Говорит и показывает: логистика прямого эфира
О том, как «поставить на колеса» съемочный процесс в режиме 24/7
Алексей Орлов руководитель отдела транспортного обеспечения «Национальный спортивный телеканал» |
«Приветствую, коллеги, зовут меня Алексей Орлов. В транспортном бизнесе я с 2004 года, на руководящих должностях – с 2006-го. Но самое интересное началось после того, как 5 лет назад я пришел работать на спортивный телеканал «Матч ТВ».
Все мы смотрим телевизор и принимаем за само собой разумеющийся факт то, что можем насладиться в прямом эфире Олимпиадой, биатлоном, футбольным или хоккейным матчем. Достаточно просто щелкнуть кнопку. Проще простого. Но мало кто задумывается о том, какова она – логистика прямого эфира?
На первый взгляд – ничего особенного. Какая разница, что возить – товары народного потребления или съемочную группу с оборудованием? Но с учетом того, что у меня есть опыт работы и в традиционной логистике, и в телевизионной, могу сказать с полной уверенностью – разница глобальная.
В стандартной B2C или B2B доставке есть плановость и заранее известные маршруты. На телевидении все твои планы меняются ежедневно в режиме 24/7. И даже вечером мы не можем с уверенностью сказать, в какую сторону нашей необъятной Родины отправимся завтра утром. Поэтому делать логистику приходится в режиме реального времени «в ручном режиме». Потому что, наша маршрутизация не поддается автоматизации существующими на рынке решениями. Мы как-то попробовали, но, когда загрузили в программу все исходные условия по маршрутам и срокам, получили ответ из разряда: «Данное действие невозможно выполнить в связи с тем, что заданные условия не выполнимы».
Однако то, что кажется не под силу программному комплексу, каждый день мы «вручную» планируем с коллегами. К слову, в моем отделе, включая меня, – всего три человека, отвечающих за логистику. Наша сфера ответственности – доставка людей и техники к месту трансляций. Бывает, что на одно мероприятие приходится отправлять до трех групп водителей. Стандартная доставка у нас – «в восемь рук». Поясню. К месту трансляции, если речь идет о дальних переездах более 600 км, снаряжается минимум 2 машины. Во вспомогательной находятся оборудование, камеры, кабели, во второй расположен сам телевизионный комплекс. В каждой машине по экипажу из двух водителей, которые сменяют друг друга согласно действующим требованиям режима труда и отдыха. Отсюда и название – «доставка в восемь рук».
В нашем автопарке есть полный спектр машин: от легковых до 38-тонников, в которых располагаются полностью оборудованные телевизионные комплексы. По маркам – это Mercedes-Benz, но если мы посмотрим по VIN-номеру, то программа выдаст, что это Maybach. Из отечественного – только легкотоннажная прицепная техника, но на немецком шасси. При этом 80% авто – это спецзаказы, собранные в единичном экземпляре. Они особенные. Часть наших седельных тягачей с ультранизким шасси: клиренс1 у них всего 15 см, как на легковом автомобиле.
Это требуется для того, чтобы максимально укомплектовать прицепы всем необходимым оборудованием для трансляции. Так как они представляют собой полноценные передвижные телевизионные студии. Но при низком клиренсе высота прицепа достигает 4 метров. Таким образом, мы «подгоняем» тягач под прицеп. В то время как все другие транспортники и логисты делают с точностью до наоборот. Средний срок ожидания поставки такой машины – от 6 месяцев. А в нынешних реалиях срок может увеличится до 12-16 месяцев Их стоимость примерно на 30-40% выше, чем обычной грузовой техники схожего класса, из-за большого количества дополнительных опций и доработок.
В автопарке «Матч ТВ» есть полный спектр машин: от легковых до 38-тонников, в которых располагаются полностью оборудованные телевизионные комплексы
Высокая стоимость и сложность ремонта накладывают отпечаток и на особенности эксплуатации. В среднем пробег телевизионной техники – около 3 000 км в месяц, а специализированной – порядка 7-10 тысяч км в месяц. Техосмотры проводятся регулярно при каждом выезде и возвращении транспорта, в нашем штате есть группа контролеров технического состояния транспортных средств, готовых в режиме 24/7 обеспечить выпуск на линию. При этом у нас есть контракты с сервисными станциями, которые в любое время готовы провести обслуживание и ремонт нашей машины вне очереди. Для этого обычно выделяется несколько бригад специалистов. Запчасти используем только оригинальные, тем самым не снижаем коэффициент готовности транспорта.
Водители у нас тоже особенные. Потому что легко загонят сложную современную большегрузную технику в театр дореволюционной постройки в центре Москвы. А он, на минуточку, строился из расчета того, что к нему максимум на карете подкатить можно. В нашей практике и такие вызовы – не редкость.
В штате водителей текучки у нас практически нет. Средний возраст сотрудников 47 лет. Но мы активно набираем молодежь. Все новички проходят испытательный срок – 3 месяца. И этого времени хватает, чтобы отсеять случайных людей. Они обычно уходят сами. И тут дело не только в профессиональных компетенциях, наличии нужной категории и так далее. На наших водителях лежит колоссальный груз ответственности, в том числе материальная. Обозначу порядок цифр для понимания. Если, условно говоря, «положить на бок» рефрижератор с пельменями, мы потеряем в совокупности не более 20 млн рублей. В эту сумму входит стоимость груза и транспорта.
А если «положить на бок» телевизионную технику, то это примерно бюджет провинциального города в России.
Еще один нюанс нашей работы – командировки, которые могут длиться от 3 дней до 5 месяцев. На примере работы МАТЧ ТВ, самая длительная и сама массовая командировка сотрудников и техники была в 2019 году, когда мы освещали Зимнюю Универсиаду в Красноярске. Тогда 98% нашей техники и сотрудников было задействовано в работе.
И несмотря на все вышеперечисленное ни я, ни мои коллеги не променяли бы работу на телевидении ни на одну другую. Ведь в обычной транспортной компании, при наличии опыта и знаний, нужно максимум два года, чтобы поставить все операционные процессы «на рельсы». Потом начинается рутина. Ты все знаешь, все можешь решить одним звонком.
На телевидении каждый день – чистый лист. Потому что в любой момент тебе могут позвонить и сказать, что машина встала, до места назначения ехать еще 700 км, а эфир уже скоро начинать. И ты за пару минут должен найти выход из ситуации.
Адреналин зашкаливает. Но по-другому уже не интересно!».
1Клиренс – это расстояние между поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля
Тэги: Матч ТВ, автомобильные грузоперевозки, маршрутизация, грузовой автопарк, кейс
27.10.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»