Кладовщики в законе
О том, к чему может привести погоня за низкими тарифами при аутсорсинге персонала
Роман Цибульников эксперт в области складской логистики |
«Добрый день, коллеги. Меня зовут Роман Цибульников, имею опыт работы в области складской логистики на руководящих должностях в международных и российских компаниях более 23 лет. Из них 10 лет управляю операциями компании OUTLOG, оказывающей услуги аутсорсинга внутрискладских и производственных операций для разных компаний-заказчиков, в том числе логистических, производственных, ритейла. И, так сказать, принимал непосредственное участие в эволюции аутсорсинга персонала в России.
Сейчас на рынке сформировался стойкий кадровый дефицит, вызванный оттоком персонала из стран СНГ из-за пандемии. На те позиции, которые исторически «закрывались» с помощью выходцев из этих государств, привлекают россиян. Но таким образом всю потребность рынка логистики в линейном персонале удовлетворить не получается.
По нашим оценкам, дефицит персонала у компаний-заказчиков услуг аутсорсинга персонала составляет от 25% до 35%, а у стремительно развивающихся – до 50%. При этом доля собственных «линейных» складских сотрудников в штате компаний-заказчиков невысока – всего порядка 20%. В то время как доля привлеченного – 80%.
- • К чему может привести погоня за недорогим складским персоналом?
- • Кто дешевле: собственный кадр или привлеченный?
- • И как оформить отношения с аутсорсинговой компанией, чтобы ФНС «носа не подточила»?
«Ручной» сервис
Сегодня аутсорсинговые компании предоставляют заказчику не просто складской персонал. Они оказывают комплексные услуги. Например, если несколько лет назад компания-заказчик услуг делала заявку на предоставление определенного количества человек, то сегодня, в основном, заказчик делает заявку на выполнение определенного объема операций. Это могут быть такие задачи как комплектация коробов, перемещение паллет, разгрузка контейнеров и другие. Такое изменение в требованиях заказчика приводит к необходимости улучшать качество оказываемых услуг, контролировать, обучать и координировать действия сотрудников аутсорсинговой компании силами бригадиров.Задача бригадиров – управлять на складе аутсорсинговыми сотрудниками, чтобы те соблюдали внутренний распорядок на объекте, правильно использовали складскую технику и выполняли нормативы. При этом у нанятого через аутсорсинговую компанию персонала должны быть медицинские книжки, права на управление складской техникой, спецодежда и так далее.
Кроме того, работу бригадиров и линейного персонала должен контролировать менеджер от аутсорсинговой компании, который находится на постоянной связи с заказчиком, участвует в планерках и производственных совещаниях. Одним словом, знает все о складе и его потребностях.
Таким образом, аутсорсинговые компании сейчас – это, по факту, сервисные компании, которые специализируются на оказании складских операций на объекте заказчика. Однако модели работы с заказчиками отличаются, в зависимости от того, как оформлены трудовые отношения с аутсорсинговым персоналом.
Последнее обстоятельство кардинальным образом влияет на тарифы на оказание услуг. Полностью оформленный «в белую» аутсорсинговый персонал обходится в среднем на 25-35% дороже.
Ценовая развилка
На данный момент соотношение собственного и привлеченного складского персонала в среднем на рынке составляет 20% на 80%, как мы ранее отмечали. Это связано с тем, что логистические компании связаны со своими клиентами «длинными контактами». При этом ни для кого не секрет, что фонд оплаты труда составляет львиную долю в структуре тарифа. И для того, чтобы не пересматривать условия заключенных годовых контрактов, логистические компании стремятся минимизировать издержки на персонал за счет аутсорсинга. Но тут должен оговориться: на аутсорсе привлекают только линейный складской персонал. Это грузчики, комплектовщики, водители складской техники, кладовщики, упаковщики, стикеровщики и другие сотрудники.В связи с вышеобозначенными причинами логисты активно прибегают к услугам аутсорсинговых компаний и зачастую не одной. При этом существует три основных варианта сотрудничества аутсорсинговой компании с заказчиком.
Первый я условно назвал «минимальный тариф». Он предполагает, что у аутсорсинговой компании официально в штате минимум сотрудников: от 3-х до 5-ти. Все остальные привлечены в рамках субподряда. Они демпингуют рынок, предлагая заказчикам минимальный тариф. Для понимания, приведу порядок цифр. Речь идет о стоимости услуг комплектовщика в 250-270 рублей без НДС за нормо-час или 230-250 рублей – за услуги грузчика или упаковщика.
Однако ФНС все активнее вычисляет компании, уклоняющиеся от уплаты зарплатных налогов (LR. страховые взносы в Пенсионный фонд и ФСС, больничных, отпускных и т.д.) в полном объеме, и привлекает к ответственности. Следовательно, и заказчики, работая с подобными компаниями, подвергаются дополнительном налоговым рискам. Так как в случае проведения камеральной проверки сделки с подобными контрагентами признаются фиктивными и ФНС требует доплатить НДС, налог на прибыль и штраф.
Плюс у логистической компании могут возникнуть проблемы с банком, который заблокирует счет не только аутсорсинговой компании, но и у ее контрагентов.
Вторая схема сотрудничества предполагает, что аутсорсинговая компания весь свой персонал оформляет в штат на основании гражданско-правовых договоров, но на минимальную оплату труда. Риски ниже, но они все-таки есть.
Третья схема предполагает работу аутсорсинговой компании со 100-процентным соблюдением российского законодательства. Все сотрудники оформлены в штат. Все зарплаты начисляются «в белую» в полном объеме. Следовательно, выше и предлагаемые заказчикам тарифы: в среднем на 35-45% по сравнению с первой схемой, при которой используется «минимальный тариф». Однако данная схема полностью исключает налоговые риски при использовании аутсорсинга.
Кадровые рекомендации
Государство взяло курс на цифровую экономику и «обеление» рынка. А Федеральная налоговая служба все эффективнее мониторит бизнес-процессы компаний, направляя запросы и организуя проверки все более адресно, персонализировано. Так, согласно приказу «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы», одна из ключевых целей ведомства — обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.В связи с чем хочу дать Вам несколько советов.
Совет #1 Составляя годовой бюджет закладывайте и бюджет на аутсорсинговую компанию с учетом всех возможных рисков. Под рисками я подразумеваю выплату штрафов ФНС и миграционной службе, которая обнаружит у вас на складе не оформленного работника из Киргизии, например, а также расходы на поиск другой аутсорсинговой компании.
Совет #2 Заранее предусмотрите в бюджете дополнительные расходы на привлечение дополнительного аутсорсинговой персонала в пиковые периоды. Как правило, в высокий сезон тарифы поднимаются в среднем на 15-25%.
Совет #3 Проведите тщательную документарную проверку аутсорсинговой компании до подписания договора. Запросите отчеты по уплате НДС и отчет по 6-НДФЛ, который отражает, сколько в действительности компания платит зарплатных налогов. Маленькая ложь рождает большое недоверие.
Совет #4 Предъявляйте единые требования и к собственному персоналу, и аутсорсинговому. Ведь если условия труда и его оплаты будут несправедливыми, то нанятые линейные сотрудники могут дать негативную обратную связь о последнем месте работы в своем профессиональном сообществе. Что сделает найм других сотрудников на проект затруднительным.
Тэги: аутсорсинг, кадры, линейный персонал, налоговые риски, ФНС, OUTLOG
18.08.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»