение законности или незаконности нахождения обувной продукции в обороте на внутреннем рынке РФ, резюмировали в ведомстве.
Ложка издержек в бочку меда
О плюсах маркировки в целом, и маркировки обуви в частности, охотно и много говорят и в Минпромторге, и в ЦРПТ. Так, например, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин оценил совокупный эффект для государства и участников рынка при переходе на маркировку и прослеживаемость в 1 трлн рублей в годовом исчислении.В то же время реализация подобного проекта потребует от бизнеса дополнительных вложений, рассуждает кандидат экономических наук, эксперт в сфере стратегической логистики Вячеслав Белобжецкий. Во-первых, необходимо учитывать стоимость на покупку самого кода. Во-вторых, затраты на получение GTIN. В-третьих, издержки на отправку кодов за границу производителям. Еще один немаловажный момент – сканирование кодов.
– Потребуется унификация техники и программного обеспечения, которое считывало бы эту единую метку. И возможность считывания должна быть по умолчанию в любой точке, куда попала эта условная коробка: будь это таможня, пункт продажи или, допустим, склад, где необходимо укомплектовать заказ в какой-то конкретный магазин, – обращает внимание эксперт.
Но если говорить с точки зрения потребителя и добросовестных участников обувного рынка: «Нельзя экономить за счет того, что ты нечестен», убежден собеседник «Логируса». С этой позиции маркировка – повышение цивилизованности рынка и создание здоровой среды, в которой все равны. А дальше уже будет работать реальная логистика: у кого она налажена, тот и будет иметь преимущества, полагает Вячеслав Белобжецкий.
Директор по маркетингу логистической компании AKFA, участвующей в пилотном проекте по маркировке, Андрей Просвирин видит и другие сложности. Например, в силу своей специфики, большинство логистических компаний работает с различными видами товаров. Возможно, что часть или все они будут иметь различные системы маркировки. Так, для импорта меховых изделий использовали RFID-метку, а для обуви планируют применять DataMatrix. Если для каждого типа кода потребуется специализированное оборудование, это выльется в серьезные дополнительные расходы, резюмирует эксперт.
Кроме того, отрасль до сих пор не понимает придется ли маркировать образцы, ввозимые для сертификации. Официальных разъяснений на этот счет пока не было, отмечает Андрей Просвирин. Еще две насущные проблемы без ответа: как помешать недобросовестным компаниям выдать «свежий» товар за остатки, и как как быть с возвратом обуви без «меток», ввезенных в РФ до внедрения системы маркировки.
Возможно, ответы на эти и другие вопросы будут найдены «опытным путем» во время проведения пилота, старт которому был дан 1 июня этого года. Однако пока доступ в него для широкого круга желающих закрыт «по техническим причинам». Открыт он будет в октябре. И логистические компании наравне с другими участниками отрасли смогут присоединиться к эксперименту. Для того чтобы потренироваться импортировать обувь по новым правилам, научиться при необходимости «помечать» остатки на складах и договариваться с заграничными поставщиками о маркировке товаров за пределами РФ.
А пока Вы будете присоединяться, мы с удовольствием понаблюдаем за этим.
03.10.2018
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»